Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личная и массовая культура
В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две формы культуры. Одна из них получила название высокой культуры. Это изящное искусство, классические музыка и литература, которые направлены на восприятие личностью. Другая же, упрощающая высокие образцы до понятных самым широким и не всегда образованным кругам общества, определяется наукой как массовая культура. Средства массовой коммуникации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Ведь культура становится массовой, когда ее произведения стандартизируют и распространяют среди широкой публики. А ведь именно этим изначально и занялись средства массовой коммуникации. Почему-то считается, что массовая культура не способна запечатлеть и воспроизвести истинные глубокие чувства и переживания, что это удел только высокой культуры. Хотя на самом деле и в самых примитивных, на первый взгляд, произведениях автор отражает переживания своих героев, используя тот язык, который наиболее понятен его читателям. Культура создается определенными социальными группами. Это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни. И хотя мы говорим и о культуре отдельной личности, надо иметь ввиду, что эта личность представляет собой некий специфический ансамбль, включающий в себя автора произведения и его героя, рассказчика и слушателя одновременно, творца культуры и потребителя ее продукта. Журналист как раз и относится к такому типу людей. Во-первых, он выступает как культурный посредник. Дело в том, что в мире множество разных миров, имеющих собственные культурные ценности. Скажем, национальные культуры: русская или татарская, японская или английская. И эти культуры используют для передачи информации собственные смысловые знаки и символы. Для одних заяц - символ трусости, для других - красоты. Одним начертание "4" скажет об оценке, другим - о смерти. Вот почему очень трудно бывает донести скрытый смысл произведения при переводе его на другой язык, - необходимо не только передать значение слов, но и перевести из одного мира культурных символических знаков в другой. Средства массовой коммуникации пытаются раскрыть сущность этих культурных ценностей, рассказывая о духовных ценностях соседних народов. Но миры есть и в одной национальной культуре. Представляете, живут в одном городе, на одной улице и даже в одном доме люди, совсем не подозревающие, что они обитатели разных миров. Есть, например, мир физика, в котором сформировались и закрепились понятия и символические знаки, далекие от мира, например, наркомана. Чтобы понять друг друга этим представителям соседствующих миров надо изучить соответствующий язык. Это не всегда возможно да и не нужно. Журналист "переведет" им основные понятия. Эти миры внутри одной культуры принято называть субкультурами. Вот эти переводы с языка одной культуры на язык другой культуры, с языка субкультур на язык, понятный людям, независимо от принадлежности к субкультуре, и порождают массовую культуру, доступную для всех. Все с интересом следят за телесериалами, действие которых строится не по национальным принципам, а по общечеловеческим: любовные страдания героев понятны и физику, и наркоману, и японцу, и англичанину... Благодаря общедоступности массовая культура примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльных отраслей промышленности. Ее отныне называют "индустрией развлечений" или "поп-культурой". У людей возникает необходимость "убивать" время, в ответ возникает система удовлетворения этой потребности. Превратившись в товар, массовая культура ориентируется на "человека с улицы". Отсюда ее примитивность с культом посредственности, развлекательность как средство снятия стрессов, разнообразие тематических интересов (авантюрные похождения, секс, карьера, мода, преступность, ужасы, фантастика, мистика, приключения и тому подобное). Но любопытно то, что в целом массовая культура жизнелюбива, ее произведения, как правило, со счастливым концом. В этом скрыта ее психотерапевтическая функция. Неудивительно, что в наиболее тяжелые периоды в жизни общества, характеризующиеся сильными эмоциональными и стрессовыми ситуациями, количество потребителей такой продукции становится все больше и больше. И в конечном итоге массовая культура начинает вытеснять культуру личностную. Неподготовленная публика вряд ли будет читать книги, какими бы дешевыми они не стали. И сам факт того, что книгу купили и начали читать, свидетельствует об определенном уровне культурного развития. Так называемая адаптация, упрощенческое приспособление к языку аудитории, может проходить двумя способами. Во-первых, через популяризацию текста, обращение к низменным инстинктам. Так переделываются, пересказываются и дописываются многие классические произведения. Например, недавно появилось в продаже продолжение "Войны и мира" Л.Н.Толстого. Во-вторых, через определенного рода комментирование текста. Скажем, на обложку романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина" выносится чувственно-эротическое изображение главной героини и несущийся на зрителя поезд. Или рекламный буклет "Гамлета" В.Шекспира содежит в себе группу персонажей: полуобнаженную Офелию с безумным взором, Гамлета, протыкающего шпагой прячущегося Полония, нависающий над старинным замком призрак... Все это, безусловно, не выражает истинного смысла произведений и является неотъемлемыми признаками массовой культуры. Но есть такие образцы культуры, которые невозможно адаптировать, упростить. Если их переделать на более доступный знаковый язык, то это уже будут совсем другие произведения искусства, а совсем не творения великих мастеров. И тогда журналист выступает как ретранслятор, передатчик уже существующих феноменов культуры и культурных ценностей. Так рождается личностная культура, для восприятия которой необходим определенный уровень знаний. И средства массовой коммуникации стараются привить эти знания читательской аудитории. В этом скрыт воспитующий элемент журналистики. Используя каналы массовой коммуникации, наряду с политическими новостями и текущими событиями, журналист может распространять глубочайшие знания, значительно поднимая культурный уровень читательской аудитории. В "рассыпающемся" мире, где ценности одной культурной подсистемы безразличны для другой, рождается свобода от соединяющей людей культуры, общих символов, правил поведения, нравственных норм, духовных ценностей. И идет своеобразное возрождение первичных общностей: семейных, товарищеских, клубных... Система средств массовой коммуникации учитывает эту особенность современного общества и отражает ее в типологии изданий. Так появляются издания интеллектуальной прессы, рассчитанные на высокую культуру, и массовые популярные издания. Но чтобы разобраться в них, надо учесть еще одну особенность современной эпохи. Это так называемый посттоталитарный синдром. Он включает в себя, во-первых, преувеличение роли личных интересов и игнорирование интересов общественных; во-вторых, отсутствие у части общества идеологических убеждений; в-третьих, протесты масс против любого насилия и игнорирование ими нажима сверху; и наконец, информационный плюрализм и многоголосицу в сфере информационного обмена. Личная и массовая культуры приобретают специфическую окраску в средствах массовой коммуникации, в способах их интерпретации и подачи. Это сказалось и на новом определении функции телевидения английским социологом и антропологом Эшли Монтегю в работе, которая так и называется "Телевидение и новое представление о человеке". Он пишет, что телевидение должно формировать у человека такое представление о себе, каким он может и должен быть. Человек наших дней испытывает острою потребность в моделях, могущих стать образцами, по которым можно создавать себя, - предназначение телевидения в том, чтобы сделать жизнь общества активной, полной, гуманной. Вместе с тем именно в телевидении в наиболее сконцентрированном виде выступают некоторые общие черты всей массовой культуры: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение к желаемому типу поведения и образу мышления... Одним словом, функции массовой коммуникации превращаются в свою противоположность. Так информационная функция приобретает форму дезинформации, а функция развлечения перерождается в функцию контроля над сознанием. Уход определенной части общества от проблем – актуальнейшая проблема нынешнего времени. Противостоять этому может только высокая культура. Интеллектуализация общества - явление, которое отмечается как ведущее в развитии современного человечества. Интеллект становится одной из главных и определяющих ценностей во всем мире. Средства массовой коммуникации - одна из сфер применения человеческого интеллекта и, одновременно, его развития. Когда мы говорим об этом, то всегда помним, что мир личности имеет две составляющих. Первая - деятельностный мир, то, как и почему человек себя ведет, чем мотивируется при выборе своего поведения. Вторая - индивидуальная культура, представляющая собой самоосознание личности. Если в первом случае человеком управляют внешние законы, то во втором - внутренние. Однако небывалый пространственно-временной рост цивилизации внес в духовный мир человека новые способы преодоления времени и пространства: новая техника, с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что Вселенная для человека как бы одновременно сузилась и расширилась. Человек смог вместить больше космического времени в меньший отрезок времени житейского. Все пришли в соприкосновение со всеми. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущие ей смерть, - эта проблема со всей остротой встала еще в прошлом веке. К концу нынешнего века полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации: развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Личность и идеи попадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало. Этому противостоят качественные интеллектуальные издания. В современной культуре провозглашается принцип универсального гуманизма, адресованного каждому человеку. Кризис культуры в эпоху техногенной цивилизации преодолевается отказом от антропоцентризма, когда человек ставился в центр Вселенной. Теория информационного общества предлагает объединить все человечество единой информационной сетью, благодаря которой человек сможет проявить свой творческий потенциал и найти идейных сторонников. Качественное издание - прежде всего мировоззренческое, придерживающееся правил и норм, выработанных обществом, и развивающее их в интересах большинства. Принципы нравственной журналистики - ответственность, опора на факты, подкрепленные квалифицированными выводами, честность, стремление к объективности, внимательное отношение к слову. И рассчитана она на общественную элиту, поднимая серьезные проблемы политики, экономики, социальной и культурной жизни. Это определяет и оформление издания, - строго-классическое, - и жанровое содержание, - аналитические материалы, отличающиеся глубиной исследования. Как правило, такие издания практически полностью отказываются от разговорных элементов, просторечия, жаргона, ориентируясь на книжный строй текста, в отличие от массовых изданий. Массовые тиражи - еще не достаточное основание для того, чтобы отнести издание к массовым. Иногда массовая журналистика, ориентирующаяся на низменные инстинкты недостаточно образованной читательской аудитории, имеет и не очень большие тиражи. А интеллектуальная пресса, наоборот, может пользоваться огромным спросом и выходить весьма солидным тиражом. Тем не менее, мы при типологической характеристике не ошибемся, относя одни издания к качественным, а другие - к бульварным. Массовость искусства никак не связана с его эстетической ценностью. Великое произведение классической литературы, изданное огромными тиражами, становится массовым явлением, нисколько не теряя при этом своих эстетических свойств. "Желтая" пресса - такая массовая журналистика, которая хотя и работает в рамках закона, но на грани фола, а нередко и вне этических норм и правил. Она ориентируется на обывательские интересы, искажая факты. Торопливость, стремление к сенсациозности приводят к необъективному освещению событий, замалчиванию или умышленному искажению нюансов. Репортеры бульварных газет сознательно создают ложные фетиши, заставляя читателей слепо восхищаться придуманными изданием кумирами. Беззастенчиво вторгаясь в частную жизнь, "желтая" пресса подрывает репутации, повышая на этом свой рейтинг среди любителей "клубнички", историй, связанных с сексом или насилием. Основа содержания бульварной прессы, адресованной самой широкой аудитории, - весь калейдоскоп массовой культуры: жизнь "звезд", аномальные явления, авантюрные истории, поп-музыка, эротика... Агрессивность становится одной из самых ярких черт таких изданий: и в содержании материалов, и стилистике изложения, и в оформлении "желтой" прессы. Хотя сам термин - "желтая" пресса - появился в Америке в самом конце прошлого века, в 1896 году, явление это насчитывает гораздо более долгую жизнь в разных странах мира. Такой тип изданий появился вместе с появлением нового типа газетного дельца, рассматривавшего издание газеты как предприятие, которое должно приносить максимальную прибыль. В России это могло произойти лишь в начале прошлого века в связи с ростом промышленного капитала. Умение быстро сориентироваться на захват информационного поля и создания дальнейших основ для возникновения массовой культуры и индустрии развлечений определило становление "желтой" прессы. Массовая культура всегда имела больший спрос, чем интеллектуальная: она не требовала ни специальной подготовки, ни усилий для восприятия. Не было особых трудностей и у издателей: сенсационность материалов придумывалась тут же, в редакционных кабинетах. Не было нужды в беспрестанном поиске и перепроверке информации. Вот почему "бульваризация" - добровольное "пожелтение" - характерно для всей прессы, а не только для массовой. Элементы "бульваризации" проникли даже на страницы качественных изданий. Иногда массовую культуру называют фольклором промышленной эпохи. Но фольклор - это народное искусство, зарождающееся в самых низах общества, а массовая культура создается профессионалами и навязывается сверху. Массовая культура как бы пародирует высокую культуру, приняв за основу то, что зрелище освобождает человека от тягостных раздумий. Качественная пресса не избежала соблазна публиковать на своих страницах облегченное понимание глобальных проблем. В этом и есть "пожелтение" интеллектуальной прессы. С появлением новых средств передачи информации популяризация, стремление к упрощенности будут возрастать. Хотя теория последствий развития средств коммуникации полагает, что по мере развития новой техники спрос на культурные и специальные программы будет обгонять предложение. Это откроет для предприимчивых стран возможность сосредоточить усилие на подготовке и продаже специализированных материалов. Таким образом качественная, интеллектуальная пресса снова займет приоритетное место в системе средств массовой коммуникации. Эта теория граничит с теорией становления планетарной цивилизации и, следовательно, новой культуры, получившей условное название глобатех. Среда существования глобатеха - это рынок, которым управляют планетарные корпорации. Этот социальный суперорганизм будет определять судьбы многообразных национальных культур. И, скорее всего, приводить их к единому общему "знаменателю" - все той же упрощенной массовой культуре. Ведь невозможно же поднять культурный уровень сразу всех жителей планеты на достаточно высокий уровень. Понятно, что средства массовой коммуникации будут усреднять свои материалы, опускаясь до запросов самой широкой аудитории. Стандартизация предметного мира человека, массовое тиражирование предметов искусства, снижение эстетической ценности бытовой вещи – это и есть пути возникновения "индустрии словесности", "индустрии зрелищ" и других составляющих массовой культуры. Коммерциализация и утилитаризация системы средств массовой коммуникации может быть продолжена и в условиях существования глобатеха. Но при этом следует помнить, что значительное опережение темпами технического освоения мира темпов осознания последствий принимаемых решений и обусловливает кризис культуры. Date: 2015-12-13; view: 452; Нарушение авторских прав |