Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Появление УтрениПервое упоминание об Утрени находится в "Завещании". Причём о ней говорится сразу же после Литургии. Т.е. она рассматривается как вторая по важности общественная служба (важнее даже Агапы, о которой упоминается только в связи с Пасхальным служением). "Завещание" рисует следующую последовательность Утрени: "Епископ собирает народ, чтобы совершить службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими пресвитерами... говорит: · Слава Господу! Народ отвечает: "Достойно и праведно есть". · Затем, под заглавием "Collaudatio aurorae" (т.е. "Славословие на заре") в памятнике помещена Утренняя молитва епископа: " Достойно и праведно хвалить Тебя нам..." в которой воссылается утренняя хвала Богу. Народ отвечает: " Тебя благословим и молим Ти ся... Аминь". · И: " поют псалмы и песни четыре: одну Моисея, из Соломона, из Даниила..." и следует " Славословие". Легко увидеть, что здесь — основа нашего современного чина, который тоже начинается "Шестопсалмием" и заканчивается Великим Славословием: " Слава в вышних Богу..." (католическое: " Gloria in excelsis Deo..."). Что же касается библейских песен, то это — зерно, из которого в 8 веке вырастет Канон Утрени. · " Песнь Моисея" ("Исход") — это первая песнь нашего Канона. · " Песнь Соломона", выросла, конечно, из "Песни песней", которая вся насквозь литургична, ибо это пир Христа и Церкви. · " Песнь трех отроков" ("Даниил") славит пришествие Сына Божия, т.е. воплощение. Её пели три диакона. Но дальше случается нечто очень странное: указано чтение из Священного Писания и Поучение (т.е. проповедь!). Затем, производится молитва над оглашенными (с руковозложением) и они отпускаются. А верным возвещается тайное учение (буквально " Мистагогия"), причём помещён его текст: о тайне Воплощения, о двух природах во Иисусе Христе в связи с Искуплением и т.д. И: " Когда народ будет научен мистагогии, приносится Евхаристия..." (1:26-28). Так что же — вся описанная служба была только Литургией оглашенных? Так иногда и думают (потому что помещённый выше евхаристический чин начинается прямо с принесения Даров, т.е. это Литургия верных), но это не так! Перед нами всё-таки Утреня, которая только-только начинает выделяться из Литургии оглашенных, которая ещё фактически слита с нею. Однако ниже, из раздела " Возглашения диакона" мы узнаём, что имеется не только епископская, но и "Диаконская Утреня" (и даже — "Утреня вдовиц", т.е. пресвитерниц. Но ведь не может быть какой-то особой женской Литургии!). Обратим внимание ещё вот на что: "Диаконская Утреня" из "Завещания" содержит длинный ряд прошений (22 прошения в форме: " За то-то помолимся, чтобы Господь..."). Этот прообраз какой-то огромной пред-евхаристической ектеньи. Древние чины Халдейской, Коптской и Армянской Литургий содержат также большие ектеньи после Синаксиса. Причём они делятся на две части: молитвы оглашенных и верных. То же самое в нашей Литургии свт. Василия Великого: после ектеньи об оглашенных идёт какая-то огромная комбинированная ектенья верных. И то же самое в современных чинах Вечерни и Утрени, которые обе завершаются Сугубой и Просительной ектеньями. Не есть ли это доказательство того, что и Вечерня и Утреня развились из каких-то ранних пред-евхаристических чинов? Попробуем отделить собственно Утреню "Завещания" от непосредственно примыкающей к ней Литургии оглашенных и получим следующий чин: · Вход епископа и диакона(ов). · Епископ приветствует собравшихся: " Слава Господу!" · Народ отвечает: " Достойно и праведно". · Епископ произносит Утреннюю молитву. · Народ поёт псалмы, гимны и славословие. · Епископ благословляет и отпускает оглашенных. Сразу бросается в глаза необычайное сходство этого чина с описанной выше Вечерней. По-существу, это один и тот же чин, только Вечерняя молитва заменена Утренней, и вместо "Свете Тихий" поют "Великое славословие" и псалмы. Кстати, и католическое "Великое славословие" ("Gloria") так и осталось пред-евхаристической молитвой, удержавшись в Мессе, а не в Вечерне. Поэтому многие исследователи-литургисты сейчас считают, что первоначален чин некой общей предъевхаристической Всенощной, которую с начала 3 века служили в ночь с субботы на воскресенье и которая впоследствии, на рубеже 3 и 4 вв. разделилась, т.е. с минимальными различиями стала совершаться как поздно вечером, так и до рассвета.
|