Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп





 


Младший школьный возраст. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая большая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с серьезными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Учебная деятельность закономерно сменяет игровую, и ведущей деятельностью становится учение.

В школе ребенок должен в определенные сроки овладеть некоторой суммой знаний, умений и навыков, научиться пользоваться ими, усвоить приемы рассуждений и т. д. Теперь ребенок должен рассматривать и заучивать такой материал, который в каждый данный момент сам по себе может быть ему и неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы.

Стремление ребенка включиться в мир взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и старшие ребята. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой. Глядя на старших братьев и сестер, слушая рассказы взрослых, участвуя в играх со старшими ребятами, ребенок рано начинает интересоваться, что такое школа, что в ней делают, как проходят уроки. Отвечая на эти вопросы, взрослые вольно или невольно не только сообщают ребенку фактические сведения о школе, но и формируют у него определенное отношение к будущему учению. Приходя в школу, ребята приносят с собой тот или иной взгляд на учение.

Возникают и новые отношения с учителем, который в глазах ребенка является не заместителем родителей (как воспитатель в детском дошкольном учреждении), а представителем общества, вооруженным средствами контроля и оценки.

Все это происходит только при наличии у ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы.

В биологическом отношении у ребенка по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес. Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, поэтому младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные – на 80 % (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность преимущественно переходит в процесс обучения. Расширяется сфера общения.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются его ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают у детей наблюдательность.

Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Л.С. Выготский указывал, что ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школьном возрасте интеллект ребенка получает наибольшее развитие по сравнению с другими возрастными периодами. Здесь особенно велика роль школы, учителя.

Речь. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500–4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает пластичностью, позволяющей ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память носит по преимуществу наглядно-образный характер; безошибочно запоминается интересный, конкретный, яркий материал. Однако ученики начальной школы еще не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Учителям приходится прилагать немалые усилия для выработки у детей умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Становление личности происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности, в частности учения, и общения, включения в систему общешкольного и классного коллективов. Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Управляемость и внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а также огромный авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования нравственных качеств и положительных черт характера. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Средний школьный возраст (от 11–12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9-й классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Подростковый возраст – период тяжелого кризиса, его называют даже возрастом катастроф. Этот период труден как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В биологическом отношении отмечаются бурный рост и развитие всего организма, усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание, что вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма.

Нервная система. Мозг подростка по весу и объему немногим отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – типичная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания в этом возрасте – специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Однако повышенная возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания.

Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность: он уже не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности этого сензитивного периода, необходимо постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты предметов и явлений, выявлять причинно-следственные зависимости.

В речи подростка заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

Интенсивно идет нравственное и социальное формирование личности подростка, но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми он руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение, общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы: с одной стороны, это стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, подросток стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях.

Особое значение в нравственном и социальном поведении играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников чувства импульсивны). Свои чувства подростки выражают бурно, иногда аффективно, особенно сильно проявляется гнев.

Одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением – с другой. Намерения подростка обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Старший школьный возраст. В биологическом отношении в этом возрасте в основном завершается физическое развитие человека: заканчиваются рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, юноши и девушки выдерживают большие двигательные нагрузки. Нормализуется кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростков повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна их самых характерных черт сегодняшнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов.

Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, чем у подростков, и постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность – период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность характера в этом возрасте приобретает определяющий характер.

Нравственные и социальные качества формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность, у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры.

Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между его членами. Характерная черта этого возраста – формирование жизненных планов.

В этот период воспитание осуществляется по следующим направлениям:

1) воспитание положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии;

2) формирование нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения;

3) сексуальное поведение, половое просвещение.

 


Использованная литература

 


Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.

Бордовская Н.В. Педагогика. СПб., 2000.

Виленский М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М., 1993.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1987.

Грицевский И.М. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990.

Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

Ерофеева М.А., Смотрова Л.Н. Общие основы педагогики. Балашов, 2003.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1988.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Основы педагогического мастерства / Под ред. А.И. Зязюна. М., 1989.

Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2000.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.

ПодымоваЛ.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. М., 1995.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.

Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.

Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2002.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Смирнов В.И. Общая педагогика. М., 2003.

Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д, 2000.

Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Харламов И.Ф. Педаггика. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

 


Date: 2016-02-19; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию