Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Общая патофизиология. Аллергия





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.С. СЕРГЕЕВ, И.П. БАЛМАСОВА, А.В. ДУБИЩЕВ,

И.О. ПРОХОРЕНКО, Л.И. УКСУСОВА

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

АЛЛЕРГИЯ. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Учебное пособие

САМАРА 1998

УДК 612. 092

О.С. Сергеев, И.П. Балмасова, А.В. Дубищев, И.О. Прохоренко, Л.И. Уксусова.

Общая патофизиология. Аллергия. Патофизиологические аспекты. Учебное пособие для студентов медицинского университета. Самара, 1998. Стр. 43. Библ. 17. Рис. 4.

 

В учебном пособии «Аллергия. Патофизиологические аспекты» излагается теоретический материал, посвященный современным представлениям о механизмах и проявлениях аллергических реакций. В теоретическом блоке информации последовательно рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, типов аллергических реакций, их коррекции и механизмов гипосенсибилизации. Среди материалов пособия фигурируют тестовые задания с эталонными ответами на них. Материалы пособия предназначены студентам высших медицинских институтов и университетов, но могут быть использованы субординаторами, аспирантами, преподавателями и врачами различного профиля.

 

Рецензенты – доктор медицинских наук профессор В.А. Кондурцев, доцент Е.Ф. Стебихова.

 

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим отделом СамГМУ

 

@ Самарский государственный

медицинский университет

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Предисловие

Введение

Этиология

Патогенез

1. Реакции цитотропного (цитофильного) типа

2. Реакции цитолитического типа

3. Реакции образования крупных иммунных комплексов

4. Реакции, опосредуемые клеточными механизмами иммунитета

Общий патогенез ГНТ и ГЗТ

I. Иммунологическая стадия

II. Патохимическая стадия

III. Патофизиологическая стадия

Аллергические реакции немедленного типа

Аллергические реакции замедленного типа

Понятие о десенсибилизации (гипосенсибилизации)

I. Принципы гипосенсибилизации при ГНТ

II. Принципы гипосенсибилизации при ГЗТ

Тестовые задания по теме «Аллергия»

Эталонные ответов на тестовые задания по теме «Аллергия»

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие «Аллергия. Патофизиологические аспекты» предназначено главным образом студентам второго-четвертого курсов медицинских института и университета, но могут быть использованы и более старшими их коллегами – субординаторами, аспирантами, врачами и преподавателями.

Основное назначение учебного пособия состоит в том, чтобы помочь обучающимся и занимающимся самостоятельно объективно оценить уровень собственных знаний по одному из разделов общей патофизиологии «Аллергия», так как предлагаемые материалы одновременно могут рассматриваться как тестовая обучающая и контролирующая программа. В теоретическом блоке учебного пособия можно найти ответы практически на все 75 тестовые задания. Среди предложенных в каждом тестовом задании ответов даются не только положительные, но отри­цательные сведения. Тем не менее, значительная их часть несет правильную информацию, но поскольку она запрограммирована в форме вопроса, у студента всегда возникает некоторая доля сомнения в правильности выбранного ответа.

Для правильного ответа на поставленные вопросы требуется вдумчивая и кропотливая работа, ибо при кажущейся простоте выбрать среди однотипных «тот самый ответ» представляется не легкой задачей. Механически же заучить ответы на все тестовые задания в виде буквенных и числовых обозначений практически невозможно. Однако теоретический запас знаний по фундаментальным дисциплинам заметно облегчает поиск правильного ответа и успешное решение задачи в целом.

Составляя учебное пособие, мы исходили из того, что при освоении значительных объемов информации обучающийся не всегда может отделить главное от второстепенного. Поэтому предлагаемые материалы должны помочь глубокому осмысливанию знаний, почерпнутых из лекционного курса, учебников и других источников, в том числе и из теоретического блока настоящей книги. С этой целью ответы на многие вопросы по разделу «Аллергия» даны в форме положений, охватывающие различные стороны этиологии, патогенеза и проявлений данного патологического процесса в целом и отдельных его сторон.

Итоговая оценка по тестовому контролю определяется по общепринятым в педагогике критериям. Одним из таких критериев, позволяющим считать, что усвоение материала является достаточно успешным (на «удовлетворительно»), могут правильные ответы на 2/3 тестовых пунктов. Если экзаменуемый «набрал» из предложенного стандартного объема ответов более 80% всей заложенной в них информации, ставится оценка «хорошо», если более 90% – «отлично».


ВВЕДЕНИЕ

Аллергия является проявлением иммунологической реактивности и относится к заболеваниям, обусловленным неконтролируемыми избыточными иммунными реакциями, которые получили наименование болезни гиперчувствительности. Говоря об иммунологической реактивности, мы, с одной стороны, имеем в виду такое понятие, как иммунитет, механизмы которого были рассмотрены в предыдущем разделе, а с другой - аллергию, о чем и пойдет речь сейчас.

Как и все иммунные реакции, аллергия обеспечивает защиту организма от живых частиц и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Благодаря аллергии происходит выявление "не своего" (антигенных раздражителей), инактивация и элиминация из организма этого материала.

В то же время аллергия, как особая форма иммунного реагирования, обладает и рядом отличительных признаков:

1) Во-первых, аллергия может быть вызвана такими факторами, которые никогда не приводят к развитию других форм иммунитета, а порой даже угнетает их (например, ионизирующее излучение);

2) Во-вторых, в развитии аллергии могут принимать участие и иметь решающее значение такие классы антител, или иммуноглобулинов, которые практически никогда не участвуют в других механизмах формирования иммунитета (например, реагины);

3) Наконец, основное отличие заключается в том, какой ценой для организма достигается конечный результат – освобождение от "чужого". Во всех случаях аллергии имеются повреждения, т.е. защита организма от антигена достигается ценой его структурно-функциональных нарушений. Таким образом, повреждение организма при аллергии следует рассматривать как своеобразную расплату за быстроту реакции освобождения от "не своего". Это и есть то качество, которое отличает аллергию от иммунитета.

Что же такое аллергия? Аллергия - это типовой патологический процесс, который характеризуется состоянием повышенной чаще всего извращенной чувствительностью организма к повторным воздействиям веществ, обладающих антигенными свойствами или без них. Термин аллергия введен Пирке и Шиком в 1906 году и происходит от греческих слов: allos – иной, ergon – действую, что означает: иное, измененное действие аллергенов на организм.

В последние годы наметился заметный рост числа аллергических заболеваний. Их распространенность связывают с влиянием следующих факторов:

1) химизацией жизни, и, значит, появлением новых веществ, могущих стать аллергенами;

2) вакцинацией (парентеральное введение вакцин, а, значит, антигенов или аллергенов);

3) миграцией населения, предопределяющей встречу с новыми несвойственными прежней среде обитания антигенами.

4) бесконтрольным применением в лечебных целях многих лекарственных препаратов;

5) созданием и использованием новых синтетических материалов.

Лечение аллергических заболеваний затруднено, а последствия аллергии удручающие.

 







Date: 2015-12-12; view: 824; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию