Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое и культурное развитие России в последней трети XIX века





В 1897 г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн человек, 13 % которых составляли горожане. К началу ХХ в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась в своем промышленном развитии. Российскую индустриализацию связывают с реформами С.Ю. Витте, который занимал пост министра финансов, а с 1905 г. стал председателем Совета министров. Придерживаясь западной ориентации, С.Ю. Витте провел комплекс мероприятий, которые способствовали интеграции российского хозяйства в европейскую экономику, а также модернизировал промышленность.

В 1897 г. была осуществлена денежная реформа. Единое золотое обеспечение рубля сделало его конвертируемым, превратив в устойчивую европейскую валюту. Это привлекло в российскую экономику иностранный капитал, а вместе с ним и новые промышленные технологии.

Нужно отметить, что реформы встречали сильное сопротивление в бюрократических верхах, особенно со стороны Министерства внутренних дел. Противники реформ упрекали

Витте в том, что он привлекал в Россию крупный иностранный капитал, тем самым ущемляя национальные интересы. Желание Витте провести аграрные реформы, передав землю в собственность крестьянам, встретило отпор со стороны министра внутренних дел В.К. Плеве, который выступал за сохранение общины и финансовую помощь государства помещикам. Николай II, поддержав позицию С.Ю. Витте в области индустриализации, в аграрном вопросе встал на сторону консервативных сил.

На рубеже веков железнодорожное строительство играло ведущую роль в развитии промышленности. В 1902 г. завершилась прокладка Транссибирской магистрали, железнодорожного пути Оренбург – Ташкент и др. Строительство железных дорог, во-первых, способствовало освоению новых территорий, расширяло внутренний рынок, а во-вторых, стимулировало развитие смежных отраслей (металлургической, деревообрабатывающей, угольной, паровозостроения).

К началу ХХ в. уже определилась экономическая география России. Оформились промышленные районы: Центральный – вокруг Москвы, где сосредоточились металлургические, химические, текстильные предприятия; район Санкт-Петербурга с его промышленными гигантами; Приволжский промышленный район, а также Донбасс, Криворожье, Баку и др. Польша и Прибалтика специализировались на высокотехнологичном производстве.

Развитие российской индустрии имело ряд отличительных черт: 1) ведущая роль государства, которое посредством кредитования и государственных заказов стимулировало развитие производства, что приводило к зависимости русских предпринимателей от чиновников; 2) большая доля иностранного капитала, в основном бельгийского и французского, который доминировал в тяжелой промышленности (например, в угледобывающей промышленности 70 % составлял иностранный капитал, а в металлургии – 42 %).

Следует отметить, что рабочий класс России не был однородным. Была верхушка, состоящая из квалифицированных рабочих, несколько поколений которых жили в городе, и основная масса рабочих-поденщиков, которые сохраняли деревенские корни, приезжая в город на заработки. Рабочие высокой квалификации (около 3 млн) имели заработную плату и благоустроенное жилье. Им было присуще и классовое самосознание. Остальные занимались подсобным низкооплачиваемым трудом, проживали в бараках, снимали «углы» и находились на грани нищеты. В целом уровень жизни российского пролетариата не выдерживал никакого сравнения с положением западноевропейских рабочих. Рабочий день в России длился 11 часов, бедствием был высокий уровень травматизма. Рабочее законодательство находилось в зачаточном состоянии, стачки объявлялись вне закона, существовал запрет на профессиональные организации; исключение составляли «зубатовские профсоюзы», которые полностью контролировались властями. Все это, по мнению специалистов, делало рабочих «горючим материалом», движущей силой будущей революции.

Крестьянство, получившее свободу по Манифесту от 19 февраля 1861 г., оставалось экономически зависимым от государства (выплата выкупных платежей) и от помещиков (отработки). Кроме того, уменьшение крестьянских наделов, чересполосица, отсутствие современной агротехники приводили к обнищанию русских земледельцев, которые в начале ХХ в. получали самые низкие в Европе урожаи. Исключение составляли хозяйства Западной Сибири, степей Причерноморья, Польши и Прибалтики. Противоречивое значение имело поддерживаемое правительством существование крестьянской общины: с одной стороны, община, построенная на принципах взаимовыручки, сдерживала социальное расслоение деревни; а с другой – своеобразная уравниловка и распоряжение землей (переделы, определение времени земельных работ и т. д.) ограничивали инициативу наиболее предприимчивых и трудоспособных крестьян. Община же отвечала за крестьянина перед государством, контролируя выплату налогов и выкупных платежей.


Культура страны конца XIX – начала XX вв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника. Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности. Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведенияхА.М. Горького(«Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.

В поэзии появляются новые течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим понятием – модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.

Символизм. Представители: В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, Д.С. Мережковский.

Для их творчества свойственно:

– провозглашение тезиса «Искусство для искусства»;

– создание в произведениях мира мечты, символов;

– стремление передать необычность своего мироощущения.

Акмеизм. Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:

– отрицание мистических устремлений символистов;

– стремление воспеть земной мир во всей многоцвет-ности и силе.

Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:

– внимание к новой поэтической форме;

– острая социальная тематика.

Изобразительное искусство

Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.

В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др. Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию. Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.

К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.

Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.

Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.

 







Date: 2015-12-13; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию