Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аттика в начале архаического периода
Вследствие состояния исторических источников наиболее рельефно процесс становления греческого полиса прослеживается в одной из юго‑восточной областей Средней Греции – древней Аттике, с центром в Афинах. Покрытая скалистыми горами и окруженная со всех сторон морем, Аттика была мало удобна для земледелия. Наличие в ее недрах серебра, запасов качественной глины и изобилие мрамора способствовали раннему развитию ремесла и торговли. Удобные морские гавани благоприятствовали развитию мореплавания. Первоначально население Аттики проживало в мелких поселениях, которые со временем объединились вокруг одного городского центра, расположенного у подножия высокого скалистого холма – афинского Акрополя. Дорийское вторжение мало затронуло Аттику, и в основном здесь проживало прежнее население – ионийцы и пеласги. Здесь также обосновались некоторые ахейские роды, пришедшие в область из Пелопоннеса после дорийского завоевания. В целом сложившаяся здесь к началу эпохи архаики племенная группа говорила на ионийском диалекте греческого языка. По кровнородственному признаку население Аттики делилось на четыре родовые филы, или племени. Каждая фила делилась на три фратрии, состоявшие из нескольких десятков родов. В гомеровское время населением Аттики управляли басилеи. Одному из них, легендарному герою Тезею, приписывалось объединение (синойкизм) страны вокруг города Афины. Басилеи являлись верховными правителями, жрецами, судьями и военачальниками. Как и в других греческих полисах, при басилее был совет старейшин, называвшийся в Афинах ареопагом. Согласно преданиям, Тезей разделил население на три группы: евпатридов – земельную знать, геоморов – земледельцев, демиургов – ремесленников. В течение VIII в. до н. э., по мере развития хозяйства и частной собственности, евпатриды (в переводе «происходившие от благородных отцов») начали постепенно ограничивать права басилеев. Они стали выбирать из своей среды архонтов (старейшин), к которым и переходили некоторые властные полномочия басилея (военное командование, суд), так что со временем у него остались только жреческие обязанности, а позднее должность басилея даже стала выборной. Таким образом, в начале архаического времени система управления Афинами была следующей. Царская власть уступила свое место правлению коллегии 9 архонтов – должностных лиц, избираемых ежегодно исключительно из среды евпатридов. Между ними были распределены основные функции исполнительной, военной и судебной власти, т. е. функции, принадлежавшие ранее басилею в «темные века». Возглавлялась эта коллегия ее главой – архонтом‑эпонимом, или старшим архонтом. По его имени назывался текущий год, и таким образом велось афинское летосчисление. Затем следовал архонт‑полемарх, ведавший военными делами и командовавший афинским ополчением. Архонт‑басилей – третий в коллегии, ведавший культовыми обязанностями бывших басилеев. Остальные 6 архонтов назывались архонтами‑фесмофетами и являлись хранителями древних законодательных обычаев, передававшихся устной традицией из поколения в поколение. После года пребывания в должности архонты передавали свои полномочия вновь избранным на их места из евпатридов должностным лицам, а сами автоматически становились пожизненными членами ареопага, который в архаическое время становится одним из органов власти родовой аристократии, причем самым влиятельным. Народное собрание общины, объединявшее всех ее представителей, собиралось нерегулярно и только по призыву высших должностных лиц. Решающей политической силой оно не являлось. Источники свидетельствуют, что на протяжении архаического периода положение аттического крестьянства резко ухудшалось. Все это происходило на фоне развития ремесел, становления города как политического и экономического центра сельскохозяйственной округи, появления монеты. Самым активным участником этого ускорения развития общества были евпатриды, которые, стремясь к богатству, активно участвовали и в колонизации, и в заморской торговле. Примечательно, что если в начале архаической эпохи объектами как внутреннего, так и международного обмена были только предметы роскоши, то начиная с VII в. до н. э. в торговый оборот включаются обычные товары – ткани, шерсть, металлы, керамика, рабы. Но в большей степени важен факт, что именно в это время в сферу обмена попадают продукты сельскохозяйственного производства. Это не могло не привести к росту объема товарного производства и изменению его характера из‑за значительного увеличения потребностей формирующегося рынка обмена в продукции сельского хозяйства. В Аттике начался активный процесс усиления задолженности крестьян. Появляются так называемые пелаты и шестидольники, впавшие в зависимость от аристократии и выплачивавшие ей часть своего урожая. В дальнейшем такие зависимые крестьяне превращались в неоплатных должников, попадали в долговое рабство, и как результат – следовала их продажа за пределы Аттики. Этот процесс закабаления рядового крестьянства Аттики протекал достаточно активно, благодаря тому что евпатриды обладали монополией не только на экономическую, но и на политическую и судебную власть. Аристократия до осуществления радикальных преобразований VI века до н. э. – это основная вооруженная сила общинного ополчения. Именно кавалерия, состоявшая исключительно из богатых представителей знати, являлась основной боевой силой того времени. К этому следует добавить и полное отстранение рядовых общинников Аттики от политических дел. Обострение социально‑политической обстановки в Аттике особенно ощущалось уже во второй половине VII в. до н. э. Примером может служить неудавшаяся попытка установления тирании, предпринятая афинским аристократом Килоном в 30‑х годах VII в. до н. э. Она показала отсутствие единства в правящем сословии евпатридов и шаткость традиционного порядка. А то, что демос остался в стороне от этих событий, молчаливо наблюдая борьбу верхушки за власть, очень хорошо иллюстрирует его отношение к представителям аристократической элиты. Еще одним симптомом назревавшего конфликта между демосом и аристократией стала запись устного законодательства, осуществленная архонтом Драконтом в 621 г. до н. э. Это ослабило власть родовой аристократии, которая через своих должностных лиц, носителей норм обычного, неписаного права, часто вершила суд в своих интересах. Законами Драконта отменялось ее право на кровную месть – типичный рудимент родового строя, а все карательные функции передавались ареопагу, который по‑прежнему оставался в руках евпатридов. Законы Драконта были весьма суровы. Тем не менее некоторые из них явно свидетельствовали об укоренении новых явлений в экономической жизни Афин. Так, бездеятельность граждан жестоко наказывалась, что вело к развитию их экономических возможностей. Сурово, вплоть до смертной казни, каралась кража. Последнее говорит о нарождении частнособственнических отношений и о защите труда собственников.
Date: 2015-12-13; view: 435; Нарушение авторских прав |