Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Общие основы олигофренопедагогики как отрасли коррекционной педагогики





3.1. Понятие «умственная отсталость» и ее классификации

 

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. По времени возникновения умственная отсталость включает в себя две основные формы:


1) олигофрению;

2) деменцию.


Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых составляют дети с олигофренией.

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы (МКБ-9):

1) дебильность (легкая степень);

2) имбецильность (средняя степень);

3) идиотия (тяжелая степень).

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта ( IQ) все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллектуального дефекта:

1) легкую (IQ в пределах 50 – 69) (F 70 по МКБ-10);

2) умеренную (IQ в пределах 35 – 49) (F71)

3) тяжелую (IQ в пределах 20 – 34) (F 72);

4) глубокую (IQ ниже 20) (F 73).

Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. Симптоматика умственно отсталых детей богаче. Необходимо учитывать, что на обучаемость, продуктивность и приспособляемость умственно отсталых детей влияет не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний ЦНС (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов.

По динамике слабоумия при деменции различают:

1. резидуальную органическую;

2. прогрессирующую деменцию.

По этиологическому критерию различают:

1. эпилептическую;

2. шизофреническую;

3. постэнцифалическую;

4. травматическую и другие деменции.

На основе специфики клинико-психологической структуры деменции Г.Е. Сухаревавыделяет четыре типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

1. низкий уровень обобщений;

2. грубые нейродинамические расстройства;

3. недостаточность побуждений к деятельности;

4. нарушения критики и целенаправленности мышления.

Литература:1, 26, 27, 28, 33, 51, 62, 64, 65, 68, 73, 91, 98, 99, 105, 119, 121.







Date: 2015-12-13; view: 489; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию