Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие в совместной деятельности





При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения — изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. На этой основе регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.
Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Вопросы и задания: 1) Что, по мнению автора, является целью общения как интерактивного взаимодействия? 2) Какое определение межличностного взаимодействия дает автор? 3) Как следует понимать выражение «Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения»? 4) Что общего у общения как обмена информацией и как у взаимодействия?

§ 33. Общение как понимание

Вспомните:  
  в чем сущность общения как восприятия информации? Чем характеризуется интерактивная сторона общения?
     

Термин «социальная перцепция» (от лат. perceptio — восприятие) характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей). Проблема восприятия в межличностном общении, во-первых, связана с тем, что объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. По существу, в этом случае действуют два субъекта, и отношения носят субъект-субъектный характер. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление. Во-вторых, в этом процессе важную роль играет субъективная сторона: восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру черт или свойств, которыми он в действительности может и не обладать. Отсюда и частые ошибки в понимании партнера по общению. Они могут быть связаны с недостаточным знанием истинных причин поведения, поступка участников общения. В-третьих, восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события.
В данном параграфе будут рассмотрены основные механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению, как условие установления взаимопонимания между ними.

КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ

Не секрет, что встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам. Именно с восприятия внешних признаков начинается процесс общения. Причем обычно наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение, т. е. совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимика, жесты и пр. Наблюдатель, видя эти внешние проявления, особым образом их оценивает, делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты, и так складывается отношение, которое может укладываться в понятие «нравится — не нравится».
Специалисты выявляют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга. Среди таких механизмов особенно важную роль играют эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Рассмотрим кратко существо этих механизмов.
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Способность человека сочувствовать и сострадать другим издревле почиталась одним из самых важных человеческих достоинств. В Древней Греции состраданию поклонялись как божеству.
Эмпатия помогает понять чувства другого, сочувствовать, сопереживать, сострадать не только людям, но всему живому. Способность к эмпатии определяется тем, может ли человек понимать смысл переживаний другого, испытывал ли он сам что-либо подобное. Обычно люди эмоционально отзывчивые более способны сопереживать, как и люди пожилого возраста и близкие по крови или по взглядам партнеры по общению.
Существуют разные формы эмпатии. Наиболее простой вид — повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого.
Например, в группе маленьких детей часто бывает достаточно заплакать одному ребенку, как тут же без всякого повода начинают плакать другие. Точно так же люди могут «заразиться» эмоцией другого в толпе, в концертном зале.
Более сложная форма эмпатии — переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которая подстерегает того, за кем вы наблюдаете, даже если сам он эту опасность еще не замечает или она для него привычна.
Высшая форма эмпатии — это сочувствие, сопереживание. Сочувствие, сопереживание выражены в способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним и за него.
Но нередко вам приходится испытывать смешанные чувства: к радости за другого подмешивается зависть, а к переживанию огорчения — чувство облегчения от того, что это происходит с ним, а не с вами. Такие чувства не являются сочувствием.
Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким людям — родственникам, знакомым. Сочувствие и сопереживание возникают тем легче, чем ближе мы знаем человека, которому сочувствуем, в этом случае нам легче поставить себя на его место. Людям своего пола и возраста сопереживать легче, чем человеку противоположного пола или тому, который намного старше или младше нас.
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные (радость, удовольствие). Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.
В одном из экспериментов участникам показывали краткие видеозаписи бесед между взрослым и подростками, играющими роль правонарушителей. При этом каждый из подростков изображал определенную эмоцию — радость, печаль, гнев, страх. В некоторых случаях лицо подростка выражало полное отсутствие эмоций. Участникам эксперимента говорили, что все эти подростки совершили одно и то же правонарушение, и просили определить, какого наказания они заслуживают. Оказалось, что в наибольшей степени сочувствие вызывали подростки, лицо которых выражало печаль. По мнению участников эксперимента, именно они заслуживали смягчения наказания.
Особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности, — аттракция. Буквально это слово означает «привлекать, притягивать». Аттракция зачастую проявляется благодаря дружбе, привязанности, любви. По выражению психолога А. Маслоу, именно эти чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т. е. увидеть и понять самое лучшее, что в нем есть. Аттракция всегда индивидуально избирательна. Эмоциональная привязанность чаще всего возникает на базе общих интересов, ценностных ориентаций. В определенной мере можно утверждать, что чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки.
Механизм казуальной атрибуции состоит в приписывании человеку определенных причин поведения. Такое приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях. Не всегда этот механизм помогает общению. Например, перед важным разговором с родителями, прежде чем попросить их о чем-то, вы убрались в своей комнате, рассчитывая на положительное влияние итого обстоятельства на предстоящий разговор. Однако тот факт, что вы ради успеха общения расстались с «творческим беспорядком», может вовсе не обрадовать, а насторожить родителей. В этом случае эффект от общения может оказаться иным, чем ожидаемый.
Наиболее важную роль во взаимном восприятии в процессе общения играет идентификация. В отличие от эмпатии в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая. Можно сказать, что в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем. Чтобы стало понятнее, рассмотрим механизм идентификации на примере. Американский писатель Э. По в одном из рассказов описывает мальчика, который довольно успешно играл со своими сверстниками в игру «чет и нечет». Смысл игры в том, чтобы угадать, четное или нечетное количество камешков зажато в кулаке у партнера по игре. Один игрок спрашивает у другого: «Чет или нечет?» Если удается угадать, то победитель получает выигранный камешек. Герой рассказа обыгрывал всех одноклассников. Когда его попросили объяснить, как ему это удается, мальчуган сообщил следующее: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое я вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением...» Писатель тонко показал, как с помощью умения полностью отождествить себя с противником определенного интеллектуального уровня проявляется идентификация.
Идентификация играет важную роль в профессиональном общении педагогов, психологов или следователей. Довольно широко этим механизмом пользовался известный литературный персонаж Шерлок Холмс.
Чаще всего идентификация, сочетаясь с эмпатией, позволяет добиваться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности, ставить себя на место другого.
Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей. По-иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
— «я», каким я являюсь в действительности;
— «я», каким я вижу самого себя;
— «я», каким меня видит партнер по общению.
Все они участвуют в формировании самообраза человека.




СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»

Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия» партнера.
Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы мысленно накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но далеко не всегда таковой являющейся. В качестве примера сошлемся на анекдот об англичанине, который первый раз приехал во Францию и увидел в гостинице рыжую горничную. Первого впечатления было достаточно, чтобы он записал в своей записной книжке: «Все француженки рыжие».
Социальные стереотипы чаще всего складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей. Мы учимся по одним и тем же книгам, наша повседневная жизнь изо дня в день повторяется в сходных формах. Даже дома и квартиры, не говоря о моде и привычках, давно уже стали типовыми. (Стоит вспомнить почти сказочную, но в то же время правдоподобную историю, рассказанную в фильме режиссера Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».)
Общество прививает людям сходные правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности. Стереотипы — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Так, наличие стереотипов помогает во многих ситуациях. От врача человек склонен ожидать помощи в случае болезни, от военного — мужественного поступка, а от женщины — доброты и мягкости. Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде. Но в самих стереотипах наряду с правдивой стороной есть место и ошибкам, и заблуждениям.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, попытаемся поискать ответ на вопрос о том, что влияет на формирование стереотипов.
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. С точки зрения многих людей, разумно то, с чем согласно большинство. Древнегреческий философ Диоген Синопский (около 400 — около 825 гг.до н. э.) заметил, что большинство людей отстоят от сумасшествия на один палец: если человек показывает на что-то, вытягивая средний палец, его сочтут сумасшедшим, если указательный — нет. Стереотип в данном случае связан со сложившимся представлением о том, каким образом надлежит действовать в данной ситуации. Отступление от такого представления воспринимается как аномалия.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других. Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному и тенденциозному восприятию проблемой «идолов». Люди верят в истинность освященного традициями и стараются всячески поддерживать то, что они приняли, к чему привыкли, в чем заинтересованы. Именно это позволяет сохранить свой образ мира стабильным. Если человек не считается с нормами, установками, «идолами», он противопоставляет себя определенной группе людей, принявших их, и в этом субъективная трудность преодоления стереотипов.
Ученый выделяет «идолов рода», «идолов театра», «идолов пещеры», «идолов рынка».
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Они связаны со склонностью людей предполагать в мире больше порядка и единообразия, чем есть на самом деле, стремлением привносить в природу мнимые подобия и соответствия и мысленно представлять мир как стабильный и устойчивый. Ошибка состоит в свойственной человеку уверенности в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Люди строят прогнозы на будущее, исходя из этого убеждения. Оценивая других, мы склонны доверять социальной норме, или идеалу, игнорируя тот факт, что люди различны.
Другой стереотип: человек допускает, что при неизменных обстоятельствах остается прежним и поведение человека. В этом случае мы не принимаем во внимание, что подвижны и изменчивы не только внешние обстоятельства, но и внутренние побуждения, цели, мотивы, намерения действующих лиц. Замечено, что чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
Еще один стереотип из группы «идолов рода» состоит в том, что человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами («я в этих обстоятельствах не мог поступить иначе, а он поступил так потому, что он вообще такой»).
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы. Эти стереотипы еще называют эффектами.
Один из распространенных эффектов — «эффект ореола». Этим словом, обозначающим сияние вокруг какого-нибудь светящегося предмета, в психологии пользуются и переносном значении. Вместо сияния в случае действия ореола мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
Действие «эффекта ореола» проявляется в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей. Так, младшие школьники часто отождествляют успехи в учебе своего соседа по парте и его личные достоинства. От них приходится слышать: «Таня — хороший товарищ, потому что она хорошо учится». Вполне взрослые люди также несвободны от ошибочных представлений, основанных на «эффекте ореола». Например, актера, успешно сыгравшего роль весельчака и балагура, часто считают общительным юмористом, хотя это может быть далеко от истины. В данном случае ореол профессии накладывается на ореол роли и ведет к ошибочному мнению.

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны». Н. В. Гоголь

Может иметь место и «эффект ореола» со знаком «минус». В повести А. Сент-Экзюпери о Маленьком Принце рассказывается о том, что никто не поверил ученому, одетому в турецкий костюм, когда он докладывал на международном конгрессе об открытии астероида В-612. Когда же он слово в слово повторил свой доклад, облачившись в европейский костюм, с ним все согласились. В этом случае недоверие к человеку, одетому в непривычное одеяние, повлияло на информацию, которую этот человек сообщал, имел место «перенос» отношения недоверия к говорящему на то, что именно он говорил.
Близким к «эффекту ореола» является «эффект проекции». Он возникает, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. Каждый легко припомнит, как, убедив собеседника в своей правоте, он невольно подумал: «Приятно иметь дело с умным человеком». И напротив, вредным упрямцем кажется человек, на которого наше красноречие не действует.
Еще один распространенный эффект — «эффект порядка» (или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. Многочисленные эксперименты подтверждают, что вероятность припоминания последних илипервых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами этого ряда выше. О знакомом человеке обычно более значимой оказывается либо более новая, либо последняя по времени информация, тогда как для незнакомого человека более значима первая информация, как и первое впечатление.
К «идолам пещеры» относят и «эффект ложного обобщения». Мы имеем с ним дело тогда, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. Примером «эффекта ложного обобщения» может служить умозаключение гоголевского героя. Если есть православные, которые по вечерам едят галушки, полагал он, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный. Примеры из других сфер общественной жизни вы легко приведете сами.
«Идолы рынка» возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. Чья-то оценка, некогда канонизированная, становится стереотипом. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Данные стереотипы являются заблуждением не всегда, но тем опаснее, когда это действительно так.
Основные понятия: взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Термины: социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения.

Проверьте себя

1) Что такое социальная перцепция? 2) Охарактеризуйте основные механизмы восприятия партнера по общению. 3) Какое значение для взаимопонимания в общении имеет эмпатия? 4) Чем объясняются типичные ошибки казуальной атрибуции? 5) Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание? 6) Приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Почему обитатели уездного города, где городничим был Сквозник-Дмухановский, с легкостью приняли Хлестакова за важного чиновника из Петербурга? Ответ аргументируйте.
2. В одном из фантастических рассказов космонавтам, сдающим экзамен на право полета к другим планетам, предлагается такой тест: «Представьте себе, что вы выходите из космического корабля и видите отвратительного паука с двенадцатью конечностями и несколькими жалами, из которых сочится жидкость, очень похожая на яд.
Паук придавлен тяжелым камнем и явно страдает. Ваши действия?»
Что проверялось в данном испытании? Как, по-вашему, должен был поступить космонавт, который прошел это испытание?
3. Проведите небольшое социологическое исследование в своем классе. Предложите одноклассникам письменно составить словесный портрет «известного спортсмена», «веселого клоуна», «известного врача», «модного диджея». Сравните эти описания, установите, какие стереотипы восприятия присутствуют в текстах ваших соучеников.

Поработайте с источником

В опытах современного российского психолога А. А. Бодалева группе взрослых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой — преступника.







Date: 2015-12-13; view: 772; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию