Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие социальных отношений





На заре развития общества, в ходе антропосоциогенеза человек изготавливал орудия труда, которые были оружием для охоты, а также, очевидно, использовались и во внутристадных конфликтах. Самоистребление первобытного стада было весьма вероятным, что позволяет сделать вывод о преобразовании «животно-образных» форм труда и регуляции брачных отношений внутри стада в новые общественные отношения, характеризующие переход от стада к роду и общине. Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения. Без названия предметов и явлений, без их обозначений невозможно было бы развитие производства, общения и разделения на «наших» и «чужих», вредное и полезное, священное и обыденное. В языковой форме были реализованы первые примитивные формы, но язык не только отражал мир, но и творил его. Существенную роль в процессе социализации сыграл и переход животного стада к брачно-семейным отношениям. Интересно, что одним из самых древних запретов было кровосмешение. Поиск брачного партнера в других общинах 1 был обязателен. Хотя это не имело решающего значения для дальнейшей эволюции человека, ибо в развитии эндогамии 2 большую роль сыграла потребность во внутриобщинном мире, без чего выживание было бы ещё более затруднено. Тотем 3, мыслимый как прародитель группы делал священным единство членов рода с ним. Здесь прослеживается процесс «снятия» биологических, природных закономерностей новыми социальными и религиозно-нравственными связями. Табу 4 являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, своеобразным «руководством к действию», основанным на опыте предков. Человек, переступивший закон племени обрекал себя на смерть.

Для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Совершенствование общинно-ритуальной деятельности продолжилось теперь еще и на основе развития голосового языка, имеющего много преимуществ по сравнению с языком жестов. Произошла не только стандартизация и многократное усложнение производственной и иной деятельности человека, не только усложнение и увеличение объема памяти, но и начался отрыв ритуальной сферы от непосредственно производственно-деятельной сферы. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделение мира на земной и сверхъестественный. Культ умерших предков был практически у всех народов. Раздвоение мира было необходимым компонентом процесса приспособления первобытного человека к суровым условиям окружающей среды, распространено было людоедство и членовредительство, жесткое насилие и коварство. В первобытных общинах существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало убийство чужака, иноплеменника. С другой стороны в большинстве культур Востока был очень рано освещен принцип индуизма - непричинение зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Одной из самых отличительных черт первобытной общины была забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. История человечества показывает, там, где общество становилось на путь «устранения лишних ртов» и селекции людей по принципу выживания сильного, там рано или поздно наступала деградация. В суровой Спарте тщедушных и хилых младенцев сбрасывали со скал по законам Ликурга 1, а в изнеженных аристократических Афинах им сохраняли жизнь. Спарта не дала миру ни одного мыслителя, а Афины прославятся именами Сократа и Платона, Гиппократа и Аристотеля, Поликлета и Фидия. В этом своеобразный парадокс развития человечества, загадка его бытия и существования. Современная антропология подтверждает гипотезу, что в первобытном обществе выживали не самые сильные, а самые умные и самые заботливые.

Происхождение труда и его первоначальная эволюция интересны в философском смысле тем, что в этом процессе закладывалась основа коллективного взаимодействия людей, социально психологические стереотипы их поведения. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания такого явления, как собственность, зачатки которой возникли, по-видимому, как определенная форма отношений между «мы» и «они» (другое племя) по поводу источников пищи. Развитие форм собственности неотделимо от форм власти. Институт власти не был выражением силы и насилия, подобно «власти» доминирующего самца в стаде обезьян. Власть в первобытной общине поддерживалась существованием священных запретов и опиралась на авторитет высших сил. Взаимосвязь природного и социального в феномене власти выражалась в том, что к вождю племени предъявлялись высокие требования в плане физического совершенства, нравственных качеств и т.д. Носители власти (вожди, старейшины) занимали ключевое положение в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, обеспечивали то, что называется социализацией человека.

Date: 2015-12-12; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию