Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего нужно внимание. Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание





 

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.

Метафора луча удобна для объяснения учащимся сущности внимания и основной его функции – отбора и селекции информации. Эта метафора позволяет легко понять, что внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание – как, впрочем, и веселое среди печальных).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Перечисленные особенности раздражителя (объекта) не исчерпывают всех причин возникновения внимания (а речь идет пока только о непроизвольном внимании, то есть о внимании, появляющемся без специальных целенаправленных усилий).

 

Прежде всего добудьте факты, а затем на досуге можете искажать их.

Марк Твен

 

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

♦ потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской);

♦ значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

♦ эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем. Например, читая трудный для понимания научный текст, мы вынуждены включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель – самообразование. Но бывает, что книга, которую мы начали читать с усилием, захватывает нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного.

Внимание имеет определенные свойства.

1. Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

2. Переключаемость – способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.

3. Отвлекаемость – характеристика, связанная с умением (или неумением) сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.

4. Объем – количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека (обычно здесь действует закон «7 ± 2»).

5. Концентрация – сосредоточенность на объекте внимания, погруженность в процесс деятельности, в определенном смысле – сужение внимания.

6. Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности (рис. 2).

Какими характеристиками должен обладать предмет, чтобы привлечь наше внимание? Приведите примеры, иллюстрирующие проявление свойств внимания.

 







Date: 2015-12-12; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию