Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальные звуковые средства





Одновременно с жестово-мимическими средствами коммуникации на доречевой стадии появляются и звуковые средства. Они развиваются па­раллельно, хотя с функциональной точки зрения не являются равноцен­ными: ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу, а со­проводительная — звуковому. Тем не менее невербальные звуковые сред­ства чрезвычайно важны, так как на их основе формируется артикулярная база, необходимая в дальнейшем для овладения речевыми звуками.

Описанию особенностей артикуляции на доречевой стадии посвя-' щена большая литература (Бельтюков, 1977; Ветрова, 1972; Водейко, 1968; Джапаридзе, Стрельников, 1984; Салахова, 1971; Вац-Хеккерт с соавт., 1978; Truby, Lind, 1965).

Однако иногда исследователи при анализе фактов доречевой стадии используют собственно лингвистические термины (слог, согласные и гласные фонемы, просодические признаки) (Тонкова-Ямпольская, 1964). Нам представляется более корректным вести обсуждение в терминах „во-каль и консонант", „гласноподобный и согласноподобный звуки", „слого-подобный сегмент", так как вокализации на доречевой стадии ни с арти­куляционной, ни с функциональной точек зрения не являются речевыми звуками, а тем паче фонемами (Lepskaya, Bazzhina, 1987).

Для описания и анализа вокализаций детей на доречевой стадии на­ми было проведено специальное исследование. Мы проанализировали вокализации 38 детей в возрасте от 3 до 11 месяцев. Большинство младен­цев находились под нашим наблюдением в течение нескольких месяцев, некоторые наблюдались в определенные моменты их жизни (например, в возрасте 3 или 8 месяцев).

Прежде всего следует отметить, что вокализации гуленья и гуканья представляют собой своеобразную „забаву", игру с речевыми органами. Ребенку доставляет удовольствие „говорить вслух". Однако эта игра очень важна для становления фонетической системы речи и в дальней­шем фонологической системы языка: именно на этих стадиях начинается формирование связи между звукопроизносительным аппаратом и слухо­вым анализатором (Жинкин, 1966). По мнению Ж. Пиаже, это важно как для воспроизводства, так и для восприятия звуков (Piaget, 1951). Анало-


гичной точки зрения придерживается Д. Фра и. По его мнению, на доре-чевоЙ стадии ребенок делает две важные вещи: усовершенствует меха­низмы, необходимые для пользования речью, устанавливая соответствие между звучанием и артикуляцией, и упрочивает связь между моторной активностью и слуховыми впечатлениями (Fry, 1967),

По данным Т. В. Базжиной, на этапе гуленья основным элементом во­кализации является неструктурированный звук вокалического типа. Затем время звучания неструктурированного элемента сокращается за счет воз­никновения структурированного вокаля, что сопровождается появлением шумовых компонентов, из которых развиваются консонантические эле­менты. Вокалические элементы чередуются с консонантическими, образуя некоторую структуру Cv Vе (Базжина, 1985). Многочисленные повторения одних и тех же артикуляторных движений приводят к образованию длин­ных цепей, состоящих из чередований единиц Cv и Vе. Сегменты Cv и Vе мы называем слогоподобными и рассматриваем их как основные артику-ляторные единицы на доречевой стадии. При этом мы исходим из из­вестного положения Н. И. Жинкина о том, что реальной единицей произ­несения является слог, так как он обладает свойством нарастания интен­сивности звучания до максимума и падения до минимума (Жинкин, J956). На доречевой же стадии таким свойством обладает слогоподобный сег­мент. Поэтому становление гласноподобных и согласноподобных рас­сматривается внутри слогоподобного сегмента-

Date: 2015-12-13; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию