Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы социальных институтов





Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные. Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура. Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии.

Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный


регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

Одной из черт социального института является его исто­ричность. Институты возникают на определенном этапе раз­вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере та­кой хорошо вам известной организации, как школа. Из кур­са истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По­требность общества в социализации подрастающих поколе­ний удовлетворяла преимущественно семья. Организацион­но школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

Со вступлением общества в индустриальную стадию раз­вития обнаружилась недостаточность прежних форм социа­лизации. Ее и призвана была компенсировать превращаю­щаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполне­нию им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за­тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.

Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько ви­дов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать меж­ду собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогичес­кие организации. В решении задачи социализации подрас­тающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.

Бывает, что взаимодействие институтов приобретает кон­фликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влия­ние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институци­ональном уровне являются разные темпы изменений, эволю­ции отдельных институтов. Особенно это становится очевид­ным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.


Date: 2015-12-13; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию