Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъектный мир человека





 

Возьмем такую объективно существующую и ныне популярную вещь, как мобильный телефон. Чем он является для разных людей? Для бизнесмена – средством постоянно поддерживать связь со своими партнерами. Для пятилетнего малыша – игрушкой (сейчас во многие телефоны встроены всякие «ходилки» и «стрелялки»). Для юной леди – украшением, позволяющим продемонстрировать свою нестандартность и «крутость». Для африканца из далекого от цивилизации племени юмба-нюмба – не очень прочным инструментом для раскалывания кокосовых орехов. А в глухой деревне, где сеть не ловится, мобильный телефон оказывается всего лишь сувениром и безделушкой, с которой надо регулярно стирать пыль.

Дело не в том, что к разным людям одни и те же предметы оборачиваются разными своими сторонами. И даже не в том, что каждый из нас субъективно воспринимает окружающее. А в том, что мы живем не просто в объективном мире (который философы называют бытием и противопоставляют сознанию), а в своем уникальном субъектном мире.

Психолог Джеймс Гибсон утверждал: мир, в котором реально живет человек, есть система имеющихся у данного человека возможностей (тех, которые он уже использовал, и тех, которые он упустил; тех, которые у него появились благодаря другим людям, и тех, которые он сам предоставил другим; тех, которые у него есть сейчас, и тех, которые у него еще только возникнут в будущем, и т. д. и т. п.).

В теории Гибсона возможность определяется как взаимодополнительность свойств субъекта и объекта. Иными словами, если какое-то свойство человека и какое-то свойство объекта являются взаимодополнительными, подходят друг другу, то при их встрече возникает возможность.

 

Жизнь – это возможность. Жаль только, что люди осознают это слишком поздно.

Инант Хан

 

Так, в нашем предыдущем примере свойство дикаря (умение раскалывать кокосовые орехи) и свойство мобильного телефона (наличие более или менее прочного корпуса) взаимодополнительны – возникает возможность «расколоть этой штукой орех». А свойство бизнесмена (владение навыками набора номера) взаимодополнительно уже другому свойству телефона (наличию приемника-передатчика волн) – при их встрече возникает другая возможность: возможность «связаться по мобильному с партнерами». А предмет-то вроде бы один и тот же…

Кто-нибудь может спросить: а не являются ли такие разные возможности всего лишь объективными свойствами самого предмета? В том-то и дело, что нет! Возможность «позвонить по мобильному телефону» по своей природе не является ни объективной, ни субъективной. Как так? Давайте разберемся.

Позвонить можно лишь тогда, когда ты знаешь, что такое телефон, и умеешь им пользоваться, то есть эта возможность зависит от субъективных свойств человека. Но и субъективной эта возможность не является, поскольку зависит от совершенно объективных параметров мобильного телефона (когда аккумулятор разряжен – увы, не позвонишь!), при этом возможность совершенно реальна. Она реальна, но все же не укладывается в пару привычных противоположностей «субъективное – объективное».

Как вы понимаете термины «субъективное» и «объективное»? Приведите примеры, иллюстрирующие эти понятия.

 







Date: 2015-12-12; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию