Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные особенности





 

Принято считать, что Китай – аграрная страна. Это не совсем так, коэффициент урбанизации в Китае за последние тридцать лет поднялся на 27 %, в 2009 г. более 43 % населения проживало в городах, а ежегодный прирост городского населения составляет 2,7 %. Поэтому считать, что Китай по‑прежнему является крестьянской страной, было бы не совсем правильно. А с приходом урбанизации приходит и иной стиль жизни, другие ценности и привычки. Поэтому чисто традиционный Китай сегодня встретишь лишь в деревнях. А вот традиции делового и межличностного общения сильны и среди городского, и среди сельского населения. Здесь играет роль и национальная принадлежность, и плановость, и чувство единения у выходцев из отдельной провинции или даже уезда. Причем все эти факторы настолько сильны до сих пор, что могут предопределить ваш успех или провал в Китае.

Если во внешнем мире Китай выступает как символ абсолютного единства, то внутри страны никакого единого Китая не существует. Исторически Китай складывался как постепенное слияние самых разных племен, царств, народностей, говорящих на разных языках, имеющих разное происхождение и, как следствие, разные национальные традиции. Поэтому говорить о неком абстрактном китайце можно с большой натяжкой.

Всего в Китае к 2009 г., по официальной статистике, проживало около 1 млрд 338 млн человек, хотя многие эксперты считают, что эта цифра далеко не полная из‑за того, что в некоторых деревнях из‑за политики ограничения рождаемости некоторых детей не регистрируют. А поэтому население Китая по некоторым оценкам уже приблизилось к 1,5 млрд человек. Официально рост населения заметно замедлился, хотя и сохраняет положительную динамику (коэффициент роста составляет около 0,65 %), но это порождает другую проблему – резкое старение населения и как следствие – возможную нехватку трудовых ресурсов через 20–25 лет.

Китай – страна многонациональная, в которой, по официальным данным, проживают 56 национальностей. Не вступая в споры о том, насколько точна цифра (ряд экспертов утверждает, что их значительно больше), заметим, что национальной политике, особенно развитию малочисленных народов, правительство Китая уделяет очень большое внимание. Самая большая в Китае – народность хань (91,59 %), остальные 55 национальностей представляют собой национальные меньшинства (всего их 8,41 %), например самыми многочисленными являются чжуаны (ок. 16 млн), маньчжуры (ок. 10,6 млн), китайские мусульмане хуэйцы (9,8 млн), уйгуры (8,3 млн), тибетцы (5,4 млн), казахи (1,25 млн), киргизы (ок. 161 тыс.), русские (156 тыс.), татары (49 тыс.) и т. д.

Количество представителей национальных меньшинств постепенно растет (с 1990 по 2000 г. прирост составил 15,23 млн человек) в связи с тем, что существуют ограничения на количество детей среди ханьцев, в то время как для национальных меньшинств таких ограничений не существует. Но в любом случае число ханьцев настолько превалирует над всеми остальными народностями, что некоторые специалисты даже называют Китай мононациональной страной.

Однако единство народности хань – в основном мифологическое или, правильнее сказать, политическое: по сути, это название обозначает совокупность выходцев из разных географических центров. Они даже говорят на разных языках. Если официальная китайская наука говорит о разных диалектах, то западные филологи выделяют в Китае несколько разных языков и несколько сотен диалектов. Именно поэтому пекинец не понимает шанхайца, житель Гуандуна – сычуаньца.

Внутри Китая противоречия и конкуренция между этими группами очень сильны. Прежде всего, существует историческое многовековое противостояние между жителями северных и южных провинций Китая. Китай всегда был разделен на север и юг (обратите внимание, что западная цивилизация делит мир на запад и восток), на культуру проса (северные районы) и культуру риса (южные регионы). Формально граница между двумя этими мирами проходит по реке Янцзы, но в реальности понятия «север» и «юг» очень размыты, они скорее культурные, нежели географические.

Северяне считают себя более развитыми в культурном плане, и именно из их числа выходили многие правители Китая. К южанам они относятся со снисхождением, считают их грубоватыми и бесцеремонными людьми, хитрыми торговцами.

В свою очередь южане считают северян закоснелыми бюрократами. Именно южные провинции Китая исторически всегда были более развиты в торговом и экономическом отношении: здесь мягче климат, больше портовых городов, рано появились крупные фирмы. Именно сюда впервые пришел в XIX в. иностранный капитал, а после начала реформ в 80‑х гг. XX в. здесь появились первые СЭЗ – специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай) и открытые портовые города. В целом южане более активны и опытны в деловых связях. На юге производится более качественная продукция.

Противоречия между китайцами из разных провинций огромны, они значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, шанхайцев не любят почти все, и они отвечают взаимностью. Особое положение занимает группа хакка, проживающая частично в Гуандуне, Фуцзяни, Хунани и разбросанная практически по всему Китаю, а также по всей Юго‑Восточной Азии и на Западе (придите в любой китайский ресторанчик в США – его наверняка обслуживают хакка). Ее не выделяют в отдельную этническую группу, хотя в реальности она таковой является. Хакка считают, что именно они представляют собой потомков первых жителей Китая, говорят на «изначальном» китайском языке и хранят в своей среде древнейшие китайские традиции. Но в результате многих войн они были вытеснены из центра страны на юг Китая, поэтому здесь их и называют «пришлые» (именно так переводится слово «хакка»). Выходцы из хакка были известными путешественниками, вождями восстаний и революционерами (например, лидер тайпинского восстания в середине XIX в. Хун Сюйцюань и лидер Синь‑хайской революции 1911 г. Сунь Ятсен). Хакка являются отличными предпринимателями. Кстати, знаменитую сеть тайных обществ, известную под названием «Триада», создали также хакка. Хакка побаиваются и недолюбливают, сами же хакка считают, что их место в истории и деловом мире Китая не оценено по достоинству.

Региональные различия настолько велики, что противоречия могут проявляться даже между двумя уездами одной провинции. К тому же существуют провинции с крайне смешанным и разнородным населением, например активно развивающаяся центральная провинция Сычуань или многонациональные провинции Гуаньси и Юньнань.

Области и провинции активно конкурируют между собой. Иногда провинции даже стремятся отделиться друг от друга, возводя особые таможенные барьеры, воздерживаются от поставок сырья на переработку в другие регионы и т. д. Да и торговля может иногда монополизироваться выходцами из какой‑то отдельной провинции. Несмотря на относительное единство законов в Китае, существует масса провинциальных и городских подзаконных актов, которые позволяют активно конкурировать регионам между собой, в том числе и за государственные дотации и кредиты. Некоторые города имеют целый ряд своих правил и законов, облегчающих ведение бизнеса. Так, например, обстоит дело с Шанхаем, но в связи с переменами во властных структурах эти особые права постепенно утрачиваются.

Поэтому помните, что вы имеете дело не с абстрактными китайцами, а с представителями определенных групп и кланов. Большинство местных предприятий и фирм также построено по клановому и региональному принципу. Именно поэтому так важно на переговорах или во время представления друг другу поинтересоваться, из какой местности происходят ваш собеседник и его семья, тем самым вы проявите уважение к его корням и продемонстрируете, что знакомы с нюансами китайской традиции.

При этом никогда не обсуждайте различий между жителями Китая с самими китайцами, хотя можете с интересом послушать, что об этом говорят они сами.

В ходе деловых встреч учитывайте эти региональные особенности: не пытайтесь, например, сычуаньцу рассказать, что вы уже общались по тому же поводу с фирмой из Гуандуна. Возможно, вы полагаете, что чувство конкуренции подстегнет ваших китайских партнеров к заключению более выгодной сделки? Не надейтесь – это просто обострит ситуацию. Китайцы крайне не любят, когда «очень умные» иностранцы пытаются столкнуть их лбами (при этом сами они обычно именно так поступают с иностранцами, но иностранцы, в отличие от китайцев, не отличаются солидарностью).

Старайтесь, если вы ведете переговоры с северянами, не упоминать о ваших связях на Юге и наоборот. Никогда не пытайтесь, не имея опыта, использовать противоречия между китайскими группировками – представители самых разных регионов Китая всегда объединятся против иностранцев.

Иногда иностранцы боятся вести бизнес в национальных районах, например в Синьцзяне, во Внутренней Монголии, в Нинся‑Хуэйском автономном районе, и стремятся ограничить его лишь большими городами. Это – напрасные опасения, более того, значительно выгоднее в ряде случаев начинать бизнес именно здесь, поскольку эти районы имеют множество льгот и налоговых послаблений, в связи с чем рост экономики здесь в действительности значительно выше, чем в других районах. Так, в 2008 г. внешнеторговый оборот Синьцзян‑Уйгурского автономного района достиг 22,2 млрд долл. при росте на 62 %, что на 44,2 процентного пункта выше среднего уровня по стране. А в 2008 году общий объем ВВП в этих районах достиг 3062,6 млрд юаней.

Но при этом здесь имеется масса региональных особенностей, и вам придется научиться лавировать между ханьцами и представителями местных национальностей, например уйгурами, монголами и т. д.

Всегда разрабатывайте стратегию продвижения своего бизнеса в Китае с учетом региональных и национальных особенностей.

 

Date: 2015-12-13; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию