Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая культура и экологическое образование. Экологическое мышление





Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в сочетании с законами природы, при осознании человеком своей истинной роли в системе биотической регуляции. Перед человечеством встала очень нелегкая задача - осуществить кардинальные изменения в своем сознании, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, продиктованные законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения, механизмов экономики и социального развития. Необходимы фундаментальные изменения в нашей системе ценностей, институтах и способах жизни с учетом того, что экологические, экономические, политические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны. Поэтому развитие современного образования призван выполнять интегрированные функции. В связи с этим во многих странах происходит реформа системы образования. Эта реформа неизбежна, вынужденная и естественная. Связано это прежде всего с теми задачами, которые отражены в материалах "Повестка дня на XXI век" конференции Рио-92: обеспечение понимания вопросов экологии детьми и молодежью.

Почти во всех странах еще в конце 80-х - начале 90-х годов на уровне законов были приняты Национальные стратегии экологического образования, которые рассматриваются как не прекращающийся процесс, включающий в себя все профессиональные и возрастные группы населения. Для Украины важным документом в этом направлении является Постановление Верховного Совета от 5 марта 1998 года о создании системы экологического образования и воспитания, что является важным приоритетом государственной политики в области охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Необходимость формирования экологической культуры как составной компонент гармонично развитой личности освещены в Государственной национальной программе "Образование. Украина XXI века", в Концепции национального воспитания, проекте Концепции экологического образования Украины и Государственном стандарте образования в Украине.

Экологическое образование. В наши дни не только проявляется большой интерес к вопросам устойчивого экологического образования, но и наблюдается возможность и необходимость дополнения идей устойчивого развития в практике экологического образования. Причем экологическое образование все чаще признается основным вопросам устойчивого развития. Экологическое образование должно "производить" у людей такие модели поведения, нормы и принципы действий в социо-природной среде, которые порождают и воспроизводят экологическое развитие. Все важнейшие принципы, категории и понятия концепции окружающей природной среды должны быть отражены и раскрыты в содержании, формах и методах экологического образования. Эта идея является решающей для создания новой парадигмы экологического образования.

Экологическое образование призвано спасти человечество от угрозы, надвигающейся на основе формирования экологического мировоззрения вместо потребительского, что царит сейчас. Он базируется на знаниях законов природы и ее реакции на антропогенное воздействие.

Дальнейшее развитие цивилизации может осуществляться только в сосуществовании с законами природы и осознании человеком своей истинной роли в системе биотической регуляции. Перед человечеством встала сложная задача - осуществить кардинальные изменения в своем сознании, сформировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Одной из социальных технологий, способна изменить многие стереотипы поведения, механизмов экономики и социального развития является экологическое образование.

Основы экологического образования было заложено в 1968 году на Международной конференции ЮНЕСКО в Париже, позже в 1970 году они были подтверждены на Международном совещании в Неваде (США). А в 1972 году конференция ООН в Стокгольме задекларировала связь между образованием и состоянием природы. В результате этого в 1975 году появилась Международная программа экологического образования. В ней задекларированы такие основные положения экологического образования:

- любая жизнь самоценное, уникальное и неповторимое; человек ответственен за все живое;

- природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечная и бесконечная. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противостояние;

- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- если все оставить так, как есть, то "уже скоро - через 20-50 лет, Земля ответит ошалевшему человечеству неотвратимым ударом на уничтожение";


- сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентричный тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - екоцентричним;

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планово и систематически осуществляемый процесс усвоения экологических знаний, умений и навыков. Содержание экологического образования и воспитания в странах Восточной и Центральной Европы составляет сложную структуру, в которой выделяются четыре основных компонента: познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный. Наиболее типичными задачами, которые объединяют взгляды большинства педагогов этих стран в отношении экологического образования и воспитания является формирование знаний о закономерностях взаимосвязей природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии человека, общества и природы; воспитание мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер психики учащихся на основе причинного анализа экологических ситуаций, эмоционального переживания относительно природы.

Современная система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Она состоит из двух подсистем неформального и формального экологического образования.

Подсистему неформального образования образуют (независимо от ее подчиненности и формы собственности) средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы, реклама и т.п.), учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, заповедные объекты, зоопарки, ботанические сады, национальные парки, рекреационные зоны, жилой дом, семья.

Основное назначение подсистемы неформального экологического образования заключается в оперативном, эффективном и максимальном распространении информации экологического содержания, скорейшем формировании общественного мнения, пропаганде здорового образа жизни, природновосстановительных технологий освоения окружающей среды.

Особым звеном подсистемы неформального экологического образования является семейное и семейное воспитание, которое закладывает основы экологического мировоззрения и мироощущения ребенка. Поэтому обще-экологическим обучением должны быть охвачены прежде всего родители.

Подсистему формального экологического образования образуют учреждения и учреждения образования, основанные как на государственной, так и частной формах собственности (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения внешкольного образования, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, заведения последипломного образования и т.д.), где осуществляется научно и методически обоснованный, целенаправленный процесс формирования экологической культуры в соответствии с задачами этих учреждений и заведений образования по социализации личности.

Ведущее место в управлении системой непрерывного экологического образования (как формальной, так и неформальной) занимает функция планирования (планы, программы, проекты) с учетом психолого-физиологических и возрастных особенностей населения. При этом подсистема неформального экологического образования учитывает в основном возрастные особенности человека (малышей, дошкольник, младший школьник, младший подросток, подросток, старший подросток, юноша, молодой человек и т.п.). Подсистема формального экологического образования больше опирается на образовательные и образовательно-квалификационные уровни и ориентируется на основные звенья системы образования (дошкольное, начальное школьное, базовая школьная, полное среднее, профессиональное образование: профессионально-техническое, высшее, последипломное).


Экологическое образование решает три основные функции:

1. Формирует адекватные экологические представления, т.е. представления о взаимосвязях в системе "Человек - Природа - Общество" и в самой природе. Это позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы, между человеком и природой, между природой и обществом и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2. Формирует отношение к природе. Экологические знания не гарантируют экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.

3. Формирует систему умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой.

Кроме указанных ранее социальных функций, экологическое образование выполняет еще и такие функции:

1. Развивает коммуникативные возможности человека через уяснение понятий, которые являются необходимым компонентом современного коммуникативного минимума каждого человека независимо от его образовательного и социального положения. Не знаком с этими понятиями гражданин не может адекватно воспринимать значительную часть современной информации, которая распространяется в обществе и касается природы, здоровья, условий, которые создают опасность для жизни отдельного человека и нации в целом. Без этих сведений современный человек не может быть свободным относительно принятия всего спектра целесообразных решений: от простого "Я" государственного "Мы".

2. Выполняет важную информативную функцию, поскольку экология предоставляет гражданам всестороннюю информацию о природную среду, природные ресурсы, которые составляют материальную основу существования человека, выясняет место человека в природе, ее связи с ней и Вселенной. Все это обеспечивает приобретение навыков контакта и общения человека с живой и неживой природой, формирование целостного взгляда на действительность, взаимодействие человека с человеком и человека с природой. Молодой человек учится понимать системный принцип организации жизни и природы, и что очень важно, в ее сознании на психоэмоциональном уровне своевременно создается система иерархии таких ценностей, которые составляют необходимую предпосылку рационального существования нации, государства и личности в ней.


3. Экологическое образование и воспитание формируют личность ученика, молодого человека и гражданина, развивая в основном их психоэмоциональную и интеллектуальную сферы, способность логически мыслить, умение предусматривать последствия своего поведения в природе и обществе, формировать отношение к природе как мира своего бытия, осознавать свою судьбу как судьбу земли, а судьбу земли как свою личную.

Концепцией экологического образования в свете Государственной национальной программы возрождения образования предусмотрены следующие общеметодические принципы и подходы для достижения цели:

- научность и методическое направления содержания естественно-экологического образования, его соответствие нынешнему состоянию наук и современному стилю научного познания;

- систематичность и доступность изложения учебного материала в соответствии с логикой естественных наук и методов исследования;

- дифференциация обучения основам естественных наук;

- генерализация учебно-воспитательного процесса по дисциплинам естественнонаучного цикла;

- интеграция знаний о природе как на уровне межпредметных связей учебных дисциплин естественнонаучного цикла, так и на уровне общих методологических принципов и фундаментальных идей естественных наук.

Следовательно, приобретение экологических знаний личностью, еще не является показателем экологически воспитанного человека.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического образования, который включает школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического поведения.

Главная функция экологического воспитания заключается в приобретении и накоплении личностью опыта взаимодействия с окружающей средой природным и социальным на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях. Именно совокупность знаний, эмоциональных переживаний и практических умений в экологической деятельности позволяет перевести сознание школьников в другую плоскость - из природнопотребительской в природосберегающую, а следовательно, преодолеть в их сознании видение, связанное с преимуществом человека над природой, под влиянием которого природа воспринимается ими только как утилитарная ценность.

Хотя экологическое воспитание многогранно, однако его рассматривают с трех позиций:

1. Экологическое воспитание является частью общего всестороннего воспитания личности.

2. Оно является самостоятельным видом воспитания, потому что отличается от других видов с целями, задачами, а главное, по методам реализации в конкретных вариантах воспитательной работы.

3. Экологическое воспитание - это "системообразующий фактор" всей системы воспитания.

Такая многогранность свидетельствует о целостность, самостоятельность, системность и личностно-ориентированный характер экологически-воспитательного процесса, что определяет возможность выбора содержания, средств и форм воздействия на формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Почти все согласны с тем, что мы обязаны сохранить нашу планету обитаемой, гораздо труднее заставить людей вести себя соответствующим образом. Ключи к решению глобальной экологической проблемы - в переоценке мировоззренческих ценностей; в смене приоритетов, а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работы над реализацией основных направлений в охране окружающей природной среды.

Ученые выделили три аспекта отношения личности к природе:

- к естественной среде жизнедеятельности человека;

- личных природных данных;

- к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

По их мнению, отношение предопределяется потребностями и проявляется в эмоциях - симпатии, привязанности, неприязни и т.д. Предпосылки ответственного отношения учащихся к природе ученые видят в формировании экологического сознания, что способствует становлению экологических убеждений личности - стержневого компонента экологической ответственности. В экологическом воспитании главную роль они предоставляют:

- потребности в общении с живой природой;

- установкам и мотивам деятельности личности с осознание универсальной ценности природы;

- убеждением в необходимости сохранения природы, а также здоровья собственного и общественного;

- потребности в деятельности, направленной на изучение и охрану природы и экологическое просвещение.

Экологическое образование и воспитание ориентируются на активное взаимодействие человека с природой, построенную на научной основе, на восприятии человека как части природы. Экологические знания, дополнении ценностными ориентациями, является основой экологической культуры и экологического мышления. Они способствуют осознанию ценностей, помогают решению комплексных экологических проблем, стоящих перед человечеством, обеспечивают комфортность его проживания в будущем, способствуют сохранению и приумножению уникального разнообразия всей биоты. Следовательно, целенаправленное развитие системы экологического образования и воспитание способствует формированию и развитию экологической культуры.

Экологическая культура. Культура - это определенные способы организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и установок, в духовных ценностях, в совокупности отношения человека к природе, к другим людям, к себе самой.

Культура имеет много разновидностей: определенные исторические формы, культура конкретных сфер общественной жизни, этнических, профессиональных и других сообществ, материальная и духовная культура и т.д. Однако в каждом случае культура является способом мышления окружающего мира и внутреннего мира человека, регулировочной основой в ее отношениях с окружающей средой - природной и социальной. В контексте универсальных связей и закономерностей культура предстает как сугубо человеческая форма самоорганизации и развития системы, способ ее адаптации к окружающей среде.

Под экологической культурой понимают способность человека чувствовать живое бытие мира, примерять и приспосабливать его к себе, взаємоузгоджувати собственные потребности и уклад окружающей природной среды. Другими словами, экологическая культура - это деятельность человека (включая и последствия такой деятельности), направленная на организацию и трансформацию естественного мира (объектов и процессов) согласно собственных потребностей и намерений.

Экологическая культура обращена к двум мирам - природной среды и внутреннего мира человека. Своими целями она направлена на создание желаемого строя или строя в природе и на воспитание высоких гуманистических жизненных ценностей и ориентиров в человеческой жизни.

Экологическая культура направлена на преодоление собственной ограниченности человека как природного существа (биологического вида) относительно приспособления в условиях постоянной конкуренции со стороны тех или других форм живого вещества. Она является совокупностью адаптивных признаков вида принципиально нового типа. О значении таких признаков можно иметь представление от противного: человек, лишенный привычных средств воздействия на окружающую среду (жилища, одежды, орудий труда, оружия, медицинских препаратов и др.), имеет сомнительные шансы выжить и утвердиться в природных экосистемах. И наоборот, имея их, она, по сути, выводит себя за пределы конкуренции, поскольку обладает адаптивными знаниями, несовместимыми с произведенными другими видами в процессе биологической эволюции. Поэтому экологическая культура не является чем-то несущественным или вторичным для существования человека: она составляет саму его функциональную основу, что делает целесообразным и эффективное природопользование.

Преодолевая с помощью полученных средств ограниченность своих телесных потенций в постижении природы, человек становится мерилом и условием существования всей биоты как системоорганизовывающий стержень биосферы. Именно поэтому экологическая культура становится достоянием и всей биосферы, пути и направления развития которой в таких условиях уже не могут остаться прежними.

Основой экологической культуры является экологическая жизнедеятельность, проявляющаяся в различных формах и воплощениях. Объектами, на которые направлена жизнедеятельность, могут быть элементы как живой (включая человека), так и неживой природы, которые входят в сферу человеческих интересов и операционально подвергаются воздействию, а технологически - целевой действия.

Экологическая культура является средством самоорганизации сущностных сил человека в условиях конкретного природной среды. Упорядочивая собственный мир, мир человеческого бытия, человек выступает организующим фактором естественного мира. Окружающей среды трансформируется "по образу и подобию" человеческой.

Ценностная ориентация есть и образованием живой природы. Так ласточка, скажем, воспринимается как хранительница дома, а не как птица таксономической группы воробьиных, так же, как калина является символом родного края, а не только одним из видов семейства Жимолостные.

Сама экологическая культура является явлением историческим, тленным и переменным в водовороте жизни, в ходе человеческого прогресса. Но она должна быть, поскольку потеря ее или существенная деградация лимитирует цивилизационное движение человеческих сообществ.

Механизм реализации экологической культуры коренится в способах и формах природопользования. В этом процессе сочетаются все проявления деятельности человека по освоению природы и создание своей собственной реальности. Пользуясь окружением, человек может быть как уважительно-экономной, бережливой, так и безжалостно-разрушительной, губительной.

Собственно экологическая культура - отдельная отрасль человеческой духовности, познания и практики, которая определяет характер и способы отношений человека с биосферой. Обретение экологической культуры является непременной потребностью обеспечения выживания и прогресса человечества.

Итак, экологическая грамотность населения должна стать основным критерием оценки результата деятельности государства в этом направлении со стороны Мирового сообщества, его компетентных организаций.

Триединое обоснование концепции устойчивого развития

Разумеется, концепция устойчивого развития не могла бы стать столь распространенной, если бы не имелось соответствующих предпосылок как в недрах самой традиционной экономической науки, так и в обществе. Главной предпосылкой стали грандиозные перемены, произошедшие в мире в середине XX века. Если прежде ареной экономического роста были лишь несколько стран Европы и Северной Америки, то теперь в основанное на единых принципах мировое хозяйство оказался включенным практически весь мир.

Модель развития, применявшаяся развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов[ 6,c.203].

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения в развивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределением доходов. Становилось ясным: единственное, что может исправить ситуацию, это конкретные действия, предпринятые в широких масштабах и согласованные на мировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного роста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение, как и экономической эффективности.

Третьей основной задачей развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годов было накоплено большое количество информации, свидетельствующей о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.

Таким образом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости [8,c134].

С экономической точки зрения концепция устойчивого развития основывается на определении дохода, данном Дж. Хиксом. "В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая себя при этом беднее". Это вполне согласуется с концепцией устойчивого развития, для которой наиболее плодотворным оказалось следующее из сделанных Хиксом в порядке последовательных уточняющих шагов определение дохода: "...доход индивида - это то, что он может в течение недели потребить и при этом все-таки ожидать, что и к концу недели его положение будет таким же, каким было и в начале"[8,c141].

Действительно, от понимания того, что полученный сегодня доход фактически не является доходом, если такой же не может быть получен завтра, до осознания бесперспективности не соотнесенного с ресурсными возможностями экономического роста оставалось сделать только один шаг. и этот шаг был сделан авторами концепции устойчивого развития. Из определения Хикса непосредственно вытекает ключевое для концепции устойчивого развития значение экономически оптимального использования ограниченных природных ресурсов.

Ограниченность ресурсов давно уже осознается как фундаментальный экономический факт. Однако вывод о фактической небесплатности "даровых благ природы" был сделан только в рамках концепции устойчивого развития. В настоящее время имеется большое число самых разных подходов к оценке стоимости природных ресурсов. Однако при решении вопроса о взаимозамещаемости производственного, природного и человеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникают проблемы интерпретации.

Важно подчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие "экономическая эффективность". Более того, выяснилось, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце концов оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий - убыточными. Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных -- природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости -- слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная -- когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала)[7,c.164].

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранить культурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм.

Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком к созданию Римского клуба и в конечном счете к возникновению самой концепции устойчивого развития.

Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимо создание более равноправного общества на всех без исключения уровнях человеческой организации. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого гражданина.

Вместе с тем возникает вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство становятся предосудительными и даже преступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным.

Совершенствование концепции устойчивого развития

На конференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение многих ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, неизбежную если не стремиться к реализации концепции устойчивого развития, необходимо эффективное международное сотрудничество всех без исключения стран и народов мира.

Поэтому в рамках ООН нужна более действенная координация в масштабе планеты, отдельных стран и регионов по решению таких насущных проблем, как предотвращение войн, откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением, голодом, эпидемиями, детской смертностью и другие

Развернувшийся процесс глобализации существенно влияет на постановку проблемы безопасности. Становится очевидным, что усилия, направляемые на обеспечение безопасности отдельно взятого объекта безопасности - государства, общества, личности, фирмы и т.п., должны одновременно способствовать и глобальной безопасности, т.е. безопасности всего человечества. Это означает, что безопасность любого объекта (субъекта) не может быть обеспечена в полной мере без обеспечения глобальной безопасности. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, ее устойчивости и естественной эволюции, постольку необходимо обеспечение безопасности (сохранение) естественной природной среды.

Итак, переход к устойчивому развитию возможен лишь в глобальном масштабе, в согласованно-когерентном режиме всех объектов безопасности (и субъектов также), а значит, любые решения и действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным императивам устойчивого развития. Сказанное относится не только к экологической безопасности, но и к любому виду безопасности - к экономической, информационной, социальной и т.д. Отсюда следует также, что в старой модели - модели неустойчивого развития - не может быть обеспечена безопасность ни всего человечества, ни отдельно взятого государства независимо от того, по какому типу мыслится ее обеспечение (американскому, северокорейскому и т.п.). В начале XXI в. обеспечение безопасности государства, общества, личности, всей человеческой культуры зависит не только от отдельно взятого объекта и субъекта безопасности, но и от того, осуществляется ли переход к устойчивому развитию всего человечества. Кроме того, это означает, что любые процессы на любом направлении глобализации - экономическом, финансовом, культурном, информационном и т.д. - также должны “работать” не на старую модель цивилизации, а на глобально-управляемое устойчивое развитие.

Возможны и улучшения в отдельно взятых регионах. На сегодняшний день в России назрела необходимость перехода от декларативного провозглашения концепции и принципов устойчивого развития к разработке и правовому закреплению государственной стратегии устойчивого развития, содержащей механизмы ее реализации, а также совершенствования экологического и другого законодательства на основе системного комплексного подхода. В этой связи заслуживает внимания высказанное в юридической литературе мнение об экологизации норм других отраслей права в контексте устойчивого развития. Прежде всего, следует преодолеть фактически установившееся в юриспруденции представление о том, что все отношения, связанные с окружающей средой, относятся к сфере только экологического права. Ведь Концепция устойчивого развития, не отрывая окружающую среду от развития человечества, затрагивает все сферы общественной жизни человека: экономические, политические, социальные, культурные и т.д. Отсюда обеспечение устойчивого развития превращается в задачу всей юриспруденции, а не только какой-то ее части». На сегодняшний день особую актуальность приобретает предложение о необходимости разработки проекта базового Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию».

Что касается экологического законодательства, то в контексте устойчивого развития в экологическом законодательстве и праве России должны быть решены, главным образом, четыре проблемы. Они касаются: а) установления научно обоснованных пределов изъятия природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей и пределов вредных химических, физических и биологических воздействий на природу; б) обеспечения выполнения экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных экологически значимых решений; в) обеспечения выполнения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности; г) защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе прав и интересов будущих поколений. Основы эколого-правового обеспечения концепции устойчивого развития будут постепенно создаваться в Российской Федерации по мере развития и совершенствования правового механизма регулирования экологических отношений в целом и механизма подготовки и принятия экологически значимых решений

Потребностям устойчивого развития отвечают также и другие предложения по совершенствованию действующего экологического законодательства и принятию новых законов - о платежах за негативные воздействия на окружающую среду, об экологическом аудите, об экологическом страховании, о зонах экологического бедствия, об экологической культуре и др.

В целом же перспективы экологического законодательства должны быть связаны с необходимостью учета глобализационного фактора и концепции устойчивого развития при решении вопросов, активно обсуждаемых в последнее время в эколого-правовой науке: при разработке концепции развития экологического законодательства, при разработке и совершенствовании конкретных нормативных правовых актов системы этого законодательства исходя из комплексного подхода, при разработке и правовом закреплении конкретных административных, экономических и других механизмов реализации правовых норм, а также в правоприменительной деятельности.

Не менее важной для реализации положений устойчивого развития и глобальных экологических требований, получивших законодательное оформление, имеет вопрос об исполнении экологического законодательства, в том числе при исполнении Россией своего интернационального экологического долга и международных экологических рекомендаций с учетом необходимости решения целого ряда имеющихся проблем. Представителями эколого-правовой науки выделяются разные аспекты реализации принципов и норм устойчивого развития, содержащихся в правовых актах, например, способ преодоления отрицательных стереотипов поведения в данной сфере со стороны органов исполнительной власти, организаций и отдельных предпринимателей. Актуальным является мнение об усилении государственного и общественного контроля за исполнением правовых природоохранных требований, а также о необходимости разъяснения, внедрения и апробации концепции устойчивого развития.

Заключение

Работу над созданием концепции устойчивого развития нельзя считать завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по устойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.

На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения устойчивого развития. Особенно часто подчеркивается сложность практического применения концепции устойчивого развития.

Тем не менее практической реализации концепции устойчивого развития в мире уделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней международным сообществом был принят программный документ по реализации концепции устойчивого развития. Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.

Экологическое образование подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения и которая предусмотрена Го­сударственным стандартом. Но само по себе образование не га­рантирует реального природосообразного поведения человека.

Экологическое воспитание это формирование у человека спо­собности и желания поступать в соответствии с законами эколо­гии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое вос­питание является равнодействующей всех сторон воспитания — умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму зна­ний и имея желание поступать правильно, человек не всегда ре­ализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

Экологическая культура — это реальное каждодневное поведе­ние человека в природе. Оно может быть обусловлено как высо­ким уровнем экологических знаний, так и интуитивным воспри­ятием законов природы. Важной составляющей экологической культуры является психоэкология — культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое об­разуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом. Но человек, получивший предусмотренную Государственным стандартом сумму знаний и желающий, поступать правильно, не всегда способен выбрать самые рациональные способы взаимо­действия с природой, если не обладает достаточно высоким уров­нем экологического мышления.

Экологическое мышление это способность видеть многочлен­ные связи, существующие в природе, и на их основе прогнози­ровать ближайшие и отдаленные последствия тех или иных по­ступков и мероприятий. Низший уровень подразумевает понима­ние последствий личных поступков, высший — поступков в региональном и планетарном масштабах. Очень высокий уровень экологического мышления означает, что человек ощущает себя частицей макрокосма. Он знает, что его поступки отражаются и в микромире, и во всем космическом пространстве, и в соответ­ствии с этим пониманием строит свою жизнь.

Экологическое мышление не сводимо к образованию и воспи­танию. Оно в какой-то мере определяется врожденными свой­ствами личности. При равном уровне образования, воспитания и культуры уровни экологического мышления у разных людей не­одинаковы. Как есть люди с особо развитыми способностями по­нимать законы гармонии, математики, языка, так есть лично­сти, обладающие повышенной способностью воспринимать за­коны природы. Но каждого из названных факторов недостаточ­но, если они существуют сами по себе и не образуют внутренне­го единства, ставшего неотъемлемым свойством личности.

Экологическое сознание это единство экологического обра­зования, экологического воспитания, экологической культуры и экологического мышления, составляющее сущность личности. Помимо названных факторов, в экологическом сознании боль­шую роль играет общая направленность личности: она должна быть нацелена на созидание (биофилию, любовь к жизни), и для нее неприемлемо разрушение (некрофилия, стремление к унич­тожению), в каких бы формах оно ни проявлялось.

Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его обращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижении научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельства, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовлетворены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
В нашей стране нетрудно видеть насколько мы и в сознании и в действиях пассивны, а то и безразличны в социальном отношении. Между тем каждому очевидно не только то, что политические страсти оттесняют на задний план экологическую проблему, но и то, что перманентный в последнее время социальный кризис усугубляет эту действительно жизненно важную проблему.
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «человек-общество-природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения.







Date: 2015-12-13; view: 2172; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию