Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорические храмы

Храм Геры в Олимпии. Храм Геры в святилище Зевса в Олимпии — важнейший и один из самых древних дорических храмов Греции. Один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли фундамент, остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Вместе с тем, в нем четко выражены наиболее характерные особенности ранних дорических построек. Древнейший храм, датируемый концом VIII века до н. э., представлял собой прямоугольную целлу (внутренняя часть храма, святилище) с рядом внутренних опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану уже последующих.

Храм Геры («Базилика») в Пестуме. Храм, сложенный из красноватого туфа, из-за большой ширины внутри, имеет на торце нечетное число колонн. Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и редко к ней прибегали. Колонны «Базилики» массивны. Особенностью архаических построек, в частности «Базилики», является напряженность и суровость образа. Краска придавала нарядный вид зданиям. В «гомеровские» времена деревянные дома, дворцы, храмы покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.

Храм Аполлона в Коринфе. Храм Аполлона, построенный в VI веке до н.э., является произведением зрелого мастерства и одним из наиболее совершенных сооружений поздней архаики. Его план несколько удлинен, крепкие и тяжелые колонны поставлены довольно часто. Сегодня - это семь сохранившихся до наших дней дорических колонн, которые когда-то являлись частью античного храма, посвященного покровителю Коринфа - богу Аполлону. Первоначально здесь насчитывалось 42 колонны - по 6 колонн вдоль узкой стороны строения и по 15 колонн - вдоль широкой. Колонны храма Аполлона и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Приземистые колонны, высеченные из пористого известняка, сильно сужались в верхней части, а далеко выступающие капители подчеркивали тяжелую массивность лежащего на них антаблемента.

 

Смешанные ордерные системы.

Храм Афины (Деметры). Примерно в VI веке до н.э. в городе Пестум (Посейдония) был построен храм, посвящённый богине Афине. В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины. Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре только через полвека. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, с двумя метопами. В древности капители были декорированы растительной орнаментикой и рельефами, расписанным яркими красками и украшенными золоченой бронзой. Триглифы и метопы, выполненные из песчаника, также были расписаны синими и красными красками. Звёзды из песчаника и золочёные розетки украшали кессонный потолок. В этой постройке гармонично сочетались дорический и ионический ордер. Постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии. Рядом с храмом Афины стоит колонна. Это единственное, что осталось от постройки VI в.

 

Ионические храмы. Ионическая архитектура развивалась в том же направлении, что и дорическая. Она была более декоративной, пышной и легкой.

Храм Аполлона Пифийского (в Дельфах). Согласно мифической традиции, в Дельфах существовало несколько храмов Аполлона: ●Храм из лавра (дерева) в Темпах. ●Из пчелиного воска и крыльев (построен Птерасом). Унесен в край гипербореев. ●Построенный архитектором Спинфаром. Разрушен землетрясением (в 373 году до н. э.). Его руины сохранились до сих пор. На третьем храме сидело шесть золотых птиц, которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм громом и молнией, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром. Этих птиц отождествляют с сиренами.

Сокровищница сифнийцев (в Дельфах). Это маленькое строение было своего рода сокровищницей Афин, где хранились трофеи, завоеванные в важных сражениях, и другие предметы, посвященные Аполлону. С архитектурной точки зрения сокровищница представляет собой маленькое строение дорического ордера (7 на 10 метров), выполненное из паросского мрамора. Рельефы, которые ее украшали, представляют собой образцы высочайшего искусства последнего периода архаической эпохи, и их можно вполне сравнить с краснофигурным стилем в вазописи по элегантности фигур, легким чертам, напряженным и сдержанным движениям, а также мужественной осанке фигур.

 

Архаические постройки плохо сохранились. В руинах стоят храм Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, видны лишь остатки фундаментов храмов на афинском Акрополе.

Жилые постройки архаической эпохи были невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно исчезнувшими. Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.

 

Скульптура. Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Основной темой в искусстве греков становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. К началу архаики (в конце VII века до н.э.) относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики.

Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров Греции - ионических, дорических, аттических - становится особенно заметным в эпоху архаики.

В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела, слегка прозрачному у поверхности, то белому, то кремовому от красивой патины, вызывающему чувство телесной реальности.

Выдающиеся скульпторы архаики. Одним из первых известных (подписавшихся) скульпторов был Полимед («Клеобис и Битон»),вторая половина VI века до н. э. Аристокл («Надгробие Аристиона»).

 

Аполлон (из Фив). Эта особенность выступает в бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, где заметны округлости плеч, бедер, сдержанная орнаментальность волос.

Медуза Горгона и Персей. Примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Кофру (VI век до н. э.). Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. Фигура Медузы-Горгоны изображена в крупном масштабе в центре фронтона, бегущей («коленопреклоненный бег»). Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. По сторонам от центральной группы изображены лежащие львы, а в углах фронтона крошечные по размеру сцены, одна из которых представляет Зевса убивающего гиганта.

Массивность объемов в скульптуре архаики обычно смягчена декоративностью деталей и раскраской. Орнаментально решены завитки волос Медузы, извивы ее змей, косички, колечками спускающиеся на грудь чудовища. Змеи, подпоясывающие Медузу, образуют замысловатый и сложный узор. Здесь, как и в других композициях архаических фронтонов, скульптура подчинена архитектуре, угловые персонажи меньше размерами, чем центральные.

Геракл и тритон, Тритопатор. Одним из древнейших считают изображение Геракла, борющегося с морским чудовищем тритоном. К этому же храму относят изваяние Тритопатора - доброго демона с тремя человеческими туловищами. На мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась раскраска, волосы на голове и бороде - синие, глаза - зеленые, уши, губы и щеки - красные.

Артемида (из Делоса). Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки. Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.

Гера (из Олимпии). У архаических мастеров появляется желание передать движение чувств, улыбку на лице человека или божества. Наивная архаическая улыбка трогает черты Геры, крупная, высеченная из известняка голова которой была найдена в Олимпии.

Женская головка из Милета. В ионических мастерских создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы. Люди созерцательны, нежны, им будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Такова женская головка из Милета. Миндалевидные удлиненные глаза, рисунок тонких губ, сложенных в архаическую улыбку, очаровывают.

Ника из Делоса. Скульпторы VI века до н. э. брались за сложные задачи, иногда стремясь показать фигуру в быстром движении. В найденной на Делосе статуе Ники (скульптор Архерм), богиня победы показана бегущей. Мастер наивно и резко совмещает в изваянии профильную нижнюю часть статуи с фронтальным положением торса и лица. Обычный для рельефов «коленопреклоненный бег» Архерм изображает в круглой скульптуре.

Гера из Самоса. Мастеру с Самоса принадлежит мраморная статуя Геры, державшей в левой руке, очевидно, гранатовое яблоко - символ брака с Зевсом. Монументальностью памятник обязан не размерам, а цельности образа, напоминающего ствол дерева, или стройную колонну величественного храма. Плотные и мощные объемы кажутся вязкими. Медлительная текучесть их масс особенно красива в верхней части изваяния. Скульптура вызывает впечатление предельной тяжести: ее будто невозможно поднять с земли, как могучее дерево, вросшее в почву корнями.

 

В VI веке до н. э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события и принесенные в дар божеству.

Тема смерти глубоко волновала греков. О ней размышляли философы, скульпторы. Пропорции высоких и узких надгробий были продиктованы местом их расположения и характером рельефа. На некоторых встречались одноярусные, на других двухъярусные рельефы: вверху высекалась фигура умершего, а внизу его представляли на лошади в бою или на охоте с собакой. Чаще всего изображенные помещались в некотором углублении, как бы в преддверии храма.

На мраморной стеле афинского гражданина Аристиона, умерший представлен воином в панцире и с копьем.

 

Куросы. В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столько значительного места, как в классическом греческом искусстве. Ее опережала вазопись. Стремление показать прекрасного, совершенного человека: победившего на состязаниях, павшего в бою за родной город, силой и красотой подобного божеству - привело к появлению в конце VII века мраморных изваяний обнаженных юношей – куросов. Возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела. Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают вперед левой ногой. Статуя куроса, обнаженного шагающего юноши, трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.

Клеобис и Битон. Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная (VII в. до н.э.) Полимедом Аргосским. Решение группы в виде двух почти одинаковых статуй показывает ещё ограниченность приемов архаики, но созданный скульптором образ двух легендарных героев ярко выражает идеал дорического искусства Аттики. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения.

Напротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность.

Аполлоны. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос и из Тенеи («Аполлон Тенейский»). Юное тело куроса с широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Его мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза — и не движение, и не покой — весьма условна. Лицо, овеянное блаженной, «архаической» улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа.

В куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.

Коры. Под стать куросам безмятежные коры — юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немногим меньше его. Тип статуи развивался исходя из тех же технических методов и пропорций, что и куросы. Правда, в случае кор человеческая анатомия скрыта под драпировками и не так важна. Зато взамен этого линии тканей, окутывая гладкие формы, свободно текут, создавая безмятежное, практически гипнотическое настроение, которое вдобавок дополняется мирным выражением лица и статичной позой.

Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромны. Цвет подчеркивал жизнеподобие: красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань). Пигмент наносился на поверхность камня с помощью энкаустики: окрашивающие гранулы смешивались с воском (служившим связующим), и получившаяся смесь в горячем виде наносилась на камень. Когда воск, покрывающий поверхность, остывал, он запечатывал все поры камня и защищал его от разрушения.

Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.

Богиня с гранатом. К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом», сохранившая даже первоначальную яркую раскраску.

 

Мастера поздней архаики обращаются к сложным пластическим задачам, стараясь показать человека в действии - скачущим на лошади или приносящим на алтарь животное.

В архаических памятниках мелкой пластики - терракотовых статуэтках, изделиях из кости, бронзы и дерева - проявляются черты стиля, свойственные монументальным образам, хотя камерность этих изделий позволяла мастерам отходить от правил изображения, которые требовала традиция.

 

Живопись и вазопись. Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах, деревянных досках, небольших глиняных табличках, на известняковых и мраморных надгробиях. Но таких памятников, где роспись наносилась на плоскую поверхность, практически не сохранилось. Лучше дошли рисунки на поверхностях ваз.

В конце VIII века до н. э. в греческом обществе формировались новые вкусы и интересы. Упрощенные, условные геометрические изображения перестали удовлетворять; в рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Крупным центром производства ваз в VII и в начале VI века был город Коринф, а в VI веке - Афины.

В VII веке формы ваз становятся разнообразнее. Усложнялась и техника нанесения рисунков на вазы VII века, богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей - процарапывание.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Библиографический список. Абрашкин А.А. Предки русских в древнем мире | Задания A1. Стро­е­ние атома. Стро­е­ние электронных обо­ло­чек атомов пер­вых 20 эле­мен­тов Периодической си­сте­мы Д. И. Менделеева

Date: 2015-12-13; view: 671; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию