Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции мирового развития в XVI-ХVIII веках





Новое время как историческая эпоха. В рамках традиционной периодизации мировой истории период с ХVI по ХVIII века называется новым временем. Филологи и историки того времени обозначали это время как эпоху, начавшуюся то с падения Константинополя (1453), то с момента открытия Америки (1492), то с начала Реформации в Германии (1517). Но в любом случае они искали некие «фундаментальные» события, которые могли бы стать точкой отсчета нового периода мировой истории. В ХIХ в. возник марксизм, который поставил вопрос об обусловленности нового времени развитием капиталистических отношений. Тем самым история оказалась детерминированной экономическими обстоятельствами. Такой экономический детерминизм или «материализм» в понимании истории существует и до сих пор. Ярким его выражением является тезис о том, что «бытие определяет сознание», что «материя первична» и т.д. Но возникает вопрос о том, какое бытие? Разве можно весь смысл жизни человека и всю историю человечества объяснять «производственными отношениями» или «характером собственности»?

В связи с этим уместно вспомнить идею осевого времени, сформулированную известным немецким философом К.Ясперсом (1883-1969). В своей книге «Истоки истории, и ее цель» (1948) и ряде других работ он высказал идею о приоритете «духовной составляющей» в историческом развитии. Он рассматривает исторический процесс в рамках его христианского понимания как единую линию, имеющую свое начало и свой конец. Но в основу исторического развития автор закладывает «духовную доминанту», духовное, моральное, нравственное развитие самого человека. И время с ХVI – ХVIII вв. убедительно показывает правомерность такого понимания истории в целом, а нового времени в частности. Ведь это время действительно осевое, оно оказалось связанным с великими географическими открытиями, с появлением гуманизму и эпохи Возрождения. Но обо всем по порядку.

Начало и середина XVI в. – это переходный период в развитии многих стран Запада, период разложения феодальных отношений и зарождения капиталистического производства. Именно в это время происходит процесс первоначального накопления, который включает в себя: 1) первоначальное накопление капитала (крупные суммы денег теперь тратились не на потребление, а вкладывались в производство); 2) формирование пролетариата – части населения, не имеющего собственного хозяйства и связанных с ним средств существования, живущего за счет продажи рабочей силы.

Сначала капиталы накапливались в сфере обращения и кредита, а уже после переливались в промышленность. В процессе первоначального накопления капитала в Европе решающую роль сыграли великие географические открытия XV – начале XVI вв. В их ходе были установлены прямые стабильные связи между Европой и другими частями света, в экономику ряда европейских государств были включены значительные ресурсы из Америки, Азии, Африки. В 1492 г. экспедиция Х.Колумба открыла Новый Свет (Америку). Другая экспедиция под руководством Васко да Гамы в 1498 г. открыла морской путь в Индию. Затем испанский конкистадор Ф.Кортес завоевал империю ацтеков в Сев. Америке, а другой конкистадор Ф.Писсаро – империю инков в Южной Америке. После этого в Европу хлынули в огромном количестве рабы и природные богатства. Результатом этого стала первая в истории Европы «революция цен». Стоимость основных продуктов питания подскочила в десятки и даже сотни раз, а стоимость золота и серебра (основного денежного материала того времени) резко упала.

В результате великих географических открытий произошли важнейшие изменения в экономике всех стран: 1) сформировалась колониальная система, которая содействовала накоплению значительных денежных средств на основе неэквивалентного обмена и ускорению развития капиталистического производства; 2) происходит перемещение центра экономической жизни из Средиземноморья в Атлантический океан, возникают новые центры мировой торговли (Лиссабон, Севилья, Антверпен); 3)начинает формироваться мировой рынок, сначала в Англии и Голландии, а затем и в других европейских странах происходит складывание монопольных торговых объединений. Первыми стали Ост-Индская (1602) Вест–Индская (1621) торговые компании. Изменяются методы торговли (торговые биржи); 4) приток в Европу из Америки большого количества дешёвого золота и серебра приводит к резкому падению их стоимости и росту цен. Рост цен на производимую продукцию укрепил городскую буржуазию, но разорил крупных земельных собственников, так как размер земельной ренты был фиксированным, а цены на потребительские товары значительно выросли.


Источниками первоначального накопления капиталов стали внешняя торговля, эксплуатация колоний, работорговля, пиратство. Быстрыми темпами шло отделение мелкого производителя от частной собственности, накопление денежных средств у ростовщиков, купцов, процесс разорения мелких собственников – крестьян, превращения их в наемных рабочих.

Решающее значение для развития капиталистических отношений имели изменения в сфере материального производства. Промышленность перешла на стадию мануфактурного т.е. крупного производства. Мануфактура ломала рамки цеховых уставов, запрещавших вводить технические усовершенствования, регламентировавших количество и качество производимой продукции, способствовала совершенствованию технического прогресса.

Изменения в сфере материального производства влекли за собой изменения социальной структуры общества. На смену сословиям феодального общества пришли классы общества капиталистического – буржуазия и наемные рабочие.

В XVI веке произошли кардинальные изменения в менталитете европейского общества. Формирующемуся классу буржуазии, претендующему на господство не только в экономической, но и политической сфере, нужна была своя идеология. Буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но новая религия должна была отличаться от католицизма простотой и дешевизной: буржуазии деньги были нужны в первую очередь, чтобы вкладывать их в развитие производства. Выражением этой тенденции стал процесс Реформации, в ходе которой была отвергнута важнейшая догма католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и богом. Реформация обращалась к широким массам, ставила задачей изменить жизнь каждого христианина.

Решающую роль в переходе от традиционного к современному западному индустриальному обществу с рыночной экономикой сыграла «протестантская этика», сформировавшаяся во времена Реформации. В ее основе лежали идеи индивидуализма, прагматизма, максимизации прибыли и рационализма, которые стала впоследствии основой нового капиталистического способа производства. Суть нового способа производства состояла в развитии и укреплении частной собственности на средства производства и широком использовании наемного труда. Формально свободные работники в условиях широкого распространения частной собственности на средства производства оказывались вынужденными наниматься на работу для того, чтобы обеспечить свое существование. В связи с этим возникает новая форма эксплуатации – капиталистическая, суть которой заключалась в присвоении собственниками части неоплаченного труда собственных работников. С одной стороны, капитализм оказался более прогрессивным способом производства, поскольку наемный труд, в отличие от труда рабов или крепостных, лучше стимулировался и регламентировался. Кроме того, более широко стали использоваться передовые технологии, оборудование, техника. Но, с другой стороны, протестантская этика и дух индивидуализма породили такое явление, как конкуренция, которая во многих случаях была недобросовестной и наносила скорее вред, чем пользу. Английский экономист А.Смит в своей книге «О природе и причинах богатства народов» (1776) впервые сформулировал научную теорию конкуренции, которую называют «рукой божественного провидения». Он писал: «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».


С развитием капиталистических отношений меняются формы государственного устройства общества. В Европе XVI века происходит становление абсолютной монархии. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается, но их деятельность все в большей степени приобретает формальный характер. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха - сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. В XVI в. абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

Тенденция к усилению центральной власти характерна в XVI веке и для стран Востока. В Японии завершается период феодальной раздробленности, формируется сегунат Токугава. В Индии образуется Империя Великих Моголов. Период расцвета переживала Османская империя. В восточных государствах видны первые ростки капитализма, также появляется мануфактурное производство. Однако развитие капитализма в этом регионе значительно отставало от европейского. Начинается активный процесс проникновения западного капитала в Азию, подчинение восточных экономик Западу. Не осталась в стороне от этих процессов и Россия.

Социально-экономическое развитие России в XVI веке. На протяжении XVI столетия продолжался рост территории Российского государства. К началу XVI в. в его состав вошли Северские земли (между реками Сож и Десной), в 1510г.- Псковская республика, в 1514г. - старинный русский город Смоленск. В ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды границы России продвигались все дальше на восток, юго-восток и юг. К концу XVI в. территория России охватывала уже 5400 тыс. кв. км. Но российские земли были заселены крайне неравномерно. Самая высокая плотность населения в Российском государстве середины XVI в. наблюдалась в Новгородско-Псковской земле - около одного человека на квадратный километр (в странах Западной Европы того же времени этот показатель составлял 10-30 человек), а на огромном пространстве от Перми до Иртыша насчитывалось не более 10 тыс. жителей. Лишь около 2% населения страны проживало в городах, между которыми существовали резкие контрасты, многие города представляли собой небольшие крепости с малочисленными гарнизонами.


В странах Западной Европы в XVI в. приобрело устойчивое направление перемещение населения из деревень в города, что способствовало столь важному для социально-экономического и культурного развития государств росту городов. В России же во второй половине XVI в. все еще сказывались тяготы Ливонской войны, опричнины, вторжений крымских татар, усиления крепостничества и наличия большого количества свободных земель на окраинах страны, наблюдалось перемещение значительных масс населения из центра на окраины. Происходило запустение центральных и северо-западных районов государства; при этом отлив населения шел не только из деревень, но и из городов. Переселенческие потоки в основном устремлялись на плодородный юг (где стало складываться донское казачество) и на Северную Украину (где еще не распространились крепостнические отношения). Все это ослабляло города, серьезно тормозило социально-экономическое развитие России, открывало новые возможности для развития феодального землевладения на осваиваемых землях и, следовательно, создавало новые перспективы их упрочения и распространения.

На протяжении XVI столетия в России складывалась система крепостничества. Возникшая ранее норма, согласно которой крестьянин имел право уходить от своего владельца только в течение двух недель в году, после объединения русских земель стала общегосударственной. Судебник Ивана III (1497 г.) устанавливал единый для страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьего дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но пока еще не закрепощение крестьян. Судебник Ивана IV (1550 г.) повторил норму о Юрьевом дне, увеличив размер уплаты уходившими крестьянами так называемого «пожилого» - своеобразной компенсации феодалу за потерю рабочей силы. В конце правления Ивана Грозного, когда наблюдалось опустошение территорий Центра и Северо-Запада государства и массовое бегство крестьян, правительство России находит выход в закрепощении крестьян. В 1581 г. был издан Указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного феодала к другому. Введение «заповедных лет» стало важным шагом на пути оформления в России крепостного права. Более того, населению городских посадов и слобод также запрещалось покидать свои места в эти годы. Таким образом, политика закрепощения распространялась на все слои населения страны, что соответствовало направлению правительственной политики Российского государства с самого начала его формирования.

Окончательное утверждение крепостного права в России приходится на годы правления Бориса Годунова. В 1597 г. был принят Указ об «урочных летах». Он повелевал в течение пятилетнего срока разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых крестьян и вывезенных насильно. Этот указ не делал разницы между теми, кто ушел в Юрьев день и не в Юрьев день, в «заповедные» и не в «заповедные» лета; отсчет исковой давности ведется от 1592 г., т.е. указ уже исходил из факта существования в стране крепостного права. Таким образом, к концу XVI столетия в России произошло коренное изменение положения крестьян, лишенных права выхода от своих владельцев.

Несомненна связь утверждения крепостнической системы в России с особенностями образования русского государства. Экономическая консолидация земель (требующая наличия российского рынка, процесса первоначального накопления и т.п.) отставала от государственных (внешнеполитических, военных, финансовых) потребностей, поэтому большую роль в ходе централизации играл фактор политический. Правительство активно укрепляло крепостническую базу единого государства. «Налицо была взаимосвязь решения назревших задач национального возрождения России с применением единственно доступных в истощенной Золотой Ордой стране средств - поместной системы, барщины, крепостничества».

Тем не менее складывание феодально-крепостнического строя оказало прямое влияние на развитие ремесла, торговли, городов в России XVI столетия. В целом масштабы ремесленного производства были достаточно значительными (особенно в таких городах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др.). Определенное развитие в XVI в. получило товарное производство («работа на рынок»). Оно было у городских пекарей, сапожников, замочников, горшечников и др., что вело к дифференциации среди ремесленников.

Масштабы и значение торговли в России в XVI в. значительно выросли по сравнению с предшествующим столетием. После ликвидации Казанского и Астраханского княжеств и перехода всего волжского пути под власть России основным направлением внешней торговли было восточное. С востока везли китайские ткани, фарфор и другие товары, на восток - русские меха, пеньку, воск. После экспедиции англичан Уиллоби и Ченслера в 50-х гг. XVI в. был открыт морской путь в Англию через Белое море. На Запад отправлялись продукты русского промыслового хозяйства и лес. Покорявший моря английский флот был в немалой степени выстроен с помощью русского леса и пеньки. С Запада в Россию везли промышленные товары - сукно, металл. Но русские купцы не могли вести активную внешнюю торговлю. Дело в том, что в XVI в. торговля с иностранцами была в значительной степени монополией царской казны. А она отдавала предпочтение английским торговым компаниям, покупавшим у царской казны привилегии на продажу товаров.

К XVI в. относятся и первые ростки предпринимательства в России, например, бурная предпринимательская деятельность Строгановых в Сольвычегодске и в Соликамске. Начиная с 1520 г. Аника Строганов стал скупать доли варниц у сольвычегодских посадских людей, а к середине XVI в. он владел уже 10 варницами и почти половиной посадской земли. В целом факты свидетельствуют о развитии (пока еще слабом) в XVI в. в России территориального разделения труда, ремесла и товарного производства, оживлении сельских торжков, ярмарок, расширении рыночных связей. Имеются данные об усилении товарности барского и крестьянского хозяйств. Можно говорить и о зарождении на русском Севере крестьянских капиталов. Указанные явления были для России XVI в. исключительными. Однако обойти вниманием их нельзя, так как во многом эти явления предопределили наступление «нового периода» русской истории в XVII столетии.

К концу XVI в. в России возникло более 40 новых городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Тюмень, Тобольск, Курск, Орел, Воронеж, Белгород и др.), роль которых возрастала. Феодалы устремлялись в торгово-промышленные центры и обзаводились там владениями: во многих городах феодальным землевладельцам принадлежала значительная часть дворов и населения (даже в Москве более половины дворов принадлежало отдельным феодалам). Некоторые города (Венев, Епифань) вообще являлись собственностью отдельных феодалов - Мстиславских, Романовых, Шереметьевых и т.д.). Огромная часть доходов, которые получали городские люди от своих промыслов, торговли и ремесел, отбиралась в виде дани и налогов как феодальным государством, так и отдельными феодалами, имевшими право сбора торговых или проездных пошлин. Крепостнические отношения все больше распространялись и на черное тяглое население городов. Это особенно проявилось к концу XVI в., когда и для этой категории населения были введены сначала «заповедные», а потом и «урочные» лета.

В период образования русского централизованного государства сложилась сословная система организации общества. В России роль государства в формировании сословного строя особенно велика. Была создана особая служилая система, при которой каждый слой общества имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей по отношению к государству («службы» или «тягло»). Основу системы составляло условное землевладение - предоставление государственной земли с живущими на ней крестьянами служилым людям (помещикам) при условии несения ими военной и гражданской службы. Посадское население городов (ремесленники и торговцы) составляло единую тяглую общину, несло государственные повинности, распределявшиеся между отдельными плательщиками.

Политическое развитие России в XVI веке. На рубеже XV-XVI вв. завершилось объединение русских земель в одно государство. Однако объединение земель под властью московского великого князя - это лишь одна сторона процесса формирования российского государства; другая же, не менее важная, - становление самой государственной системы, которая имела серьезные отличия от европейских: а) преодоление феодальной раздробленности на Руси шло форсировано - под воздействием внешних факторов (необходимость завершения борьбы с монголо-татарами, польско-литовский натиск и др.), поэтому чаще приходилось опираться на военную силу и военные методы управления. Отсюда проистекали деспотические черты во власти первых московских государей; б) страна объединилась без достаточных экономических и социальных предпосылок (не сложился еще национальный рынок, слабы были города и т.д.). Недостаток объединяющей, скрепляющей силы, которую в странах Запада играло «третье сословие», восполняло российское государство; в) движение по пути централизации в XVI в., когда внутренние связи между русскими землями и городами были достаточно слабы, вновь подчеркнуло особую роль государственной власти.

Понятие «централизованное государство» предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей на всей государственной территории единый административный аппарат, подлежащий контролю со стороны центра, одни законы, общие вооруженные силы и т.д. Все это обнаруживается в политическом развитии России в XVI столетии.

К XVI в. относится складывание российского самодержавия. Уже власть Ивана III (который систематически пользовался титулом «государь») имела самодержавные черты. Вся его политическая практика исключала возможность «многовластия», разделения управления государством с кем бы то ни было. Еще больше самодержавные методы управления государством проявились в правлении его сына - Василия III. Посол Германской империи в России С. Герберштейн писал, что никто из советников не решается ему противоречить, что своей властью он далеко превосходит всех монархов целого мира.

Круг ближайших советников великого князя составляла Боярская дума. Но права и полномочия Думы не были определены специальными законами; сфера ее компетенции определялась волею государя. В первой трети XVI в. сложилась лестница чинов в Думе, которые «жаловал» государь: высший чин - «боярин» («бывали в боярах» выходцы из старых московских боярских родов и князья прежде самостоятельных княжеств; процесс «обояривания» князей продолжался до середины XVI в.), низший – «окольничий». С начала XVI в. в работе Думы более широко стали участвовать все думные дворяне и думные дьяки. В этом проявилось стремление великокняжеской власти к сокращению аристократического состава Боярской думы за счет привлечения представителей менее знатного боярства и дворянства.

В первой трети XVI в. было лишь два общегосударственных ведомства: дворец и казна. Первый ведал землями великого князя, судил население; казна ведала не только финансовыми вопросами, но и руководила внешней политикой, была по сути дела и государственной канцелярией. После ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные дворцы: рязанский, тверской и т.д.

Страна делилась на уезды (границы их совпадали с границами прежних удельных и великих княжеств), волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Должности эти назывались «кормлениями», а сами управители - «кормленщиками». Управитель кормился за счет управляемых в полном смысле этого слова; содержание его состояло из «кормов» и пошлин.

Таким образом, в первой трети XVI в. определенный государственный аппарат уже существовал. Но в нем не было характерного для централизованного государства строгого разделения функций, существовали пережитки феодальной раздробленности. Более того, центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Самодержавная суровость власти великого князя сочеталась со слабостью управления из-за отсутствия централизованного и эффективного управленческого аппарата.

Общая характеристика исторического развития в XVI – XVIII вв. Период XVI –XVIII вв. – это время разложения феодальных отношений. Именно в это время происходит зарождение в недрах феодализма капиталистического производства. Каковы главные черты, характерные для переходного периода?

1. Это период первоначального накопления, период подготовки основных условий для развития капиталистического производства.

2. Это мануфактурный период, когда в промышленности господствовали не фабрики, а мануфактуры.

Что включает в себя понятие «Первоначальное накопление»? Это создание двух решающих условий для развития капиталистического производства.

1. Для развития производства нужны крупные суммы денег – капиталы, достаточные для организации предприятий. Без капитала нет капиталиста. Поэтому одна сторона первоначального накопления – первоначальное накопление капитала. Крупные суммы денег теперь тратились не на потребление, а вкладывались в производство, становились капиталами.

2. Для развития капиталистического производства нужны рабочие – т.е. люди не имеющие собственного хозяйства и связанных с ним средств существования, живущие за счет продажи рабочей силы, а поэтому вынужденные наниматься к капиталистам.

Закономерность развития капитализма такова, что капиталы первоначально накапливались не в производстве, а в сфере обращения и кредита. Накопленные в течение длительного времени в торговле и ростовщичестве капиталы при переходе к капитализму начинают переливаться в промышленность. В процессе первоначального накопления капитала в Европе решающую роль сыграли великие географические открытия XV – нач. XVI вв. В результате великих географических открытий были установлены прямые стабильные связи между Европой и другими частями света, в экономику ряда европейских государств были включены значительные ресурсы из Америки, Азии, Африки.

Важнейшими социально-экономическими последствиями Великих Географических Открытий явились:

- Формирование колониальной системы, которая содействовала накоплению значительных денежных средств на основе неэквивалентного обмена и ускорению развития капиталистического производства;

- Центр экономической жизни переместился из Средиземноморья в Атлантический океан. Возникли новые центры мировой торговли – Лиссабон, Севилья, Антверпен;

- Начал формироваться мировой рынок. Европа, Африка, Америка, Австралия были связаны теперь между собой торговыми путями. Складываются монопольные торговые объединения. В XVI веке основывается первая торговая биржа (Антверпен, Голландия). Торговые сделки теперь заключались на основе осмотра образцов товаров, а не всей товарной массы;

- Произошла «революция цен», вызванная притоком в Европу из Америки большого количества золота и серебра. Наплыв дешёвого золота и серебра привел к резкому падению их стоимости и росту цен. За XVI век они выросли в Испании в 4 раза, во Франции – в 2-3 раза, В Англии – в 2,5 раза, в Германии – в 2 раза.

- «Революция цен» содействовала укреплению городской буржуазии, росту её доходов вследствие роста цен на производимую продукцию. Одновременно шёл процесс разорения крупных земельных собственников, так как размер земельной ренты был фиксированным, а цены на потребительские товары значительно выросли.

Таким образом, источниками первоначального накопления капиталов были:

1. Внешняя торговля. Носила монопольный характер, что позволило перепродавать товар намного дороже.

2. Эксплуатация колонии.

3. Работорговля. Испанцы, истребив в Америке значительную часть местного населения, вынуждены были ввозить рабочую силу из Африки. Занимались работорговлей в основном англичане. Прибыль достигала 1000%.

4. Пиратство. Англичане нападали на испанские корабли, которые везли золото и серебро в Европу. Для снаряжения пиратских кораблей создавались в Англии акционерные компании. Пират Френсис Дрейк стал адмиралом королевского флота.

5. Одновременно быстрыми темпами шел процесс отделения мелкого производителя от частной собственности, от средств производства. Шел процесс накопления денежных средств у ростовщиков, купцов, процесс разорения мелких собственников – крестьян, превращения их в наемных рабочих.

Решающее значение для развития капиталистических отношений имели изменения в сфере материального производства. Промышленность переходит на стадию мануфактурного производства.

Мануфактура – это предприятие, основанное на специализации производства, на развитии труда на простейшие операции. Каждый рабочий выполнял только одну операцию, но в этой операции достигал максимальной точности и быстроты, что способствовало резкому повышению производительности труда. Мануфактура означала переход от индивидуального производства к массовому производству.

На ряде мануфактур использовались машины, приводимые в действия мускульной силой человека или энергией падающей воды. Но в целом производство продолжало оставаться ручным отсюда и термин «мануфактура» (manus – рука, factoro - производить).

Мануфактура ломала рамки цеховых уставов, запрещавших вводить технические усовершенствования, регламентировавших количество и качество производимой продукции, способствовала совершенствованию технического прогресса.

Изменения в сфере материального производства влекли за собой изменения социальной структуры общества. На смену сословиям феодального общества приходят классы общества капиталистического – буржуазия и наемные рабочие.

Превращение мелких производителей в наемных рабочих можно проследить на примере Англии. В результате «революции цен» резко вырос спрос на сукно со стороны разбогатевших испанских и португальских дворян. Скотоводство становится ведущей и самой прибыльной отраслью хозяйства. Английские Феодалы с целью увеличения пастбищ изгоняют крестьян из своих владений. Этот процесс получил название «огораживание». Масса крестьян осталась без жилья, без источников существования. В середине XVI в. была проведена «секуляризация» церковных земель – было ликвидировано 650 монастырей. Армию бродяг пополнили тысячи монахов, монастырских крестьян. Массы безработных и неимущих людей скитались по дорогам Англии. Томас Мор писал: «Овцы съели людей». Бродяги промышляли нищенством, грабежом. Были приняты жестокие «законы о бродягах». По этим законам не иметь работы считалось преступлением. За бродяжничество избивали плетями, отрезали уши, клеймили раскаленным железом, а если бродяга попадал в руки властей третий раз – казнили. Только во времена правления короля Генриха VIII за бродяжничество было повешено 72 тысячи человек.

Процесс капиталистической перестройки сельского хозяйства в Англии продолжался около трех столетий (аграрный переворот). В результате феодальная собственность была заменена частной собственностью на землю. Крестьянство как класс исчезло. Крестьяне постепенно превращались в наемных рабочих.

Наконец, меняется менталитет общества. Теперь положение человека в обществе определяется не столько его происхождением, сколько деловыми качествами и, как их выражением, богатством. Формируется новая идеология буржуазного общества – либерализм. Либеральная идеология возникает, как идеология нарождающейся буржуазии. Суть ее: все граждане равны перед законом, каждому человеку от рождения присущи «естественные права» - неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, политические права и свободы. Задача государства – обеспечить эти права каждому гражданину путем разработки соответствующего законодательства.

Идеология либерализма складывалась постепенно, в течение веков. Ее корни уходят в эпоху Возрождения XIV – XV вв. В Италии развитие ремесла и торговли, рост городов-республик привели к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Гуманисты способствовали выработке идеала всесторонне развитой, гармоничной личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. Они отстаивали идею служения общему благу, ответственности человека перед обществом, призывали к активной деятельности, высоко оценивали все виды полезного труда.

Следующим этапом становления новой идеологии стал период Реформации. На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, Церковь формировала и идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной основой средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Реформация отвергала догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и богом - внутреннее общение с богом осуществляется в ходе самой жизни. Если гуманизм был идеологией образованной части общества, то Реформация обращалась к широким массам, ставила задачей изменить жизнь каждого христианина.

Решающую роль в переходе от традиционного к современному западному индустриальному обществу с рыночной экономикой сыграла «протестантская этика», созданная в ходе Реформации XVII века и ставшая идеологией капитализма. Католицизм, как и православие, и ислам, осуждали ростовщичество. Но без отдачи денег под проценты невозможно банковское дело, невозможен капитализм. Не случайно первыми банкирами в Европе были евреи, религия которых разрешала ростовщичество.

Суть протестантской этики в том, что Бог заранее определил людей к спасению или к погибели. Если люди преуспевают, набожны, трудолюбивы – значит, они угодны Богу. Поэтому надо целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, копить каждый грош, быть бережливым хозяином, презирать наслаждения и расточительство. Если человек имеет возможность получить доход и не использует ее – он совершает грех перед Богом. Согласно М. Веберу именно протестантская этика стала идеологией первоначального накопления. Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все направления протестантизма признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара

Окончательно идеология либерализма сформировалась в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь Основные принципы либерализма были разработаны в трудах философовпросветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Локка и др.

Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» сформулировали два таких фундаментальных либеральных принципа экономической свободы, как право на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилось предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.

Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства. В трактате «Об общественном договоре» Руссо придал новое понимание этой концепции. Он обратил внимание, что множество людей оказывается частью общества, не имея собственности, т. е., общественный договор просто закрепляет права собственности за её фактическими обладателями. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество. Одним из таких благ Руссо считал образование, которое позволяет людям наилучшим образом реализовать свои способности, и при этом делает из людей законопослушных граждан. Другим благом является коллективная свобода, которую личность обретает посредством отождествления себя с нацией и национальными интересами. Благодаря такому отождествлению, образованный человек сам ограничивает свою свободу, поскольку это становится в его интересах. Воля нации как единого целого может быть реализована только при условии самоопределения народов. Таким образом, общественный договор ведёт к национальному согласию, национальной воле и национальному единству

Следует выделить знаменитое сочинение французского просветителя Шарля Луи Монтескье «О духе законов». Монтескье выделял три формы правления: монархию, республику и деспотию. Чтобы не стать деспотом, монарх должен править на основе законов, соблюдение которых контролирует специальный орган. Защитой от деспотизма должен стать суд, независимый от государя. Мудрый и просвещенный законодатель совершенствует законы, которые понятны и доступны всем. Важнейшей заслугой Монтескье была теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение гарантирует политические свободы граждан.

С развитием капиталистических отношений меняются формы государственного устройства общества. Общим для развития европейских государств XVI – XVIII вв. являлось резкое усиление централизаторских тенденций, ускорение процессов объединения государственных территорий вокруг единого центра, усиления верховной власти. Преобладающей формой государственного устройства становится абсолютная монархия. В советской историографии преобладала точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютной монархии связан с выходом на политическую арену нового класса – буржуазии, создающей определенный противовес феодальному дворянству. Государственная власть получает известную самостоятельность, контролирует все сферы экономической, социальной и духовной жизни.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые получила своё идеологическое подкрепление. Этой форме государственного устройства благоприятствовали и богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я»

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается, но их деятельность все в большей степени приобретает формальный характер. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Развитие капиталистических отношений в Европе протекало неравномерно. Можно выделить северо – западный регион (Англия, Нидерланды), в котором капиталистический уклад становится ведущим в экономике; центральный регион ( от Средиземноморья до Скандинавии, прежде всего Пиренейский полуостров), поставляющий промышленное сырье и драгоценные металлы, доставляемые из Нового Света; и восточный регион (Страны Восточной Европы), поставлявший зерно, скот, лес и др. Эти страны являлись, по – существу, аграрно – сырьевым придатком развитых стран. Эволюция их экономик шла в обратном направлении – от денежных форм натуральной ренты к крепостничеству и барщинной системе. Это «второе издание крепостничества» было следствием складывания в Европе единого капиталистического рынка. Капиталистическая мануфактура к западу от Эльбы и барщинное хозяйство к востоку от нее – две стороны одного и того же процесса, процесса генезиса капитализма.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные тенденции развития мирового развития в первой половине ХVI века.

2. Охарактеризуйте социально-экономическую ситуацию в мире в начале ХVI в.

3. Охарактеризуйте политическое развитие Руси в начале ХVI в.

4. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Руси в начале ХVI в.

Литература

1.Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М. – 1992.

2.Платонов О. Экономика русской цивилизации. М. – 2008.

3.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: «АСТ»; «Астрель». – 2005.

4.Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. М. – 2006.

5.Стожко К.П. История экономики. Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 1998.

6.Суворов Д.В. История и культура России: мифы и реальность. В 8 т. Екатеринбург. – 2007.







Date: 2015-12-13; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию