Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация выступлений с точки зрения их основной цели. 3 page
Мысли основателя отечественной риторики в той или иной степени развивали известные учёные, педагоги, передовые общественные деятели: известный государственный и политический деятель М.М. Сперанский, доктор философии И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, занимавший кафедру российского красноречия и поэзии, Н.Ф. Кошанский, филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея, К.П. Зеленецкий, профессор Ришельевского лицея в Одессе, А.И. Галич, преподаватель Императорского Царскосельского лицея. Конец XIX в.– период расцвета академического и судебного красноречия в России. Блестящими ораторами были выдающиеся историки Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, великий химик Д.И. Менделеев, выдающийся биолог К.А. Тимирязев. Речи выдающихся юристов – К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако и др. – обладали огромной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности. Русская риторика знала подъёмы и падения. Первая половина XIX в. - это пик развития отечественной риторики, но этот же период явился и рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике. Начинается её упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). В системе образования появляется новый предмет «Теория словесности», из которого постепенно исчезают правила риторики, и даже сам термин риторика больше не упоминается. Гигантский политический взрыв, потрясший Россию в 1917 году, дал плеяду блестящих ораторов, таких, как В.Г. Плеханов, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, Н.И. Бухарин. Делается попытка возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был открыт Институт живого слова, который существовал до 1924года, а затем был преобразован в Научно-исследовательский институт речевой культуры. Ораторское искусство стали преподавать в Московском университете и в других вузах страны. Было издано много литературы по ораторскому искусству. Дальнейшее развитие нашего государство привело к тому, что ораторское искусство не получает развития, сводясь к докладам и выступлениям на съездах, пленумах и всевозможных совещаниях. Поэтому, кроме пропагандистских и лекционных форм, другие формы публичной речи не используются. Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы XX столетия. Это объясняется повышением социальной активности граждан России в условиях формирования гражданского общества, демократизации экономической и политической жизни страны, развития предпринимательской деятельности. В обществе вновь возникла потребность в практическом овладении ораторским искусством. Сейчас риторика как учебная дисциплина вместе с культурой речи активно вводится в программу школ, лицеев, гимназий, преподаётся в высших учебных заведениях. Дар речи – это возможность творить добро, но это и опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего. Во все времена речь, не содержащая в себе новых мыслей, наполненная уже известными сентенциями, неточная, невыразительная, не привлекала и не привлекает слушателей. Старый английский афоризм гласит: есть люди, которых нельзя слушать, есть люди, которых можно слушать, и есть люди, которых нельзя не слушать. Чтобы сделаться оратором, которого нельзя не слушать, недостаточно владеть нужной для данной аудитории информацией - важно донести эту информацию до слушателей. Люди Античного мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское выступление с деревом, в котором есть такие отдельные древесные части, как корень, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. 1). Все эти древесные части они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.).
Рис. I. Риторическое «древо» 1) — корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понимается причина, приведшая оратора на трибуну: а) стремление прославиться, стать известным, б) надежда получить плату, гонорар за выступление, в) предположение, что выступление будет для аудитории полезным, будет способствовать расширению ее кругозора, становлению профессиональных умений и навыков; 2) ствол, который представляет собой тему выступления, основную проблему ораторской речи. 3) основные несущие ветви, под которыми подразумеваются основные вопросы в плане лекции, в классической риторике чаще всего этих ветвей три; 4) более мелкие веточки — подвопросы, на которые делится каждый основной вопрос темы; 5) крона древа, представленная листьями, т.е. словами, в которые оратор «одевает» свое устное высказывание., 6) цветы, т.е. те украшения, которые могут сделать речь изящной, выразительной. Так, причину, заставившую оратора подняться на трибуну, древние риторы связывали с теми словесными украшениями, которые оратор посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это решение должно учитывать особенности, которыми обладает аудитория. Однако среди присутствующих могут быть не только заинтересованные в его выступлении слушатели, но и равнодушные. Все эти проблемы в свою очередь самым тесным образом соотносятся с конкретной темой, которую оратор предполагает обсудить со своими слушателями. Наконец, все то, что сказано выше, не может не зависеть от места и времени проведения ораторского выступления. Очевидно, что зависимость от темы, от аудитории, от места и времени, наконец, от собственного самочувствия, настроения и от многих других компонентов, которые не всегда поддаются предварительному учету и анализу, должна привести и приводит на практике оратора к тому, что он будет вынужден перестраиваться по ходу своего выступления, менять план речи, использовать те ораторские приемы и теоретические положения, которые он захочет и сможет предъявить данной аудитории по конкретной теме, выступая в нужном месте и в заранее оговоренное время. Таким образом, с древних времен риторика рассматривала такие закономерности в качестве предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло ему избегать многих досадных ошибок в тот момент, когда он вынужден был говорить перед аудиторией, глядя в глаза своим слушателям. Ещё римский философ Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Итак, ещё со времён античности принято считать, что работа над речью состоит из таких частей, как 1) изобретение, 2) расположение, 3) выражение, 4) запоминание, 5) произнесение. Первый этап в работе над любым связным текстом, в том числе и над ораторским выступлением, включает элемент творчества, который и обозначен термином «изобретение», или инвенция. Каждое публичное выступление должно иметь тему и цель. Выбор темы выступления должен отвечать некоторым требованиям. Тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора. Выступающий обязательно должен быть уверен, что он обладает большей, чем его аудитория, информацией о том вопросе, которому посвящено его выступление. Тема должна соответствовать месту, времени, характеру аудитории. Выступление не будет удачным, если оно не будет достаточно интересным, важным, понятным для слушателей. Любое публичное выступление должно развивать аудиторию, делать её умнее, «присоединять» к мнению выступающего. Тема должна быть для публики достаточно новой, так как именно всё новое привлекает внимание. Но каким бы новым и необычным ни было сообщение, оно обязательно должно быть связано с тем, что уже знакомо и имеет значение для слушателей. Тема выступления (особенно агитационного) должна быть в достаточной степени спорной, содержать некий конфликт, который привлечёт внимание слушателей. Оратор должен предложить аудитории своё решение спорной проблемы. После того как оратор определил тему речи, отобрал содержание, соответствующее его концепции, общему замыслу речи, системе ценностей слушателей, необходимо решить, как лучше расположить части выступления, т.е. необходимо обдумать композицию. Расположение, или диспозиция, - второй этап работы над речью. Простейшая композиция любого текста состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Универсальная композиция публичной речи была выработана еще в античной риторике и включала восемь компонентов, которые назывались частями речи. Их последовательность такова: 1. Обращение. (Устанавливает контакт между оратором и аудиторией.) 2. Обозначение темы. (Название темы и ее толкование имеют своей целью заинтересовать аудиторию.) 3. Повествование. (Содержит историю предмета речи, либо историю мысли об этом предмете.) 4. Изложение. (Предмет речи описывается системно, т.е. по частям. В изложение обычно вводятся примеры.) 5. Доказательство. (Эта часть — смысловой центр речи, аргументация тех основных суждений, которые лежат в основе выступления.) 6. Опровержение. (Критическое осмысление собственных положений, их доказательство «от противного».) 7. Воззвание. (Обращение к чувствам слушателей. Содержит оценку сказанного, передает личное отношение оратора к своей речи.) 8. Заключение. (Подведение итогов рассуждения, краткое изложение основного содержания.) Перечисленные компоненты речи до сих пор используются в ораторской практике. Первые две части условно можно назвать вступлением, следующие пять - главной частью, последнюю часть — заключением. Главная цель вступления и заключения — привлечь внимание аудитории, усилить интерес к речи. Существует психологический закон памяти, который называют фактором края: лучше всего слушатели запоминают то, что сказано в начале и в конце речи. Самым трудным для оратора бывает заинтересовать слушателя, вывести его из состояния покоя, заставить работать его мысль. Поэтому вступление — наиболее ответственная часть речи. Возможны различные варианты начала вступления, которые используются в зависимости от темы, обстановки, аудитории, цели, поставленной оратором. С классических времён в риторике выделяют два типа начала: естественное и искусственное. 1. Естественное начало без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела, оно тесно связано с содержанием речи. Самыми распространёнными разновидностями естественного начала в современной ораторской практике можно считать следующие: · сообщение причины, заставившей оратора выйти на трибуну; · сообщение темы выступления; · основание темы выступления; · постановка проблемы, если оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьёзность проблемы; · указание на единомышленников, если приходится выступать против господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга; · исторический обзор, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчёркивает его продуманность; · ироническое замечание или шутка, чтобы расположить к себе слушателей. Это может коснуться цели выступления, содержания речи, обстановки выступления. Например, А.В. Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, образованнейший человек и великолепный оратор, таким образом начинает свою статью «Мадонна и Венера», посвященную изобразительному искусству: «Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! Мать! — говорят нам и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ Мадонны с младенцем на руках. Но для меня ничуть не ниже Венера Милосская, хотя у нее нет не только младенца, но даже рук!» Вот одно из беллетристических противопоставлений богини любви языческой и богини любви христианской». · вопрос к аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию. Возможны и другие типы естественных начал, но в современной риторической практике перечисленные выше встречаются наиболее часто. Искусственное начало может помочь сконцентрировать внимание публики или, что ещё важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала чаще всего используются следующие: · притча, легенда сказка, чья мораль должна помочь разрешению поставленной в речи проблемы; · афоризм может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории. Посмотрим, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: «Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите - «Колеблется, но не тонет» - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты...». Сведения о гербе Парижа - гонимый волнами кораблик с латинской надписью «колеблется, но не тонет» - я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший «оттуда», свободно говорит по-французски, улыбается, шутит и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дэни я понял, что началом он доволен». · Аналогия, которую оратор использует, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль; · ироническое замечание или шутка, не связанные с содержанием речи. Общественная или моральная оценка обсуждаемого вопроса характерна для судебных речей и имеет близкое отношение к предмету речи. Оценка аудитории обычно направлена на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме, поэтому гораздо чаще используется положительная оценка, чем отрицательная, и даже лесть, которая должна быть направлена на преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения и т.п. Возможно привлечь внимание слушателей к речи, если показать, в какой степени их касается избранная оратором тема, как она связана с их проблемами и интересами. Не менее существенный момент - краткость вступления. Главная часть выступления может строиться по-разному, включать лишь некоторые из пяти возможных компонентов, определенных классической риторикой, или все части. Но в любом случае организация главной части выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях и активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. · Исторический (хронологический) метод - изложение действий, событий в хронологической последовательности, описание биографии какого-либо лица, анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. · Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. · Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. · Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. · Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. · Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Однако каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. В главной части могут использоваться три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование представляет собой рассказ о каком-либо событии, включающий такие сюжетные компоненты, как завязку, развитие действия, кульминацию (высшую точку в развитии действия) и развязку. Повествование обычно динамично, его герои показаны в действии. Оно представлено, прежде всего, в художественных текстах, но и в ораторской практике используется довольно широко. Из всех трех типов речи повествование в наибольшей степени увлекает слушателей, поскольку при прочих равных условиях внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это справедливо не только в отношении физического движения, но и в отношении смены мыслей, образов, возникающих в воображении. В отличие от повествования описание не содержит событий, в нем нет сюжета, оно статично. В описании показываются признаки предмета, демонстрируются его связи с другими предметами и явлениями. Описания редко составляют самостоятельные произведения, обычно они невелики по объему, часто соединяются в пределах одного произведения с другими типами речи. Описания могут быть научными и художественными, краткими и подробными, образными. Описание предмета, воспринимаемое на слух, всегда выигрывает, если создает в воображении слушателей яркий, наглядный образ, окрашенный эмоциями оратора. Рассуждение представляет собой наиболее сложный тип текста как с точки зрения его создания, так и с точки зрения восприятия. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов (аргументов), истинность которых не вызывает сомнения. Рассуждение включает цепь умозаключений, сопоставления и противопоставления, установление причинно-следственных связей явлений. Рассуждение представлено, прежде всего, в научной речи, в агитационных ораторских выступлениях. Нередко разные типы речи объединяются в одном смешанном тексте: в таком тексте может быть представлено повествование с элементами описания или рассуждения, рассуждение с включением в качестве аргументов описательных или повествовательных фрагментов. Как уже было сказано, в памяти слушателей чаще всего остаются первые и последние фразы оратора. Поэтому заключение речи надо так же тщательно планировать, как и другие разделы. Его роль очень велика – это то, с чем слушатель уйдёт из аудитории, это логическое завершение речи. Оно должно подытожить речь, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение слушателей. Целесообразно использовать следующие типы заключительных фрагментов речи. · Подытоживающее повторение главных положений, которые оратор развивал в выступлении. Говорящий должен стремиться повторить свои идеи «по-особенному», углубляя их смысл и повышая интерес слушателей, но при этом оно должно быть кратким, чётким. · Иллюстративная концовка, включающая метафору, притчу, аллегорию, передающие основной смысл сказанного в яркой, образной форме. · Подходящая цитата, афоризм или поговорка могут подчеркнуть важность, значительность и другие отличительные черты избранной темы. В них важно не только смысловое наполнение, но и эмоциональное звучание. Закончить речь, так же, как и начать ее, можно юмористическим замечанием, однако оно должно иметь непосредственное отношение к содержанию речи. Существует несколько видов заключений речи, которых следует избегать. Неловкость публики рождают призывающие к снисхождению извинения оратора типа: «Я, конечно, сознаю, что мне не удалось как следует рассказать и объяснить все, но все же...» Надо стараться не обрывать речь в том случае, если не удается уложиться в отведенное время. Лучше на ходу сократить главную часть, завершив речь так, как продумано заранее, не нарушая созданного у слушателей эмоционального впечатления. Стройность, продуманность композиции речи — одна из важнейших составляющих успеха оратора. Продумав основные положения своего выступления, расположив композиционно материал, оратор должен облечь свои мысли в словесную форму. Доходчивость идей выступающего, их влияние на слушателей во многом зависят от того, как оратор владеет языком: чем ярче, выразительнее, образнее речь оратора, тем легче ему будет присоединить аудиторию к своей точке зрения. Это третий этап - выражение, или элокуция - этап редактирования речи, когда оратор шлифует свой текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. Какими качествами должна обладать публичная речь? Теми же самыми, которые мы называли в качестве признаков образцовой речи: правильностью, точностью, логичность, уместностью, чистотой, богатством и выразительностью. Опыт публичной политики последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что речь достаточно большой части известных российских политиков весьма далека от совершенства, прежде всего, с точки зрения ее правильности, соответствия нормам. Слушатели не упускают случая заметить ошибки в выступлении, поэтому оратор, чтобы сосредоточиться на содержании, должен быть заранее уверен в правильности своей речи с точки зрения произношения, постановки ударения, употребления соответствующей лексики, правильности грамматических форм и синтаксических конструкций. Точность используемых слов, особенно терминов, логичность развития мысли совершенно необходимы для того, чтобы слушатели поняли оратора соответствующим образом, не искажая его идеи. Уместность речи заключается в выборе лексики и фразеологии, наиболее соответствующих теме, аудитории и обстановке выступления. Начинающему оратору скорее всего придется быть менее официальным, сдержанным, торжественным, чем кажется необходимым. Тон выступающего должен быть достаточно непринужденным и дружеским, но не следует прибегать к жаргонным, грубым словам, выступая, например, перед молодежной аудиторией, стараясь понравиться ей. Надо оказывать уважение любым слушателям. Богатство речи оратора проявляется, прежде всего, в том, каким объемом лексики и фразеологии он владеет, насколько свободно он владеет стилистическими ресурсами, нормами различных стилей языка. Однако богатство используемых языковых средств должно сочетаться с экономичностью речи. Многословие оратора нередко мешает слушателям ясно понять его идеи. Многословность, затянутость речи могут порождаться отсутствием мыслей или просто неясностью мышления выступающего, ведущей к неоправданным отклонениям от темы или к повторам. Многим выступлениям вредит излишняя обстоятельность, которой можно избежать, сделав надлежащий отбор материала. В публичной речи следует избегать обилия общих родовых терминов, абстрактной лексики, не способной создать наглядный образ в сознании слушателей. Не надо злоупотреблять ничего не говорящими или всем известными определениями типа замечательный, один из наиболее выдающихся, значительный, гениальный русский поэт А.С. Пушкин. Фраза, воспринимаемая на слух, должна быть короткой, емкой, экономичной. Следует избегать обилия придаточных предложений, причастных оборотов, повторения родительных падежей (зависимость потребностей потребителей от условий производства товаров). Наконец, язык публичного выступления по возможности должен быть выразительным. Одну и ту же мысль можно сформулировать разными способами. Например, можно сказать: Предоставление части граждан исключительных прав приобретает все более масштабный характер. Ту же мысль возможно облечь в другие слова: Там, где у нас появляются щели исключения, там через краткое время открываются ворота и туда уже идут толпой и все исключительно исключительные (М. Ульянов). Второй способ выражения, создающий метафорический образ, несомненно, произведет большее впечатление на слушателей. Оратору всячески следует избегать штампов: острая принципиальная критика, приоритет общечеловеческих ценностей и т.д. Как уже было сказано выше, штампы характерны для публицистического стиля, они являются готовыми формулами той или другой идеологии. Использование штампов очень распространено, потому что избавляет говорящего от необходимости думать, заменяет работу собственной мысли. Однако надо помнить, что словесные штампы также механически воспринимаются, как и произносятся, не оказывая влияния на мысли и чувства слушателей. Если оратор хочет вызвать у аудитории эмоциональную реакцию, сопереживание, хочет стимулировать работу мысли, он должен отказаться от штампов, идеологических и языковых. «Человек-— это его стиль», — говорили древние греки. В идеале речь каждого человека должна быть столь же оригинальна, как и каждая личность. «Украшается», индивидуализируется речь оратора с помощью средств словесной образности, фигур речи. Культурный уровень оратора наглядно демонстрируется при его обращении к цитатам. Введение их в текст вызывает в сознании слушателей ассоциативные связи с цитируемыми текстами, что расширяет общекультурный фон текста, углубляет его содержание. Прямое цитирование может соседствовать в ораторских выступлениях с аллюзиями - упоминаниями имен, названий, которые ассоциируются с определенными знакомыми всем текстами или историко-культурными событиями. Отбор лексики и фразеологии, использование художественных средств выразительности, стилистических фигур, способы цитирования и набор цитируемых источников, синтаксическая организация речи определяют своеобразие стиля того или иного оратора. Начинающий оратор должен овладевать всеми средствами «украшения» речи, беря на вооружение то, что наиболее полно соответствует его речевой индивидуальности. Запоминание, или мемория, – это технический этап, когда оратор размышляет над тем, как донести созданный текст до слушателей: выучить наизусть, составить заметки и т.д. Наконец, последняя часть работы над речью называется произнесением, или акцией. Произнесение речи перед аудиторией венчает все усилия оратора по подготовке выступления. Каков же должен быть образ оратора и каковы его взаимоотношения с аудиторией? Оратор должен помнить, что его речь воспринимается не только на слух, но и зрительно: слушатели присматриваются к внешнему виду говорящего (особенно внимательно первые 2-3 минуты), к его позе, одежде, манерам, мимике и жестам. На основании первоначальных впечатлений - благоприятных или неблагоприятных - складывается и отношение к словам выступающего, иногда первое, инстинктивное, чисто внешнее неприятие оратора бывает трудно преодолеть. Искусственность, манерность или нарочитая эксцентричность (желание выглядеть оригинально) может насторожить слушателей, вызвать их антипатию. Говорящий должен создать в глазах публики такой «образ оратора», чтобы его слушали с доверием. Еще древние греки уделяли большое внимание «образу ритора», определяя его как «мужа благородного, в речах искусного». Благородство оратора, т.е. его высокая нравственность, при этом ставилось на первое место. По мнению Цицерона, четырьмя главными добродетелями оратора должны быть честность, скромность, доброжелательность и предусмотрительность. Первые три качества должны демонстрировать прежде всего уважение к аудитории. Предусмотрительность определяет ответственность оратора за сказанное им слово, которое не должно внести разлад в сознание слушающих его людей. Знаменитый русский юрист А.Ф. Кони, сам великолепный мастер слова, советовал начинающим ораторам и лекторам, во-первых, знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив для себя все его положительные и отрицательные свойства. Во-вторых, оратору необходимо знать родной язык и пользоваться его гибкостью, богатством, своеобразием оборотов речи, быть знакомым с сокровищами родной литературы. В-третьих, оратор не должен лгать. Кони составил даже своеобразную классификацию типов лжи: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом: 1) говорит не то, что думает, — это ложь по отношению к другим; 2) он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе, и, наконец, 3) он впадает в ложь «в квадрате»: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует». Таким образом, искренность должна стать необходимым качеством оратора. Но при этом человек обязан критически оценивать свою точку зрения, убеждать людей, но не навязывать свою точку зрения как единственно возможную. Оратор, думающий, что он один владеет истиной, нетерпимый к другим взглядам, никогда не добьется успеха. Ключевым понятием в ораторской практике является присоединение, т.е. в процессе речи аудитория полностью или частично должна присоединиться к мнению оратора. Гораздо легче выступающему самому присоединиться к мнению аудитории, но такое присоединение называется популизмом и демагогией (уступкой низким запросам публики, использованием лжи, лести для привлечения масс на свою сторону, создания ложной популярности). Поднять аудиторию до себя, а не опуститься на ее уровень — вот задача оратора. Date: 2015-12-13; view: 535; Нарушение авторских прав |