Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЫ – ПРУФРОКИ
Ну что же, я пойду с тобой… Мы – илоты, пытающиеся обмануться. Всю жизнь – фарс! – шуты, ломающие комедию. Жалкие комедианты…
В дешевых кабаках, в бормочущих притонах, В ночлежках для ночей бессонных: Уводят улицы, как скучный спор, И подведут в упор К убийственному для тебя вопросу… Не спрашивай, о чем. Ну что ж, давай туда войдем.
Герои, идущие в обход; вся жизнь – "преодоление" обстоятельств. Всё в воображении: мы не способны отважиться ни на что: даже на слова. Герой, однако, стремится обосновать свою внешнюю, пруфроковскую безгласность как возвышенно‑ироническое отречение от любви, так что возникает подобие драматического монолога. Существует огромное количество версий прочтения Пруфрока: смесь скепсиса и веры, трагизма и иронии, издевки и самопародии; есть даже понятие "синдром Пруфрока" – невротический конфликт и его поэтическая инструментовка. Мне же кажется, всё – о нас… Убожество города, бесприютность человека, бессмысленность его жизни – нет, всё это не "реквием умирающей цивилизации" – наша с вами убогая и унылая жизнь… Даже стремление героя обосновать свою внешнюю, пруфро‑ковскую безгласность как возвышенно‑ироническое отречение от любви (по причине сексуальной неполноценности), даже претензия на пафос…
И конечно, будет время Подумать: "Я посмею? Разве я посмею?". Время вниз по лестнице скорее Зашагать и показать, как я лысею… Разве я посмею Потревожить мирозданье? Каждая минута – время Для решенья и сомненья, отступленья и терзанья. Я жизнь свою по чайной ложке отмеряю… Это сатирическая ода эвримену, каждому, и мне, и тебе, и тебе… Нет! Я не Гамлет и не мог им стать; Я из друзей и слуг его… Благонамеренный, витиеватый, Напыщенный, немного туповатый, По временам, пожалуй, смехотворный По временам, пожалуй, шут.
Так в чем же наша сила? – В Пруфроках… Пруфроковская культура. В ней мы живем и творим. Что? Величайший пруфроковский реализм сюсюканья и матерщины.
Давайте выйдем вместе – вы и я Когда усталая вечерняя заря, Как под наркозом – пациент, распята в небе. Мы выйдем вместе (ночью улица пуста), Заглянем в те места, Где грязный стол, бессонная постель, В грошовый ресторан или в отель. А улицы запутаны, как спор, Который приведет в упор К неразрешимо‑трудному вопросу…
Это еще ничего: у Элиота кризис культуры историчен, а вот у Мартена Нильсена нет и этой спасительной нити: он превращен в проблему личной вины. Возможно, отношение Элиота и Паунда к судьбам общества было бы неприемлемым для Готье и Рембо, но писать после Освенцимов, Аушвицев и ГУЛАГов, поэтизировать в зловещее апокалиптическое время так, как в эпохи Возрождения или Просвещения, или романтизма, или декаданса, – нельзя. Апокалипсис диктовал новые темы и новые средства: темы полых людей и бесплодной земли и средства разорванного сознания. Задача современной поэтики, скажет Энрайт, не обелять человека, но проникнуть под эту грязную оболочку. Коллингвуд: "Элиот – пророк, ибо говорит своей эпохе о тех язвах и ужасах, которые тайно разъедают ее". Уже в поэтическом дебюте – множество находок будущего мэтра: иронически‑пародийные цитации и аллюзии, реминисценции из Библии, Данте, Шекспира, Донна, Вебстера, Теннисона, изменение смысла, "в результате чего великолепие заимствованного пассажа оказывается поколебленным и попранным". Отношение героя к себе во многом определяется отношением других к нему, которое он не просто болезненно воспринимает, но интуитивно предвосхищает. В конце его монолога появляется его собственное признание: "Я старею… я старею…", – словно в самосознание героя проникли чужие мысли о нем. К тому же здесь явная литературная реминисценция – ведь это реплика Фальстафа! Шекспировские слова, оставаясь по содержанию теми же, меняют свой смысл, будучи перенесенными в чужие уста, и звучат как пародия. Уже в Пруфроке – виртуозность "вечности в мгновении": передача всего многообразия мира в мимолетности конкретной зарисовки, взаимодействие и взаимопроникновение идей и эпох, полифоничность, поэтика "сцеплений". Преднамеренно включая в свои произведения строки из многих поэтов минувших веков, Элиот не только удовлетворял свое "чувство традиции", не только укреплял "связь времен", но и осуществлял определенное полифоническое задание, разрабатывал поэтику сцеплений. Пруфрок – поэтический полигон Элиота, первый прогон идей и поэтических средств, первый эксперимент по реализации его же эстетических принципов, согласно которым "поэтическая оригинальность заключается в особом способе монтажа по виду несвязного и несходного материала, в результате чего возникает новое целое". Уже здесь необычайное ритмическое разнообразие сочетается с редкостной согласованностью ритма со смыслом. Тематика борьбы плоти и духа, вожделения и усмирения, животности и человечности развита в Суиниадах и Шепотках бессмертия. Мифологические и софокловские мотивы и образы подчеркивают извечность человеческого зла и насилия. Всё высокое здесь снижено, всё классическое окарикатурено, всё трагическое обильно сдобрено иронией. Обыгрывая многозначность символа "соловей" (в романтической лирике певец любви; жаргонное его значение – "шлюха"; образ соловья связан и с метаморфозами [поруганной] Филомелы), Элиот заканчивает стихотворение "Суини среди соловьев" реминисценцией из софокловской трагедии:
А за углом поют соловьи У монастыря Иисусова Сердца, Поют, как пели в кровавом лесу, Презревши Агамемноновы стоны, Пели, роняя жидкий помет На саван, и без того оскверненный.
В "Шепотках бессмертия" он создает выразительный портрет секс‑бомбы XX века. Вот этот новый "эталон женственности":
Милашка Гришкина глаза Подводит, чтобы быть глазастей; Ее привольный бюст – намек На пневматические страсти. Стихотворение заканчивается полным иронии противопоставлением апостолов тела и духа: Прообразы живых существ Вкруг прелестей ее роятся; А мы к истлевшим ребрам льнем, Чтоб с метафизикой обняться.
Date: 2015-12-13; view: 352; Нарушение авторских прав |