Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство древнего Рима





В подтверждение идеи неравномерного, пульсирующего развития культуры А. Кребер пишет: «Такой тип конфигурации представляет нам латинская культура. Она получает первый, предварительный импульс, под прямым воздействием греков, характеризующийся ярким драматическим мастерством. Он приходится на период до и после 200 г. до н. э., скажем, на 240–120 гг.

Далее следует полувековой промежуток низкого уровня развития. Затем с 70 г. до н. э. до 10 г. н. э. – пик развития, достигающий апогея в творчестве Вергилия, – это годы распада Республики и начала правления Августа. В поздние годы его правления и последующие несколько десятилетий, с 10 до 50 г. н. э., опять относительно бесплодны… Далее, со времени Нерона до правления Трояна – скажем, с 50 до 120 г., – вновь создается качественная литература» (Антология исследований культуры… С. 470). Эти три импульса Кребер называет ранним, золотым и серебряным.

«Золотой век» римского искусства (I в. до н. э. – начало I в. н. э.) – это век Лукреция, Катулла (87/84 до н. э. – ок. 54 до н. э.), Вергилия (70–19 до н. э.), Горация (65—8 до н. э.), Овидия (43 до н. э. – 17/18 н. э.). Катулл был первым латинским лирическим поэтом, дело которого продолжил Гораций сатирами и одами. «Памятник» Горация, вольно переведенный Пушкиным, выше не Александрийского столпа, воздвигнутого в Петербурге, а пирамид, не сокрушимых ни природой, ни временем. «Лучшая часть меня, – писал Гораций, – избежит похорон». Мотив бессмертия поэта (в широком смысле – творца культуры) прозвучал у Горация с непревзойденной силой, вызвавшей много подражаний. В этом же стихотворении Гораций откровенно говорит о своем собственном следовании образцам греческой поэзии. «Встав из ничтожества, первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам» (Хрестоматия по истории древнего мира… С. 262–263).

Создание единой античной художественной картины мира продолжил Вергилий, который в «Энеиде» взял отправной точкой то, чем закончил «Илиаду» Гомер – победой греков над троянцами. Часть жителей Илиона во главе с Энеем, сыном троянского царя Приама, спасается от гибели и по морю добирается до Италии. Породнившись с местным населением, они дают начало новой цивилизации. Таким образом, Вергилий наметил художественный переход от греческой к римской культуре. Затем Овидий обобщил достижения античной культуры. Его «Метаморфозы» – собрание мифов, отражающее факт существования римской империи. Встречаем в «Метаморфозах» и древнее мистическое понимание природы как имеющей сверхъестественную составляющую, например, в представлении Эхо в виде нимфы, которая от несчастной любви к Нарциссу сохнет «и одни остались лишь голос да кости. Голос живет: говорят, что кости каменьями стали» (Публий Овидий Назон. Собр. соч. Т. II. СПб., 1994. С. 65). Образ самого Нарцисса интересен не только в части критики эгоизма, а и в том смысле, что художник любит образы, которые создает, и в этом немного Нарцисс. Знаменитый шекспировский сюжет «Ромео и Джульетты» тоже есть у Овидия в рассказе о Пираме и Фисбе. Пирам, договорившись встретиться ночью с Фисбой, увидев ее обагренную кровью накидку, думает, что ее растерзал лев, и вонзает в себя кинжал, что совершает над собой потом и увидевшая его мертвым Фисба. Любовь Циклопа к нимфе Галатее, рассказанная Овидием, напоминает сказку «Аленький цветочек».

У Овидия в «Метаморфозах» соседствуют величие с наслаждением. Затем величия становится все меньше, а наслаждения, точнее стремления к нему, все больше. Вот яркий пример подмены: Эпикур, признававший самыми ценными душевные наслаждения, и римские эпикурейцы, для которых главным стало наслаждение телесное.

К «серебряному веку» принадлежат историк Тацит (58 – ок. 117), сатирик Ювенал (ок. 60 – ок. 127), автор эпиграмм Марциал (ок. 40 – ок. 104). Наконец, выделяют «бронзовый век», начавшийся с правления императора Адриана (годы правления 117–138) и к нему относится прославившийся биографиями двенадцати римских цезарей Светоний (ок. 70 – ок. 140 гг.). Литературу народов, захваченных Римом, считают древнеримской. Поэтому сюда попали и сочинения древнегреческих поэтов и писателей эпохи эллинизма, например, Лукиана (ок. 120 – ок. 190), историка Плутарха (ок. 46 – ок. 126) и др.

Постепенно в художественной литературе начинают преобладать сатирические произведения: не только Ювенал и Марциал, но и Лукиан, Апулей, Петроний. Великое трансформируется в смешное по мере упадка самой Римской империи. Именно в Древнем Риме появляется настоящая в полном смысле слова сатира. Как философия закончилась скепсисом, так искусство – сатирой, и точку поставил Лукиан. Несколько смертельных ран богам нанес Овидий, но Лукиан откровенно третирует их. На его «собрании богов» Мом говорит, что люди презирают богов из-за того, что среди них есть легкомысленный Дионис с Силеном и сатирами. Обвиняется сам Зевс за то, что обратил свой взор на смертных женщин. «Чем больше нас стало, тем сильнее увеличиваются клятвопреступления и святотатства, и справедливо поступают люди, что нас презирают», – заключает Мом (Лукиан. Избранная проза. М., 1991. С. 269). Римляне дискредитировали богов, которых взяли у греков, и приход новой религии стал неизбежен. Удар по античным представлениям был нанесен с двух сторон – со стороны философии и искусства. Боги, над которыми можно смеяться, уже не вызывают уважения.

Древнейшим произведением изобразительного искусства Рима является знаменитая бронзовая капитолийская волчица, по преданию, вскормившая Ромула и Рема и ставшая символом Вечного города. От Древнего Рима дошла и скульптура Венеры Милосской, найденная на острове Милос.

Римляне были большими любителями устраивать празднества по случаю побед полководцев – доказательство воинственности духа. Победы отмечались строительством триумфальных арок, некоторые из них сохранились до наших дней. Известным архитектурным памятником является Колизей – самый большой амфитеатр Древнего Рима на 56 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, травлю диких зверей и т. п. Наиболее значительным представителем римской архитектуры Аполлодором Дамасским в 25 г. н. э. построено крупнейшее сооружение римского зодчества – Пантеон (храм во имя всех богов). Диаметр его купола 43,2 м не имеет себе равных по величине во всей античной архитектуре. В архитектуре, пишет Данилевский, где «римляне своей аркой и куполом осмелились быть самобытными, они создали Колизей и Пантеон, стоящие на равне с лучшими произведениями греческого искусства» (Данилевский НЯ. Россия и Европа. М., 1991. С. 96).

В эпоху заката Рима, когда доминировал лозунг «хлеба и зрелищ» стало модно строить грандиозные бани. Крупнейшие из них – термы Диоклетиана и Каракаллы, построенные в начале III в. н. э. и представляющие собой в современной терминологии спортивно-оздоровительные комплексы.

В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных – любимыми римскими зрелищами, отголоском которых остается испанская коррида.

По сравнению с этими развлечениями театр отступал на второе место, а соревнования атлетов и музыкальные состязания были не более чем данью греческой моде. «Гибель Рима проистекала не от силы варваров, а от ослабления духовных основ Империи и античной культуры. Гладиатор не заменил бы трагического актера, если бы не был утрачен смысл трагедии» (Вейдле В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991. С. 277).

Из римских ученых отметим жившего в Александрии Птолемея Клавдия (ок. 90 – ок. 160), которому мы обязаны геоцентрической системой мира; отца алгебры Диофанта Александрийского (III в.); и Плиния Старшего (23–78), который в своей «Естественной истории» собрал выписки по естествознанию из всех предшествующих учений античности. Пергамский врач Гален (II в. н. э.), продолживший дело Гиппократа, пользовался огромным авторитетом в Европе вплоть до Нового времени.

Военное искусство римлян развивалось, а культура деградировала. По отношению ко всей греко-римской цивилизации Тойнби замечает: «Остановка или замедление роста эллинистической цивилизации неизменно сопровождались развитием эллинистического военного искусства» (Тойнби А. Постижение истории… С. 230).

В Древнем Риме цивилизация вышла за экологически допустимые пределы. «Чем сложнее процессы урбанизации, тем отчетливее освобождение от естественных ограничений; чем более высокоразвитым как независимая единица становится город, тем более пагубно его влияние на окружающую территорию», – писал Л. Мэмфорд (цит. по: Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982. С. 172).

Но не вырождение, проистекающее из длительного мира, не переедание, не действие сильных эпидемий и неконтролируемое и прогрессирующее истощение почвы, а вместе с ним крах сельского хозяйства – основы римской экономики – были причиной гибели империи, а катастрофа культурная. Христианство победило Древний Рим.

В римской культуре совершается переход от философии к религии. Религия возникла в недрах иной культуры, но римляне, восприняв ее, способствовали ее распространению среди покоренных народов, а затем, погибнув под ударами варварских времен, захватили их ею. Именно Римская империя дала возможность христианству стать первой поистине мировой религией.

Возможно, причиной гибели типа культуры служит внедрение в него новой отрасли, которую он не может «переварить». Это соответствует гибели экосистемы, когда в ней появляется чуждый ей вид. Если это так, то победа христианства в Римской культуре и была главной причиной распада могущественной империи. «Принятие эллинистическим миром христианства положило конец эллинистической цивилизации» (Тойнби А. Постижение истории… С. 574). Физически Рим захватил Иудею. Духовно Иудея после этого завоевания покорила Рим, да так, что вся его культурная система оказалась разрушенной, что предопределило распад империи.

Вопросы для повторения

• Каковы истоки древнеримской культуры?

• Какое влияние на ее развитие оказала греческая культура и культуры других народов?

• Какое значение имела в древнеримской культуре философия?

• Какие направления развивались в древнеримской философии и почему?

• Каковы особенности философии Сенеки?

• Каковы особенности философии Эпиктета?

• Расскажите о Марке Аврелии.

• Каковы особенности искусства Древнего Рима?

• На какие периоды оно делится?

• В чем значение «Энеиды»?

• В чем значение «Метаморфоз»?

• Расскажите об изобразительных искусствах Древнего Рима.

• Что означал лозунг «хлеба и зрелищ»?

• Расскажите об историках Древнего Рима.

• Каково в целом значение древнеримской культуры?

Литература

1. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991.

2. Публий Овидий Назон. Собр. соч.: В 2 т. СПб., 1994.

3. Вергилий. Энеида.

4. Тит Ливии. История Рима от основания Города. В 3 т. М., 1989–1994.

5. Римские стоики. М., 1995.

6. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

7. Лукиан. Избранная проза. М., 1991.

8. Античная поэзия. Ростов н/Д, 1997.

 


Date: 2015-12-13; view: 521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию