Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3





Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Французский социолог о противоречиях марксист­ского учения об обществе.

В контексте Марксова подхода к капитализму и истории большое значение придается сочетанию понятий производитель­ных сил, производственных отношений, классовой борьбы, клас­сового сознания, а кроме того, базиса и надстройки. Эти понятия можно использовать во всяком социологическом анализе. Допус­тимо критическое и методологическое использование этих поня­тий для понимания и объяснения современного, а может быть любого, общества. Но если ограничиться таким использовани­ем... мы рискуем обнаружить, что одному и тому же уровню раз­вития производительных сил могут соответствовать разные про­изводственные отношения. Частная собственность не исключает значительного развития производительных сил, наоборот, при меньшем развитии производительных сил может быть коллек­тивная собственность...

Другая двусмысленность марксистской социологии очевидна при анализе... понятий базиса и надстройки. Какие элементы об­щественной реальности относятся к базису, а какие — к над­стройке?

Вообще, следовало бы, кажется, назвать базисом экономику, в частности производительные силы, то есть техническое оснаще­ние общества вместе с организацией труда. Но технический уро­вень цивилизации неотделим от уровня научных познаний. Одна­ко последние, по-видимому, принадлежат сфере идеи или знания и должны относиться к надстройке — по крайней мере в соответ­ствии с тем, что научное знание во многих обществах тесно связа­но с мировоззрением и с философией.

Иными словами, в базис, определяемый как производитель­ная сила, уже входят элементы, которые должны будут принадле­жать и к надстройке...

Производительные силы зависят одновременно от техниче­ской оснащенности и от организации совместного труда, которая, в свою очередь, зависит от законов собственности. Последние при­надлежат к юридической сфере. Но ведь, по крайней мере соглас­но некоторым фрагментам, право — это часть государства, а по­следнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса от надстройки. <...>

Социология Маркса, по крайней мере в своей пророческой фор­ме, допускает сведение политического порядка к экономическому, т.е. исчезновение государства с момента внедрения общественной собственности на средства производства и плановой экономики. Но политика принципиально несводима к экономике... Политика так же важна и автономна, как и экономика. Они взаимосвязаны. Спо­соб организации производства и распределения коллективных ре­сурсов влияет на способ решения проблемы власти, и наоборот — последний влияет на первый. Неверно думать, что определенная организация производства и распределения средств автоматически решит проблему управления путем ее упразднения. Миф об исчезновении государства — это миф о том, что государст­во существует лишь для производства и распределения ресурсов...

Маркс часто рассуждал об идеологиях и стремился объяснить способы мышления или интеллектуальные системы обществен­ным контекстом. Вообще Маркс понимает под идеологией ложное сознание или ложное представление, вырабатываемое определен­ным общественным классом о собственном положении и об обще­стве в целом...

В чем одна идеология может превосходить другую, если все идеологии неотделимы от класса, который их порождает или при­нимает? Марксизм пытается ответить на поставленный вопрос так: среди идеологий есть одна, которая лучше других, потому что есть класс, который может постигнуть мир в его истинности. В капиталистическом обществе пролетариат, и только пролетари­ат, постигает истину мира, потому что он единственный класс, ко­торый думает о послереволюционном будущем...

Но такая формула вызывает возражение, поскольку легко усомниться в истинности классовой идеологии: защитникам дру­гих идеологий и других классов естественно заявить, что все ис­следователи в одинаковом положении...

Следует различать способы мышления или научные теории, связанные с общественной реальностью, но независимые от нее, и идеологии, или ложные сознания, являющиеся продуктом клас­сового положения людей и затрудняющие видение истины.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. — М., 1993. — С. 190, 192, 207.

1) По каким направлениям ведет автор критику марксистского учения об обществе?

2) В чем, на взгляд автора, выражается противоречивость использования в марксизме таких понятий, как «базис» и «надстройка»?


3) Арон говорит о «пророческой форме» социологии Маркса. Как вы понимаете эти слова? Приведите другие, известные вам из курса истории приме­ры социальных пророчеств.

4) Автор критикует марксизм за под­ход, при котором политика сводится к экономике. В чем проявля­ется этот подход в марксистском взгляде на будущее государства? Почему эта часть марксистского учения представляется француз­скому философу несостоятельной?

5) Опираясь на знания из кур­сов истории и обществознания, привлекая положения источника, охарактеризуйте проблему: может ли быть научной идеология?

 

2. Составьте развернутый план по теме: «Наука и философия»

3. Дайье определение понятию «коммерция». После чего, составьте ещё два предложения, характеризующее это понятие.

4. Напишите эссе, выдержав его критерии на любую из цитат:

А. «Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Н. А. Бердяев

Б.«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».

С. Л. Франк

В.«Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери», Конфуций.

Г. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов». Маркс

Д. Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий — это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими... О. Шпенглер.
Е. «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».С. Л. Франк







Date: 2015-12-13; view: 1507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию