Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществознание и наука: сходство и различие






Далее необходимо определить место обществознания в системе наук, но, прежде всего, следует ответить на вопрос: является ли обществознание наукой? Для этого приведем вначале характеристики, отличающие обществознание от других сфер общественного сознания и форм познания, а затем попытаемся выявить то, что сближает его с наукой.
Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения, который заранее дан, обнаружен, наука лишь описывает его, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно обществознания дело обстоит сложнее. Есть ли такой предмет - общество? Кто его видел? У астрономии есть свой предмет - звездное небо, у биологии тоже - любой живой организм и т.д. На эти предметы науки мы можем указать, мы наблюдаем их зачастую невооруженным глазом, при помощи микроскопа или телескопа, что лишь усиливает наши способности чувственного, эмпирического восприятия. Но можем ли мы при помощи органов чувств обнаружить общество, указать на него пальцем? И да, и нет. Да, потому что на что бы мы ни указали в нашей человеческой жизни, во всем присутствует общество, но это присутствие невидимо. Общественные отношения пронизывают всю человеческую жизнь сверху донизу, от начала и до конца, однако они непосредственно не осязаемы. Общество присутствует в монашеской келье и на площадях, в библиотеках и на демонстрациях. Одним словом, общество везде и нигде одновременно! Оно действительно существует, но его невозможно потрогать рукой. Общество имеет чувственно-сверхчувственную форму, поэтому оно - понятие философское, во многом умозрительное: оно осознается не в меньшей степени, чем наблюдается. И хотя общество существует тысячелетия, как нечто самостоятельное оно было осознано не так давно, а социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. (О. Конт). Иногда тот, кто находится в гуще людей, может быть более далек от общества, чем полярный зимовщик; иногда познать общество больше способен тот, кто изучает книги, чем тот, кто все время проводит в разговорах с другими.
Понятие общества, являясь философским, не дано изначально в качестве противостоящего сознанию человека объекта. Оно исторически формируется и познается. Предмет обществознания, как и философии, не дан, а задан. Он является проблемой. Поэтому обществознание можно назвать самопорождающейся сферой знания, что невозможно в традиционной науке, где предмет уже весь налицо, и задача состоит лишь в детальном его изучении. Изучение общества во многом состоит во все более глубоком определении самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Кроме сказанного, предмет обществознания чрезвычайно широк. В конкретных науках нет такой широты, в этом случае происходит формирование более конкретных областей исследования, которые приобретают со временем статус отдельных наук. Так, например, возникли квантовая физика, термодинамика, информатика, генетика и многие другие науки, без развития которых немыслимо современное общество. Изучение общества как чрезвычайно сложного, многообразного и разностороннего предмета изучения никак не под силу одной науке. Поэтому его изучают десятки, а затрагивают сотни наук.
В силу обширности своего предмета и его чрезвычайной сложности обществознание не может "похвастаться" наличием совершенно определенных объективных знаний о своем предмете, которые имеют отдельные науки. В нем многое зависит от мировоззренческих установок познающего. Многообразие интерпретаций одного и того же социального события естественно в обществознании, но недопустимо в строгой науке. В науке такое возможно лишь на стадии гипотезы и исследования, но затем достигается фактическое знание, которое является общезначимым и объективным, с которым соглашаются все ученые. Обществознание, напротив, развивается через спор различных точек зрения, который никогда не может прекратиться, ибо здесь нет раз и навсегда установленной истины. Да и сама истина в этом случае носит не столько желаемый объективный характер, сколько субъективный, оценочный. Так, астрономы определили расстояние от Земли до Солнца (около 150 млн. км), и с этим согласны все ученые, ибо это расстояние фактически проверено и подтверждено. Но трудно найти в истории развития общества хоть один такой факт, в интерпретации которого мнения всех обществоведов совпали бы. Таким образом, мы установили, что обществознание кардинально отличается от иных наук по бытию своего предмета, то есть не так, например, как физика от химии, но принципиально. Научное знание принудительно, а духовное - делает человека свободным.
В сказанном заключается и слабость, и достоинство обществознания. Слабость - в никогда не достижимой всецело объективной истине, на которую претендует наука; достоинство - в свободе от строгих причинно-следственных связей, возможности иметь собственную, независимую точку зрения. Это не значит, однако, что в обществознании царит хаос и произвол, просто истина здесь носит многосторонний и противоречивый характер.
Но что же тогда такое обществознание, претендующее объять необъятное? Явно, что статусом определенной науки оно наделено быть не может. В итоге получается, что обществознание не имеет ничего общего с наукой. Но тогда что же это: поэзия, художественное творчество, мистика, философия или что-либо еще? Тоже нет! У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой.
Сформулируем, что же сближает науку и обществознание.
Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Но если наука отчасти способна его реализовать, то на долю обществознания выпадает лишь "бесполезная страсть", оно хочет, но не может познать общество, и не столько в силу своей слабости, сколько в силу несоизмеримости предмета изучения с человеческими познавательными возможностями и ограниченностью научной методологии. Таким образом, не вина обществознания в том, что оно не может до конца познать свой предмет.
Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Обществознание даже в большей степени, чем наука, исторично; оно немыслимо без истории, конституируется в историческом бытии общества.
Обществознание не иррационально, не противостоит точной науке, хотя и не тождественно ей. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Понятие "знание" гораздо шире, чем понятие "научное знание", - последнее лишь входит в первое. Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни человек, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать научным. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно выходит за рамки причинно-следственных связей и рационализма, а иногда не просто трудно поддается научному анализу, но может и разрушаться под его воздействием. Однако обществознание учитывает такое знание. Ведь люди не всегда ведут себя в обществе рационально, и это не обязательно плохо. Разве можно назвать любовь или бескорыстную помощь другому человеку всецело рациональными? Однако без этих проявлений духовности нет человеческого общества.
Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать - является комплексом наук об обществе и человеке, сферой социально-гуманитарного знания. Еще одно определение обществознания - оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее Тема как социальная философия (Дополнительный иллюстративный материал) (они разрабатывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она поставляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие в обществознание: экономику, этнологию, политологию, культурологию и т.д. Одну лишь духовную сферу общества изучают философия, история религий и религиоведение, психология, этика, эстетика и т.д. Причем количество изучающих общество и человека наук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философской антропологии и др. (Дополнительный иллюстративный материал)
Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Обществознание, как и философия, "снимает сливки", но с той лишь разницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание - только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следовать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавшего, что "много знать должны мужи философы" и, одновременно, "многознание уму не научает", если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществознании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.


 

 







Date: 2015-12-13; view: 2295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию