Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развития предпринимательства на ЗападеСтр 1 из 2Следующая ⇒ История предпринимательства в Росси в 80-90 годы XX столетия Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием. После долгих лет экстенсивной экономики в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий. В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели. Новы черты предпринимательство в России приобретает с 1992 года Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. С принятием Гражданского Кодекса в 1995 году организационно-правовые формы предпринимательства приняли устоявший характер. Исторические предпосылки развития предпринимательства на Западе В конце XX столетия возникают новые явления. В качестве примера новых явлений, вызванных к жизни НТР, приводящих к серьезным модификациям социально-экономического фундамента современного западного общества, можно привести интенсивный отток работников из отраслей материального производства в сферу услуг. Так, в Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландах доля работников сектора услуг в общей численности самодеятельного населения уже в конце 80-х годов превосходила 60%, в США -72%. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранения и в 90-е годы и, очевидно, будет продолжаться и в дальнейшем. Ожидается, например, что в США к 2000 году доля занятых в промышленном секторе экономики сократилась до 11%, а к 2030 годусократится -до 3%. Во Франции в 2000 г. на долю сферы услуг в общей численности самодеятельного населения приходится примерно 73% работников. Под влиянием глобализации, происходящей в мире, сдвигов, порождаемых НТР, растет социализация западного общества. Часть стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется посредством различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий населения. Эта тенденция четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже недостаточно иметь только четко выработанную финансовую, инвестиционную и технологическую политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для предприятия. В условиях НТР открываются большие возможности для новых деловых начинаний и одновременно обостряется конкурентная борьба, приводящая к быстрой смене технологий. Это сопровождается повышением уровня образования и подготовки кадров, появлением новых профессий, качественной эволюцией ценностей в современном обществе. Объективные факторы развития экономики цивилизованного общества приводят к быстрой смене одних хозяйственных единиц другими. В качестве примера могут служить такие страны, как США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые другие. В США из 18 млн. зарегистрированных предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) более 13 млн. возникли в последние десятилетия. В течение последнего десятилетия в США ежегодно возникало по 600 тыс. новых фирм, из которых примерно 2/3 реально начинали осуществлять бизнес-операции. Во Франции в 1952 году количество предприятий, действующих в промышленности, строительстве и общественных работах, составляло 554,4 тыс., а через 20 лет оно возросло до 1461,1 тыс. Особенно высокие темпы создания новых предприятий имели место в 80-е годы.Примерно такую же динамику можно было наблюдать в последние годы и в Италии, Англии, ФРГ и в других странах. Важным показателем роста предпринимательского движения является увеличение количества миллионеров. Например, в США в 90-е годы насчитывалось более 2 млн. миллионеров. 2. 70-90-е годы стали периодом быстрого роста и усиления мощи крупных промышленных объединений, имеющих дочерние предприятия за рубежом. По данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) в 90-е годы насчитывалось более 13 тыс. Сегодня они играют решающую роль во многих сферах промышленного производства. На долю предприятий ТНК в начале 90-х годов приходились около половины стоимости ВНП Запада. Они осуществляют примерно 50% товарного экспорта и 90% экспорта капиталов западных стран. В 80-е годы ТНК продолжали расширять область деятельности, охватывая все новые отрасли мировой экономики - банковские и страховые операции, другие секторы кредитной системы, туризм, сферу услуг. Крупные ТНК появились не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Канада, Австралия, в Республике Корея и в других " новых индустриальных странах". Все эти страны усиленно создают сеть своих филиалов по всему миру (в том числе и в России). 3. В начале 80-х годов получает развитие новая организационная структура, основу которой составляют промышленные концерны и банки. Увеличивается объем капиталов, контролируемых ведущими промышленно-финансовыми группами - этим "руководящим ядром" сегодняшней экономики Запада. 4. Мелкие и средние предприятия, которые которые в угоду идеологизированной схеме о господстве монополий объявлялись ликвидированными, в жизни показали живучесть и устойчивость. Вместо предсказанного исчезновения малого бизнеса в результате интеграционных процессов и роста ТНК на Западе наблюдается как уже было сказано, гигантский предпринимательский бум. А ведь его основа- своеобразный ренессанс мелкого и среднего предпринимательства. Большинство мелких и средних предприятий во всех странах Запада являются единоличными владениями. Они принадлежат отдельным индивидуальным предпринимателям или их семьям. В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий 99% относится к категории малого бизнеса. К нему, по американской статистике, принадлежат фирмы с количеством занятых до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с числом работающих до 20 человек. Надо подчеркнуть, что критерии мелких и средних предприятий, используемые в различных странах, отличаются друг от друга. В Англии, например, мелкими считаются предприятия, имеющие менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых. Важнейшим показателем значения мелкого и среднего семейного предпринимательства является его роль в народном хозяйстве. Так, на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует 2,1 млн. мелких и средних фирм, на них производится 2/3 ВВП, в них работают 2/3 всех занятых в хозяйстве страны. Во Франции, по официальным данным на 1 января 1987г., на мелких и средних предприятиях работали 52,4% всех защитных в промышленности, 81,4 занятых в строительстве и сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле, 28,6 % - на транспорте, 13,7 % - в сфере финансовых услуг. Всего на мелких и средних французских предприятиях работало почти 11,5 млн. человек. Их доля в инвестициях составляла 48 %, в торговом обороте -60,2%, в экспорте - 49,6% Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на рост гигантов транснационального бизнеса, сохраняется столь большое значение мелкого и среднего предпринимательства? Причем "секретов", разумеется несколько. Специалисты считают, что наиболее важное значение имеет "созидательная концепция", лежащая в основе семейного дела и вообще мелкого бизнеса. Мелкие предприятия становятся "долгожителями", но мнению специалистов, в том случае, если они обеспечивают высокое качество своей продукции. Другой "Секрет" состоит в "уважении к людям", идет ли речь о персонале самого предприятия или о потребителях его продукции. Залог успеха, считают предприниматели, - в постоянном "диалоге" с людьми, в изучении потребностей, в стремлении максимально удовлетворить их. Большое значение имеет широкое развитие специализации. Именно благодаря специализации мелкий бизнес находит на рынке свою "нишу". Необходимо подчеркнуть, что мелкий бизнес во всех странах в значительной мере ослабляет остроту проблемы безработицы. И в этом состоит важный элемент опыта Запада, который необходимо использовать. Например, только в США за 80-е начала 90-х годы фирмы с численностью персонала менее 20 человек создали 60% новых рабочих мест, главным образом в сфере услуг; за этот период малые фирмы предоставили работу 25 млн. человек, в то время как крупные корпорации сократили число занятых почти на 3 млн. человек. Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий. Мелкий бизнес выступает в роли пионера в разработке новой технологии - "технологии информации" Опыт Запада свидетельствует, что мелкий бизнес оказался весьма эффективной формой хозяйственной деятельности, а также проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личной инициативы и разумного риска - таков, по заключению специалистов, далеко не полный перечень слагаемых успеха малых фирм. Можно сказать, что мелкий предприниматель является своего рода символом всего предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется огромное внимание. Созданы и функционируют сотни школ и специальных центров подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная литература.
|