Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требуется настройщик
Мастерская настроений. — Что такое хорошо и что такое плохо. — Психологический климат. — «Свет мой, зеркальце». — Амплитуда эмоционального маятника. — Значимость дела. — Совместность переживаний. — Эмоциональная привлекательность. — Новизна. — Соревновательные ситуации. — Неожиданность. — Чувство меры. — Требуется настройщик. — Советы организатору.
Вообразите себе: мы заходим в мастерскую, где по нашему заказу могут изготовить... настроение. Обслуживают тут бойко. «Вы заказывали настроение жизнерадостное, бодрое, типа мажор? Пожалуйста, вот в этой коробочке, желто-красной. Для праздничных вечеров, субботников, турпоходов». «Вам что-нибудь минорное для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. Возьмите вот эту розово-голубую коробку. А в этой фиолетовой приготовлено настроение тревожно-напряженное». «Вы хотели сильное средство для - мобилизации внимания ребят в самом начале дела? Пожалуйста. Что? Почему в коробке слон на мотоцикле? Такого не бывает? Вот видите, как вы разволновались, находитесь в полном недоумении. А мы как раз на это и рассчитывали. Кажущаяся абсурдность привлекает внимание. В свое время Маяковский со своими друзьями-поэтами пользовались подобным приемом для «разжаривания» публики. Представьте, открывается сцена, а на ней сидят поэты, пьют спокойно чай («Почему пьют чай?»), а над ними висит привязанный за одну ножку рояль («Почему висит рояль? Что это еще такое?»). Нет-нет. Вам рояль вешать не нужно. Дирекция школы не разрешит». «Вы что заказывали?..» Мистика, думаете, выдумка. По форме да. А вот по существу о такой «мастерской» можно говорить серьезно. А «мастеровые» в ней сами организаторы. В принципе у каждого организатора возможна такая миниатюрная, переносная «мастерская» настроений. Находится она в воображаемом чемоданчике с отделениями: «Значимость дела», «Совместность переживаний», «Эмоциональная привлекательность», «Новизна», «Соревновательные ситуации», «Неожиданность», «Чувство меры». Ну а зачем это все нужно? Сколько раз приходилось видеть, как тщательно подготовленное, разложенное по полочкам дело, которое, по мысли организатора, должно увлечь ребят, вдруг встречает их полнейшее равнодушие. Выкладывается полностью вожак, в изнеможении его помощники, а вокруг скучающие, тоскливые лица ребят. Дело рассыпается на глазах, как песчаный замок. Почему? Да потому, что не подумали об эмоциональном обеспечении дела. Что это такое? Утверждают, что раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Иначе говоря, минуты радости ускоряют ритм жизни человека, минуты печали, грусти, тоски, наоборот, замедляют, ослабляют этот ритм. «Мажор», то есть бодрое, радостное настроение обладает свойством увеличивать, умножать силы человека, делать его активнее, а его самочувствие значительно лучше. Недаром выдающийся английский врач XVII века Сиденхем однажды заметил, что прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами. Очень важно сделать предстоящую работу интересной, увлечь ею ребят, тогда и делать ее будут с удовольствием, а значит, и результат будет лучше. Слово «настроение» — от слов «строй», «настраивать». Похоже — из музыкальной терминологии. Звуки наших внутренних струн — эмоции. Они как сигнал, отражение происходящих вокруг нас и с нами изменений. Встретился прохожий, посмотрел, улыбнулся. Хорошо. Выпал первый снег. Все запорошило, все по-новому. Приятно. Поскользнулся на первом льду. Шлепнулся. Больно. Плохо. Поднялся, увидел, что ко мне спешит на помощь незнакомый человек. Спасибо, обошелся. Хорошо. Чего было сегодня больше — хорошего или плохого, приятного или неприятного? Мы, как правило, над этим не задумываемся. Но, помимо нашего сознания, эмоции делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат — наше настроение. Обширна гамма душевных состояний человека. Иногда не хватает слов, чтобы выразить свою взволнованность. И прав М. Ю. Лермонтов, утверждавший, что ...Холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Пыл страстей Возвышенных я чувствую, но слов Не нахожу… Настроения людей в коллективе, их душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения, отношение к работе, к окружающей жизни, сливаясь вместе, образуют психологический климат коллектива. Психологический климат, как зеркало, отражает в себе полную забот и тревог, радостей и печалей жизнь коллектива. Теперь давайте представим на минуту, что перед нами действительно круглое «психологическое» зеркало (см. схему). Вы видите, что «зеркало» разделяют две пересекающиеся линии: горизонтальная — ось тональности настроения (приятное-неприятное) и вертикальная — ось активности. Они разделяют «зеркало» на зоны. Теперь попросим «психологическое зеркальце», как в доброй старой сказке, о себе «все сказать и всю правду рассказать». Героиня сказки услышала бы в ответ примерно такие слова: «На право посмотришь радость почувствуешь; налево взглянешь — печаль захватит; вверх глазами поведешь — взбодришься сразу; вниз взгляд опустишь — вялость охватит; прямо посмотришь — спокойно будет на душе». Я прокомментировал бы такой ответ следующим образом: в любой данный момент настроение людей может находиться в какой-то одной из зон. Каждая зона обладает своими особенностями, влияющими на поведение людей. I зона — приподнятость настроений, бодрый, мажорный тон, проявление энтузиазма, подъема, инициатив, стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях. При повышенной активности и тональности возможна чрезмерная возбужденность, доходящая до истеричных проявлений, понижение критичности к своим действиям, ослабление внимания к индивидуальным со стояниям окружающих людей. II зона — общая неудовлетворенность, тревожность, напряженность, повышенная активность из-за стремления добиться лучшего результата, исправить сложившееся тяжелое положение. Возможны проявление агрессивности, возникновение конфликтов, потеря контроля над чувствами, сопротивление действию со стороны. III зона — спокойные уравновешенные состояния с различными незначительными колебаниями, спокойный деловой тон взаимоотношений, взаимная терпимость к недостаткам, отсутствие обострений в отношениях. IV зона — приятные состояния умиротворения, благодушия, пассивность в выражении чувств, в действиях, замедленность в реакциях на воздействие, милый, доброжелательный тон отношений, отсутствие волнений по какому-либо поводу. IV зона — состояния неудовлетворенности, упадка, уныния, пассивное сочувствие, потеря интереса к деятельности, к взаимодействию, апатия. Если вы вдруг решите ежедневно в течение 3—4 недель отмечать в «зеркале» точкой то место в одной из зон, которое соответствует настроению коллектива в этот день, то в результате у вас образуется «облако» точек (если существует «климат», то пусть будет и «облако»). В зависимости от того, какие зоны будет закрывать это «облако», вы можете говорить о благоприятности или неблагоприятности психологического климата. Однако «благоприятность», как это ни покажется странным, не обязательно должна быть связана с наличием радостных настроений. Представьте себе — в коллективе царит радостный настрой, неприятное самочувствие только у двух-трех человек. Это руководители коллектива. А накануне произошло вот что. По вине большей части класса был сорван урок. По мере того как дирекция школы и комитет комсомола разбирались с этим происшествием, в классе складывалась напряженная обстановка. Что-то будет? И вот решение: наказать руководителей коллектива. Как мы видим, для остальных вроде все закончилось благополучно. Их лично не подвергли наказанию. Вот они и рады этому. Если отвлечься от того, что здесь произошло накануне, то в классе полное «благополучие»: бодрый тон, приподнятое настроение. На самом же деле этот радостный настрой — показатель неблагополучия в коллективе: отсутствует переживание неприятного события, нет сопереживания с товарищами, взявшими на себя ответственность за случившееся, не проявилось единство коллектива. Другой случай в коллективе произошел резкий спад в настроениях. Состояния неудовлетворенности, подавленности, тревожности захватили ребят на несколько дней. Оказалось, что тяжело заболел один из учащихся класса. Искреннее сочувствие товарищу отражает по-настоящему здоровый психологический климат. Ребята переживают несчастье одноклассника как собственное, а это характерно для крепких, сплоченных коллективов. Таким образом, при оценке психологического климата коллектива важно не только выявить настроения, преобладающие в нем в данный момент, но и знать, какие события с точки зрения их нравственного содержания и как отражаются ребятами. В психологический климат каждый вносит что-то свое, но в то же время ощущает на себе его воздействие в целом. Настроения людей далеко не бесстрастное зеркало, в котором можно рассмотреть некоторые детали лица коллектива. Благоприятный психологический климат — это увеличивающее стекло. Оно, собирая в себя энергию каждого, возвращает обратно новую силу, способную изменить поведение человека. Вот почему такое большое внимание в наше время уделяется сознательному формированию психологического климата коллектива. Он непосредственный союзник организатора, руководителя коллектива. У меня дома стоит пианино. Время от времени, когда мое ухо улавливает фальшь в его звучании, я приглашаю настройщика, который, вооружившись камертоном и специальным ключом, приводит этот музыкальный агрегат в порядок. Человек, как мы уже говорили, тоже наделен этим «музыкальным» свойством расстраиваться, настраиваться и перестраиваться. Музыкант-настройщик подходит к инструменту с камертоном — эталоном звучания. Когда организатор возьмется настраивать эмоциональные состояния перед общим делом или в процессе самой работы, то эталоном должно явиться содержание дела. Всмотритесь, какими прекрасными «настройщиками» являются талантливые актеры. Они в какие-то считанные минуты могут вызвать в нас сострадание и жестокость, гнев и восхищение, радость и смятение. По миру давно уже гуляет легенда о ковбое, который, явившись на спектакль «Отелло», не выдержал гнусных происков Яго и тут же всадил в актера обойму из своего кольта. Говорят, по решению судьи он был казнен в тот же вечер. Их похоронили в одной могиле, выбив на памятнике слова: «Лучшему актеру и лучшему зрителю». У настроений есть свои «визитные карточки», по которым люди узнают состояния друг друга. Это выразительные движения тела, рук, лица, глаз, интонация голоса, изменения цвета лица, походка, форма обращения к товарищам. Следует быть гораздо внимательнее к проявлению чувств, и вы научитесь «прочитывать» настроения, посмотрев на человека. Общее настроение — это живое дыхание коллектива. Но как «дышит» коллектив? Оказывается, тут отчетливо действует «закон маятника». Эмоциональные состояния людей не могут находиться постоянно в каком-то одном положении. Они изменяются от полюса «приятного» к «неприятному», от подъема к спаду. Иначе говоря, эмоциональный «маятник» все время раскачивается. И это вполне естественно. Попробуйте задержать «маятник» в каком-то одном положении. И вы сразу почувствуете сбои в жизни коллектива. Так, если яркие, интересные дела следуют одно за другим, возбуждая ребят, активизируя их, то через некоторое время обязательно наступает эмоциональное пресыщение. Нельзя же, в конце концов, вкушать одно «сладкое». Ребята привыкают к такому воздействию, ослабляется их восприимчивость к ярким формам деятельности, то, что раньше волновало, вызывало переживания, теперь может оставлять равнодушным. Нередко эмоциональное пресыщение переходит в состояние умиротворения, благодушия, пассивности, что приводит к потере интереса к общим делам. Самодовольный коллектив уже не коллектив. В свою очередь постоянное пребывание коллектива в атмосфере неприятных переживаний, когда неудачи следуют за неудачами, наказание за наказанием, вызывает чувство озлобленности, пессимистический настрой. В этих условиях происходит обострение взаимоотношений, проявляются агрессивность, нетерпимость к критическим замечаниям. Организатор должен контролировать четкую работу «маятника», не допуская аритмии в его движении. Например, будет вполне уместно при обнаружении состояния эмоциональной пресыщенности в коллективе попытаться самому «качнуть» эмоциональный «маятник» в другую сторону. То есть попробовать вызвать чувство неудовлетворенности, недовольства собой. Переживание неудовлетворенности может использоваться как полезное воспитательное средство, способствующее проявлению активности ребят. Важно только увидеть здесь ту грань в сознательном «изготовлении» эмоциональных состояний, которую переходить становится опасным. Неудовлетворенность может перерасти в уныние, вылиться в пассивность, потерю веры в собственные силы. В различные периоды работы «маятника» (подъем — спад — подъем) коллектив может быть сильнее или слабее в своих исканиях, проявлении и инициативы, творчества. Опытный организатор сразу обратит внимание на это и в одном случае изменит формы воздействия, в другом — поможет преодолеть хандру, в третьем — вернет ребят к реальности, заставит бьющую ключом энергию служить нужному делу. Умение зажечь каждого предстоящим делом — это тоже искусство организатора. Давайте разберем некоторые приемы создания в группах и коллективах необходимых настроений, вызывающих интерес к делу, помогающих его успешному проведению. Дело увлекает человека, если оно оказывается для него значимым, то есть важным, нужным, необходимым. Главное, чтобы человек не только поверил нам, что это дело важное и нужное, надо, чтобы он прочувствовал, как говорят, сердцем эту важность, значимость. Нередко бывает, что подростки и юноши из-за недостатка осведомленности, опыта не всегда могут самостоятельно оценить значение дела, в котором им предстоит принять участие. Здесь должен поработать организатор. Это достигается различными способами. Бывает, важно подчеркнуть, что работа, которую мы выполняем, является частицей общего труда, и из этих частиц как раз и создается общее дело. О значении дела может говорить его название, девиз, броский лозунг, написанный по этому случаю. Например, тема комсомольского собрания «Готов ли ты к труду и обороне?» звучит не только выразительно, но и более значимо, чем «Об участии комсомольцев в сдаче норм на значок ГТО». Одно дело, когда старшеклассники трудятся летом, ремонтируя школу и «отрабатывая» установленный срок, и другую окраску приобретает их труд, когда они участвуют в летней трудовой четверти всех школьников страны, проходящей под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики!». И конечно, смысл не только в «красивости» названия, что тоже имеет немалое значение, а в возможности увидеть каждому свое место в строю многомиллионного отряда юношества и пережить состояние сопричастности к важной общественной акции молодежи. Не все можно взять «кавалерийской атакой», налетом. Часто требуется кропотливая, внимательная работа по разъяснению важности того или иного дела. Каждый человек имеет право на то, чтобы на него обратили внимание, и каждому старшекласснику хочется, чтобы дело, которое он выполняет, имело значение не только для него лично, но и для остальных. Как-то к Наташе С., ученице одной из костромских школ, подошел секретарь комсомольской организации и сообщил, что комитет комсомола решил дать ей поручение — заходить ежедневно в школьную библиотеку, брать там номер «Комсомольской правды» и подшивать его в комплект, находящийся в комитете комсомола. На всякий случай, чтобы Наташа не подумала отказаться, добавил доверительно: «Не волнуйся, дело пустяковое. Много времени не займет, а будешь считаться теперь с поручением». Последняя фраза больно кольнула девушку, но от поручения она отказываться не стала. Наташа не блистала усердием. От случая к случаю заходила в комитет, оставляя газеты, чтобы появиться через неделю. Ворчали политинформаторы, забегавшие в комитет, чтобы заглянуть в газету, сердился секретарь комитета комсомола. Тем не менее, Наташа на замечания не реагировала. Поручение для нее действительно было «пустяковым». Однажды на доске объявлений в коридоре школы она прочитала: при комитете комсомола школы организуется информационный центр и при нем создаются посты. Вдруг в списке членов постов Наташа увидела свою фамилию, под которой значилось, что она «командир поста политической информации». Именно командир, а не «подшивальщик», как себя называла Наташа. Эта, казалось, небольшая деталь вдруг раскрыла девушке нужность, полезность ее поручения. Обратите внимание, ранее поручение ей давалось с глазу на глаз, здесь о нем говорится публично, прежде подчеркивалась его незначительность, теперь задание поставлено в один ряд с другими важными поручениями комсомольцев. Да и само название должности «командир» ставило девушку в позицию вожака, человека ответственного, призванного проявлять инициативу. Это сыграло свою роль в отношении Наташи к поручению. Она приходила в комитет комсомола теперь регулярно, по своей инициативе создала уголок политинформатора. Вскоре командиру поста комитет комсомола объявил благодарность. Значимость предстоящего дела может подчеркиваться на первый взгляд незначительными деталями. Можно еще подумать, стоит ли идти на читательскую конференцию, если туда приглашает обрывок бумаги, висящий на одной кнопке, с «абы как» написанным текстом. Да, и это говорит об отношении к делу самого организатора. Немаловажное значение имеют и серьезность тона, с каким организатор будет давать поручение, и то внимание, с которым он будет относиться к человеку в ходе выполнения им задания. В коллективе при совместных переживаниях могут действовать законы психического заражения. Настроения людей способны быстро передаваться от человека к человеку, крепко захватывая в свою орбиту множество людей. Они как бы «заражаются» состояниями друг друга. Замечено, например, что люди вместе переживают события не только ярче, сильнее, но и глубже, чем каждый в одиночку. Это при условии, что-то или иное чувство действительно захватило всех. Здесь образуется своеобразная «коллективная прибавка» в переживаниях отдельного человека. Коллектив бывает труднее эмоционально зажечь, чем отдельную личность. Но зато потом эмоции вспыхивают бенгальским огнем, и от этого искрящегося огня легко зажигаются состояния ребят. От него невозможно спрятаться. Совместно пережитая радость или неудача очень часто сближает людей, разрушает барьеры настороженности, располагает к откровению, доверию. Вот передо мной одно из откровений — сочинение девятиклассницы: «Вместе с нашим классом мы прожили восемь лет. За эти годы много было всего: и радостей, и огорчений. Сначала мы не могли как-то понять друг друга. Ссорились, ругались, даже дрались с мальчишками. Все началось, как мне кажется, в VI классе со школьного конкурса «Вот какие наши мальчишки!», где наши ребята заняли первое место и в награду получили торт. Мы тогда, забыв все, отчаянно болели за мальчишек. А они нас, девчонок-болельщиц, пригласили отведать вместе угощение. Мы закрылись в каком-то классе, ели торт, хохотали неизвестно почему, делились громко впечатлениями. На следующий день мы пришли на уроки другими людьми. Мы спешили в школу. Нас словно подменили. Вот с того дня мы все время вместе... А потом кто-то из наших предложил устраивать день рождения коллектива. Это тот самый день, когда мы ели торт. Он и стал днем рождения». Случается, что мы удивляемся — каждый в классе имеет поручение, свой участок работы, никто без внимания не оставлен, а вот общего эмоционального тона как-то не чувствуется. Это нередко происходит оттого, что не созданы условия для непосредственного взаимодействия ребят, их общения в каком-то общем деле. Для того чтобы ваши товарищи участвовали в работе с удовольствием, с хорошим настроением, дело должно быть эмоционально привлекательным, то есть притягивающим к себе, вызывающим яркие переживания. Эмоционально привлекательным дело может стать, если организатор будет использовать в работе элементы романтической условности, игры, призывать на помощь юмор, остроумие. В IX А и в IX Б зашел после уроков прораб с соседней стройки. «Ребята — обратился он к комсомольцам, — очень нужна ваша помощь. Надо прорыть срочно траншею, а канавокопатель встал, поломка. Тянем теплоцентраль к школе». Ребята восприняли предложение без особого энтузиазма. Но раз надо, значит, надо. На следующий день оба класса дружно трудились на отведенных участках. Сергей В., комсорг IX А, водрузил шест с табличкой «Лирики» у своего участка, а затем великодушно изготовил еще один для соседей, решив, что «Физики» это как раз для них. Когда через час сделали перерыв и «лирики» нанесли визит «физикам», обнаружилось, что «лирики» выполнили работу объемом чуть ли не вдвое больше, чем их соседи. Те искренне удивились, побежали на участок к «лирикам», проверили, не мягче ли тут грунт, не занижен ли объем. Нет, все оказалось правильным. Так в чем же дело? Сомнения разрешил подошедший прораб. «Это потому, — сказал он, — что ваши «лирики» работают с улыбкой». И действительно, за работу ребята IX А принялись с песней. Затем, когда с песнями «выдохлись», на арене появился Сергей К., парень, обладающий великолепным чувством юмора. Он не оставил без внимания ни себя, ни товарищей, ни соседей. Смех стоял неудержимый. Так с шуткой да с песнями и не заметили, как дело сделали... А рядом молча, сосредоточенно трудился IX Б. Если, глядя на «лириков», создавалось впечатление, что они стремятся найти золотоносную жилу, то их соседи просто отрабатывали задание. Хороший эмоциональный настрой работы создают традиции, ритуалы, символы. Есть в разных школах свои традиции: встречи новичков в классах («посвящение в одноклассники»), праздники рождения комсомольской организации (создание комсомольской группы в VII— VIII классах), ритуалы на комсомольских собраниях (вынос Красного знамени комсомольской организации, рапорты-отчеты классных комсомольских организаций о выполнении заданий комитета комсомола школы) и при организации классных и общешкольных дел (линейки-митинги «Имена на поверке» памяти павших в Великой Отечественной войне, традиционная форма «десантов» трудовых отрядов старшеклассников) и др. Следует активнее использовать символы и ритуалы при вручении комсомольских билетов, проведении Ленинских уроков, уроков мужества, трудовых дел. Будничная, порой не очень приятная работа может оказаться вдруг интересной, притягивающей к себе, если ее умело «подать» (применяется термин «инструментовать»), убедить сверстников посмотреть на нее другими глазами. Музыка, песня — в этом смысле прекрасный союзник организаторов. Если организатор побеспокоится, чтобы перед началом комсомольского собрания прозвучали песни (надо найти и запевал — «ответственных за песню», и музыкантов, и пластинки или магнитофонные записи), то этим самым он обеспечивает бодрую, мажорную обстановку, так необходимую на комсомольских собраниях. Да и не только на собраниях. У музыки есть замечательное свойство настраивать человека на определенный лад. Поэтому не случайный подбор музыкальных произведений, песен должен сопутствовать тому или иному делу. Если туристская группа в походной колонне затянет «Ромашки спрятались...», то далеко она не уйдет. В этом случае помощником будет веселая, бодрая и задорная песня. Другая программа может оказаться на вечернем «огоньке» или у костра в том же туристском походе, где требуется откровенно поговорить; здесь задушевность, лиричность звучания помогут решению задачи. Хорошо, если в школе, классе есть свои музыкальные организаторы, понимающие «что к чему», знающие, как нужно «конструировать» настроения. Организатору никак нельзя недооценивать огромные возможности музыки делать человека отзывчивым, чутким. Известно, что личные и деловые взаимоотношения начинают выстраиваться с установления контактов между людьми. И как бывает непросто навести «мосты» взаимопонимания! Между тем существуют психологические приемы, которые помогают убыстрить этот процесс. Это метод «погружения». Люди «помещаются» в одну эмоциональную ситуацию. Мы уже говорили о том, что переживание людьми одного состояния часто объединяет их. А ситуацию может создать музыка. Судите сами. Незнакомых между собой юношей и девушек, приехавших в лагерь комсомольского актива, мы попросили подождать в различных комнатах, пока пройдет регистрация. В этих помещениях сравнительно и долгое время находились группы от 12 до 25 человек. Правда, никто из них не догадывался, что они были участниками интересного эксперимента. Так вот. Незаметно для старшеклассников за ними велось скрытое наблюдение: как завязываются первые знакомства, с чего они начинаются, насколько быстро все это происходит, как возникают первые взаимные симпатии. В некоторые из комнат транслировалась музыка. Самая разная. Что же оказалось? В «музыкальных комнатах» школьники знакомятся друг с другом значительно быстрее, чем в «скучных». Причем выяснилось, что контактными» стали те музыкальные произведения, которые своим содержанием, ритмом, мелодией создавали бодрый настрой. Казалось бы, незначительная, незаметная деталь — ненавязчиво звучит музыка в помещении, но была отдана эмоциональная ситуация, которая взяла на себя часть «служебной» нагрузки организатора — способствовать процессу общения ребят. Такие неприметные для глаза детали могут постепенно накапливаться и в арсенале воспитательных средств организатора. Хорошо иметь в школе, в классе свою фонотеку с набором грампластинок и магнитофонных записей. Если это будет сложно сделать на первых порах, соберите сведения об имеющихся дома у ребят проигрывателях, магнитофонах, радиолах с комплектами пластинок, записей. Разберитесь с помощью своих товарищей в музыкальных программах не только для проведения дискотек, но и с точки зрения создания настроений в нужный момент. Союзники организатора — цвет и свет. Давно замечено, что различные цвета обладают способностью по-разному воздействовать на эмоциональные состояния людей. Есть цвета теплые, вызывающие удовлетворенность, спокойствие, радостные настроения. Есть цвета холодные, настраивающие на собранность, целевой тон, подчеркивающиеофициальность обстановки. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от конкретного человека, его жизненного опыта, тем не менее, организатор вполне может использовать цветовую «партитуру», предлагаемую психологами. Освещая помещения, делая подсветки при помощи ламп, различных светильников, оформляя помещения рисунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»: красный цвет — активизирующий, возбуждающий, создающий впечатление жизнерадостности, тревожности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть выражено одним красным цветом; желтый и оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют общительности, откровенности; светло-коричневый — успокаивающий, смягчающий, теплый; синий и зеленый цвета — холодные; синий создает дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремление к естественности; фиолетовый действует несколько беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести; розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности. В цветопсихологии существуют такие сочетания цветов, которые способствуют созданию сильной напряженности (желтый и синий), лучезарности (красный и желтый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зелено-синий) и др. К сожалению, мы совсем плохо используем удивительные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнятости, активности), торжественных митингов и собраний (состояние собранности, тревожности, серьезности). Рекомендуем создать простейший набор осветительной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цветовой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе. Это поможет вам решать проблему настроенности на вечерах, диспутах, конференциях и т. д. Эффективным средством создания заинтересованности делом и внесения в работу соответствующего настроения является использование элементов новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из самых важных потребностей человека. Новое всегда привлекает к себе внимание, заставляет реагировать уже на сам факт появления нового. Как говорил римский философ Сенека, для нас естественнее удивляться новому, чем великому. Введение, может быть, даже и небольших, но новых деталей в приемы и методы работы организатора, в формы обращения к учащимся, в оформление помещений, где собираются ребята, создает хорошие возможности для психологической атмосферы предстоящей деятельности. В одной из школ готовился музыкально-поэтический вечер. Обычно подобные вечера проводились в актовом зале: на сцену подымались «артисты», внизу, в зале, сидели зрители. И так всегда. На этот раз организаторы вечера все кресла в зале развернули полукругом, и центр оказался у боковой стены. Там стоял столик с вазой, в ней два-три цветка. И все. Больше никаких украшений, ничего лишнего. Да еще два прожектора, два луча — оранжевый и желтый (теплые цвета), направленные на площадку у столика. Вечер прошел очень интересно, приподнято, и самое главное — в искренней, дружеской атмосфере. Исчезла незримая стена между зрителями и сценой. Ребята, рассказывая о впечатлениях от проведенного вечера, непременно отмечали, что первое их впечатление — необычность убранства зала. Когда им возражали, что, собственно, никакого убранства не было, они повторяли: «Все равно, появилось что-то новое, и мы с нетерпением ждали, что будет дальше»; «Когда мы вошли в зал, то сразу поняли, что сегодня будет не так, как всегда»; «Сначала было непонятно, к чему все это. Но было как-то тревожно и приятно. Почему? Не знаю. Просто так...» Один небольшой элемент - перестановка кресел в зале, перемещение источников света, и это нашло отражение в настроении ребят, создало необходимую для дела психологическую ситуацию. Среди приемов воздействия на эмоциональные состояния ребят следует выделить создание соревновательных ситуаций. Понятие «соревнование» в русском языке тесно связано с понятиями «ревность», «ревностно», что означает «испытывать чувство зависти к кому-либо или чему-либо, завидовать успеху другого», «иметь горячие рвение, усердие». «Соревную» (сравните: «сопереживаю», «сочувствую») значит «одновременно с кем-то другим испытываю сходные чувства по отношению к людям, вещам, явлениям жизни». Соревновательные ситуации сами по себе довольно часто возникают по мере того, как мы общаемся друг с другом. Общаясь с другими людьми, каждый из нас вольно или невольно сравнивает себя с ними: будь то широта знаний или наличие каких-либо качеств личности, внешние данные или манера поведения, обладание какими-то вещами или результаты деятельности. Сравнение первый этап соревновательности, оценивание — следующий его этап. Но это еще не все. Соревновательная ситуация возникает только в том случае, если в результате сравнения и оценки человек эмоционально взволнуется. Очевидно, что без переживания не может быть соревнования. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться, достигать. Вот это свойство и должно быть взято на вооружение организатором. Действительно, почему бы сознательно не пользоваться этим эффектом, создавая на том или ином этапе работы соревновательные ситуации. Для этого совсем не обязательно специально разрабатывать солидные условия соревнования, определять его этапы, участников, меры поощрения и т. п. С учетом конкретных условий можно применять разные приемы создания соревновательных ситуаций: — привлекая ребят к планированию работы, давая задания участникам, ненавязчиво пользуйтесь фразами типа: «Посмотрим, кто это задание сделает лучше (быстрее, аккуратнее)», «Интересно, кому из вас удастся придумать более эффективный способ проведения дела», «Посмотрим, какая группа будет активнее» и т. п.; — попробуйте призвать к самолюбию, к чести коллектива: «Кое-кто сомневается, сможете ли вы выполнить хорошо эту работу. Что ж, покажите, на что вы способны!»; «Подобное задание делалось до вас такой- то группой за такой-то срок. А как получится у вас?»; — создавайте «звездочки» (эталоны) достижения. Ими могут быть конкретные люди или результаты работы, на которые следует равняться. Похвалив при всех усердие какого-то участника дела, отметив его добросовестность и трудолюбие, вы тем самым обозначили «звездочку» для других, создали соревновательную ситуацию. Желание быть на высоте положения характерно для многих из нас; — создавайте в необходимых случаях «границы отчуждения». Быть среди неудачников, осуждаемых не всегда приятно. Поэтому неодобрение какого-либо поступка, действий отдельной личности или группы как бы обозначает границы, отступив за которые все остальные могут оказаться в таком же положении. Переживание возможного неуспеха заставляет прилагать усилия, проявлять активность, чтобы уйти из этой полосы отчуждения; — используйте соревнование с самим собой, имея в виду какой-то результат. Это может выражаться в таких формах обращения: «Дал слово — надо сдержать!», «Докажи самому себе, что у тебя крепкая воля!», «Эту работу, по-видимому, лучше сделать нельзя. Но, может быть, стоит попытаться!»; - создавайте «эмоциональные цепочки». Старайтесь сделать так, чтобы у участников конкурсов, турниров, олимпиад всегда были «болельщики», переживающие за «своих». Организатор тем самым расширяет соревновательную ситуацию, подключая к ней при помощи «эмоциональной цепочки» (помните действие психического заражения?) большое количество людей. Эти ситуации можно использовать для единения коллектива, для переживания чувства «мы». Соревновательные ситуации привлекают быстротой создания необходимых настроений, сравнительно легким перерастанием в действие. Но точно так же, как эффективное лекарство в неумеренных дозах может стать ядом, так и непомерное использование соревнования и соревновательных ситуаций по поводу и без повода может привести к нежелательным явлениям в коллективе: нездоровому соперничеству, озлобленности по отношению друг к другу и, в конечном счете, к разрушению коллективных взаимоотношений. Особый прием внезапность, неожиданность воздействия, эмоциональная атака на состояние человека. В этот момент он может быть выведен из равновесия, вмиг концентрируется внимание, в считанные минуты происходит мобилизация его внутренних сил, приводятся в волнение человеческие чувства. Часто случается, что при организации и проведении многих полезных дел необходимость быстрого, оперативного действия подменяется бесконечными обсуждениями, согласованиями, объяснениями и т. д. Ребята же бывают гораздо искреннее в своих переживаниях, активнее проявляют свои творческие способности тогда, когда возникает «сюрпризная» ситуация, привлекательная своей неожиданностью, внезапностью. Так, отправляясь с ребятами в туристский поход, мы в одном случае предупреждали их о предстоящем лесном карнавале за неделю до похода, в другом — в самом походе, за два часа до начала карнавала. И каждый раз обращали внимание на то, что в последнем случае лесные карнавалы сопровождались шквалом ребячьей выдумки, блестящей импровизации в противовес будничному обсуждению, с большим штатом ответственных, помощников, исполнителей в первом случае. Неожиданный прием организатора вначале создает «сюрпризную» ситуацию: «Что такое? Что от этого можно ожидать?» Обычно человек в «сюрпризной» ситуации пытается принять решение, но он не уверен в его правильности. Организатор должен подсказать, повести человека за собой, заставить поступать его определенным образом. Вот пример. В одной из школ бичом для комсомольской организации были опоздания на комсомольские собрания. Начинались они всегда с 15—20-минутной задержкой. Однажды в объявлении о комсомольском собрании вместо дежурной фразы «Явка комсомольцев обязательна» появилась такая: «Опоздавших просим не беспокоиться». А традиционное время начала собраний - 14 часов - было заменено на 13.57. Собрание началось в 13.57, опоздавших почти не было. Все присутствующие на собрании, часть из которых в этот день пришла вовремя «на всякий случай», с любопытством смотрели на дверь: может быть, кто опоздает. И когда все же один такой появился, его встретил взрыв смеха. Опоздавший, не ожидавший такого внимания, смутился и под взглядом сотен глаз неловко прошел вперед. Как мы видим, небольшая, но неожиданная и новая деталь в объявлении сделала свое дело. Однако не поймите, что все «сюрпризное», сиюминутное — это хорошо. Нужно уметь сочетать длительную подготовку серьезных и больших по объему дел с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в данных, конкретных условиях. В применении различных приемов воздействия организатора на настроения людей необходимо чувство меры. Неоднократное использование одних и тех же форм воздействия, однообразная повторяемость ситуаций могут вызвать адаптацию, привыкание к ним и значительно снизить их роль в организаторской работе. То, что раньше рождало яркие эмоциональные переживания, через некоторое время при частой повторяемости может оставить ребят равнодушными, безучастными к происходящему. У каждого организатора должен быть свой запас эмоциональных средств воздействия, который нельзя растрачивать по поводу и без повода. Требуется экономное и бережное к ним отношение. Отсутствие меры в эмоциональном воздействии, чрезмерное увлечение использованием наиболее сильных приемов, постепенное психологическое взвинчивание состояния ребят ведут к неуравновешенности характеров, нервозности в поведении. Совершенно справедливо на эту сторону эмоциональной жизни людей обратил внимание профессор И. С. Кон. Он пишет: «Верно, что в буднях можно найти много праздничного. Но верно и то, что праздник и будни не одно и то же; и тот, кто пытается превратить будни в сплошной праздник, фактически незаметно для себя низводит праздники до уровня будней. Когда на собрании, посвященном важной, но обыденной задаче, произносятся слишком торжественные речи, эти речи невольно обесцениваются и перестают звучать торжественно, даже когда это действительно необходимо. А это неизбежно рождает известный скепсис... Высшие идеалы и символы не должны превращаться в разменную монету, от слишком частого употребления они стираются, приобретают характер штампов. Мы часто не учитываем этого психологически обоснованного правила». Вместе с тем хотелось бы заметить, что «эксплуатировать» настроения без серьезной организаторской работы запрещенный в организаторском искусстве прием. Можно написать красивые и умные объявления, нарисовать красочные плакаты, включить прожектора, распевать веселые песни, но когда за этим не стоит содержательная сторона работы, эмоциональное обеспечение окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неорганизованность. Своеобразным «генератором» эмоциональной энергии в коллективе является сам организатор. Способность «заражать» своим настроением других, увлекать собственным примером, отношением к делу — качество настоящего организатора. Поэтому очень важно, с каким настроением он появляется перед участниками общего дела. И как бы плохо ни было организатору в этот момент, какие бы печали ни охватывали его, приступая к делу, выходя к ребятам, он должен являть собой образец оптимизма, уверенности, убежденности. Это тот самый случай, когда настроение оказывается далеко не личным делом человека. Только целеустремленный, добрый человек может создать в коллективе боевой, наступательный настрой, мажорный тон, когда каждый старшеклассник чувствует пульс жизни своего коллектива. Пусть каждый организатор станет настоящим мастером-настройщиком своего многоголосного ансамбля — участников дела.
Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают ваши товарищи, как и под влиянием чего формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи. Цветопись — это цветовой дневник настроения. Перед вами форма цветодневника:
На плотном листе бумаги — семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса — условный знак настроения. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько ребят примет участие в этой работе. Предположим, вы решили изучить настроение своих товарищей по классу, пионеров в отряде (в школе, лагере) в течение 2—4 недель. Ежедневно в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) вы раздаете цветодневники каждому из ребят и просите их самостоятельно, не советуясь ни с кем, проставить в правой стороне листа дату (число этого дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени. Однако, перед тем как начать работу, надо выполнить ряд важных условий. Настроение — это интимный мир каждого, и вторгаться туда с бесцеремонными расспросами не совсем прилично. А потому нужно: ¾ получить согласие всех добровольно вести в течение определенного времени цветодневники; ¾ гарантировать ребятам тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают; ¾ убедить их быть искренними в своих оценках наст роения. Каждый раз, после того как ребята сделают отметки в цветодневниках, вы их собираете. Следующий этап — обобщение данных. С этой целью составляется таблица, куда ежедневно переносятся цветными карандашами или фломастерами данные из индивидуальных цветодневников: напротив каждой фамилии соответственно закрашиваются квадратики таблицы. Вот образец цветоматрицы (здесь тоже цветовые символы заменены буквенными):
Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется удивительная картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение. Да, да, именно увидеть. Увидеть в цвете. Он вам расскажет, какое настроение и в какие дни преобладает у ребят, в целом в коллективе: по вертикали — у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали --у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения. Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются ребята на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях ребят, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись может помочь определить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций. Если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло ребят, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных ребят. Если кому-то длительное время плохо и это отражается в его состояниях (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком. Если понадобится, окажите ему поддержку, помощь, душевно поговорите с ним. Ведь именно для этого, в конечном счете, и требуется настройщик, помогающий создать в коллективе живую, творческую атмосферу.
«Пусть это буду я!» — ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Есть такая притча. Люди переносили тяжелый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил и брал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, тот ответил: «Кому-то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я». Организаторская работа — ноша нелегкая и не всегда удобная. И если каждый из нас будет надеяться, что она достанется кому-то другому, будет ожидать до самой последней минуты возможности прожить беззаботно, предоставляя хлопоты по организации собственной жизни другим людям, уверен, мы этим самым убаюкиваем Совесть, усыпляем Честность, ослепляем в себе Человечность. Нои это не все. Мы лишаем себя Радости, возникающей от ощущения своей полезности в коллективе. Ведь известно, что человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает. Не бойтесь сказать в трудную минуту самому себе: «Пусть — это буду я!» Не пугайтесь обвинений в нескромности – ведь не ради славы и мимолетной возможности побыть на ее гребне вы взялись за Организацию. Если почувствуете сомнения в возможностях своих, что тяжеловата для вас, неопытного, ноша, смелее ищите помощников, соратников. Тогда вы имеете право увереннее произнести и: «Пусть это будем мы!» Может быть, кто-то обратит внимание, что в этой книжке очень мало говорится о людях, которые всегда рядом с вами, которые готовы прийти на помощь в любую минуту. Я имею в виду учителей. К этому есть причины. Как тут ни печально, но многие старшеклассники больше осведомлены о том, что могут и обязаны делать учителя, чем о своих обязанностях по отношению к самим себе. Поверьте, бывает порой жалко смотреть на крепких и здоровых ребят, вдруг начинающих прятаться за спины «борисов зиновьевичей», «ольг владимировен», усердно помогая им... взваливать на их и без того перегруженные плечи ношу, которая хорошо бы уместилась за спинами «акселеративных» парней и девчат. Но не будем об этом. Я просто объяснил, почему в книге я пытался подчеркивать мысль о необходимости самостоятельности уже взрослых людей. Ну а если все же вам придется быть свидетелем того, как учитель, стоя перед классом, пытается безуспешно убедить несколько десятков уже взрослых людей в необходимости включиться в организацию общего дела, а в ответ слышит тишину, не давайте этой тишине разлиться в вашей душе. Прислушайтесь, и вы наверняка услышите в самом себе голос, произносящий фразу:
«ПУСТЬ ЭТО БУДУ Я!»
Date: 2015-12-13; view: 386; Нарушение авторских прав |