Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР в восстановительный период





Внешнеполитический курс. В результате Второй мировой войны произошло изменение соотношения сил в мире. Как и после Первой мировой войны, в послевоенной Европе произошли значительные территориальные изменения. Страны-победительницы, в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств. К Советскому Союзу отошла значительная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайпедской области, к Украинской ССР отошли территории Закарпатской Украины. На Дальнем Востоке, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции, Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и отданы Курильские остова (включая и 4 южных острова, не входящих ранее в состав России). Увеличили свою территорию за счет германских земель Чехословакия и Польша, в то же время территории Западной Украины и Западной Белоруссии, вошедшие в состав Советского Союза по договору СССР и Германии (сентябрь 1939 г.), оставались советскими. Неизмеримо возрос престиж Советского Союза – страны, внесшей решающий вклад в разгром фашизма. Без участия СССР не решалась теперь ни одна международная проблема.

В результате Второй мировой войны коренным образом изменилась обстановка внутри западного мира. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время неизмеримо вырос удельный вес США. За годы войны их промышленное производство не только не уменьшилось, но возросло на 47%, а национальный доход вырос с 97 млрд. долл. в 1941 г. до 161 млрд. долл. в 1944 г. США контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% мирового промышленного производства.

Война положила начало распаду колониальной системы. В течение нескольких лет завоевали независимость такие крупнейшие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость 25 государств, от колониальной зависимости освободилось 1,2 млн. человек. Важнейшей особенностью конца войны и послевоенного периода были антифашистские, национально-освободительные, народно-демократические революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии. В ходе борьбы с фашизмом в этих странах сложился единый фронт всех демократических сил. После свержения фашистских и коллаборационистских правительств были созданы правительства, включавшие представителей всех антифашистских партий и движений.

В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция – союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага помогло преодолевать разногласия, находить компромиссы. Основой послевоенного сотрудничества могли стать решения Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференций, в которых были намечены контуры будущего устройства мира. В апреле - июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялись учредительные конференции Организации Объединенных Наций, включавшие представителей 50 стран. В уставе ООН нашли отражение принципы мирного сосуществования, суверенитета и равенства всех стран мира. Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался неиспользованным. Во второй половине 40-х годов отношения союзников по антигитлеровской коалиции начали обостряться; вместо сотрудничества, так необходимого в сложный послевоенный период, между державами-победительницами началось охлаждение в отношениях, которое позже переросло в «холодную войну».

Под «холодной войной» большинство отечественных и зарубежных историков понимают политическую, идеологическую, экономическую и локальную военную конфронтацию двух антагонистических систем – капиталистической и социалистической (а в рамках этих систем, прежде всего, конфронтацию США и СССР). Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Суть его – политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны. «Холодную войну» можно рассматривать как неизбежную плату за создание двухполюсной структуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние в мире исходя из своих геополитических и идеологических интересов, при этом осознавая границы возможной экспансии.

Главной осью конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США. Поворот от сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации с ним начался после смерти президента Ф.Рузвельта. Начало «холодной войны» принято датировать речью У.Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов – коммунистических партий. Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина Трумэна, выдвинутая президентом США в 1947 г. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задача США – борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США.


Монопольное обладание атомной бомбой позволяло США, как они считали, диктовать свою волю миру. Уже в 1945 г. началась разработка планов нанесения атомного удара по СССР. Последовательно разрабатывались планы «Пинчер» (1946), «Чариотир» (1948), «Дропшот» (1949), «Тройан» (1950) и др. Американские историки, не отрицая наличия таких планов, говорят, что речь шла лишь об оперативных военных планах, которые составляются в любой стране на случай войны. Но после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наличие таких планов не могло не вызывать резкой озабоченности Советского Союза. В 1946 г. в США было создано стратегическое военное командование, распоряжавшееся самолетами – носителями атомного оружия. В 1948 г. бомбардировщики с атомным оружием были размещены в Великобритании и Западной Германии. Советский Союз был окружен сетью американских военных баз. В 1949 г. их насчитывалось более 300.

США проводили политику создания военно-политических блоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО). В его состав вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция. Были созданы: в 1954 г. – организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО), в 1955 г. – Багдадский пакт. Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трех зон оккупации – английской, американской и французской – была создана Федеративная Республика Германия, которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948 г. практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 г. атомным оружием. Разработанный в конце 1946 – начале 1947 г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел. Несмотря на неравенство сил, СССР стремился проводить жесткую внешнеполитическую линию, приводившую к усилению конфронтации. Какое-то время И.В. Сталин надеялся на сотрудничество с американцами в технической и экономической области. Однако после кончины президента США Рузвельта стало ясно, что такая помощь не входила в планы американских политиков. Вместе с тем Советский Союз также проводил политику конфронтации. Еще в 1945 г. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии). В 1946 г. возникла конфликтная ситуация вокруг Ирана. В 1941 г. туда были введены советские и английские войска. После войны английские войска были выведены, а советские продолжали оставаться. На занятой ими территории в иранском Азербайджане было сформировано правительство, провозгласившее автономию и начавшее передачу крестьянам части помещичьих и государственных земель. Одновременно национальную автономию провозгласил иранский Курдистан. Западными странами позиция Советского Союза была расценена как подготовка к расчленению Ирана. Иранский кризис послужил поводом для речи Черчилля в Фултоне. СССР был вынужден вывести войска.


Противостояние наметилось и в Азии. С 1946 г. началась гражданская война в Китае. Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попытались занять территории, контролируемые коммунистами. Западные страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз – коммунистов, передав им значительное количество трофейного японского оружия. Советский Союз согласился на создание в Польше коалиционного правительства, включавшего представителей лондонской эмиграции, но не пошел на проведение в Польше всеобщих выборов, что привело к конфликтной ситуации в стране. Окончательный распад мира связан с выдвижением Соединенными Штатами «плана Маршалла» (плана Государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР. Соединенные Штаты неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства. В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил и обстановка для капиталовложений была нестабильна: могла в любой момент последовать национализация.

В США был разработан план, получивший название «план Маршалла». Европейским странам была предложена помощь для восстановления разрушенной экономики. Давались займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическим условием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947 г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР. Тем самым произошло разделение европейских стран на две группы с разными экономическими системами. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953 г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия было ответом на американский шантаж, но оно положило начало гонке вооружений между СССР и США.


В противовес блоку западных государств стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи – орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. Условиями вступления в него был отказ от плана Маршалла. В мае 1955 г. создается Варшавский военно-политический союз. Произошел раскол на две противостоящие друг другу системы. Это сказалось на экономических связях. После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике. Внутри самого социалистической системы И.В.Сталин проводил жесткую политику. Внутри социалистических стран проводились расправы с инакомыслящими. Если особую позицию занимало руководство страны, эту страну отлучали от социалистического лагеря, разрывали с ней всякие отношения, как это произошло в 1948 г. с Югославией, руководство которой пыталось проводить независимую политику.

Со смертью Сталина в марте 1953 г. завершилась первая стадия «холодной войны». «Холодная война» воспринималась тогда обеими сторонами как временная, промежуточное состояние между двумя войнами. Обе стороны расширяли свои системы союзов, вели друг с другом войны по их периферии. Наиболее острыми моментами этого периода были: берлинский кризис (лето 1948 г.), когда в ответ на денежную реформу в западных зонах оккупации советская администрация ввела блокаду Западного Берлина; а также война в Корее (1950 - 1953), когда Соединенные Штаты воспользовались тем, что СССР отстранился от участия в работе Совета Безопасности ООН в знак протеста против отказа принять в ООН Китайскую Народную Республику, добились решения о вводе в Корею войск ООН, а фактически войск западного блока, которые на деле воевали с войсками Китая и СССР.

Таким образом, в послевоенный период основные импульсы гонки вооружений исходили от США, которые значительно превосходили СССР по всем основным технико-экономическим параметрам, имели огромный потенциал. Логика действий Сталина в области внешней политики была, поэтому в значительной степени обусловлена не только его собственными представлениями о мире, но и ходом развития США, а также стремлением усилить и закрепить политико-идеологическое и экономическое влияние в своей зоне ответственности, согласно представлениям о двухполярной структуре послевоенного мира.

Внутриполитическое развитие. В СССР после войны началась перестройка управления страной. Был распущен Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный орган, созданный в годы войны. Однако возврата даже к тем ограниченным формам демократии, которые существовали перед войной, не произошло. Верховный совет собирался раз в год, чтобы утвердить бюджет. Совет Министров играл весьма незначительную роль. Неправомерно было говорить и о диктатуре партии – съезд партии не созывался свыше 13 лет. А пленум ЦК за это время проходил лишь однажды.

С началом «холодной войны» резко ужесточилась внутренняя политика режима. Обстановка «военного лагеря», «осажденной крепости» требовала наряду с внешним врагом «внутреннего врага», «агента мирового империализма».

Летом 1946 г. начались идеологические кампании, вошедшие в историю под названием «ждановщины», по имени А.А. Жданова, руководившего ими. Вышел рад постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы, музыки, кинематографии, к которых были подвергнуты резкой и необъективной критике многие советские поэты, писатели, кинорежиссеры, композиторы, за «безыдейность» и проповедь «идеологии, чуждой духу партии». В постановлениях подчеркивалось, что литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс. Впоследствии эта идеологическая кампания распространилась на сферу общественных наук. Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни. Партия выступила как законодатель в языкознании, биологии, математике. Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика, генетика.

С конца 1948 г. идеологические кампании приобрели новое направление. Их основой стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Этот аспект идеологического наступления отличался особо ожесточенным характером. В основе его лежало стремление отгородиться от западных государств, от «буржуазного влияния» «железным занавесом». Вся западная культура целиком объявлялась буржуазной, враждебной. Кампания по борьбе с «низкопоклонством» привела к открытию нового явления – «космополитизма». Нужен был образ врага, и этим врагом стал космополит – «человек без роду и племени», преклоняющийся перед Западом и ненавидящий родину. Критика космополитизма принимала отчасти антисемитский характер.

Во второй половине 1940-х годов возобновились репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 1930-х годов, не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими. В 1946 г. по политическим обвинениям были осуждены 123 294 чел., в 1947 г. – 78 810, в 1952 г. – 28 800. Всего в 1946 – 1952 гг. были осуждены по политическим статьям 490 714 чел., из них 7 697 (1,5%) получили смертные приговоры, 461 017 чел. отправлены в заключение, остальные – в ссылку. В ситуации отсутствия демократических механизмов репрессии призваны были, с одной стороны, поддерживать работоспособность системы путем обновления кадров. С другой стороны, они были проявлением борьбы за власть в сталинском окружении. Личное соперничество, сложившееся между двумя блоками сил в окружении И.В. Сталина (А.А. Ждановым и А.А. Кузнецовым с одной стороны и Г.М. Маленковым и Л.П. Берия – с другой), определяло главную конфликтную линию в отношениях между представителями властной элиты. В этом противостоянии временное преимущество оказалось сначала на стороне ленинградцев (Жданова и Кузнецова). А.А. Кузнецов был членом секретариата ЦК и курировал министерство госбезопасности. В апреле 1946 г. были арестованы бывший министр авиопромышленности А.И. Шахурин, командующий ВВС А.А. Новиков, что дало основание вывести Г.М. Маленкова, который курировал авиапромышленность в годы войны и ранее возглавлял управление кадров, из секретариата ЦК. Прочные позиции в руководстве занимал А.А. Жданов – одновременно член трех высших властных органов (Политбюро, Оргбюро и секретариата ЦК). Он занимался преимущественно вопросами пропаганды и идеологии. Летом 1948 г. резко ослабло влияние А.А. Жданова, что в конце концов закончилось поражением ленинградской группы и укреплением позиций Г.М. Маленкова и Л.П. Берия, которые сохранили свою лидирующую роль до смерти Сталина. Следствием этого соперничества стало «ленинградское дело» (1948), когда были арестованы и тайно расстреляны председатель Госплана Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А.А. Кузнецов, Предсовмина РСФСР М.П. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.С. Попков и др. Им были предъявлены обвинения во фракционности, в попытке противопоставить ленинградскую парторганизацию всей ВКП(б), в русском шовинизме (за предложение создать Бюро ЦК по РСФСР и Компартию РСФСР). Так победители расправились с побежденными.

Кульминацией репрессивных послевоенных кампаний стало «дело врачей» (январь 1953 г.), когда группу врачей кремлевской больницы обвинили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК А.А. Жданова и А.С. Щербакова и готовили убийство Сталина. Возможно, готовилась новая волна массового террора, которую предотвратила лишь смерть Сталина.

Послевоенная экономика. С переходом к мирной жизни советскому народу пришлось решать сложные проблемы. Прежде всего, ликвидировать тяжелые последствия опустошительной войны, восстановить разрушенное хозяйство на временно оккупированных территориях, перевести экономику страны на мирные рельсы, накормить, одеть, обуть, вернуть к созидательному труду миллионы людей. Решение этих задач осложнялось рядом обстоятельств. В ходе войны страны потеряла, как уже говорилось выше, 27 млн. чел., при этом наиболее трудоспособных. Численность рабочих и служащих в народном хозяйстве сократилась на 16% по сравнению с 1940 г. Стране был нанесен огромный материальный ущерб, исчисляемый 2 569 млрд р. Были разрушены сотни городов, десятки тысяч сел и деревень, школ, больниц, колхозов, совхозов и МТС. Тяжелый урон нанесла засуха 1946 г., поразившая основные зерновые районы СССР. Неизбежная инфляция периода войны привела в расстройство финансовую систему. «Холодная война» вызвала форсированную гонку вооружений, которая потребовала огромных средств.

Учитывая сложившуюся в стране и мире ситуацию, советское руководство приступило к решению этих проблем. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950-е гг.» (четвертая пятилетка). Основная хозяйственно-политическая задача состояла в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах». Основные средства (более 46% всех капиталовложений) – направлялись на восстановление хозяйства западных районов страны, где было уже восстановлено 7 500 предприятий, производивших продукции около 30% от довоенного уровня. Но главную роль в восстановлении хозяйства пострадавших районов должны были сыграть восточные регионы страны, экономическая мощь которых за время войны многократно выросла. Существенно изменялась структура госбюджета: удельный вес военных расходов с 43% в 1945 г. снижался до 24% в 1946 г.

Переход к мирному строительству потребовал перестройки форм государственного руководства страной. 4 сентября 1945 г. упраздняется ГКО, его дела передаются Совнаркому СССР и Совнаркомам союзных республик. Ликвидируются и другие чрезвычайные органы. На предприятиях и в учреждениях вновь вводится 8-часовой рабочий день и отменяются сверхурочные работы. Восстанавливается порядок предоставления рабочим и служащим очередных отпусков. В восстановлении экономики Советская страна опиралась преимущественно на внутренние ресурсы и резервы, на широкую инициативу и трудовой героизм народа. При этом позитивную роль сыграли также репарации с Германии, Венгрии, Румынии и Японии. Преодолевая многочисленные трудности, советский народ самоотверженно восстанавливал экономику страны.

Восстановление разрушенной промышленности шло быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдается определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начинается устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет возобновления производства на территориях, освобожденных от оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и полученным в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3 200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы – на Урале и в Сибири.

После войны правительство СССР продолжало курс, начатый в годы первых пятилеток. Развитие экономики было односторонним – основной упор делался на развитие тяжелой индустрии в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. В самой промышленности 88% капиталовложений направлялось в машиностроение. Производство потребительских товаров росло крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. В малых масштабах велось строительство государственного жилья.

Особенно тяжело складывались дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов (техника была собственностью государства, и колхозы брали ее в аренду через МТС). С ее помощью проводилась вспашка полей и уборка зерновых, все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

В годы войны деревня понесла большие потери. Было порезано или угнано 7 млн лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн коз, овец, свиней. Сельское хозяйство лишилось 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов. Однако и основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство в виде налогов и обязательных поставок изымало свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукты не менялись с 1928 г., хотя цены на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал за год меньше, чем рабочий зарабатывал за месяц. Фактически колхозники работали бесплатно, а жили в основном за счет приусадебных участков.

В конце 1940-х годов были обложены высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Не имея паспортов, они не могли уехать из деревни. Но сельское население все же сокращалось – крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. оно сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое. Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали, что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхозпродукции.

В годы войны экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров народного потребления фактически прекратился. На руках у населения скопилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в соотношении 10:1. По вкладам в сберегательные кассы обмен денежных знаков проводился до 3 тыс. р. – 1:1, свыше 3 тыс. – 3:2, свыше 10 тыс. – 2:1. Проведение реформы позволило упразднить карточную систему, введенную в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в три раза выше довоенных (при среднем размере заработной платы 500 р. килограмм хлеба стоил 3–4 р., мясо 28-30 р., 1 яйцо – 1 р., шерстяной костюм – свыше 1 500 р. и т.д.). Как и в 1930-е годы, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти крайне жесткие меры позволили оздоровить финансовое положение страны.

В конце четвертой пятилетки наметился некоторый подъем жизненного уровня в городах. За годы пятилетки три раза снижались государственные розничные цены, было введено в строй 102,8 млн. кв.м жилой площади. Правда, дефицит по многим видам продуктов и промышленных товаров преодолеть не удалось. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г., но не следует забывать, что этот уровень лишь равнялся уровню 1928 г., т.е. фактически роста не было.

Позитивные результаты в развитии народного хозяйства в годы четвертой пятилетки свидетельствовали о потенциальных возможностях советского общества и его экономики. Однако в тех условиях эти возможности не были использованы в полную меру. Политика коммунистической партии и государства в основном сохранила методы предвоенных лет: командно-административное управление, сверхвысокие темпы развития тяжелой промышленности. В то же время отрасли экономики, работающие на потребительский рынок и сельское хозяйство, были в запущенном состоянии. Продолжалась перекачка средств из аграрного сектора в индустриальный, повышались налоги на приусадебные хозяйства крестьян.

Таким образом, послевоенный период был насыщен сложными и противоречивыми событиями. С одной стороны, как никогда вырос международный престиж СССР, превратившегося в одну из двух сверхдержав, державших в своих руках судьбы мира. Успешно решались задачи восстановления разрушенной войной экономики, народ проявлял массовый трудовой героизм, людей объединяла вера в светлое будущее. С другой стороны, тоталитарный режим, так блестяще проявивший себя в годы войны, еще более упрочил свои позиции. Страну по-прежнему держали в страхе, подавлялась любая оппозиция, малейшее инакомыслие, существовал жесткий партийный диктат в области культуры. Надежды людей на демократические изменения после войны не стали реальностью. Власть не хотела и боялась изменений, так как понимала, что улучшение жизни людей непосредственно связано с реформами, в том числе и политическими.

 

Контрольные вопросы

 

1. К каким международным изменениям привели итоги второй мировой войны?

2. Каковы причины возникновения «холодной войны» и гонки вооружений?

3. Дайте оценку уровня социально-экономического развития СССР к концу восстановительного периода. Соответствовали ли полученные результаты цене, которой они были достигнуты?

4.Назовите причины отставания в развитии отдельных отраслей народного хозяйства в послевоенные годы.

5.Каковы причины и последствия новых сталинских репрессий в политической и идеологической области?

 

Литература

Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.). Сборник документов. Сост. В.Ивкин, Г.Сухина. М.: РОССПЭН, 2010.

Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система. М.: РОССПЭН, 2010.

Костырченко Г. Сталин против "космополитов". Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010.

Зубок В. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачёва. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 5.Араловец Н.А. Брак и семья в РСФСР в послевоенные годы // Российская история 2010 №4.

4.4. СССР в период «хрущевской оттепели»

Новые подходы в общении с миром.. С приходом к власти послесталинского руководства «холодная война» вступила в новую фазу, появились признаки «потепления» международной ситуации: была окончена война в Корее, стали налаживаться отношения с Югославией, был провозглашен тезис о том, что в третьей мировой войне не будет победителей в силу разрушительного характера ядерного оружия. ХХ съезд КПСС (1956 г.) основным принципом советской внешней политики провозгласил мирное сосуществование. СССР внес в ООН предложения: о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от его применения; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая; о ликвидации баз на чужих территориях. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил проведение ядерных испытаний. Западные страны скептически отнеслись к советским предложениям, предлагая разработать меры доверия и контроля за исполнением принятых решений, тогда как Советский Союз отказывался от этих мер, рассматривая их как вмешательство во внутренние дела.

Во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг. улучшились отношения Советского Союза с Турцией, Ираном. С Японией в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Велись двусторонние переговоры с Англией, Францией, было заключено соглашение с США о сотрудничестве в сфере культуры, экономики, об обмене делегациями ученых, деятелями культуры. В 1959 г. Н.С.Хрущев с первым официальным визитом посетил США. Последующий ход событий показал, что западные державы не стремились к развитию отношений и росту взаимопонимания с Советским Союзом, о чем свидетельствовали отказ США отменить дискриминационные меры в торговле с СССР, срыв переговоров между двумя странами по финансовым вопросам. В мае 1960 г. в районе Свердловска советской ракетой был сбит американский разведывательный самолет У-2, производивший фотосъемку военных объектов. Президент Д.Эйзенхауэр заявил, что такие акции осуществляются в соответствии с национальной интересами США. И в случае необходимости будут проводиться и впредь. Возникшая напряженность между странами привела к отмене визита Д.Эйзенхауэра в СССР, отказу Н.С.Хрущева от намеченной встречи на высшем уровне в Париже.

В то же время неизменными оставались позиции СССР в восточноевропейских социалистических странах, при их некоторой большей политической самостоятельности. Однако попытки выхода за рамки дозволенной «либерализации» пресекались достаточно жестко. Наиболее ярко это продемонстрировали события в Венгрии в 1956 г. и в ГДР в 1961 г.

В 1956 г. в Венгрии начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. К власти пришло новое правительство, стремившееся восстановить демократию в западном варианте, выйти из Организации Варшавского Договора и прекратить союзнические отношения с СССР. Была открыта граница с Австрией, создавались антикоммунистические вооруженные отряды. С помощью советских войск мятеж подавили, была восстановлена власть компартии и все союзнические обязательства Венгрии.

Серьезным кризисом были события 1961 г. в Германии. Территорию Западного Берлина западные государства использовали как базу для работы спецслужб. Многие не согласные с порядками в Восточной Германии использовали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для переезда на Запад и как удобное место для контактов с представителями политических сил Запада. Весной-летом 1961 г. в ГДР обострился политический кризис, вызванный тем, что значительная часть ее населения, прежде всего молодежь крупных городов, стала открыто выступать за изменение политического строя страны. Правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену, для прекращения контактов между «внутренней и внешней контрреволюцией». Создание «Берлинской стены» отрицательно сказалось на развитии международных отношений.

Вслед за Берлинским кризисом последовал Карибский кризис, поставивший мир на грань мировой катастрофы. Советское руководство в ответ на создание США военных баз с ядерными ракетами, достигающими советской территории и стремясь защитить антиамериканский режим Ф.Кастро, приняло решение разместить на Кубе войска и ракеты с ядерными боеголовками. К октябрю 1962 г. на Кубу тайно доставили ракеты с дальностью полета свыше 2 тыс. км., способные поразить цели на большей части территории США. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную боеготовность свои войска. СССР и США оказались на пороге ядерной войны. Благодаря проявленной мудрости со стороны Н.С.Хрущева и президента США Дж.Кеннеди, удалось предотвратить ядерную катастрофу и прийти к компромиссу: СССР вывез ядерные ракеты с Кубы, США гарантировали безопасность Кубы и убрали ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, с американских военных баз в Турции. Этот кризис эпохи «холодной войны», показал, что ракетно-ядерное оружие не может быть инструментом реализации политических целей военными методами.

Во второй половине 1950 - начале 1960-х гг. возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Китаем. Китайскому руководству не понравилось разоблачение культа личности Сталина, осторожная критика Н.С.Хрущевым экономического курса Китая, отказ СССР предоставить Китаю ядерное оружие, его нейтралитет во время индийско-китайского конфликта и его сдержанность в американо-китайских столкновениях из-за прибрежных островов. Китай больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в социалистической семье и стремился оттеснить СССР с лидирующих позиций. Советское руководство не могло согласиться с этим, что и вызывало постоянно нарастающую напряженность.

В 1950-1960-е гг. многие азиатские и африканские колониальные страны получили независимость. СССР и США пытались иметь «своих людей» в правительствах новых государств, направлять их внешнюю и внутреннюю политику, оказывали экономическую и военную помощь. Главными «горячими точками» в это время были Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Сторонники коммунистических движений заняли обширные районы в Малайзии, Таиланде, Южном Вьетнаме, входили в правительства Индонезии и Северного Вьетнама. СССР стремился наладить дипломатические отношения с развивающимися странами, наиболее прочные связи установились с Индией и Индонезией. Если в Индии умеренный и прагматический курс приносил свои плоды, то более форсированный индонезийский эксперимент завершился неудачей, после военного государственного переворота там стали уничтожаться коммунисты.

Сложные процессы происходили и на Ближнем Востоке. В конце 1940 - начале 1950-х гг. большинство арабских стран освободилось от колониальной зависимости. В то же время с 1948 г. в регионе существовало государство Израиль, созданное согласно решениям ООН, за которые голосовали США и СССР. Проамериканский курс израильского правительства и антиимпериалистическая политика ряда арабских стран явились основой конфликта между Израилем и арабскими странами. Другой причиной был еврейский и арабский национализм, подталкивавший соседние народы к непримиримой вражде. СССР поддерживал арабские страны в политическом, экономическом, военном плане. В 1956 г. Англия, Франция и Израиль, после национализация Египтом Суэцкого канала, начали военную операцию против этой страны. Силы сторон были неравны, было ясно, что Египет потерпит неминуемое поражение. В этот трагический момент решающую роль сыграла позиция СССР, полностью вооружившего египетскую армию, и в самый критический момент сделавшего заявление о готовности послать в Египет добровольцев. США проявили колебание, не желая усиливать противоборство с СССР, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска. Война 1956 г. значительно укрепила позиции СССР на Ближнем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в странах «третьего мира» стало возрастать, в начале 1960-х гг. СССР поддержал новые государства в Африке, которые обрели независимость.

В целом к середине 1960-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Противостоящие системы во главе с СССР и США вышли из крупных, на грани войны, конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков и ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств.

Попытки десталинизации .. Советская политическая история, во многом, определялась личностью лидера, находящегося на властном Олимпе. Уход из жизни Сталина означал начало нового этапа развития советской политической системы. С точки зрения выработки политического курса и его реализации важными рубежами являются июнь, сентябрь 1953 г., январь 1955 г., февраль 1956 г., июнь 1957 г., принятие Программы КПСС в 1961 г.

Требовалось провести «инвентаризацию» доставшегося «наследства» и перераспределить властные функции между партийными, государственными и силовыми структурами. Важным фактором перемен становилась борьба за власть между преемниками Сталина. Первым делом преемники Сталина провозгласили принцип коллективности руководства, что означало стремление не допустить явного лидерства одного из них. Расстановка сил в руководстве страны свидетельствовала о наличии наибольшего политического веса у Г.М.Маленкова (являвшегося формальным преемником Сталина по занимаемому посту председателя Совета министров), Л.П.Берия (возглавлявшего МВД), Н.С.Хрущева (руководившего партийным аппаратом ЦК КПСС).

Весной-летом 1953 г. Л.П.Берия внес правительство и ЦК КПСС ряд предложений, касавшихся различных сфер жизни страны: ликвидировать ГДР и создать объединенную Германию; восстановить нормальные отношения с Югославией; по его инициативе состоялась амнистия заключенных (1млн. 184 тыс. чел. вышли на свободу). ГУЛАГ был передан Министерству юстиции, а все строительные главки, находившиеся в ведении МВД, – соответствующим министерствам. Была поставлена под сомнение эффективность колхозного производства и т.д. Эти предложения свидетельствовали о стремлении Л.П.Берия поскорее избавиться от наиболее одиозных проявлений существующей системы. В июне 1953 г. Л.П.Берия был арестован. На Пленуме ЦК его обвиняли в стремлении поставить органы МВД над партией и государством, фабрикации ложных дел против невинных людей, в интригах, склоках и т.п., но судили и расстреляли Л.П.Берия «за измену Родине, за организацию антисоветского заговора, за совершение террористических актов». Начинается новый этап в борьбе за власть в правящей элите, его политическим содержанием являлось столкновение партийного и государственного аппаратов за лидирующее место в системе управления. После ликвидации Л.П.Берия упрочил свои властные позиции Н.С.Хрущев и партийный аппарат.

Следующим важным моментом в политической борьбе явился январь 1955 г., когда Г.М.Маленков был освобожден с поста председателя Совета Министров. В докладе на Пленуме ЦК Н.С.Хрущев высказал мнение «коллективного руководства» о том, что Г.М.Маленков не обеспечивает надлежащего выполнения обязанностей председателя правительства, так как не обладает достаточными качествами, а также «очень робко и нерешительно, а зачастую и беспринципно подходит к решению многих вопросов». Ему припомнили «ленинградское дело» и возложили политическую ответственность за отставание сельского хозяйства. Это была победа Н.С.Хрущева, открывавшая ему дорогу к неограниченной власти.

Важную роль в общественно-политической жизни страны сыграл ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). На нем в специальном докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев, прозвучала критика культа личности Сталина. Данное событие имело большой резонанс в стране и в мире. По существу был нанесен мощный удар по имиджу СССР и построенному в нем обществу в глазах многих людей за рубежом, для которых ранее СССР олицетворял образец справедливого общественного устройства. Вместе с тем разоблачение культа личности создавало новые условия внутри страны. Был дан импульс процессу раскрепощения общественного сознания, усложнения духовной жизни общества, официально именовавшийся демократизацией общественно-политической жизни, а неофициально, получивший название «оттепель». В советском обществе «секретный» доклад вызвал неоднозначную реакцию: от неприятия и осуждения, через молчаливое одобрение и поддержку до признания его явной ограниченности критикой личности, а не системы. Решения ХХ съезда явились мощным импульсом, ускорившим процесс политической реабилитации репрессированных. Всего до 1961 г. было реабилитировано более 700 тыс. чел.

Важной вехой в борьбе Н.С.Хрущева за политическое лидерство явился июнь 1957 г., когда члены Президиума ЦК КПСС В.М.Молотов, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович и др. попытались сместить первого секретаря ЦК КПСС. Н.С.Хрущева обвинили в нарушении принципа коллективности руководства, в проявлениях грубости и нетерпимости по отношению к отдельным членам Президиума. Говорили, что в стране растет его культ личности, что он насаждает практику подавления инициативы и самостоятельности советских органов, а партийные организации при этом берут на себя не свойственные им хозяйственные функции, отмечались крупные просчеты в руководстве сельским хозяйством. Положение Н.С.Хрущева становилось угрожающим. Тогда, председатель КГБ И.А.Серов и министр обороны Г.К.Жуков в срочном порядке самолетами транспортной авиации доставили в Москву членов ЦК, сторонников Н.С.Хрущева. Вмешательство членов ЦК помешало осуществиться этому замыслу и привело к упрочению позиций Н.С.Хрущева, как единоличного лидера, что формально закрепляется в 1958 г., когда он становится Председателем Совета министров СССР, сохраняя пост первого секретаря ЦК КПСС.

В октябре 1957 г. лишился поста министра обороны Г.К.Жуков. Его обвинили в попытках уменьшить влияние партийных организаций, политорганов в вооруженных силах; в поощрение создания культа своей личности, в возвеличивание собственной роли в победах во Второй мировой войне; в склонности к авантюризму; в недостатке партийности.

Лишившись реальных конкурентов в борьбе за власть, Н.С.Хрущев в полной мере проявил качества авторитарного лидера. Кульминацией его политической карьеры явился ХХII съезд КПСС (1961 г.). На нем Н.С.Хрущев выступал со всеми основными докладами (Отчетным, о Программе, об Уставе партии, с заключительным словом). Принятая на съезде КПСС Программа партии провозгласила построение коммунистического общества в обозримые исторические сроки. В данном документе переплетались реализм и утопизм поставленных целей и задач, он являлся плодом представлений советских людей конца 1950-х - начала 1960-х гг. о мире, собственной стране, тенденциях общественного развития. Уже вскоре после принятия Программы волна эйфории в обществе, порожденная обещаниями скорого коммунистического изобилия, пошла на спад в связи с нарастающими социально-экономическими трудностями.

Обостряющиеся проблемы Н.С.Хрущев пытался решать с помощью административно-организационного фактора: меняя кадры и создавая новые управленческие структуры. В 1962 г. партийные органы были разделены на промышленные и сельские, что не устраивало партийно-государственную номенклатуру. Произошло ее сплочение под знаком устранения источника этих опасностей в лице Н.С.Хрущева. В октябре 1964 г. на заседании Президиума ЦК КПСС бывшие «преданные» соратники первого секретаря предъявили ему широкий набор обвинений в провалах и ошибках во внутренней и внешней политике и вынудили Н.С.Хрущева подать в отставку. В стране существовала широкая оппозиция Н.С.Хрущеву среди значительной части крестьянства, интеллигенции, государственного аппарата, партийной номенклатуры, в армии. Причины отставки Н.С.Хрущева кроются в кризисе его собственной политики. И если к отстранению Г.М.Маленкова и особенно Г.К.Жукова многие отнеслись отрицательно, то уход с политической арены Н.С.Хрущева одобрило абсолютное большинство населения.

Социально-экономические реформы. К концу сталинского правления параметры социально-экономического состояния страны были неоднозначными по результатам. В промышленности, в основном, было завершено послевоенное восстановление. Развертывалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Прибалтике, Поволжье, Закавказье. В аграрном секторе в результате государственной политики, состоящей в изъятии подавляющей доли ресурсов в пользу индустриального сектора, наблюдалось тяжелое положение жителей села, возможности решения зерновой проблемы были ограничены, имела место низкая техническая оснащенность. В начале 1950-х гг. в сельское хозяйство вкладывалось лишь около 20% от общей суммы инвестиций в промышленность. В 1953 г. только 22% колхозов были электрифицированы, большинство крестьянских изб продолжало освещаться свечами, керосиновыми лампами и даже лучинами.

Преемники Сталина понимали необходимость проведения социально-экономической политики, которая, продолжая линию на построение социализма и коммунизма, нацеливала бы на решение насущных человеческих проблем: обеспечение питанием, одеждой, жилищем. Были определены три основных направления модернизации страны. Первым являлось укрепление обороноспособности, что объяснялась геополитическими реальностями: необходимостью сохранения и упрочения положения СССР как одной из ведущих мировых держав, на основе наличия мощного военного потенциала. Были учреждены Министерст­во среднего машиностроения — флагман секретной атом­ной промышленности, Министерство общего машиностроения, руководившее работами по ракетостроению и освоению космоса. Сокращение сухопутной армии и надводного флота компенсировалось созданием ракетно-ядерного оружия и атомного подводного флота. Запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спут­ника Земли взволновал все человечество, но особенно, население США, поскольку был положен конец «заоке­анской неуязвимости». Освоение космоса велось в СССР при участии военных и в военных це­лях. Исторический полет в космос Ю.А.Гагарина в апреле 1961 г. Н.С.Хрущев «обыгрывал» и с военной точки зрения. Летом 1961 г. он за­явил: «У нас нет 50- или 100-мегатонных бомб, у нас есть бомбы мощностью свыше 100 мегатонн. Мы вывели в кос­мос Гагарина и Титова, но мы можем заменить их другим грузом и направить его в любое место на Земле». Принимаемые меры в области вооружений привели к значительному усилению военного потенциала страны за счет внедрения новых технологий. Тем не менее, к началу 1960-х гг. США обладали количественным и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения.

Второй приоритет — это аграрный сектор. Здесь усилиями Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева летом-осенью 1953 г. была намечена программа снижения налогового бремени, использования экономических стимулов хозяйствования, помощи государства селу техникой, кредитами. В 1952-1958 гг. в несколько раз возросли государственные закупочные цены, выросли денежные доходы колхозников. Изменение курса аграрной политики в сторону интересов крестьянства позволило увеличить товарную продукцию сельского хозяйства к 1960 г. по сравнению с 1953 г. на 60%.Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало и освоение около 33 млн га целинных и залежных земель на востоке страны. Создавался привлекательный образ целинника - молодого, образованного человека, который, преодолевая трудности, начинает строить новый совхоз – «агрогород». На целину - в Зауралье, Западную Сибирь, Алтай и Казахстан в 1954-1957 гг. переселились 55 924 семьи. За 1954 - 1955 гг. на целине было создано 425 крупных зерновых совхозов. В результаты столь масштабной акции с середины 1950-х гг. от трети до половины всего хлеба, произведенного в стране, приходилось на долю целинного урожая. Но, оправдались и опасения скептиков. На целине не были подготовлены зернохранилища, транспортная сеть оставалась неразвитой, большое количество зерна гибло, не хватало ремонтных мощностей, механизаторов для уборки урожая, что вынуждало ежегодно привлекать к сезонным работам студентов из других районов страны, военнослужащих, заключенных. Поэтому себестоимость целинного зерна была выше, чем в центральных районах СССР. Решение зерновой проблемы за счет освоения целинных земель в короткие сроки обернулось запустением «старопахотных» областей Нечерноземья. Пренебрежение со стороны партийно-государственного руководства рекомендациями ученых, недооценка таких опасных последствий, как эрозия почв, пыльные бури снизили эффективность освоения целины.

Крупным шагом в реформировании колхозного строя явилась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС), проведенная в 1958 г. Был изменен порядок технического обслуживания колхозов, которые стали хозяевами техники и могли использовать ее более эффективно, а их кадры пополнили свыше миллиона перешедших из МТС механизаторов. Но выплаты за технику, часто изношенную, привели к изъятию у колхозов значительных средств. Государство сохранило за собой материально-техническое снабжение колхозов и заказ на колхозную продукцию, что усилило неэквивалентность обмена между ними.

Во второй половине 1950-х гг. аграрный курс, основой которого была ставка на материальную заинтересованность колхозников, претерпел серьезные изменения. На фоне главной идеи - движения к коммунистическому обществу - личные подсобные хозяйства казались досадным «пережитком капитализма» и должны были исчезнуть в ближайшем будущем. Ущемление личного подсобного хозяйства привело к тому, что в начале 1960-х гг. была уничтожена значительная часть скота у колхозников. За пять лет наступления на частный сектор (1956 - 1961) рыночные цены на продовольствие подскочили на 30 - 40%. В результате в 1958 - 1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах и совхозах существенно сократились, производство мяса и молока в личном хозяйстве упало на 20%.

Характерной чертой хрущевских реформ в сельском хозяйстве стала вера в чудодейственный метод, который мог бы разом улучшить положение этой отрасли. Наряду с целиной такими методами стали внедрение кукурузы во всех регионах страны, квадратно-гнездовой метод посадки растений, ликвидация чистых паров, внедрение беспривязного содержания коров, раздельная уборка хлебов. В начале 1960-х гг. нарастающая неэффективность функционирующей системы аграрных отношений в СССР привела к значительному отставанию аграрного сектора от промышленного, обострению продовольственной проблемы и началу закупок зерна за рубежом. В 1963 г. из Госфонда СССР было продано на экспорт рекордное за весь послевоенный период количество золота - 520,3 т, из которых 372,2 т ушли непосредственно на закупку продовольствия.

Третий приоритет - сохранение опережающего роста тяжелой промышленности при одновременном усилении внимания к решению социальных вопросов: повышению заработной платы и пенсий, увеличению производства товаров народного потребления, в том числе современных для того времени бытовых приборов (телевизоров, холодильников, стиральных машин), развертыванию массового жилищного строительства на основе новых индустриальных технологий.

Социальная политика послесталинского руководства способствовала повышению жизненного уровня населения страны. К 1960 г. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Регулярно повышалась заработная плата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций государственных займов. Были вдвое увеличены пенсии для рабочих и служащих, отменены все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров: по овощам и фруктам - более чем в 3 раза; по молочным продуктам - на 40%; мясу - на 50%; рыбе - почти в 2 раза. В целом к концу 1950-х гг. по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников - на 90%.

Н.С.Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» именно в сфере потребления. В конце 1950-х гг. были опубликованы «научно обоснованные» нормы потребления продуктов питания и промышленных товаров, обозначившие меру удовлетворения потребностей, к которой следовало стремиться. Нормы потребления продуктов питания ориентировались на США и были очень высокими, однако намеченный уровень потребления продуктов животноводства на душу населения так и не был достигнут. Некоторые же нормы на товары потребления длительного пользования позднее были повышены, поскольку они явно не соответствовали изменившимся потребностям населения. Так, первоначально не было предусмотрено владения легковыми автомобилями, ввиду того что Н.С.Хрущев выступал за широкое развитие общественного транспорта, а также развитие сети проката легковых автомобилей. Стиральными машинами должны были совместно пользоваться несколько семей. Но в остальном намеченные нормы принципиально не отличались от западных моделей потребления. О существовавшем тогда разрыве в уровне потребления свидетельствуют следующие данные. В середине 1950-х гг. почти 100% семей США располагали холодильниками, 86% - черно-белыми телевизорами. Через несколько лет на рынке появились цветные телевизоры, морозильники, домашние кондиционеры, посудомоечные машины. В СССР же, например, в семьях машиностроителей Урала, т.е. высокооплачиваемой категории трудящихся, в 1960 г. стиральные машины имелись в каждой четвертой, черно-белые телевизоры - в каждой третьей семье. Почти 60% советских семей пользовались радиоприемниками, швейными машинами. В 1958 г. в СССР действовало 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн, тогда как еще в 1953 г. телецентров в стране было лишь 3, а число телевизоров едва превышало 200 тыс.

Использование индустриальных технологий позволило обеспечить собственным жильем миллионы советских людей, ютившихся в коммуналках. За 1956 - 1960 гг. новоселье справили около 54 млн чел. (четверть населения страны). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи стали получать от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные квартиры. Одновременно обострилась проблема обустройства своего жилища мебелью, бытовыми приборами и т.д.

В начале 1960-х гг., когда в торговле возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство предпринимает попытки поправить дела в экономике за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. в среднем на столько же возросли, причем на часть продуктов питания, пользующихся повышенным спросом, цены возросли почти в 2 раза. Ухудшение социально-экономической ситуации способствовало росту оппозиционных настроений в стране. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в июне 1962 г. в Новочеркасске, где власти применили оружие, и 23 человека погибли.

Во время правления Н.С.Хрущева проводились реформы в сфере управления страной. Сверхцентрализованная, милитаризованная экономика страны сталинского времени породила систему, состоящую из разветвленных отраслевых министерств, которые управляли промышленными предприятиями, доводили до них многочисленные показатели: количество работающих, нормы повышения производительности труда и др. Министерства определяли поставщиков сырья для предприятий и получателей их продукция. В 1957 г. по инициативе Н.С.Хрущев прежний порядок управления промышленностью был изменен. Ключевым звеном становились Советы народного хозяйства экономических административных районов (совнархозы): территория, объединенная единством управления экономикой и коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на данной территории. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, в Узбекистане - 4, по одному – в остальных союзных республиках. Централизованное управление было сохранено только для наиболее наукоемких и важных отраслей военной промышленности. Последствиями создания совнархозов стали: уменьшение затрат на транспортировку сырья и продукции, усиление кооперационных связей предприятий, расположенных на одной территории, разрушение привычной управленческой вертикали наркоматов-министерств, расширение возможностей для региональной партийной и хозяйственной элит.

Веру Н.С.Хрущева в преимущества социализма, в возможности догнать и перегнать капитализм по важнейшим экономическим показателям укрепляли не только идеология, но и реальные достижения. Рост национального дохода в СССР с 1950 по 1960 г. составил 265%, тогда как в США - только 134%. С 1954 по 1964 г. производство электроэнергии увеличилось почти в 5 раз, добыча нефти – в 3,5 раза, выплавка стали – в 2 раза. К началу 1960-х гг. в стране был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Только на территории РСФСР функционировало более 400 отраслей промышленности. Страна вышла в космос, овладела новейшими военными технологиями. По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2 – 3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. В то же время советская экономика была плохо сбалансированной, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК развивались успешно, чего нельзя было сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий и поэтому обреченных на отставание. Падение темпов экономического роста уже с начала 1960-х гг. стало реальностью. Это обстоятельство в числе других заставило Н.С.Хрущева от идеи реорганизации управления обратиться к идее экономической реформы, которая начала реализовываться в середине 1960-х гг. уже после его отставки.

«Оттепель» в сфере культуры. В культуре и духовной жизни советского общества «оттепель» начала проявляться вскоре после смерти Сталина еще до XX съезда КПСС. Обновление затронуло практически все виды искусства и формы общественной жизни, но ярче всего эти процессы проявились в литературе. В произведениях И. Эренбурга «Оттепель», В. Пановой «Времена года», Ф. Панфёрова «Волга-матушка река», В. Дудинцева «Не хлебом единым», Д. Гранина «Искатели» и др. авторы стремились показать не идеальную, а реальную жизнь с её проблемами и противоречиями, искали истоки и причины формирования общественных проблем и пороков.

После XX съезда КПСС, придавшего процессу обновления новый импульс, давление партийной идеологии на все виды искусства, включая музыку, живопись и кинематографию, ослабло, и они стали развиваться более свободно. Вместе с тем, примером противоречивости политики «оттепели» стало отношение властей к Б.Л.Пастернаку и А.И.Солженицыну. В романе «Доктор Живаго» Пастернак дал оценку событиям Октябрьской революции 1917 г. и жизни общества того времени не с классовой (партийной), а с общечеловеческой точки зрения, выйдя за рамки дозволенного партией. Поэтому автор не смог опубликовать «Доктора Живаго» в СССР и решил издать его на Западе. За публикацию запрещенного в СССР романа и получение Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей и, боясь высылки из страны, отказался от Нобелевской премии. Поначалу Хрущев, заинтересованный в борьбе со сталинским наследием, благосклонно относился к А.И.Солженицыну и разрешил ему опубликовать «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в советских издательствах. Затем началась систематическая критика за «недооценку руководящей роли партии», «формализм», «безыдейность», «идеологическую сомнительность» не только Солженицына, но и других писателей и поэтов (А. Вознесенского, Д. Гранина, В. Дудинцева, К. Паустовского), скульпторов, художников, режиссёров (Э. Неизвестного, Р. Фалька, М. Хуциева), философов, историков. В тоже время создавались произведения, получавшие одобрение власти и признание народа («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева, фильмы «Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая). В оценке произведений литературы и искусства власть придерживалась принципа «золотой середины», т.е. отказа в равной степени от лакировки советской действительности и её очернительства, т.е. изображения только с негативной стороны.

После XX съезда КПСС советское общество перестало быть политически и идейно монолитным, люди могли более свободно обсуждать вопросы общественной и культурной жизни. Началось зарождение относительно самостоятельного и демократического направления в культуре в противовес официальному идеологическому подходу, в котором единственно допустимым считался социалистический реализм.

Контрольные вопросы

1.Какие изменения произошли во внешней политике СССР в послесталинский период?

2.Назовите приоритетные направления модернизации социально-экономической сферы в 1953-1964 гг.

3.Насколько успешно развивалась экономика СССР в хрущевские годы и какое влияние оказывала на нее позиция руководителя страны?

4.Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?

5.Назовите проявления противоречивого характера хрущевской «оттепели» в сфере культуры.

Литература

Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2010.

Даниелс Р.В. Взлет и падение коммунизма в России. М., 2011.

Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011

Пыжиков А. В. Хрущёвская «оттепель». М., 2002

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Россия: образы прошлого и смыслы настоящего. Екатеринбург, 2012.

4.5. СССР в годы «застоя»

Международные отношения и внешняя политика СССР. К началу правления Л.И. Брежнева в мире уже сложилась биполярная система международных отношений. Во второй половине 1960-х гг. отношения СССР с США и их союзниками были достаточно напряженными. Продолжалась гонка ядерных вооружений. Резкую критику со стороны СССР вызывало активное участие во вьетнамской войне американских военных сил (1965–1973 гг., более 500 тыс американских военных). Параллельно с этим наметилась тенденция к улучшению отношений между капиталистическим и социалистическим мирами. Примером является подписание в июле 1968 г. договора между СССР, США и Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

Сложности возникали во второй половине 1960-х гг. и в социалистическом лагере. Серьезным испытанием его на прочность стал чехословацкий кризис 1968 года. Весной–летом 1968 года чехословацкое руководство предприняло попытку реформирования сложившейся социалистической системы, вошедшую в историю как «Пражская весна». В ходе реформ происходило ослабление руководящей роли коммунистической партии, внедрение элементов рыночной экономики, расширение свободы слова и печати, увеличение связей с Западом и т.д. Советское руководство, опасаясь переориентации Чехословакии в сторону капиталистического развития и потери ее для мира социализма, приняло решение о вводе на ее территорию 21 августа 1968 г. войск стран ОВД (Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и СССР). Вооруженное подавление «Пражской весны» сильно ударило по авторитету Москвы и в целом мирового коммунистического движения. Среди европейских соцстран эту акцию не поддержали Албания, Румыния, Югославия, что негативно сказалось на их отношениях с СССР.

Вторая половина 1960-х гг. ознаменовалась резким ухудшением советско-китайских отношений. В КНР в это время проводилась политика «культурной революции», сопровождавшаяся, в том числе, антисоветской пропагандистской кампанией. Кульминацией противостояния двух крупнейших социалистических государств стала череда вооруженных пограничных столкновений в 1969 г.: в марте в районе острова Даманский (р. Уссури, Дальний Восток), в августе – в районе озера Жаланашколь (Казахстан). Потери советской стороны составили около 60 человек, со стороны КНР – около 1000. Советский Союз и Китай смогли удержаться от масштабного военного конфликта, однако весь брежневский период отношения между ними оставались напряженными.

Отдельным направлением внешней политики СССР являлось формирование отношений с развивающимися странами. Во многом это было связано с активным процессом деколонизации, происходящим в 1960-1970-е гг. Азия и Африка стали ареной борьбы СССР и стран Запада за влияние на молодые независимые государства. Советский Союз поддерживал страны «социалистической ориентации» такие как Камбоджа, Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др. Советско-американское противостояние проявилось в арабо-израильском конфликте 1967 г., в ходе которого СССР выступил на стороне арабских стран.

1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период «разрядки международной напряженности». Причины потепления отношений между СССР и США имели комплексный характер. С одной стороны, на







Date: 2015-12-13; view: 737; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.051 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию