Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись. 4.1. Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:





4.1. Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:

– развитием местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

– началом процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;

– как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, высокой техникой, чистотой красок.

Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.

• Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила фреска. Начиная с XIV в. усложнялся ее сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усиливался психологизм изображения.

4.4. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, вышло за рамки отдельных живописных школ.

• Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 г.после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором – Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

• Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека – великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской православной церковью. Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, – икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Выводы

5.1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2. Русская культура сохранила национальный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3. Конец XIV–XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголо-татарского ига.

2. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?

3. В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их появления.

4. Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.

5. Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.

6. Согласны ли вы с утверждением, что монголо-татарское иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?

Литература

Бобров В. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.

Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1990.

История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. М, 1989. Гл. 4.

Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.







Date: 2015-12-13; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию