Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления протиерелигии





Под данным видом преступлений подразумевалось наруше­ние религиозных норм шариата.

К данной группе преступлений относились:

- богохульство;

- вероотступничество.

Под богохульством понимались действия, заключающиеся в непочтительных отзывах о боге; сомнения в существовании бога и т.д.

Вероотступником считался человек, перешедший из му­сульманской веры в какую-либо иную (христианскую, буддист­скую и др.).

Основным видом наказания являлась смертная казнь с кон­фискацией имущества.

Наличие данной группы преступлений свидетельствует о том, что «Жеты-Жаргы» испытал влияние ислама, шариата.

 

Обязательственное право казахов

Объектами частной собственности по казахскому обычному праву являлись: а) скот; б) рабы. Земля находилась в собственно­сти кочевых коллективов.

Огромное значение в казахском обществе имеет право пер-возахвата. Данное право распространялось на естественные водо­пои. Суть данного института заключалась в том, что право пользо­вания водопоем и прилегающими к нему пастбищами принадле­жало общине, занявшей его первой. Однако данное право не рас­пространялось на колодцы, поскольку они относились к разряду искусственных водоемов и находились в собственности той общи­ны, которая их создала.

Все имущество в казахском обществе делилось на 2 катего­рии: мал - скот; мулік - остальное имущество.

Договора в казахском обществе заключались только в уст­ной форме. В период с 15 по 18 века в казахском обществе были распространены следующие виды договоров:

а) договор мены;

Данный договор служил для казахов источником приобрете­ния продукции: предметов потребления, оружия и др. в обмен на скот. Нередко договор заключался непосредственно между ското-водом и ремесленником.

б) договор займа;

Данный договор заключался на срок не более года и преду­сматривал наличие поручительства. Лицо, выступающее поручите­лем, носило название кепіл. Поручитель, как правило, брал на себя обязательства выплатить долг в случае несостоятельности должника.

в) Сауын - передача кредиторам дойного скота во времен-
ное пользование за отработку.

г) Аманат - мал - передача богатым скотовладельцем ско-
та - молодняка - обедневшему сородичу.

Институт родовой взаимопомощи.

а) Конак асы - принцип гостеприимства. Данный институт
заключался в бесплатном предоставлении угощения и ночлега лю-
бому путнику, независимо от количества людей, его сопровож-
дающих. В случае нарушения кибитковладельцем принципа госте-
приимства, путник мог обратиться в суд биев и потребовать штраф
в виде коня и халата.

б) Асар - безвозмездная помощь в сенокошении, рытье ко-
лодцев, строительстве зимовок и т.п.

в) Жылу - безвозмездная помощь в случае джута.

г) Журшылык - безвозмездная помощь сородичу в уплате

долга.

д) Агайыншылык - материальная поддержка обедневшего
члена рода.

е) Кызыл котеру - безвозмездная помощь сородичу в слу­чае падежа скота. Скот делили на 12 частей, а затем сородичи его выкупали и тем самым возмещали полную стоимость животного.

Наличие данных институтов свидетельствовало о демокра­тичности и гуманности казахского обычного права.

Источниками семейно-брачного права казахов являлись адат и шариат.

Правовое положение женщины характеризуется тем, что до выхода замуж она рассматривалась как собственность отца, а по­сле замужества - как собственность мужа и отчасти свекрови, ко­торая по отношению к невестке получает лишь право увещевания.

По казахскому обычному праву женщина не имела права са­мостоятельно заключать имущественные сделки. Ее имуществен­ные права были крайне ограничены. Однако на практике женщи­на-казашка находилась в более выгодном положении, чем женщи­ны других народов тюркского происхождения, исповедывающих ислам. Это выражалось в том, что, во-первых, казашки никогда не закрывали своего лица, то есть не носили паранджу; во-вторых, без предоставления некоторой свободы и самостоятельности жен­щине не смог бы просуществовать ни один казахский аул. Поэто­му, в экономическом отношении, положение казахской женщины было достаточно прочным. Но этого было недостаточно для того, чтобы и в социальном отношении она заняла соответствующее ей положение.

Брак по казахскому обычному праву представлял соглаше­ние между родителями жениха и невесты и имел кроме своего ос­новного назначения - союза мужчины и женщины, самостоятель­ное социально-хозяйственное значение.

Существовал ряд условий вступления в брак:

Достижение брачующимися определенного возраста. В от­личие от мусульманского права, где возраст вступления в брак оп­ределяется для девушки - 9 лет, а юноши - 12-13 лет; в казахском обычном праве брачный возраст для девушки не определяется, а вопрос о возрасте гражданского и брачного совершеннолетия ос -тается спорным. Так, С.Я. Фукс считает, что брачный возраст для юноши - 15 лет, по мнению же С. Узбекулы - 13 лет.

Соблюдение принципа родовой экзогамии. Обычное право казахов запрещало вступать в брак с близкими по крови родствен­никами по восходящей и нисходящей прямой линии до седьмого колена. Данное требование связано с проблемой нравственного порядка и заботой о здоровом, полноценном потомстве.

Уплата калыма - выкупа за невесту. Размер калыма зависел от состоятельности и зажиточности родителей жениха. За богатую, красивую невесту платили калым, равный 47 головам скота, кото­рый распадался на 7 частей. Первая часть называлась «басы жак-сы» и доходила до 9 голов скота. Последняя часть называлась «ал-гы жаксы» и равнялась верблюду, лошади и корове.

Средние хозяйства платили калым, равный от 27 до 37 голо­вам скота.

Хозяйства с достатком ниже среднего уплачивали калым от 17 до 27 голов скота.

Бедные хозяйства платили так называемый «домалак калым» (круглый калым) в виде небольшого символического подарка.

Иногда богатые хозяйства платили самый высокий калым, равный 77 лошадям.

Согласно законам Тауке существовало два пути вступления в брак: сговор и помолвка.

Сущность сговора заключалась в том, что родители жениха и невесты обряд сватовства совершали еще в детские годы ново­брачных. Как правило, сговор совершался в присутствии свидете­лей, родители жениха и невесты обменивались клятвами, а также одаривали друг друга всевозможными подарками.

Помолвка - это действие по достижению соглашения между родителями жениха и родителями предполагаемой невесты о за­ключении брака.

Казахскому обычному праву было известно несколько форм брака. Это -

калымный брак;

безкалымный брак;

обменный брак;

сороратный брак;

брак с похищением;

левиратный брак.

 

Основной господствующей формой брака в казахском обще­стве был калымный брак.

В данном случае браку предшествовало сватовство, завер­шавшееся заключением договора «куда тусер» и поеданием риту­ального кушания - куйрык бауыр. Значение данного ритуала за­ключалось в том, что он являлся юридическим доказательством в суде биев того, что сватовство состоялось. Сватовство и ответное посещение дома отца жениха сопровождалось подарками обеих сторон - киит. Обязательными церемониальными действиями яв­лялись илу, сүт ақы, той мал, өлі-тірі, каде.

Илу преподносился в качестве определенной части калыма при первом визите жениха в аул невесты.

Сут акы - подарок со стороны жениха матери невесты. В ка­честве подарка преподносились одежда, ценные вещи и т.д.

Той мал - скот из аула жениха, предназначенный для сва­дебного тоя в ауле невесты.

Өлі-тірі - скот и подарки, преподносимые роднёй жениха семье украденной ими невесты. Данная церемония символизирует «явку с повинной» к родителям невесты.

Каде - подарки и ценные вещи, подаренные женихом родст­венникам невесты. Обычно каде родственникам невесты вручал друг жениха.

Брак считался юридически состоявшимся только после пол­ной уплаты калыма.

Отец девушки должен был дать за ней приданное (жасау). Размер и состав приданного казахским обычным правом строго не регламентировались. На практике размеры приданного зависели от количества уплаченного калыма и имущественного состояния отца невесты. В состав жасау обязательно должны были входить сва­дебная кибитка и головной убор невесты - саукеле.

Безкалымный брак практиковался в редких случаях, когда двое мужчин заключали договор тамырства. При этом они догова­ривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма.

Основу обменного брака составлял принцип встречного сва-товства, то есть когда семьи заключали два перекрёстных брака. К данному принципу в основном прибегали несостоятельные семьи, поскольку в этом случае калым не выплачивался.

Мужчина, не имеющий родственников, прибегал к браку с отработкой за калым. В этом случае зять переходил жить со своим имуществом в дом к тестю, работал на него до тех пор, пока не отрабатывал весь выкуп. Такого зятя в казахском обществе назы­вали куне кушу (рабочий зять). Именно отсюда произошло обид­ное прозвище күшік-күйеу (зять-щенок).

Сущность сороратного брака сводилась к тому, что муж, по­терявший жену, имел право жениться на ее не засватанной млад­шей сестре. Однако такая форма брака не носила обязательный ха­рактер, т.к. отец мог не дать своего согласия. В случае же согласия отца выплачивался уменьшенный калым и половинное приданное.

Казахское обычное право знало несколько вариантов брака с похищением. Большую роль в связи с этим играл институт семей-но-брачного права - умыкание. Умыкание - это похищение де­вушки с целью вступления с нею в брак. Для этого требовалось предварительное согласие девушки или ее родителей.

Одной из древних форм брака был левиратный брак - амен-герство. Согласно обычаям овдовевшая женщина должна была по истечении года после смерти мужа выйти замуж за брата своего покойного мужа, а в случае отсутствия такового - за одного из ближайших родственников. Это правило также распространялось и на невесту, за которую уплатили калым.

Данный институт преследовал несколько целей: во-первых, проявлялась забота о детях умершего. Считалось, что никто не сможет позаботиться о них лучше, чем родственники отца. Во-вторых, проявлялась забота об имуществе и хозяйстве умершего.

Аменгером в первую очередь становился старший брат. Од­нако вдова имела право выбора. В этом случае аменгер получал от избранника подарок.

В том случае, если вдова уклонялась от аменгерства, то дети, имущество и хозяйство оставались у родичей покойного мужа, уходила одна вдова.

Отменено аменгерство было лишь в 1885 году на Чарском съезде биев.

Как особую норму «Жеты-Жаргы» ввел институт многожен­ства. И если по шариату количество жен ограничивалось четырь­мя, то по казахскому обычному праву количество жен не ограни -чивалось. Оно зависело от состоятельности, социального проис­хождения человека и т.д.

Основанием для многоженства по обычному праву казахов являлось: отсутствие детей вообще или детей мужского пола.

Старшая жена - байбише пользовалась более широкими правами по сравнению с младшей - то кал. При наличии веских оснований с разрешения суда аксакалов, байбише могла оставить мужа и уйти к своим родичам; такого права не имела токал.

Казахским обычным правом допускалось расторжение бра­ка. Развод по одностороннему желанию мужа назывался «талак». Если муж разводился вследствие неверности жены или ее непоч­тительности, то в этом случае муж отправлял жену к ее родителям, «снабдив лошадью и частью приданного». Если муж решил раз­вестись с женой без ее вины, то должен был отпустить ее вместе с детьми и приданным.

Развод по инициативе жены допускался в двух исключи­тельных случаях:

1. при явной неспособности мужа осуществлять свои суп­ружеские обязанности;

2. при систематических побоях и истязаниях со стороны мужа. В этом случае жена должна была трижды обратиться в суд аксакалов.

Наследование по завещанию и усмотрению наследодателя казахское обычное право не знало. Имущество и скот покойного наследовали дети, братья, родители, ближайшие родственники, а также жены.

Совершеннолетние сыновья, женившись, имели право выде­литься, получив часть имущества и скота отца - енші. Размер вы­дела зависел от состоятельности отца.

Основным наследником после смерти отца являлся младший сын. Выделенные сыновья не могли претендовать на часть наслед­ства. Усыновленные дети приравнивались к родным детям.

Вдова имела право на 1/8 часть наследства. Незамужние до­чери на У часть от доли (выдела) сыновей.

Имущество, приобретенное по наследству, носило название ата-мурасы. Данная форма собственности у казахов считалась наиболее надежной.

Лекция 12. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА К РОССИИ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Смерть Тауке хана в разгар казахско-джунгарской войны обострила все противоречия, существовавшие в казахском обще­стве в 17-18 веках.

После смерти Тауке хана в 1715 году общеказахским ханом был избран Каип. Борьба за власть, междоусобицы привели к то­му, что в 1718 году казахи терпят поражение от джунгар. Усилива­ется борьба за ханский престол. Основными претендентами вы­ступили Абулхаир и сын Тауке Болат. В конце 1718 года Каип хан был убит в борьбе за власть. В итоге это привело к децентрализа­ции власти в ханстве. Верховным ханом стал Болат, однако Турке­стан перешел под власть Абулхаира. Фактически государство бы­ло разделено на несколько ханств.

Весной 1723 года новое наступление джунгар на Южный Ка­захстан показало всю слабость расколотого на части Казахского ханства. Каждое казахское объединение вынуждено было защи­щаться самостоятельно. Хан Абулхаир в 1724 году попытался удержать Туркестан, однако эти попытки не увенчались успехом и присырдарьинский регион перешел под контроль захватчиков. Только в 1726 году было организовано ополчение Младшего и Среднего жузов, куда вошли самые известные батыры. Джунгары были разгромлены на реке Буланты. В 1728-1729 гг. элите трех жу­зов удалось договориться о созыве общеказахского съезда для ор -ганизации отпора. Съезд избрал верховного главнокомандующего, которым стал хан Младшего жуза Абулхаир. Под его руководством казахская армия разгромила джунгар к югу от озера Балхаш. Одна­ко это не привело к разрешению политических противоречий.

После разгрома джунгар был созван общеказахский съезд, основной целью которого являлось избрание старшего хана. Одна­ко бии отвергли предложенные им кандидатуры Абулхаира и Се-меке, и поддержали султана Абулмамбета, сына Болата. Это объ­яснялось тем, что бии боялись усиления ханской власти. Абулхаир и Семеке покинули съезд со своими сторонниками и удалились в свои кочевья.

Стремясь получить верховную власть, Абулхаир стал искать союзников среди соседних государств. В 1730 году он отправляет посольство в Уфу с целью вступления в русское подданство. 19 февраля 1731 года императрицей Анной Иоановной была подпи­сана грамота о присоединении Казахстана к России. 10 октября 1731 года на собрании старшин Младшего и Среднего жузов после длительных споров состоялось принесение присяги на верность императрице. Грамота императрицы и присяга явились основными элементами договора между Россией и частью Казахстана.

В целях лишения Абулхаира преимуществ во внутренней политической борьбе 19 декабря 1731 года принял протекторат хан Семеке, а в 1740 году - хан Абулмамбет и султан Аблай. С их сто­роны это был вынужденный шаг.

Первоначально между Россией и Казахстаном были установ -лены протекторатные отношения. Протекторат - это форма зави­симости, при которой протежируемое государство теряет часть су­веренитета. В обмен государство-протектор обязывалось защи­щать интересы зависимого государства от третьих государств.

Политико-правовые условия присоединения Казахстана к России:

1. Принесение присяги верности императрице и ее наслед­никам.

2. Охрана торговых караванов, следующих транзитом через территорию Казахстана.

3. Утрата правосубъектности. Отныне Казахстан переставал быть субъектом международного права. От его лица на междуна­родной арене выступала Россия.

4. Несение воинской службы в пользу России.

5. Ненападение на российских подданных.

В 17-18 веках между Уральскими казаками, башкирами, с одной стороны, и казахами, с другой стороны, происходили стыч­ки за пастбища и водоемы, нередко заканчивающиеся победой ка­захов. Поскольку Уральские казаки и башкиры являлись поддан­ными России, казахи обязались не нападать на них.

6. Уплата ясака мехом и кожей.

7. Отдача аманатов, т.е. заложников из числа сыновей ханов и султанов.

8. Россия брала на себя только одно обязательство. Это -оказание помощи казахам в случае набегов со стороны третьих государств.

По условиям договора Россия не могла вмешиваться во внутренние дела Казахстана. Однако после смерти Абулхаир хана, с 1748 года русские императоры присваивают право конфирмации -официального утверждения ханов в достоинстве.

Подписание договора между Россией и Казахстаном явилось юридическим основанием для военно-политической экспансии России в регионе. С этой целью проводилось строительство укре­пленных линий на русско-казахской границе.

После присоединения Казахстана к России велась активная политика по разжиганию межнациональной розни с целью подав­ления любых антироссийских выступлений казахов. Неоднократно предпринимались меры по ограничению землепользования казахов в приграничных районах. В связи с этим в 50-х годах XVIII века кочевым аулам запрещалось перегонять скот через Яик и Иртыш.

Во второй половине XVIII века царское правительство нача­ло проводить политику постепенного превращения протекторатно-вассалитетных отношений в колониальные. Казахстан должен был превратиться в колонию России.

Особо ощутимым влиянием царской администрации было в младшем жузе. Здесь российские власти последовательно прово­дили политику, направленную на ликвидацию ханской власти. Данная задача должна была быть решена в три этапа:

I этап - Утверждение хана на ханском престоле.

II этап - Ограничение ханской власти.

III этап - Ликвидация ханской власти.

 

Для достижения своих целей царское правительство ис­пользовало методы дискредитации ханской власти, ее ослабления. Так, посредством конфирмации к власти приходили послушные и зависимые от русского правительства правители. В 1748 году ха­ном западных и северных регионов Казахстана был утвержден хан Нуралы с серьезными нарушениями обычного права.

Фактически Нуралы являлся русским чиновником, нередко прибегавшим к репрессивным мерам против своего народа.

Методы его правления в конечном итоге привели к падению авторитета ханской власти.

Во-вторых, к ослаблению ханской власти приводили выборы параллельных ханов. Данная мера, по мнению российского прави­тельства, должна была привести к расколу политического единства казахов.

В-третьих, царское правительство создавало условия для борьбы различных политических группировок за власть.

Все вышеназванные меры царского правительства привели к тому, что в конце XVIII века произошел подъем освободительного движения, острие борьбы которого было направлено, в первую очередь, против хана Нуралы и отдельных представителей стар­шинской группировки. В данной ситуации российское правитель­ство, используя антиханские настроения, попыталось ликвидиро­вать ханскую власть в Младшем жузе.

Оренбургский генерал-губернатор Игельстром в 1785 году предложил императрице свой проект реформы управления млад­шим жузом.

Согласно данной реформе, Младший жуз делился на три части: Алимулинскую, Бакунинскую, Семиродскую. Во главе каж­дой части стояла расправа. Расправа состояла из председателя, двух заместителей из влиятельных старшин, а также из письмово­дителя. Расправы подчинялись пограничному суду, учрежденному в 1786 году в городе Оренбурге. Пограничный суд состоял из председателя - русского чиновника, пяти русских чиновников и шести выборных казахских старшин.

В сорока двух родах Младшего жуза были утверждены ро­довые старшины.

По проекту Игельстрома расправы и пограничный суд должны были выполнять административные, судебные и полицей­ские функции. Старшины приносили присягу в пограничном суде.

Таким образом, основная цель реформы Игельстрома заклю­чалась в ликвидации ханской власти. Однако поставленной цели реформа не достигла. Расправы не смогли стать проводниками ко­лониальной политики царизма. Они не справились с задачами, по­ставленными перед ними. Реформа привела лишь к усилению стар­шинской группировки во главе с лидером освободительного движе­ния Сырым-батыром. В связи с этим в 1789 году царское правитель­ство разработало новый проект управления в Младшем жузе, пре­дусматривающий восстановление института ханской власти.

В 1795 году после смерти хана Ералы ханом Младшего жуза был назначен Есим, против которого выступали старшины во гла­ве с Сырым-батыром и султаны во главе с Каратаем. В 1797 году Есим был убит. Царское правительство предприняло новую по­пытку ликвидировать ханскую власть и управлять младшим жузом через орган, подконтрольный России.

Барон Игельстром предложил новый проект реформы управ­ления Младшим жузом.

Согласно этой реформе, для управления Младшим жузом учреждался Совет старшин, в который входили председатель -султан и шесть старшин. Совет старшин начал свою работу в 1798 году под председательством султана Айчувака. Однако и данная реформа не увенчалась успехом, поскольку политический кризис не был преодолен. Реформа привела лишь к усилению опять же старшинской группировки. Против Совета старшин выступала султанская группировка, которая выступала за восстановление ханской власти. В качестве кандидата на престол они выдвинули Каратая. Таким образом, и данная реформа потерпела неудачу. Царское правительство вынуждено было восстановить ханскую власть в Младшем жузе. Ханом в октябре 1797 года был утвер­жден Айчувак, не пользовавшийся авторитетом среди казахов. В период правления Айчувака усилились межродовые распри, уве­личилось количество грабительских набегов с целью обогащения, усилились набеги со стороны Уральских казаков и башкир.

Для разрешения противоречий старшины Младшего жуза летом 1803 года собрались в Ак-мечети близ Оренбурга. На съезде было принято клятвенное соглашение - обет.

Обет 1803 года содержал следующие пункты:

1. Все спорные вопросы, возникающие между казахами и российской администрацией, должны быть переданы особому ор­гану из двух русских чиновников, выбранных казахами.

2. Укрепление власти хана и установление вассалитетных отношений между султанами и старшинами.

3. Распределение бедняков, занимающихся грабежами меж­ду общинами.

4. Применение строжайших мер к барымтачам из числа русских и башкир, грабивших мирные казахские аулы.

Не все старшины и султаны подписали обет, так как не же­лали ставить себя в вассальное положение по отношению к хану и к русским властям.

Положения обета не были претворены в жизнь, хан Айчувак был смещен, а его место занял Жанторе. Одновременно съезд сул­танов и старшин избрал ханом Каратая, возглавившего освободи­тельное движение казахов. В 1809 году Жанторе был убит, что по­зволило колониальной администрации вновь попытаться ликвиди­ровать ханскую власть. В связи с этим были подготовлены и ут­верждены «Правила для ханского совета»: во главе ханского сове­та стояли председатель, утверждаемый генерал-губернатором. В совет также входили шесть советников, избираемые казахами и утверждаемые в должности главнокомандующим войсками орен­бургской линии. Кроме того, учреждался институт главных и ча­стных правителей.

Таким образом, царское правительство пыталось сформиро­вать послушный чиновничий аппарат из числа казахской полити­ческой элиты.

Политика царского правительства, направленная на ограни­чение и ликвидацию ханской власти в Среднем жузе, до начала XIX века не приносила ощутимых результатов.

В 1771 году ханом всех жузов был избран Аблай. Однако российские власти не признали его в этом достоинстве. В 1778 го­ду он был утвержден в качестве хана Среднего жуза. Это не удов­летворило Аблая, и к началу 80-х годов 18 века он прекращает всяческие контакты с Россией. В период своего правления Аблай хан провел ряд реформ.

Во-первых, Аблай провел реформу административного правления. Он ввел чин лично зависимых людей - есаулов.

Во-вторых, Аблай создал постоянно действующую регуляр­ную армию.

В-третьих, провел реформу казахского обычного права пу­тем увеличения случаев применения смертной казни без одобре­ния Курултая.

В-четвертых, Аблай пытался внедрить улусную систему, по­средством фактического назначения своих сыновей и родственни­ков правителями отдельных частей ханства.

Ч.Ч. Валиханов, анализируя деятельность Аблай хана, на­звал его политику «тамерлановской», основанной на принципе «лавирования» между такими державами, как Китай и Россия.

Именно эта политика привела к тому, что до конца XVIII ве­ка зависимость казахского ханства от России была чисто номи­нальной.

К негативным последствиям политики Аблая необходимо отнести тот факт, что в период правления Аблая китайцы начали строить свои крепости в приграничных районах на территории Ка­захстана.

К сожалению, после смерти Аблая в 1781 году его наследни­ки не смогли последовательно проводить его политику. Казахское ханство было ослаблено. Это позволило российским властям в 20-е годы XIX века ликвидировать ханскую власть в Среднем жузе и провести административные реформы, превратившие Казахстан в колонию Российской Империи.

В 1801 году пять тысяч семей казахов Младшего жуза во главе с султаном Букеем откочевали на территорию между Волгой и Уралом, где по решению царской администрации было образо­вано новое государство, получившее в истории название Букеев-ского ханства.

Основными причинами образования Букеевского ханства являлись хозяйственный упадок и углубление земельного кризиса.

Во главе Букеевского ханства стоял султан Букей, который в 1812 году получил ханский титул. В 1824 году ханом Букеевской орды стал сын Букея - Джангир, который провел реформы, пре­вратившие ханство в настоящую монархию.

Управление Букеевским ханством состояло из трех инстан­ций: общий надзор, ближайший надзор и главное местное управ­ление.

Общий надзор осуществляло Министерство Иностранных Дел. Ближайший надзор осуществлял Оренбургский военный гу­бернатор.

Главное местное управление осуществлял хан и его админи­страция.

Хан утверждался на престол русским царем. Его власть пе­редавалась по завещанию.

В его руках сосредотачивалась вся полнота административ­ной судебной и законодательной власти.

При хане состоял совет султанов, обладавших совещатель­ными функциями, а также совет биев. В состав совета входило двенадцать биев. Они обладали правом правотворческой инициа­тивы и являлись советниками хана.

При хане состояла канцелярия, делившаяся на две части -русскую и татарскую.

В Букеевском ханстве получил развитие институт базарных султанов, основная функция которых состояла в сборе пошлин с казахов, продававших скот.

Религиозные функции в ханстве выполняли муллы. Функции главного руководящего лица и судьи возлагались на ахуна.

Большое значение имели институты есаулов и вестовых. Есаулы выполняли специальные поручения хана и назначались из числа старших общин. Вестовые выполняли функции связи. Фак­тически они являлись связными между различными частями хан­ства.

Местная власть осуществлялась султанами - правителями, которые назначались ханом. Султаны-правители являлись провод­никами ханской политики на местах.

В пограничных районах ханства назначались депутаты, в обязанности которых входило:

1. Пресечение попыток со стороны казахов самовольного перехода границы.

2. Участие в следствии, проводимом русскими погранич­ными властями.

 

3. Розыск обвиняемых на своих участках.

4. Сопровождение русских чиновников.

5. Разбор судебных дел.

Территория Букеевского ханства делилась на 12 объедине­ний, каждое объединение делилось на старейшинство. Всего было 200 старейшинств. Также существовало 10 пограничныхучастков.

Население Букеевского ханства платило налоги и подати. Основными видами налога были «зякет» и «согым».

Источниками права в Букеевской орде являлись адат и ша­риат. Кроме того, большое влияние на казахское обычное право оказала правовая система России.

Объектом собственности в Букеевском ханстве впервые на территории Казахстана являлись не только скот, но и земля.

На территории Букеевской орды действовала следующая система судебных органов:

1. Местные суды в составе султанов-правителей, биев, на-
значенных ханом.

2. Ханский суд, в состав которого входил ахун.

3. Военный суд, разбиравший уголовные дела на основе
общеимперского законодательства.

К ведению военного суда относились следующие уголовные дела о таких преступлениях, как измена, неповиновение власти, побег за границу, убийство, изготовление фальшивых денег, по­хищение казенного и общественного имущества, поджог, насилие, барымта, грабеж, воровство до 30 рублей серебром более двух раз в год.

После смерти хана Джангира ханская власть в Букеевской орде была упразднена. В 1845 был учрежден Временный Совет, во главе которого находился русский чиновник.

В 20-х годах XIX века созрели все условия для ликвидации ханской власти и введения колониальной системы управления в Младшем жузе.

Проект реформы в Младшем жузе был подготовлен военным губернатором Оренбургского края. Реформа 1824 году в Младшем жузе проводилась без особой подготовки. Ханская власть в Млад­шем жузе была ликвидирована следующем образом: в Оренбург был вызван хан Шергазы и определен первоприсутствующим при пограничной комиссии. Одновременно с ним в г. Оренбург были вызваны султаны Нуралиев, Иралиев и Худай-Мендиев, которые были назначены султанами-правителями.

В 1825 году область оренбургских казахов была поделена на 3 части: Западную, Среднюю и Восточную. В основу данного де­ления был положен родовой признак. Каждая часть в свою очередь делилась на дистанции и аулы.

В июне 1844 года было принято новое "Положение об управлении Оренбургскими казахами".

Высшее управление. Оренбургским ведомством осуществ-ляло Министерство иностранных дел. Общее управление осущест­вляла пограничная комиссия, состоявшая из председателя, его то­варища, 4 советников, из русских чиновников, 4 заседателей и из почетных казахов.

Председатель пограничной комиссии назначался и уволь­нялся по специальному указу императора по представлению Ази­атского департамента МИД. Его заместитель назначался МИД.

Остальные чиновники назначались Оренбургским военным губернатором по представлению председателя Пограничной ко­миссии.

Пограничная комиссия делилась на 4 отделения:

1. Исполнительное - занималось делами по надзору за ни­жестоящими административными органами.

2. Судное - занималось рассмотрением и разрешением гра­жданских дел.

3. Уголовное - занималось рассмотрением уголовных дел, за совершение которых казахи подлежали ответственности по об -щеимперскому законодательству.

4. Финансово-счетное.

Частное управление осуществлялось тремя султанами - пра­вителями дистаночными и аульными начальниками.

Султаны-правители назначались из числа потомков Абул­хаира. При каждом султане-правителе состоял помощник, письмо­водитель и 5 рассыльных.

Султаны-правители назначались на неопределенное время.

Дистаночные и аульные начальники назначались султанами-правителями и утверждались пограничной комиссией.

Всего с 1831 по 1841 годы была открыта 31 дистанция вдоль пограничной линии и степной части Младшего жуза, к 1857 году их количество увеличилось до пятидесяти семи.

Функции дистаночных начальников сводились к исполне­нию приказаний вышестоящих начальников и осуществлению по­лицейских функций.

Аульные старейшины находились в непосредственном под­чинении дистаночных начальников. Выполняли те же функции, что и дистаночные. Кроме этого, аульные старейшины должны были собирать кибиточную подать в своем ауле.

Реформы 20-40-х годов предусматривали введение институ­та попечителей. Были назначены 6 попечителей из русских чинов­ников для разрешения споров между казахами и жителями погра­ничной линии; для осуществления контроля за казахскими ста­рейшинами ее производства следствия. Всего было образовано 6 попечительств: Гурьевское, Орское, Михайловское, Уральское, Оренбургское, Троицкое.

Основной целью введения данного института явилось огра­ничение власти султанов-правителей.

Характерными чертами управления, введенного по рефор­мам 20-40-х годов, являлись бюрократизация и централизация вла­сти, отсутствие выборного принципа.

Судебная система казахов Младшего жуза состояла из сле­дующих органов:

Военные суды - рассматривали уголовные дела о государст­венной измене, убийстве, разбое, барымте, захвате в плен россий­ских подданных, антиправительственной деятельности.

Уголовное отделение пограничной комиссии рассматривало дела о краже и о мошенничестве на сумму свыше 20 рублей сереб­ром.

Судное отделение пограничной комиссии рассматривало ис­ки на сумму свыше 50 рублей.

Суд биев рассматривал только гражданские иски на сумму не свыше 50 рублей.

Мировой словесный суд рассматривал гражданские иски и жалобы на суд биев. Решения мирового суда считались оконча­тельными.

В целом реформы 20-40-х годов в Младшем жузе нечетко регламентировали местную систему управления казахами; основ­ной целью их являлось окончательное включение Младшего жуза в состав Российской империи и введение на его территории обще­имперской административно-правовой системы.

К середине 60-х годов XIX в. завершилось присоединение Казахстана к России. По времени оно совпадало с отменой крепо­стного права в Российской империи и принятием ряда буржуазных реформ. Вслед за отменой крепостного права царское правитель­ство провело земскую, судебную в области народного образования и городскую реформу. Содержание реформ явилось отражением не только развития капиталистических отношений, но и углубления кризиса крепостнической системы, усиления классовой дифферен­циации, активизации борьбы трудящихся масс против старой про­гнившей системы.

После отмены крепостного права в 1861 г. аграрный вопрос в России оставался неразрешенным.

В этот период в России растут города, возникают крупные центры промышленности, появляются железные дороги. Развива­ется товарно-капиталистическое землевладение. Техника произ­водства во всех отраслях народного хозяйства вышла из состояния застоя.

С развитием капитализма в России и переходом его в по­следнюю стадию - империализм формируется промышленный пролетариат, в деревне усиливается процесс дифференциации кре­стьянства на кулачество и сельскохозяйственный пролетариат. Развитие капитализма в России способствовало дальнейшему рос­ту общественного разделения труда, который в свою очередь спо­собствовал укреплению единого всероссийского капиталистиче­ского рынка. Казахстан как часть единой Российской империи не мог остаться в стороне от этого процесса. Он неизбежно втягивал­ся в круговорот капиталистического развития России.

Экономическое развитие страны только на поиски новых рынков среди присоединенных к России национальных окраин, в том числе и в Казахстане. Укрепляются экономические связи меж­ду Казахстаном и Россией. Казахстан стал для России не только объектом распространения сферы господства российского капита­лизма, но и поставщиком сельскохозяйственного сырья для разви­вающейся капиталистической промышленности монополий.

Для Казахстана 60-х годов XIX века были характерны при­знаки, типичные признакам колонии: наличие незанятых, свобод­ных земель, легко доступных переселенцам; наличие сложившего­ся мирового разделения труда, мирового рынка, благодаря кото­рому колонии могут специализироваться на массовом производст-ве сельскохозяйственных продуктов.

Казахстан при этом относился к типу таких колониальных стран, где еще господствовали отсталые формы экономики и пат­риархально-родовой быт. Капиталистические отношения только зарождались. Российскому капиталу необходимо было перестро­ить экономику Казахстана в соответствии с задачами капиталисти­ческого развития страны с целью превратить Казахстан в рынок сбыта дешевого сырья для Российской империи. Царизм стал про­водить административные реформы. Политика самодержавия в Казахстане сводилась к захвату ключевых позиций, то есть к соз­данию военно-оккупационной системы управления, узаконению грабежа земель, превращению края в сырьевой придаток империи, подготовке условий для осуществления массовой колонизации края, проведению миссионерской политики, ограждению интере­сов феодально-родовой верхушки казахского аула, как своей соци­альной опоры, консервированию феодально-родовых порядков землепользования.

Задача царских властей состояла в том, чтобы сосредоточить судебно-административное управление непосредственно в руках местной колониальной администрации, ввести в казахской степи единую систему управления.

Новая административная реформа должна была отвечать, прежде всего, потребностям русских помещиков и капиталистов, но для ее проведения была необходима поддержка местной фео­дальной знати. Султаны-правители, заменившие в XIX веке хан­скую власть, не оправдали надежд царизма. Во всех официальных материалах отмечается беспомощность казахских султанов и не­нависть к ним народных масс.

Прежде чем приступить к реорганизации управления, цар­ское правительство решило изучить хозяйственные районы Казах­стана, состояние существующей системы управления. Для изуче­ния состояния управления в казахской степи, а также подготовки проекта предстоящей реформы в 1865 году царским правительст­вом была образована и послана в Казахстан специальная комиссия под председательством члена Совета Министров внутренних дел Н.К.Гирса (в нее вошли И.Проценко, Гейне, Гутковский).

В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июля 1865 г. были составлены вопросники, обязывающие комиссию выявить возможность введения новой системы управления казахами на ос­нове общих начал гражданской администрации в империи и воз­можности распространения среди них христианской религии.

В 1865 и 1866 гг. комиссия обследовала области сибирских и оренбургских казахов и Тургайскую область, составила проект по­ложения об управлении казахской степью; проект был одобрен Особым комитетом.

Широкие массы народа ждали, что реформы облегчат их тя­желые условия жизни. Казахский просветитель-демократ Ч. Вали-ханов надеялся, что реформа будет отвечать интересам трудового народа, будет способствовать преобщению его к передовой куль -туре и экономике России.

Начиная с 1867-1868 гг. вплоть до 1898 года была издана це­лая серия законодательных актов: проект Положения об управле­нии Семиреченской и Сырдарьинской областями от 11 июля 1867 г., имевший силу закона. Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской облас­тями от 21 октября 1868 г., Положение об управлении Туркестан­ского края от 12 июля 1886 г., Положение об управлении в степ­ных областях от 25 марта 1891 года, Закон об устройстве судебной части степных областей от июня 1898 г. и ряд других. Положение о Туркестанском крае от 12 июля 1886 г. заменило Временное по­ложение 1867-1868 гг. об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями. 25 марта 1891 г. царь утверждает положе­ние об управлении степными областями, которое вступило в силу в октябре 1891 г. и распространилось на Акмолинскую, Семипала­тинскую, Уральскую и Тургайскую области, входившие в состав Степного генерал-губернаторства. Положение 1891 г. еще в боль­шей степени отвечало колониальным интересам царизма.

Вся полнота власти на местах сосредоточивалась в руках феодальной знати - волостных управителей и аульных старшин. Волостными управителями вменялось в обязанность составлять податные списки, раскладывать кибиточную подать и др. повин­ности. Как правило, размеры подати были едиными и для казах­ской бедноты и для крупных феодалов-баев. И хотя согласно по­ложению, от налогов и повинностей бедняки и батраки освобож­дались, на деле же это была простая отписка. Казахи могли поль­зоваться «общими правами, представленными всем сельским обы­вателям по их состоянию». Они освобождались от рекрутской по­винности, от гербовых пошлин сохраняли свой внутренний быт, «на основании народных обычаев» и т.д. Служащие из коренного населения, а также знатные родоначальники «за усердную и по­лезную службу» награждались орденами, установленными для «инородцев», т.е. ордена святой Анны II степени, св. Станислава II степени, медалями, почетными подарками и деньгами.

Все духовные дела казахской степи контролировались Орен­бургским духовным собранием - муфтием.

В реформе также отражались вопросы народного образова-ния, медобслуживание населения. В каждом уездном городе наме­чалось открыть школу «для всех, без различия народностей». Ка­захским детям разрешалось поступать в школу в казачьих стани­цах и переселенческих деревнях с согласия станичных и деревен­ских обществ «безвозмездно или за умеренную плату».

В 60-х годах XIX века в Казахстане царским правительством окончательно был создан колониальный аппарат управления. Это повлекло за собой определенные изменения в социально-политической жизни казахского общества.

На основании проекта степной комиссии были изданы «Временные положения» о степных областях (11 июля 1867 г. и 21 октября 1868 г.), согласно которым казахская степь разделялась на три генерал-губернаторства - Туркестанское, Оренбургское, За­падно-Сибирское, что явилось практическим осуществлением ко­лониальной политики «разделяй и властвуй». В каждое генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская области, в Запад­но-Сибирское - Акмолинская и Семипалатинская области, в Тур­кестанское - Семиреченская и Сырдарьинская области. Террито­рия бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в со­став Астраханской губернии: Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, а несколько позже вошло в Закаспийскую область.

Области, в свою очередь, делились на уезды. В Семиречен-скую область входили: Сергиопольский, Капальский, Верненский, Иссык-Кульский, Токмакский и Джаркентский уезды; в Сырдарь-инскую - Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Хадженский, Жизакский; в Уральскую - Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Темирский); в Тургайскую - Илецкий (Актюбинский), Николаев­ский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолинскую -Акмолинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловские уезды. В 1869 г. в составе Акмолинской области был образован новый Са-рысульский уезд с управлением в г. Атбасаре (прежде уезд назы­вался Атбасарским). Семипалатинская область включала Семипа­латинский, Кокпенский, Зайсанский, Баянаульский и каркарамен-ский уезды. Затем прибавился Усть-Каменогорский уезд.

Каждый уезд делился на власти, создавшиеся не по родово­му, а по территориальному принципу, а последние - на админист­ративные аулы, которые объединили несколько хозяйственных аулов и состояли из 100-200 кибиток. Волости включали от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток.

Высшим представителем колониальной власти являлся гене­рал-губернатор, который осуществлял не только высший надзор над подчиненными ему областями, но сосредотачивал в своих ру­ках и законодательную власть.

При генерал-губернаторе состояли:

1. канцелярия;

2. чиновники для поручений.

Управление каждой областью, под непосредственным на­чальством генерал-губернатора, разделяется на общее, или област­ное, и частное - по городам, селениям, волостям и аулам. Общее областное управление состояло из военного губернатора и облает -ного управления.

Во главе области стоял военный губернатор, наделенный во­енной и гражданской властью. Он же являлся наказанным атама­ном казачьих войск, расположенных на территории области. Во­енные губернаторы Семиреченской и Сырдарьинской области за­нимались и пограничными делами. Военные губернаторы опреде­лялись и увольнялись именными высочайшими указами и высо­чайшими приказами, по представлению Военного министра. Во­енный губернатор по военно-народному управлению действовал через областное правление. Особой канцелярии при военном гу­бернаторстве не полагалось.

При губернаторе учреждались областное правление из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного; каждый отдел возглавлялся старшим советником. Обязанности председа­теля областного правления возлагались на вице-губернатора. Председатель областного правления был помощником военного губернатора и определялся и увольнялся по представлению воен­ного министра, основанному на предварительном сношении с ге­нерал-губернатором.

Следующей, нижестоящей, инстанцией являлись уездные начальники, назначавшиеся генерал-губернатором из офицеров по представлению военных губернаторов областей. Они имели двух помощников - старшего и младшего (из лиц феодально-родовой верхушки и султанской знати). Как главе полицейских властей, подчинялись расположенные в уездах воинские части, учреждения и укрепления. Войска, расположенные в г. Верном, не подчиня­лись уездному начальнику. Уездный начальник наблюдал за ис­полнением законов постановлений и распоряжений начальства. На его обязанности возлагались сохранение спокойствия, порядка и безопасности в уезде, следить за подозрительными и вредными лицами, наблюдение за исправным поступлением податей и сбо­ров, за исправностью дорог, почтовых станций, мостов, собирание статистических сведений и положений уезда, произведение реви­зии ездной кассы, произведение взысканий по бесспорным делам и др. Таким образом, уездный начальник выполнял несколько функ­ций: полицейскую, гражданскую, военную и административную.

«Общественное управление» составляли волостное управле­ние, во главе которого стоял волостной управитель, и аульное об­щество, которое возглавлял старшина. Они утверждались на три года по выбору населения. Эти должности замещались исключи­тельно представителями казахской феодально-байской верхушки. В выборные от общества попадали люди, «не пользующиеся дове­рием и уважением народа, не сознающие интересов общественных и служившие не больше как орудием влиятельных и богатых об­щественников».

Органы «общественного управления» выполняли несколько функций: полицейские, судебные и карательные Колониальная администрация отбирала веками обжитую землю у казахов и пере­давала ее русским и иностранным капиталистам. В 1868 г. были организованы так называемые временные партии и отряды, кото­рые имели право неограниченного и бесконтрольного изъятия зе­мель у казахского населения. Часто хозяев передвигали на земли, неорошенные и непригодные для хлебопашества и скотоводства. Казахский народ не только изгоняли с земель, но и разоряли путем прямого ограбления, что также предусматривалось законодатель­ством. Царизм установил еще более жесткий полицейский режим в своих колониях, в частности в Казахстане.

Законодательные акты, проникнутые полицейским духом от начала до конца, наделяли всех чиновников, начиная с генерал-губернатора и кончая волостным управителем, полицейскими пол­номочиями, не устанавливая граней их власти. Жизнь казахских трудящихся была под постоянным надзором и контролем старши­ны, волостного управителя, урядника, пристава, уездного началь­ника и т.д.

Полицейскими правами в степных областях пользовался уездный начальник. Уездная полиция состояла из уездного на­чальника, его помощника, городских и становых приставов и вольнонаемных полицейских служащих. Уездная полиция следила за повсеместным порядком, правильным и скорым производством дел подведомственных полиций. Ей помогали выборные лица от «общественного самоуправления», которые должны были не толь­ко беспрекословно выполнять требования полиции, но и самостоя­тельно принимать первичные меры по охране порядка.

Таким образом, на полицию возлагалось осуществление функций чинов жандармского управления.

В ходе дознания и предварительного следствия очень часто применялись пытки, которые были распространены повсеместно.

Временным положением об управлении степными областя­ми (1868 г.) была установлена новая колониальная судебная сис­тема.

Судебная власть принадлежала:

1. «Народному суду»;

2. Мировым судьям;

3. Окружным судьям;

4. Военным судам.

 

«Народные судьи» выбирались населением на три года из представителей казахских баев-феодалов и утверждались губерна­тором.

«Народный» суд составляли:

а) единоличные судьи;

б) съезды судей;

в) чрезвычайные съезды судей.

Единоличные судьи решали уголовные и гражданские дела на своем участке. Сроки созыва съездов судей волости определя­лись уездным начальником. Для решения дел, касающихся жите­лей различных волостей и уездов, созывались по разрешению гу­бернатора чрезвычайные съезды «народных» судей. Чрезвычайные съезды проходили в присутствии уездного начальника.

Были созданы и так называемые имперские суды, которые составляли участковые мировые судьи и окружные судьи. Участ­ковые мировые судьи исполняли роль органов предварительного следствия по делам, отнесенным к ведению окружных судов. Ок­ружные суды были созданы во всех областях и находились в обла­стных центрах.

К подсудности областного суда Степным положением был отнесен широкий круг опасных преступлений совершаемых каза­хами:

1. противхристианскойверы;

2. государственные;

3. против порядка управления;

4. по службе государственной и общественной;

5. против постановлений о повинностях государственных и
земских;

6. против имущества и доходов казны;

7. против общественного благополучия;

8. против общественного спокойствия и порядка (порча те-
леграфов и дорог, лживые доносы, организация шаек и др.);

9. против законов о состояниях;

10. против жизни, здравия, свободы и чести (убийство, нане­сение ран и побоев, изнасилование);

11. против собственности (насильственное завладение чужим имуществом и истребление граничных меж и знаков, поджог, раз­бой и грабеж).

Таким образом, в ведении имперского суда были дела, на­правленные против колониального режима, его официальных представителей, против политики насилия и грабежа.

К рассмотрению и разрешению Мировых Судей подлежали

дела:

1. об оскорблении чиновников при исполнении ими обязан­ностей службы, часовых и военного караула;

2. о проступках и преступлениях, за которые в законе по­ложены взыскания, превышающие шестьсот рублей;

3. дела, в которых наказание за проступок сопряжено по за­кону с запрещением проводить торговлю и промысел;

4. о несчастиях, происшедших на железных дорогах по не­осторожности и небрежности водителей поездов.

Лекция 13. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

В первой четверти XX века на всей территории бывшей Рос­сийской империи происходили события, радикально изменившие весь ход мировой истории. В результате Октябрьского переворота и гражданской войны начинает складываться принципиально новый тип государства, основанный на всевластии одной политической партии, и новая правовая система. Казахстан, будучи колониальной окраиной России, оказался вовлеченным в этот процесс и прошел все стадии мучительной ломки прежней государственно-правовой машины и попыток создания нового «справедливого» общества.

К осени 1917 года положение в России стало более чем кри­тическим. Временное Правительство, откладывая решение насущ­ных проблем до Учредительного Собрания, теряло популярность. Армия развивалась, в крупных городах царил голод. В то же время действенной системы управления создано не было, что вело к анархии в стране. Политические партии активно готовились к вы­борам во Всероссийское Учредительное Собрание, измученный же войной народ требовал немедленных перемен.

Создавшейся ситуацией умело воспользовались леворади-кальные политические силы, ядром которых была Российская Со­циалистическая Демократическая рабочая партия (большеви­ков). В ночь с 6 на 7 ноября (25 октября по старому стилю) в ре­зультате военного переворота Временное Правительство было арестовано и власть в столице перешла в руки Петроградского Со­вета. Определенную легитимность этому перевороту попытался придать 2 Всероссийский Съезд советов рабочих и солдатских де­путатов, провозгласивший 7 ноября 1917 года переходом власти в стране Советам. Было образовано новое правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК), сформированы высшие органы власти - Всероссийский Центральный Исполнительный коми­тет (ВЦИК) и его Президиум. Первоначально в состав этих ор­ганов власти вошли как большевики, так и представители левых социал-революционеров (эсеры), анархистов и других леворади­кальных партий, однако в течение 1918 года большевики вытесни­ли своих бывших союзников из всех властных структур и устано­вили гегемонию одной политической партии.

Придя к власти, большевики продолжили подготовку к со­зыву Учредительного Собрания, однако, не дожидаясь его, при­няли ряд декларативных, но очень популярных в народе докумен­тов - декрет «О земле», декрет «О мире», «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В планах большеви­ков была легитимизация своей власти Учредительным Собранием, однако прямые, всеобщие и равные выборы привели к поражению правящей партии. В целом по России она получила не более 25% голосов, фактическую победу одержали умеренные социалистиче­ские партии - правые эсеры и меньшевики. В Казахстане убеди­тельная победа досталась партии Алаш.

Демократически избранный и представляющий все народы России орган, Учредительное Собрание, отказался узаконить власть большевиков, поэтому последние пошли на его роспуск, поставив точку на возможности демократического развития стра­ны. III Всероссийский съезд Советов (26-31 января 1918 года) объ­явил об учреждении на основе «добровольного союза народов России» нового государства - Российской Советской Федера­тивной Республики (РСФСР). V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял Конституцию РСФСР, юридически закре­пившую новую систему органов власти и новые принципы госу­дарственно-правовой системы. Дальнейший генезис советской го­сударственности проходил уже в условиях гражданской войны.

Установление власти Советов в Казахстане. Октябрьский переворот в Казахстане был встречен настороженно. Здесь не было социальной основы для широкого распространения идей пролетар­ской революции, большая часть политических сил стремилась к законному решению существующих проблем через Учредительное Собрание. Однако в ряде регионов, особенно на юге Казахстана и в крупных городских центрах, уже осенью-зимой 1917 года был провозглашен переход власти в руки местных Советов. В ноябре 1917 года III Туркестанский краевой съезд Советов в городе Таш­кенте объявил об установлении советской власти. Во многом такая безоговорочная поддержка нового режима в крае, где отсутствова­ла социальная база пролетарской революции (малочисленность рабочего класса, преобладание среди крестьянства кулачества и мелких собственников, большое влияние колониальных чиновни­ков и военных, значительная казачья прослойка), была обусловле­на страхом перед повторением событий 1916 года. Местная пра­вящая элита готова была поддержать любую центральную власть, если она могла гарантировать сохранение в регионе влияния рус­скоязычного меньшинства. Это ярко проявилось в первых же ре­шениях советской власти в Туркестане, которые исключили воз­можность участия в работе органов государственного управления представителей «туземных» народов - кыргызов, узбеков, казахов, туркмен, составляющих большинство населения края. Таким об­разом, советская власть в Туркестане стала продолжателем колониальной политики царизма.

В течение конца 1917 - начала 1918 года заявили о взятии власти в свои руки и Советы ряда городов Северного, Восточного и Западного Казахстана, однако реально осуществлять властные функции они не могли. В ряде регионов Казахстана управление осуществляли так называемые «войсковые правительства» Ураль­ского и Оренбургского казачьих войск, в уездах и волостях с пре­имущественно казахским населением управление осуществляли органы Автономии Алаш. Кроме того, весной-летом 1918 года во всех крупных городах Казахстана, кроме районов, подчинявшихся Туркестанскому советскому правительству, устанавливается власть антибольшевистского правительства - Комитета Учреди­тельного Собрания (Комуч).

Казахский революционный комитет. В ходе гражданской войны встал вопрос об организации управления в различных рай­онах Казахстана, занятых Красной Армией. Требовалось создание органа, способного осуществить подготовительную работу к про­возглашению автономии на советских началах. Переговоры с руко­водством партии Алаш по этому вопросу начались еще весной 1918 года, однако Москва настаивала на классовом характере государст­венной власти, с чем демократическая казахская политическая эли­та согласиться не могла. В результате большевики начинают меро­приятия по организации управления в крае самостоятельно.

11 мая 1918 года был создан Казахский отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР, заведующим которого был назначен М.Тунганчин. В его функции входило:

1. организация казахских воинских формирований;

2. создание на подконтрольных большевикам территориях
Советов;

3. подготовка к созыву Всеказахского съезда советов;

4. организация издания краевой советской газеты на казах­ском языке, налаживание издательской деятельности с целью про­паганды идей большевизма среди казахского населения;

5. ведение агитационной работы на территориях, подкон­трольных Алаш Орде и белогвардейцам.

Летом 1918 года с активизацией боевых действий в Казах­стане на первый план выходит задача формирования красноармей­ских частей из казахов. С этой целью, осенью 1918 года, был соз­дан военный подотдел Казахского отдела Наркомнаца, преобра­зованный вскоре в военный комиссариат, превратившийся в орган административного управления краем. Кроме выполнения основ­ной функции - формирования воинских частей, комиссариат коор­динировал работу местных советов, занимался вопросами налого­вой политики, продовольственного снабжения населения, подго­товкой к созыву съезда советов и организацией краевого органа управления.

10 июля 1919 года СНК РСФСР принял Декрет об образова­нии Революционного комитета по управлению Казахским кра­ем (Казревком), определивший правовой статус этого органа как высшего органа государственной власти и управления с чрезвы­чайными полномочиями на территории Казахского края. В его функции входили:

1. организация и объединение всей советской деятельности на территории Казахстана;

2. проведение в жизнь всех постановлений центральной со­ветской власти;

3. контроль за деятельностью местных советов;

4. принятие мер по регулированию культурной и экономи­ческой жизни края;

5. подготовка проекта Положения о Казахской Автономии для представления на утверждение съезда советов;

6. урегулирование отношений между Казахским краем, РСФСР и Туркестанской Советской Автономной Республикой.

Казревком состоял из отделов, состав и фикции которых не­однократно изменялись. В его структуру входили - военный ко­миссариат, отделы: внутренних дел, финансово-хозяйственный, народного просвещения, продовольствия, труда, почт и телегра­фов, юстиции, земледелия, информационный, полиграфический, здравоохранения, общая канцелярия, следственная комиссия, во­енный трибунал, комиссариат рабоче-крестьянской инспекции, бюро Совета народного хозяйства.

Согласно декрету от 10 июля 1919 года в подчинение Каз-ревкома должны были войти Уральская, Торгайская, Акмолинская, Семипалатинская области и Бокеевская Орда, однако реально его власть распространялась лишь на Бокеевскую Орду и ряд уездов Торгайской и Уральской областей. Акмолинский и Семипалатин­ский ревкомы в административном отношении подчинялись Си­бирскому ревкому, Костанайский уезд тяготел к Челябинскому ревкому и даже Уральский областной ревком постоянно демонст­рировал свою неподконтрольность Казревкому.

Деятельность краевого ревкома по объединению земель Ка­захстана началась сразу же после освобождения территорий от бе­логвардейцев. Осенью 1919 года начались тяжелые переговоры с Москвой и Челябинском о принадлежности Костанайского уезда. Только в августе 1920 года была юридически закреплена принад­лежность уезда Казахстану. Для подчинения Уральской области также понадобилось вмешательство Центра. Возвращение Акмо­линской и Семипалатинской областей затянулось до 1921 года.

Готовя проект Декрета об образовании Советской Казахской Автономии, Казревком представил в Наркомнац документ «О территории и границах Казахского края», обосновавший необ­ходимость включения в состав республики Оренбурга, Уральска, Костаная, Семипалатинска и Петропавловска. 9-12 августа 1920 года в Москве состоялось межведомственное совещание с участи -ем представителей Казревкома, Туркестана, Сибири, Челябинского и Астраханского облисполкомов. Это совещание не только закре­пило границы края, но и одобрило проект декрета об образовании Казахской Советской Автономии.

Лекция 14. АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА КАК АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Одержав военную победу в гражданской войне, большевики и их союзники предпринимают меры по юридическому закрепле­нию своей власти в Казахстане. Деятельность Алаш Орды показа­ла популярность идей автономизма среди казахского населения, поэтому Советская власть также поддерживала идею создания ав­тономии, но наполнила ее несколько иным смыслом, нежели либе­ральные демократы партии Алаш. Это проявилось уже в ходе под­готовки к созыву Учредительного Съезда Советов. В декрете о Казревкоме, а затем в инструкциях Казревкома 3 февраля и 5 мая 1920 года были закреплены принципы избирательного права, ос­нованные на Конституции РСФСР 1918 года.

Избирательным правом как активным, так и пассивным, пользовались только рабочие, служащие крестьяне и казахи, не пользующиеся наемным трудом. Таким образом, большие слои населения, отнесенные к «эксплуататорским», в т.ч. зажиточные крестьяне, служители культа, частные торговцы, бывшие чинов­ники государственного аппарата лишались избирательных прав. Кроме того, законодательно было закреплено неравное представи-тельство от рабочих и крестьян. Фактически 1 голос горожанина приравнивался к 5 голосам сельских жителей. Выборы были кос­венными, т.е. делегатов Съезда Советов избирали областные и гу­бернские советы, а не население. Таким образом, выборы не были ни прямыми, ни равными, ни всеобщими, что позволяло боль­шевикам без труда обеспечивать нужный состав съездов и принимать выгодные для себярешения.

26 августа 1920 года СНК и ВЦИК РСФСР приняли декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Совет­ской социалистической республики», определивший границы и систему высших органов государственной власти и управления. 4 октября 1920 года в Оренбурге начал работу Учредительный съезд Советов Казахстана, принявший «Декларацию прав трудящихся КАССР» - первый конституционный акт советского Казахстана.

Декретом 26 августа 1920 года были закреплены следующие высшие органы государственной власти:

Всеказахский Съезд Советов признавался высшим предста­вительным органом. Ему принадлежало право осуществлять зако­нодательную власть, к исключительной компетенции относилось принятие Конституции с последующим представлением на утвер­ждение высших органов РСФСР. Делегатами съезда могли быть любые граждане

Date: 2016-02-19; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию