Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История как наука. Исторические методы и источники
ЛЕКЦИЯ 1 История как наука Человек более похож на свое время, Чем на своих предков Арабская пословица История как наука. Развитие исторической науки в России. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Цивилизационный подход. История как наука. Исторические методы и источники. «Папа, объясни мне, зачем нужна история?» Этими словами начинается книга французского историка Марка Блока «Ремесло историка». Блок считал очень важным ответить на этот вопрос, и не только собственному сыну. Необходимо понять, почему люди интересуются историей, изучают ее и как именно они это делают. Человечество существует тысячи лет, и в какой-то точке, называемой современностью, находимся мы. Трудно не оглянуться и не попытаться осмыслить пройденный путь. История – ( от греч. historia – рассказ о прошедшем) 1) процесс развития общества; 2) наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Человек – историческое существо. Он изменяется с ходом времени и сам, сознательно или невольно влияет на ход истории. Сменяющиеся поколения историков вновь и вновь обращаются к изучению тех периодов и событий истории, которые, кажется, уже досконально исследованы до них. В чем тут дело? Новые поколения живут в другой точке исторического времени, из которой многое видится иначе, под новым углом зрения. Нельзя отбрасывать накопленные знания, но их нужно осмыслять в свете нового исторического опыта. Исторические памятники могут быть те же самые, которые изучались историками до нас, но вопросы, которые мы им задаем, постоянно обновляются, а на новые вопросы следуют новые ответы. Человек связан не только с прошлым, но и с будущим. Как именно? персонаж повести Достоевского однажды заявил: «Пусть мир разрушится, а мне чтобы чай пить». Этот эгоист не сообразил, что коль мир погибнет, то и ему чаю не подадут. Этот человек живет сиюминутной выгодой, не думая ни о том, что останется после него. Он не связан ни с прошлым, ни с грядущим. Другой герой, уже средневековой исландской саги, отказывается прибегнуть к помощи колдуньи для достижения удачи, так как считает, что этот дурной поступок, очернит его в саге, которая будет о нем сочинена потомками. Он приобщает себя к истории. И его личная самооценка оказывается и исторической оценкой. Историк работает с источниками, из них он извлекает сведения о прошлом, которые он организует в связную картину. Исторический источник - этовсе объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой. «Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию не вызывающую сомнения» (Л.Н. Гумилев). Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику, историю изучения и использования исторических источников. Типы исторических источников: - вещественные - письменные - изобразительные - фонические Эта типология не единственная. Один и тот же артефакт можно отнести и к вещественным и к письменным и к изобразительным источникам (например иллюстрированная летопись).
Памятники прошлого сами по себе, до того как к ним привлечено внимание ученого, еще не представляют исторических источников. Они мало что могут рассказать неспециалистам. Только мысль исследователя извлекает из них необходимую информацию. Первый шаг исторического исследования – постановка вопроса, формулировка проблемы, которую историк намерен изучить. Второй шаг – выбор проблемы определяет круг памятников прошлого, которые станут для ученого историческими источниками. Третий шаг – установление достоверности источника. Четвертый шаг – извлечение исторической информации. Пятый шаг – восстановление картины прошлого. Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы исторического исследования. «Что такое история? Наука? Да, бесспорно. Искусство? Конечно, ибо древние греки среди девяти муз чтили Клио.… Но помимо этого история – ремесло, потому что для плодотворных занятий историк должен «набить руку» на ряде чисто технических приемов и способов обработки трудно поддающегося материала….Итак, задача в том, чтобы постижение истории было делом легким». (Л.Н.Гумилёв. Поиски вымышленного царства.) А для этого необходим целый ряд разнообразных методов, как общенаучных, так и специфических исторических. Исторический метод – это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание. К числу основных исторических методов относят – историко-генетический (последовательное раскрытие свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения), историко-сравнительный (позволяет вскрыть сущность изучаемых объектов по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве), историко-типологический (классификация служит упорядочиванию исторических явлений на основе присущих им общих признаков или различий), историко-системный (изучается единство событий, например история России как часть мировой истории).
Date: 2015-12-13; view: 660; Нарушение авторских прав |