Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 22 • самосознание





ПОНЯТИЕ

Осознание себя как некой физической сущности, которая облада­ет формой и другими характеристиками и может становиться пред­метом самооценки и суждений других людей, сопровождает челове­ка на протяжении всей жизни. Это явление является центральным во многих научных теориях. Вместе с тем до сих пор не существует ни его универсального определения, ни единства в терминологии: самосознание, «Я», «Эго», «Я-концепция» и др.

«Я-концепция», самосознание— совокупность всех представ­лений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р.В. Берне). В основе самосознания лежит способность человека отличать се­бя от своей собственной жизнедеятельности. Согласно современ­ным представлениям «Я-концепция» включает: 1) когнитивную, 2) оценочную и 3) поведенческую составляющие.

1. Когнитивная составляющая - это знания и представления о се­бе (о своих физических свойствах, способностях, качествах и пр.) -«Я-образ». Этот образ включает: «Я-реальное» (какой я на самом де­ле); «Я -идеальное» (каким я хотел бы быть); «Я-зеркальное» (как ме­ня воспринимают другие) или, например, у К. Хорни «Я-фантасти-ческое» (каким мог быть, если было бы возможно). Человек стре­мится приблизить реальное «Я» к идеальному. Если же преобладает фантастическое «Я», то сознание и деятельность личности дезорга­низуются и выход из невротического конфликта возможен только через осознание личностью своего реального «Я».

2. Оценочная составляющая выражает отношение человека к се­бе в целом и к своим отдельным качествам. Это отношение проявля­ется в форме непосредственной эмоциональной реакции или оце­ночного суждения. Адекватное отношение к себе выступает в форме самоуважения, гордости, требовательности к себе, совести, чувства долга и выражается в самооценке. Самооценка может быть адекват­ной (совпадающей с реальной) или неадекватной, которая в свою очередь, может быть завышенной или заниженной. Самооценка мо­жет быть устойчивой и неустойчивой. Желаемая самооценка назы­вается уровнем притязаний. Он проявляется в трудности целей, за­дач, которые человек выбирает, и повышается при успехе деятель­ности. Для полноценного самочувствия человеку необходимо само­уважение. Согласно У. Джеймсу самоуважение находится в прямой зависимости от успеха и в обратной - от уровня притязаний.

При отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень при­тязаний.

3. Поведенческая составляющая - саморегулирование поведения личности. Адекватные когнитивная и оценочная составляющие фор­мируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания.

Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможнос­тей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязаний - желаемая самооценка (К. Левин); установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

Я-браз- это знания и представление личности о себе, о своих фи­зических свойствах, способностях, качествах.

Я-реальное- представление о том, каким человек является сей­час.

Я-идеальное - представление о том, каким человек хочет быть.

Я-фантастическое - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.

Я-зеркальное - представление о том, каким человека воспринима­ют другие.

ФУНКЦИИ

«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: 1) она способс­твует достижению внутренней согласованности личности, необхо­димой для психического благополучия; 2) определяет интерпрета­цию опыта и 3) является источником ожиданий по отношению к другим людям. Если что-то в поведении человека или других людей противоречит «Я-концепции», то информация об этом искажается или отвергается с помощью психологических защит или «Я-концеп­ция» «сопротивляется» изменениям, часто вопреки логике и здраво­му смыслу. Если же изменения все же происходят, то они достаточно серьезны и сопровождаются негативными переживаниями и психо­логическими проблемами.

Защиты психологические- в клинической психологии и психиат­рии - любая из ряда реакций, которые человек бессознательно ус­ваивает и использует для защиты своих внутренних психических «структур» (например, эго, я, от беспокойства, конфликта, стыда

и т. д.). Это значение доминирует в психологии и используется в ря­де составных терминов (защитные механизмы, защитная реакция, невротическая защита). Подробнее см. часть III.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

«Я-концепция» возникает и развивается под воздействием сен­сорной информации, поступающей изнутри и извне, интерпретиру­емой мозгом. Важным для формирования «Я-концепции» является объективное восприятие окружающего.

ТЕОРИИ

Исследования, связанные с «Я-концепцией имеют в зарубежной психологии 4 основных источника:

1. Основополагающие подходы У. Джеймса. Он впервые выде­лил две составляющие «Я»: Я - сознающее и Я - как объект осозна­ния). Последнее «Я» по Джеймсу включает: Я-духовное, Я-матери-альное, Я-социальное, Я-физическое. Джеймс установил также зави­симость самооценкой и успехом, которые оказывают существенное влияние на «Я-образ».

2. Исследования Кули и Мида, которые показали зависимость «Я-концепции от социального окружения. По мнению этих ученых, человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие, и он ут­рачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрица­тельное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окру­жающих.

3. Исследования Э. Эриксона, посвященные изучению процесса становления идентичности, источником которой является «культур­но значимые достижения».

4. Представления К. Роджерса, который утверждал, что лич­ностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который со­здается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группиру­ются оценочные и аффективные установки, придавая ему качества «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных мо­ментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также самого «Я».

В отечественной психологии исследованиям «Я-концепции» пос­вящены работы Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, B.C. Агеев и др. Ис­следованию самосознания и отдельных его сторон посвящены рабо­ты В.В. Столина, И. Кона, С.Р. Пантелеева и др.

Идентичность - внутренняя непрерывность и тождественность личности (Э. Эриксон). Обладать идентичностью - значит, во-пер­вых, ощущать себя, свое бытие как личность неизменным, незави­симо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как еди­ное целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь меж­ду собственной непрерывностью и признанием этой непрерывнос­ти другими людьми.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Какой-либо классификации различных видов «Я-концепции» в психологии не существует. Исследования, которые ведутся в этой области, свидетельствуют о многообразии различий «Я» у разных людей в зависимости от разнообразных причин.

Так, выделяют: фальшивое и беспомощное «Я» (Столин); вопло­щенное и невоплощенное «Я» (Ленг); эмпирическое, физическое, духовное «Я» (Джеймс) и пр.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

«Я-концепция» зависит от окружающей человека среды. Исследо­вание Куперсмита показало, например, что самооценка ребенка за­висит от взаимоотношений в семье. Так, низкая самооценка ребенка формируется в семье, где у него пытаются сформировать приспосо­бительное поведение, средняя самооценка - в семье, где родители склонны занимать покровительственную, снисходительную пози­цию, а высокая - там, где стандарты семейного поведения - подде­ржка, доверие, солидарность.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

«Я-концепция» формируется в процессе деятельности и общения с другими людьми. Каждая составляющая формируется на двух уров­нях: 1) «Я»-«другие» (по сравнению с другими людьми складывают­ся знания о себе, самооценка и поведение), 2) «Я»-«Я» (по сравне­нию с собой). Самосознание - поздний продукт развития. В первые годы жизни появляются его несовершенные формы. B.C. Мерлин выделяет 4 стадии развития самосознания: а) осознание своей тож­дественности и формирование физического «Я» (1-2 года); б) осоз­нание «Я», отделение себя от других (2-3 года), осознание идет че­рез речь и действия со взрослыми; в) осознание своих психических

свойств (хороший, плохой) в 6-7лет. Они осознают свои познава­тельные процессы (внимание, память, мышление); г) осознание со­циально-нравственных качеств (честный, смелый). В подростковом возрасте научаются оценивать себя глазами других.

ПАТОЛОГИЯ

Осознание человеком собственной личности (самосознание) яв­ляется существенным признаком психической нормы. Многие пси­хические заболевания могут нарушать процесс самопознания и при­водит к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в ре­альности, или осознает себя множественным. Нарушение четырех признаков самосознания приводит к психической патологии (К. Яс-перс): 1) чувство деятельности; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичнос­ти; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от все­го, что не является «Я».

У. Джеймс указывает на такие расстройства личности, как: 1) умст­венное помешательство, 2) раздвоение личности («Я»), 3) медиумизм.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности безусловно имеют место, но на­стоящий уровень исследований в этой области не позволяет сделать какие-либо обобщения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В качестве экспериментальных методов исседования самосозна­ния («Я-концепции») приведем методику изучения зависимости «Я-концепции» (в частности, самооценки) ребенка от взаимоотноше­ний с родителями, выполненную Куперсмитом.

Испытуемыми были городские мальчики 10-12 лет (1748 чел.) из благополучных семей с нормальным психическим развитием, а также их матери.

Методика исследования включала:

1) для изучения взаимоотношений матери и ребенка использова­лись: беседа (182 вопроса), опрос (по 80 пунктам);

2) для изучения отношения ребенка к семье использовался ТАТ;

3) для изучения самооценки ребенка применялся опросник (50 высказываний типа «Я горжусь своими успехами в учебе» и др.);

4) для оценки качеств ребенка был проведен опрос учителей.

Результаты исследования показали, что самооценка детей зави­сит от взаимоотношений в семье (выявлены условия формирования низкой, средней и высокой самооценки) (см. Свойства и закономер­ности).

Диагностические

Для измерения самосознания используются разнообразные ме­тодики. Подавляющее большинство методик исследования «Я-кон-цепции» основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно про­думанные опросники.

1. Методика «Кто Я» (Куна)

2. Методика Будасси

3 Методика Дембо- Рубинштейна

4. Методика Мерхена

5. Метод Q-сортировки

4. Самооценочные шкалы

5. Роршах

6. ТАТ

7. Самоотчеты по вопросникам


Date: 2015-12-12; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию