Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программные средства, используемые в процессе обучения историиИспользование ИКТ и сети Интернет в процессе преподавания истории · При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут [3]. Программные средства, используемые в процессе обучения истории Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет - образования: http://center.fio.ru/som/. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.). Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.
В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», CD «Династия Романовых. Три века российской истории». CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага», CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр». И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий: CD«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD « Библейский компьютерный справочник» Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др. Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на C «Загадки сфинкса». Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства, по адресу:http://www.history.ru/ можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.Интернет-ресурсы: Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://his.1september.ru/ и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории» Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Много необходимой информации размещено на сайте " Российское образование " (http://www.edu.ru). Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Так воспользовавшись Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/), учитель может определиться с планированием уроков, а учащиеся могут просмотреть презентации к различным темам. Кроме этого на уроках обществознания и истории можно совершать различные виртуальные экскурсии в музеи, даже в зал Государственной Думы, участвовать в Интернет-форумах (http://forumyuristov.ru). Используя ресурсы федерального портала " Социально-гуманитарное и политологическое образование " (http://www.humanities.edu.ru), можно вступить в Интернет-сообщество преподавателей истории, следить за ходом Интернет - конференций, пользоваться курсами лекций, иллюстративные материалы применять в качестве наглядности на уроках.
http://ru.similarsites.com/site/window.edu.ru - перечень 20 сайтов, похожих на Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Для учителя огромную помощь окажет сайт: http://www.openclass.ru/ Региональные сайты: Сайт департамента образования Ярославской области, Сайт департамента образования мэрии города Ярославля Сайт Городского центра развития образования Сайт ГОУ ЯО Институт развития образования
Сайт "Сеть творческих учителей Саратовской области" (http://www.it-n.ru) позволяет ознакомиться с опытом создания анимированных карт, схем. Библиотеку готовых учебных проектов, методик проведения уроков, руководство и полезные советы можно использовать при подготовке к урокам. "Сообщество учителей истории и обществознания Саратовской области" (http://www.openclass.ru) координирует работу учителей этих предметов, служит площадкой для обсуждения актуальных проблем преподавания истории и обществознания, позволяет делиться опытом с другими преподавателями-историками.
Очень удобны в использовании Интернет-газета "История" (http://www.1september.ru), журнал "Преподавание истории в школе" (http://www.pish.ru), российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" (http://www.istrodina.com), которые информируют о новостях сферы образования, представляют различные точки зрения специалистов и педагогов, рассказывают об учебных и методических разработках. На сайте http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html можно скачать исторические карты в электронном виде по истории России и других стран. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию пригодится страничка, посвящённая терминам, которые могут быть в тестах ЕГЭ. http://danur-w.narod.ru/ekzam/ege.html. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/, сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm, на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений. Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтайским отделением Федерации интернет- образования. Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/. Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева http://www.hronos.km.ru/. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru Сайты учителей истории Например, сайт Людмилы Ивановны Гудаковой, учителя города Арзамаса Нижегородской области http://ithistory.siteedit.su/home, в нем представлены:
· раздел «Мои работы» с подразделами «презентации», «тесты», «уроки».
|