Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Председатель д.м.н.,профессор К.Б.Оспанова
Ф КГМУ 8-4/1-03/03
ПП КГМУ 8-4/1-03
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
кафедра неврологии и нейрохирургии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по НПР КГМУ
___________Ф.И.О
«___»_________20___г.
Рабочая учебная программа
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РЕЗИДЕНТУРЫ
По специальности: Невропатология, в том числе детская
По дисциплине: Детская невропатология в стационаре
Общее количество часов по дисциплине: 594 /11
Количество аудиторных часов: 396 часов
в том числе лекций: 11 часов, практических занятий: 385 часов
Самостоятельная работа резидента: 198 часов
Форма контроля: рубежный контроль
Караганда 2012г.
Рабочая учебная программа составлена на основании Государственного стандарта образования Республики Казахстан 2009 по резидентуре (утвержден приказом МЗ РК от 29.07.2009 № 387), по специальности Невропатология, в том числе детская.
Рабочая учебная программа составлена на кафедре невропатологии и нейрохирургии ФНПР к.м.н., и.о. доцентом Н.И.Турсынов
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии ФНПР
__. ____________. 20__. Протокол № ____
Заведующий кафедрой, к.м.н., и.о. доцента Н.И.Турсынов
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена Методическим советом ФНПР КГМУ
__. ____________. 20__. Протокол № ____
Председатель д.м.н.,профессор К.Б.Оспанова
Содержание рабочей учебной программы:
1. Характеристика дисциплины (определение дисциплины, актуальность ее изучения, место данной дисциплины в общей образовательной программе по резидентуре).
2. Цель дисциплины: изучение закономерности развития нервной системы, методы ее исследования в сравнительно-возрастном аспекте, а также различные неврологические заболевания у детей.
3. Задачи дисциплины: Задачами детской неврологии являются изучение онтогенеза нервной системы ребенка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту и выявление причин задержек или искажения развития. Особое значение имеет изучение этиологии, патогенеза и клиники заболеваний нервной системы у детей различных возрастных групп, методов профилактики и лечения заболеваний нервной системы, дифференцированных в зависимости от возраста ребенка. В задачи детской неврологии входит также изучение изменений нервной системы при различных патологических состояниях, роли нервной системы в патогенезе многообразных заболеваний детского возраста.
Резидент должен знать:
- причины возникновения и клинические симптомы неврологических заболеваний у детей;
- патогенетические механизмы развития неврологических заболеваний у детей;
-отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в детской неврологии;
- показатели и структуру младенческой и детской смертности в стране;
- основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы ребенка;
топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервных систем.
Резидент должен уметь:
- собрать необходимые сведения об анамнезе заболевания и жизни ребенка;
- выделить факторы риска генетического, акушерского, перинатального, социального анамнеза;
- оценить тяжесть состояния ребенка;
- определить необходимость специальных методов обследования;
- обосновать клинический диагноз, схему и тактику лечения;
- организовать своевременную специализированную помощь;
- оказать неотложную помощь.
4. Краткое содержание дисциплины:
5. Методология преподования: (проблемные лекции, занятия в виде: курации больных, участие в обходах, участие в операциях, работа в учебно-клиническом центре (симуляционные технологии, стандартизованные пациенты), в виде «круглых столов», клинических разборов больных, «мастер-классов», работа в лабораториях, кабинетах инструментальных методов исследования и др., работа в малых группах, составление презентаций, интерактивные методы обучения, дискуссии и др.) - каждая дисциплина выбирает свои методы из перечисленного выше.
6.Тематический план занятий:
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество учебных часов
| Лекция
| Практическое занятие
| Всего
аудиторных
| СРР
| Итого общих
|
| Введение в специальность. Организация и структура неврологической помощи детскому населению в РК. Организация
неврологической помощи детям в ОДКБ, обход в отделении
| |
|
|
|
|
| Организация и структура неврологической помощи детскому населению в Карагандинской обл, показатели, заболеваемости, инвалидности, смертности.
АФО нервной системы у недоношенных детей
|
|
|
|
|
|
| АФО нервной системы у доношенных детей и детей старшего возраста.
| |
|
|
|
|
| Особенности определения неврологического статуса у новорожденных и детей старшего возраста.
| |
|
|
|
|
| Оценка неврологического статуса у новорожденных и детей старшего возраста.
| |
|
|
|
|
| Лабораторные и аппаратные методы исследования.
| |
|
|
|
|
| Люмбальная пункция, ликвор при различных заболеваниях ЦНС
| |
|
|
|
|
| Медицинская этика и деонтология детского невропатолога
Этапы в/у развития ЦНС
|
|
|
|
|
|
| Антенатальные поражения ЦНС
| |
|
|
|
|
| Антенатальные поражения ЦНС.
| |
|
|
|
|
| Диагностики, в/у гипоксия и асфиксия новорожденного
|
|
|
|
|
|
| Реанимация и интенсивная терапия поражения ЦНС у новорожденных и недоношенных детей.
| |
|
|
|
|
| Классификация перенатального поражения ЦНС.
| |
|
|
|
|
| Токсикометаболическое поражение ЦНС у новорожденных.
| |
|
|
|
|
| Врожденные пороки развития нервной системы
| |
|
|
|
|
| Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.
| |
|
|
|
|
| Гипоксически-геморагическое поражение ЦНС
| |
|
|
|
|
| Классификация последствий перинатального поражения ЦНС.
Травматические поражения ЦНС.
|
|
|
|
|
|
| Хромосомные синдромы
Трисомии, триплоидии
| |
|
|
|
|
| Синдром нарушения половых хромосом.
| |
|
|
|
|
| Синдром делеции хромосам.
| |
|
|
|
|
| Генные нарушения обмена веществ, с поражением ЦНС
| |
|
|
|
|
| Лабораторные и инструментальные методы исследования при хромосомных синдромах
| |
|
|
|
|
| Медико-генетическое консультирование
|
|
|
|
|
|
| Полиомиелит и полимиелитоподобные заболевания.
| |
|
|
|
|
| Детский церебральный паралич
|
|
|
|
|
|
| Клиника и диагностика спастической диплегии
| |
|
|
|
|
| Принцип и восстановительная терапия ДЦП
| |
|
|
|
|
| Клинический разбор больных с гиперкинетической формой ДЦП
| |
|
|
|
|
| Клинический разбор больных с атопически-астатической формы ДЦП
| |
|
|
|
|
| Двойная гемиплегия и гемиплегической формы ДЦП
| |
|
|
|
|
| Классификация судорог у новорожденных, судорожный синдром у новорожденных.
|
|
|
|
|
|
| В/у вирусные инфекции. Поражение ЦНС,
| |
|
|
|
|
| В/у бактериальные инфекции. Поражение ЦНС,
| |
|
|
|
|
| Менингиты у детей.
| |
|
|
|
|
| Опухоли головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста
|
|
|
|
|
|
| Энцефалитические реакции. Отек и набухание головного мозга
| |
|
|
|
|
| Острые нарушения мозгового кровообращения
| |
|
|
|
|
| Энцефалиты у детей.
| |
|
|
|
|
| Ревматические поражения нервной системы у детей
| |
|
|
|
|
| Наследственные мышечные и нервно-мышечные заболевания
| |
|
|
|
|
| Гидроцефалия, микроцефалия.
| |
|
|
|
|
| Миастения.
| |
|
|
|
|
| Наследственные заболевания мозжечка и пирамидной системы.
|
|
|
|
|
|
| Эпилепсия и эпилептический синдромы
| |
|
|
|
|
| Лечение и профилактика эпилепсии
| |
|
|
|
|
| Неврозы и неврозоподобные заболевания
|
|
|
|
|
|
| Лекарственная терапия заболеваний нервной системы с позиции доказательной медицины.
| |
|
|
|
|
| Протоколы лечения и профилактики заболеваний нервной системы.
| |
|
|
|
|
| Клиническая нейрофармакология
| |
|
|
|
|
| Физические и другие методы лечения нервной системы
| |
|
|
|
|
| Черепно-мозговая травма.
| |
|
|
|
|
| Неотложные состояния в детской неврологии, их лечение и профилактика
| |
|
|
|
|
| Интенсивная терапия и реанимация в детской неврологии
|
|
|
|
|
|
| Реабилитационные мероприятия для детей с неврологической патологией
| |
|
|
|
| и т.д.
| |
|
|
|
|
|
Примечание – звездочкой в таблице обозначен расчет на одну неделю, или 54 часа. Процентное соотношение часов на различные виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя составляет: лекции - 1,85%; Практическое занятие – 64,81%. Всего аудиторных – 66,7%, СРР – 33,3%.
Рекомендуемая схема распределения часов на одну 5-дневную неделю следующая:
Понедельник: практическое занятие 7 часов
Вторник: практическое занятие 7 часов
Среда: практическое занятие 7 часов
Четверг: практическое занятие 7 часов
Пятница: лекция 1 час + практическое занятие – 7 часов
Пример 1: специальность «Терапия», дисциплина «Внутренние болезни», количество часов – 594, 11 недель. Лекции составляют – 11 часов, Практическое занятие – 385 часов. Аудиторных – 396 часов, СРР - 198 часов
Тематический план лекций:
№
п/п
| Наименование темы
лекции
| Краткое содержание
| Продолжи-тельность занятия
|
| Организация и структура неврологической помощи детскому населению в Карагандинской обл, показатели, заболеваемости, инвалидности, смертности.
| Организация и структура неврологической помощи детскому населению в Карагандинской обл.
показатели, заболеваемости, инвалидности, смертности..
|
|
| Медицинская этика и деонтология детского невропатолога.
| Деонтология (от грес deon - долг, должное; logos - наука, учение) - учение о должно, о долге. Врачебная деонтология - учение о принципах должного во врачебной деятельности. Речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием - для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его.
|
|
| Антенатальные поражения ЦНС.
| Антенатальные формы: гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Этиологические факторы развития: соматические заболевания матери, эндокринопатии, акушерско-гинекологические осложнения, вредные внешние воздействия, наследственный фактор. Патогенез. Клинические проявления при заболеваниях матери: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, токсикомания и наркомания, лекарственные эмбриофетопатии. Диагностика. Лечение.
|
|
| Классификация последствий перинатального поражения ЦНС.
Травматические поражения ЦНС.
| Классификация перинатальных повреждений нервной систему: у новорожденных, у детей до года, у детей первого года жизни.
Последствия гипоксических поражений ЦНС.
Последствия родовой травмы нервной системы.
Последствия перинатальных дисметаболических и токсоко-метаболических нарушений функций ЦНС.
Последствия перинатальных инфекций ЦНС.
Принципиальные подходы к диагностики перинатальных поражений нервной системы, базируюшихся на современных научных достижениях и терминологии, используемой в международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).
|
|
| Медико-генетическое консультирование
| Комплекс медико-генетической профилактики врожденной патологии в двух направлениях:Генотипическое направление.Фенотипическое направление.
Генотипическое направление включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение передачи мутантного гена или хромосомной мутации в ряду поколений, т.е. от родителей - детям.
Фенотипическое направление - это комплекс мероприятий, предупреждающих клиническое развитие болезни, снижающих тяжесть ее проявления, без устранения этиологического фактора (без устранения причины).
|
|
| Детский церебральный паралич
| Детский церебральный паралич - группа хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Этиология. Клинические проявления: спастическая диплегия, спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия, атонически-атоксический синдром, гиперкинетическая форма, мозжечковая форма. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Классификация судорог у новорожденных, судорожный синдром у новорожденных.
| Судороги или судорожный синдром у новорожденных - непроизвольные мышечные сокращения, проявляющиеся в виде приступов, продолжающиеся различное время и являющиеся клиническими признаками поражения центральной нервной системы. Тонические. Клонические, фокальные, мультифокальные, генерализованные. Фрагментарные, моторные, офтальмические, отключение сознания, апноэ. Миоклонические. Наиболее частые и ранние симптомы церебрального поражения у новорожденных. Основные принципы судорожного синдрома у новорожденных: по этиологии, патогинезу, клиническим проявлениям, по основным нозологическим формам и исходам.
|
|
| Опухоли головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста
| Выделяют опухоли нейроэктодермального ряда. Менингососудистые опухоли. Гипофизарные опухоли. Метастатические опухоли. Бидермальные опухоли. Гетеротопические. Опухоли, врастающие в полость черепа. Опухоли структур мозга. Клинические проявления. Лечение.
|
|
| Наследственные заболевания мозжечка и пирамидной системы.
| Причины. Клинические проявления: паркинсонизм, гипертонически-гипоксический синдром, гипотонически-гиперкинетический синдром. Мозжечек: атаксия, дисметрия, адиадохокинез. Диагностика.
Лечение
|
|
| Неврозы и неврозоподобные заболевания
| Неврозы (от греч. néuron — нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. Классификация неврозов. Истерия. Невроз навязчивых состояний. Тики. Невротическое заикание. Неврозоподобное заикание. Энурез. Диагностика. Лечение: психотерапия, медикаментозная терапия.
|
|
| Интенсивная терапия и реанимация в детской неврологии
| Основные принципы и методы интенсивной терапии
Интенсивная терапия при асфиксии. Интенсивная терапия при ОНМК. Интенсивная терапия при комах.
|
|
| и т.д.
|
|
| Итого:
| | Тематический план практических занятий:
№
п/п
| Наименование темы
практического занятия
| Краткое содержание
| Продолжи-тельность занятия
|
| Введение в специальность. Организация и структура неврологической помощи детскому населению в РК. Организация
неврологической помощи детям в ОДКБ, обход в отделении
| Детская неврология изучает нервную систему у ребёнка основываясь на данных возрастной эволюции структур и функций мозга. Исходя из этого в каждом возрастном периоде имеются критерии, определяющие границы между нормой и патологией. Организация и структура неврологической помощи детскому населению в РК. Организация
неврологической помощи детям в ОДКБ, обход в отделении
|
|
| Организация и структура неврологической помощи детскому населению в Карагандинской обл, показатели, заболеваемости, инвалидности, смертности.
АФО нервной системы у недоношенных детей
| Организация и структура неврологической помощи детскому населению в обл. Показатели и структура детской неврологической заболеваемости,инвалидности, смертности и анализ её причин. Анатомо-физиологические особенности нервной системы не доношенных
|
|
| АФО нервной системы у доношенных детей и детей старшего возраста.
Вопросы планирования и управления
(клин.обход)
| Анатомо-физиологические особенности нервной системы не доношенных включает в себя такие показатели как возраст и вес, показатели развития анализаторов, эмоций, движения рук, общее движение, этапы развития активной речи, понимания речи, навыки. Клинический обход проводиться как совместно с зав. Отделения всех палат. Так и самостоятельно своих пациентов, куда входит осмотр пациентов, разбор заболевания.
|
|
| Особенности определения неврологического статуса у новорожденных и детей старшего возраста.
| Особенности определения неврологического статуса у детей различного возраста, у новорожденных включает в себя: сбор анамнеза, определение уровня сознания, проверка рефлексов, менингеальных симптомов, ЧМН, приёмы исследования полей зрения, чувствительности. Этапы становления психомоторных функций.
|
|
| Оценка неврологического статуса у новорожденных и детей старшего возраста.
| Оценка неврологического статуса у детей различного возраста, у новорожденных включает в себя: степень угнетения уровня сознания, уровень повреждения, гиперрефлексия, гипорефлексия, характеристика мышечного тонуса верхних и нижних конечностей, критерии открывания глаз, критерии двигательных реакций, критерии нарушения речи, типы нарушения чувствительности.
|
|
| Лабораторные и аппаратные методы исследования.
| Исследование цереброспинальной жидкости.
Электроэнцефалография.
Электронейромиография.
Электромиография.
Реоэнцефалография. МРС. ПЭТ. НСГ. КТ. МРТ. Краниография.
|
|
| Люмбальная пункция, ликвор при различных заболеваниях ЦНС
| Алгоритм и техника выполнения люмбальной пункции, отклонение показателей ликвора от нормы при различных заболеваниях ЦНС
|
|
| Медицинская этика и деонтология детского невропатолога
Этапы в/у развития ЦНС
| Деонтология (от грес deon - долг, должное; logos - наука, учение) - учение о должно, о долге. Врачебная деонтология - учение о принципах должного во врачебной деятельности. Речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием - для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его.
|
|
| Антенатальные поражения ЦНС.
| Антенатальные формы: гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Этиологические факторы развития: соматические заболевания матери, эндокринопатии, акушерско-гинекологические осложнения, вредные внешние воздействия, наследственный фактор. Патогенез.
|
|
| Антенатальные поражения ЦНС.
| Клинические проявления при заболеваниях матери: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, токсикомания и наркомания, лекарственные эмбриофетопатии. Диагностика. Лечение.
|
|
| Диагностика, в/у гипоксия и асфиксия новорожденного.
| Понятие об острой и хронической гипоксии. Причины острой и хронической гипоксии. Патогенез. Клинические проявления. Алгоритм диагностики, в/у гипоксия и асфиксия новорожденного..
|
|
| Реанимация и интенсивная терапия поражения ЦНС у новорожденных и недоношенных детей.
| Реанимация и интенсивная терапия поражения ЦНС у новорожденных и недоношенных детей, при асфиксии, ОНМК, комах
|
|
| Классификация перинатального поражения ЦНС.
| Гипоксические поражения ЦНС.
Травматические поражения ЦНС.
Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функции ЦНС.
Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода.
|
|
| Токсикометаболическое поражение ЦНС у новорожденных.
| Ядерная желтуха. Гипогликемия. Гипомагнеземия. Гипермагнеземия. Гипокальциемия. Гипонатриемия. Гипернатриемия.
|
|
| Врожденные пороки развития нервной системы
| Этиология. Клинические проявления. Классификация врождённых пороков развития нервной системы. Микроцефалия. Порэнцефалия. Кисты прозрачной перегородки. Агенезия полушарий мозга. Синдром Денди-Уолкера. Агенезия мозолистого тела. Синдром Айкарди.
|
|
| Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.
| Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС. Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС возникает вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности или родов. Церебральная ишемия: легкой средней, тяжелой степени. Клинические проявления.
|
|
| Гипоксически-геморагическое поражение ЦНС
| Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС. Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС возникает при родовой травме и сопровождается нарушениями мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Внутрижелудочковое кровоизлияние. Первичное субарахноидальное кровоизлияние. Кровоизлияние в вещество головного мозга. Клинические проявления.
|
|
| Классификация последствий перинатального поражения ЦНС.
Травматические поражения ЦНС.
| Классификация перинатальных повреждений нервной систему: у новорожденных, у детей до года, у детей первого года жизни.
Последствия гипоксических поражений ЦНС.
Последствия родовой травмы нервной системы.
Последствия перинатальных дисметаболических и токсоко-метаболических нарушений функций ЦНС.
Последствия перинатальных инфекций ЦНС.
Принципиальные подходы к диагностики перинатальных поражений нервной системы, базируюшихся на современных научных достижениях и терминологии, используемой в международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).
|
|
| Хромосомные синдромы
Трисомии, триплоидии
| Синдром Дауна. Синдром Патау. Синдром Эдвардса. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Синдром нарушения половых хромосом.
| Синдром Клайнфелтера. Синдром Шерешевского — Тернера. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Синдром делеции хромосом.
| Синдром делеции 3 хромосомы. Синдром Вольфа — Хиршорна. Синдром делеции длинного плеча хромосомы D Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Генные нарушения обмена веществ, с поражением ЦНС
| Фенилкетонурия. Галактоземия. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Лабораторные и инструментальные методы исследования при хромосомных синдромах
| Генеалогический метод. Популяционно-статистический метод. Цитологический метод. Онтогенетический метод. Статистический метод.Мутационные методы. Онтогенетический метод. Иммуногенетический метод.
|
|
| Медико-генетическое консультирование
| Комплекс медико-генетической профилактики врожденной патологии в двух направлениях:Генотипическое направление.Фенотипическое направление.
Генотипическое направление включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение передачи мутантного гена или хромосомной мутации в ряду поколений, т.е. от родителей - детям.
Фенотипическое направление - это комплекс мероприятий, предупреждающих клиническое развитие болезни, снижающих тяжесть ее проявления, без устранения этиологического фактора (без устранения причины).
|
|
| Полиомиелит и полимиелитоподобные заболевания.
| Полиомиелит (болезь Гейне-Медина). Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Непаралитические формы: инапаратная, абортивная, менингеальная. Паралитические формы: спинальная форма, понтинаая, бульбарная. Диагностика. Лечение.
|
|
| Детский церебральный паралич
| Детский церебральный паралич - группа хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Этиология. Клинические проявления: спастическая диплегия, спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия, атонически-атоксический синдром, гиперкинетическая форма, мозжечковая форма. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Клиника и диагностика спастической диплегии
| Спастическая диплегия (синдром Литтла). Характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, чаще поражены ноги. Проявляется в первые месяцы жизни.
|
|
| Принцип и восстановительная терапия ДЦП
| Основные принципы восстановительной терапии ДЦП.
Ортезотерапия. Психолого-логопедическая коррекция. Гидрокинезотерапия.
|
|
| Клинический разбор больных с гиперкинетической формой ДЦП
| Осмотр пациента. Сбор анамнеза. Неврологическое обследование. Преимущественное поражение структур атриопалидарной системы.
Характеризуется поражением одноименных руки и ноги.
Чаще встречается правосторонний гемипарез, чем левосторонний.
Степень поражения различная: от легкой до тяжелой.
|
|
| Клинический разбор больных с атопически-астатической формы ДЦП
| Осмотр пациента. Сбор анамнеза. Неврологическое обследование. Клинические проявления, «вялая» форма. Встречается реже других форм, характеризуется парезами, гипотонией мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушении координации, равновесия, гиперрефлексией сухожильных рефлексов.
|
|
| Двойная гемиплегия и гемиплегической формы ДЦП
| Осмотр пациента. Сбор анамнеза. Неврологическое обследование. Клинические проявления характеризуются двигательными нарушениями во всех конечностях, в руках больше чем в ногах. Ассиметрия двигательных нарушений. Псевдобульбарные расстройства. Нарушение глотания. Дефекты речи.
|
|
| Классификация судорог у новорожденных, судорожный синдром у новорожденных.
| Судороги или судорожный синдром у новорожденных - непроизвольные мышечные сокращения, проявляющиеся в виде приступов, продолжающиеся различное время и являющиеся клиническими признаками поражения центральной нервной системы. Тонические. Клонические, фокальные, мультифокальные, генерализованные. Фрагментарные, моторные, офтальмические, отключение сознания, апноэ. Миоклонические. Наиболее частые и ранние симптомы церебрального поражения у новорожденных. Основные принципы судорожного синдрома у новорожденных: по этиологии, патогинезу, клиническим проявлениям, по основным нозологическим формам и исходам.
|
|
| В/у вирусные инфекции. Поражение ЦНС,
| В/у вирусные инфекции, синдром врождённой краснухи, цитомегаловирусная инфекция, инфекция вызваная вирусом простого герпеса, ветряная оспа.
|
|
| В/у бактериальные инфекции. Поражение ЦНС,
| В/у бактериальные инфекции, листериоз, туберкулез, сифилис, бактериальный сепсис, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
|
|
| Менингиты у детей.
| Гнойный менингит. Серозный менингит. Туберкулезный менингит. Первичный, вторичный менингит. Бактериальный. Вирусный. Грибковый. Смешанный. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Опухоли головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста
| Выделяют опухоли нейроэктодермального ряда. Менингососудистые опухоли. Гипофизарные опухоли. Метастатические опухоли. Бидермальные опухоли. Гетеротопические. Опухоли, врастающие в полость черепа. Опухоли структур мозга. Клинические проявления. Лечение.
|
|
| Энцефалитические реакции. Отек и набухание головного мозга
| Энцефалитические реакции (судороги, психомоторное возбуждение), в генезе которого лежат циркуляторные нарушения, отек и набухание мозга, повышение внутричерепного давления. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Острые нарушения мозгового кровообращения
| Современные концепции патогенеза острых и преходящих нарушений мозгового кровообращения. Факторы риска и оптималных направлений и методов профилактики. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Энцефалиты у детей.
| Энцефалиты первичные и вторичные. Вирусные. Микробные и риккетсиозные. Смешанные. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Ревматические поражения нервной системы у детей
| Ревматизм поражает центральную и периферическую нервную систему. Из многих вариантов мозгового ревматизма чаще встречается хорея — поражение подкорковых узлов головного мозга. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Наследственные мышечные и нервно-мышечные заболевания
| Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна. Этиология. Клинические проявления: характеризуются мышечной слабостью, мышечными атрофиями, нарушениями статических и локомоторных функций. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Гидроцефалия, микроцефалия.
| Микроцефалия - это порок, относящийся к группе аномалий развития конечного мозга, являющийся следствием нарушения миграции и дифференцировки нервных клеток. Микроцефалия характеризуется уменьшением размеров головы за счет уменьшения объема мозга. Гидроцефалия - это избыточное накопление жидкости, содержащейся в полостях головного мозга и спинномозговом канале. Врожденная и приобретённая. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Миастения.
| Миастения - это заболевание нервной и мышечной системы, которое характеризуется слабостью и патологической утомляемостью поперечно-полосатых мышц и не относится к наследственным.Формы миастении: глазная, генерализованная, бульбарная, краниальная. Неонатальная миастения. Врожденная миастения. Ювенильная форма. Этиология. Клинические проявления. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Наследственные заболевания мозжечка и пирамидной системы.
| Причины. Клинические проявления: паркинсонизм, гипертонически-гипоксический синдром, гипотонически-гиперкинетический синдром. Мозжечек: атаксия, дисметрия, адиадохокинез. Диагностика.
Лечение
|
|
| Эпилепсия и эпилептический синдромы
| Эпидемиология, современная классификация. Понятие о болезни, синдроме, реакции. Этиологическая классификация.
|
|
| Лечение и профилактика эпилепсии
| Главными принципами лечения эпилепсии являются длительность и индивидуальный подход.
Профилактики эпилепсии имеет значение правильное ведение беременности и родов матери
|
|
| Неврозы и неврозоподобные заболевания
| Неврозы (от греч. néuron — нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. Классификация неврозов. Истерия. Невроз навязчивых состояний. Тики. Невротическое заикание. Неврозоподобное заикание. Энурез. Диагностика. Лечение: психотерапия, медикаментозная терапия.
|
|
| Лекарственная терапия заболеваний нервной системы с позиции доказательной медицины.
| Принципы доказательной медицины в неврологии,
рандомизированное исследование,
простое слепое или двойное слепое исследование. Уровень достоверности или доказательности разделяют: А- высокая доказательность, В- умеренная доказательность, С- ограниченная достоверность, D- строгие научные доказательства.
|
|
| Протоколы лечения и профилактики заболеваний нервной системы.
| Современные методы лечения заболеваний нервной системы.
Диагностические критерии. Перечень основных диагностических мероприятий.
Тактика лечения. Перечень основных медикаментов.
Перечень дополнительных медикаментов.
|
|
| Клиническая нейрофармакология
| Однократное и комбинированное применение лекарственных средств. Вещества, влияющие на периферическую нервную систему. Местные анестетики. Общие анестетики. Снотворные средства. Противосудорожные средства. Ноотропы. Вещества, действующие на вегетативную нервную систему. Их классификация.
|
|
| Физические и другие методы лечения нервной системы
| Подбор верного метода лечения.
Лечебные мероприятия при различных патологических состояниях. Физиотерапия(электро- и светолечение, тепловые и водные процедуры, грязе- и парафинолечение, массаж и ЛФК с механотерапией и элементами трудотерапии. Бальнеотерапия. Иглоукалывание. Магнитотерапия.
|
|
| Черепно-мозговая травма.
| Классификация черепно-мозговых травм. Патофизиологические механизмы. Клинические проявления в зависимости от тяжести. Клиника сдавления головного и спинного мозга. Диагностика.
Дифференциальная диагностика. Лечение.
|
|
| Неотложные состояния в детской неврологии, их лечение и профилактика
| Неотложные состояния: расстройства сознания, острая внутричерепная гипертензия и отек мозга, судорожный синдром, острая общая мышечная слабость, лечение и профилактика.
|
|
| Интенсивная терапия и реанимация в детской неврологии
| Основные принципы и методы интенсивной терапии
Интенсивная терапия при асфиксии. Интенсивная терапия при ОНМК. Интенсивная терапия при комах.
|
|
| Реабилитационные мероприятия для детей с неврологической патологией
| Основные принципы реабилитации детей.
Значение трудотерапии в реабилитации больных. Санаторно-курортное лечение, физиолечение, кинезотерапия.
|
|
| |
|
| Итого:
| | 7. Задания самостоятельной работы слушателя резидентуры: выполнение дежурств, участие в курации больных, во внутрибольничных и клинико-анатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, в хирургических оперативных вмешательствах, участие в консультации тяжелых больных, подготовка рефератов и докладов, работа в библиотеке, Интернет-классах, участие в научных и практических конференциях, работе по пропаганде здорового образа жизни среди больных и др.
8. Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС). Оценка проводятся по балльно-буквенной системе на основании «Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях», утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №168.
|