Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура и личность
Человек – творец культуры. О соотношении культуры и личности подробно говорится в следующей главе. Здесь остановимся на основных понятиях, в которых анализируется данная тема, – социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс приобщения личности к основным достижениям культуры. Это понятие не тождественно понятию воспитания, под которым понимается целенаправленное воздействие на личность. Социализация – более широкое понятие, под которое подходят все формы воздействия, в том числе на бессознательном уровне. Фундаментальное значение, которое имеет культура для человека, позволяет назвать его скорее не биосоциальным, а биокультурным существом, тем более, что, как стало сейчас очевидно, социальными являются многие виды животных, а культурен только человек. Важным является вопрос о соотношении культуры и человеческой природы. Какова она, насколько реализуется в современной культуре? Поскольку здесь трудно провести исследования на эмпирическом уровне, ответ остается пока всецело в области философии культуры. В процессе социализации человек овладевает культурой и в то же время раскрывает свою сущность, свой индивидуальный творческий потенциал. Под инкультурацией понимается введение человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей. Ключевыми в данной работе являются понятия рационализации, синтеза, жертвы, подмены. Чтобы ориентироваться в огромном разнообразии культурных фактов, надо взять что‑то за основу. Таковым предстает феномен жертвы. Противоположный ему феномен, нейтрализующий результат жертвы, – подмена. Динамика жертв и подмен – следствие тенденции рационализации. Вывод о жертве как движущей силе развития культуры может показаться парадоксальным с точки зрения нынешней ситуации, но это не так для традиционных представлений о круговоротах жизни, которые не сводятся к простым повторам хотя бы по причине необратимости времени. Акцент на роль жертвенности не ведет к проповеди пассивности и смерти. Любой плод должен созреть, на что требуется время, особенное для каждого человека и произведения. Единственное опасение автора, чтобы в самой книге не произошло подмены, желание предостеречь от которой было одним из стимулов ее написания. Вопросы для повторения • Когда возникла культурология? • Какова ее основная задача? • Какова структура культурологического знания? • С какими науками связана культурология? • Чем отличаются теоретическая и практическая культурология? • Какие методы культурологии вы знаете? • Что такое культура? • В чем различия между основными концепциями культуры? • Что такое цивилизация? • Что такое морфология культуры? • Что такое культурный код и традиции культуры? • Что такое культурная самоидентичность? • Что такое культурная картина мира? • Что такое культурогенез и динамика культуры? • Кто является субъектом культуры? • Что такое социальные институты культуры? • Что такое культурная модернизация и как она связана с межкультурными коммуникациями? • Назовите основные функции культуры. • Что такое типология культур и каковы ее основные результаты? • Чем отличаются этнические и национальные культуры, локальные, специфические и «серединные»? • Чем отличается элитарная культура от массовой? • В чем суть тенденций информатизации, глобализации и культурной универсализации? • Что такое социализация и инкультурация? Литература 1. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1889. 2. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. 3. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994. 4. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Т. 2. М., 1998. 5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Date: 2015-12-13; view: 382; Нарушение авторских прав |