Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие стадии судебного исполнения в гражданском процессе
Глава 1.Общая характеристика исполнительного производства как стадии гражданского процесса Понятие стадии судебного исполнения в гражданском процессе Исполнительное производство представляет собой гражданско-процессуальную деятельность специально уполномоченных государственных органов, целью которой является принудительное исполнение судебных постановлений, а также юрисдикционных актов других государственных органов по гражданским делам. Исполнение судебного постановления составляет завершающий этап процесса правосудия. По мнению Конституционного Суда РФ, Конституция РФ исходит из того, что защита нарушенных прав не может быть действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется. Этому корреспондирует и п. 1 ст. 6 Конвенции о за щите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским Судом по правам человека, который в решении от 19 марта 1997 г. указал, что право на судебную за* щиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть суда. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» прямо указывает на то, что в соответствии со смыслом ст. 6 Конвенции по защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. Исполнительное производство не следует полностью отождествлять с исполнением судебных постановлений. Во-первых, не все постановления нуждаются в исполнении. Решения об отказе в иске, а также большинство определений суда первой инстанции, например, не требуют каких-либо действий но исполнению. Во-вторых, из тех решений, которые должны ис полняться, не для всех необходим принудительный порядок. Многие решения, и в частности решения о признании, не нуждаются в подключении механизма государственного принуждения. Решения о признании права собственности, о признании права на жилую площадь исполняются либо путем регистрации права в компетентном государственном органе (решения о признании права собственности на недвижимость, на транспортное средство), либо путем предъявления документа, подтверждающего право (решения о признании права на долю в наследстве, О праве на жилую площадь). В-третьих, среди судебных постановлений, для которых нужен механизм государственного принуждения, одна часть исполняется добровольно, другая — хотя и принудительно, но без использования особого механизма судебного исполнения (решения о расторжении брака, лишении родительских прав, отобрании детей, о взыскании алиментов, о изыскании денежных средств в определенных законом случаях и др.) — внепроцессуалъный порядок принудительного исполнения судебных актов. Третья часть исполняется с использованием специально созданного аппарата принудительного исполнения актов правосудия по гражданским делам — гражданский процессуальный порядок исполнения судебных актов, или исполнительное производство. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Эти органы не входят в аппарат исполнительного производства. Однако перечень исполняемых ими исполнительных документов закрепляется в ОТ. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу с 1 февраля 2008 г.1 (далее — Закон, Закон об исполнительном производстве). Порядок исполнения для них определяется как Законом об исполнительном производстве, так и иными федеральными законами (ст. 7 Закона). К внепроцессуальному порядку принудительного исполнения судебных актов по гражданским делам в соответствии с Законом об исполнительном производстве относятся, в частности:1)исполнение судебных постановлений (актов) по перед;гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (гл. 24 БК РФ); 2)исполнение отдельных судебных постановлений по семейным спорам; 3) исполнение судебных постановлений о взыскании средств или об аресте денежных средств на банконских счетах; 4) исполнение решений о взыскании периодических плате жей и разовых платежей в пределах установленного лимита (ст. 9 Закона). В соответствии со ст. 2422 БК РФ исполнительные документы о возмещении вреда, причиненного незаконными действия ми (бездействием) государственных органов Российской Феде рации или их должностных лиц, в том числе в результате изда ния государственными органами Российской Федерации актом, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также иные исполнительные документы о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств и порядке субсидиарной ответственности главных распорядительных средств федерального бюджета) направляются для исполнения в Министерство финансов РФ. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с другими документами, указанными 15 11..' ст. 242' БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюд жета лицевых счетов для учета операций по исполнению расхо дов федерального бюджета, а также средств, полученных 01 предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 2423 БК РФ). Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств1, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве2. В соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Положению Банка России от 10 апреля 2006 г. № 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, исчислениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями»1 взыскатель вправе предъявить исполнительный документ непосредственно в банк, и I тором открыт счет должника, при условии, что взыскании располагает сведениями об имеющихся там счетах. Банк или иная кредитная организация, осуществляют обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебной. пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в испои пи тельном документе требования о взыскании денежных средств (п. 2.3 Положения) либо делают отметку о полном или частичном неисполнении требований, указанных в составленном и основании исполнительного документа инкассовом поручении, в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету № 9090 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством (п. 12.7 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2 II «О безналичных расчетах в Российской Федерации»2). Неисполнение кредитной организацией этих требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на нее штрафа в размере половины 01 денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но 1 млн руб. (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ). Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Плательщик заработной платы и периодических платежей обязан исполнить поступивший исполнительный документ с соблюдением требований, предъявляемых Законом к обращению взыскания на этот вид имущества (гл. 11 Закона). Исполнительное производство занимает особое место в системе гражданского процесса. Исполнительное производство может рассматриваться как стадия гражданского судопроизводства, в которой суды совершают действия по обеспечению принудительного исполнения судебных постановлений. Для этого есть все основания, поскольку исторически этот институт сложился как продолжение судебной власти по гражданским делам и составная часть гражданского процессуального законодательства. Долгое время нормы об исполнительном производстве почти целиком помещались в соответствующий раздел Гражданского процессуального кодекса РФ, так как никакой альтернативной судебной власти и стране не было, а предшественник арбитражных судов (государственный арбитраж) практически не нуждался в специальных процедурах принудительного исполнения своих постановлений. Возникнув как органичная часть гражданского судопроизводства, исполнительное производство вместе с тем достаточно давно используется для принудительного исполнения правоприменительных актов многих других юрисдикционных органов. В ст. 12 Закона об исполнительном производстве перечислено восемь разновидностей исполнительных документов. Только два из них имеют прямое отношение к суду общей юрисдикции (исполнительные листы и судебные приказы). Самостоятельность исполнительного производства заключается в том,,что оно может быть возбуждено вне связи с рассмотренным ранее судом гражданским делом. В этом случае получается, что гражданский процесс может состоять только из одной стадии судебного исполнения. Источники правового регулирования. Исполнительное производство регулируется Конституцией РФ, ГПК РФ (разд. VII), АПК РФ (разд. VII), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»'', иными федеральными законами, регулирующими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актом других органов, постановлениями Правительства РФ по вопросам исполнительного производства, актами других органон и должностных лиц. К иным федеральным законам относится, например, Семейный кодекс РФ, которым урегулированы по рядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), а также порядок уплаты и взыскания алиментов (гл. 17). Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется также Уголовно-исполнительным кодексом РФ (гл. 9). Правовые нормы, либо прямо регулирующие порядок исполнения судебных постановлений, либо определяющие условии совершения отдельных исполнительных действий, содержатся также:— в федеральных законах (например, Бюджетный кодекс 1'Ф, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы «О третейских судах в Российской Федерации» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и др.);— постановлениях Правительства РФ (например, от 21 декабря 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгоного центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества» и др.);— других подзаконных нормативных актах. В свое время был разработан проект Исполнительного кодекса РФ, вобравший в себя основные положения федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», устраняющий многочисленные пробелы, сводящий воедино разрозненные положения федерального законодательства, так или иначе регулирующие вопросы исполнительного производства. Конечной целью проект имел повышение уровня защиты прав граждан и организаций, улучшение эффективности и результативности работы органов принудительного исполнения, обеспечение тем самым стабильности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений1. По ряду причин проект этот не был принят. Законодатель предпочел ему компромиссный вариант в виде нового Закона об исполнительном производстве, учитывающий важнейшие положения, содержащиеся в проекте Исполнительного кодекса РФ Но работа над совершенствованием законодательства об исполнительном производстве на этом не закончилась. Она продолжает проводиться в русле общеевропейской задачи разработки общих стандартов и принципов, регулирующих исполнение судебных решений1.
Date: 2015-12-13; view: 550; Нарушение авторских прав |