Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналист выходит на задание





Завершив подготовительный этап творческой деятельности, журналист приступает к непосредственному сбору информации, тщательно отбирая методы своей работы. Немаловажно при этом, какими профессиональными качествами обладает при этом журналист.

Если попробовать объективно классифицировать профессиональные качества журналиста, их можно разделить на четыре уровня: природные способности, мировоззренческие позиции, образовательный уровень, специфические профессиональные требования.

Природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности и умение увлекательно рассказать об увиденном. Коммуникабельность, умение легко сходиться с людьми, выносливость, упорство, настойчивость, логическое мышление и аналитический ум - вот далеко не все качества, которыми журналист должен обладать от природы.

Мировоззренческая позиция характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью и стремлением постичь факты во всей их глубине и противоречивости. Здесь в первую очередь и проверяется, насколько научно мировоззрение журналиста.

Образовательный уровень помогает журналисту увидеть и понять новое, прогрессивное, а эрудиция дает ему возможность легко оперировать данными различных наук.

Что же касается специфических профессиональных требований, то они зависят от рода журналистской деятельности: газетчик, радио- или тележурналист.

Но есть и еще нечто, что объединяет в своих требованиях всех журналистов, будь то сотрудников печатных органов или представителей электронной прессы. Методология творческого процесса журналиста отводит им особый подраздел практической деятельности.

Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведение, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этический кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих правил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчества и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора информации, ее знакового оформления. Качество и характер газетной журналистики определяются целым набором ценностей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценностями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям.

В числе главных задач журналиста такие:

- отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, то есть необходима достоверность;

- сопротивляться правительственному или иному контролю, стараться соблюдать объективность;

- тщательно расследовать ситуацию, добывая всему документальную подтвержденность;

- держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, обеспечивая показ динамики и среза общественных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика: а) проработка документов; б) беседа; в) наблюдение; г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать подробности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Однако вспомним и о том, что существует свод неписанных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. В конечном счете профессиональная этика журналиста мало чем отличается от общечеловеческой. Она разве что более строгая и взыскательная, прежде всего - к самому журналисту. Не случайно многие зарубежные органы массовой коммуникации имеют собственные морально-этические кодексы, преступить которые не дозволяется никому: ни штатному сотруднику, ни нештатнику.

В отечественных средствах массовой коммуникации еще не созданы подобные кодексы. Но это не означает, что свод неписанных законов не существует в отечественной журналистике. Журналист обязан сотни раз все взвесить, прежде, чем взяться за перо. Он не вправе скрывать что-либо от читателей. Но он и не вправе сообщать такую информацию, которая косвенно может подтолкнуть к общественным беспорядкам. А сколько такта требуется журналисту, освещающему этнические конфликты, религиозные разногласия, политическое противостояние. Да и журналист-эколог должен тщательно взвешивать имеющуюся у него информацию, чтобы при ее обнародовании не усугубить страдания читателей.

Негативная информация имеет право на существование. Закон ее не запрещает. И только совесть журналиста-профессионала может подсказать ему, что и как следует писать.

При этом следует помнить и о том, что профессиональное общение журналиста функционально, то есть - служит средством получения производственно необходимой информации. И вместе с тем - надфункционально, носит не только деловой, но и личностный, неформальный характер. Поэтому в ходе сбора информации журналист может получить такие сведения, которые не всегда этично обнародовать.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая - предметная - включает микроклиматические обстоятельства. Вторая - социальная - объединяет нормативно-законодательные и психологические факторы.

Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Например, журналист может принять участие в геологической экспедиции. Или, скажем, подняться в небо вместе с пилотами, чтобы рассказать об их профессиональной деятельности. Устойчивый признак предметных условий труда журналиста как раз и состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требований в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологические условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на сознательное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов творчества. Здесь важно и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и корректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфиденциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Сложности профессионального общения журналиста могут быть связаны с многочисленными барьерами, мешающими установлению контакта с собеседником. Эти барьеры носят или социальный характер (принадлежность к разным социальным группам), или социально-психологическую природу (несовпадение групповых настроений), или предметно-логические истоки (перепад в уровне знаний и опыта), или психологическую основу (разность темпераментов). И устранение их - тоже вопрос профессионализма и мастерства журналиста.

Date: 2015-12-13; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию