Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории коммуникации





Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное

видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Так, мы

все видим собственными глазами, что земля плоская и что солнце

движется над ней по дуге изменяющегося радиуса: летом он больше,

зимой - меньше. Это очевидно, но мы знаем, что реально это не так,

поскольку существует теория, объясняющая эту очевидную вещь

совершенно иначе, а главное - эта теория проверяема.

Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются

специальной наукой - коммуникалогией, причем, как и у большинства

наук связанных с изучением человека и общества, у коммуникалогии

немало проблем.

Одной из трудных задач в изучении существующих теорий

коммуникации является отсутствие их четкой классификации.

Например, известный специалист в области коммуникаций Г.Г.

Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем

некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово

"коммуникация" и тем не менее изучали именно ее. Эти 25 моделей в

свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись,

так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что

взаимоисключают друг друга.

Изучать их все - дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл

попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы

можем выделить в них четыре основных направления:

Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы

отнесем всевозможные "кибернетические" теории и информационно-

процессные.

Второе представляет коммуникацию как явление, создающее

всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика - наука

о знаках) и интерпретационные теории.

Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях:

в группах, организациях, ситуациях, т.е. сюда относятся все

интеракционистские теории.

 

Четвертое - это критические теории, которые исходят из наличия

неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной

группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном,

неравенству в процессе коммуникации.

О причинах того, почему мы имеем так много теорий

коммуникации хорошо написал американский коммунолог Р.Крейг,

объяснявший это с позиции плюрализма мнений в современной науки,

особенно той, что занимается собственно человеком. У нас же народная

поговорка гласит: "Сколько людей, столько и мнений" и вряд ли будет

преувеличением добавить и столько же моделей коммуникации и

соответственно – теорий этого явления.

И.П. Яковлев предельно кратко суммируя всевозможные

концепции и теории коммуникации, в свою очередь выделяет 10

аспектов этих четырех направлений:

1. Кибернетический аспект показывает

целеориентированность и управляемость коммуникаций на основе

обратной связи. В результате можно говорить об адаптивности

коммуникаторов друг к другу. На коммуникативный процесс

влияют позиции коммуникаторов как наблюдателей обсуждаемых

явлений и сами эти явления.

2. В информационном подходе коммуникация

рассматривается как процесс передачи и приема информации

(сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность

коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием

сообщений, и точностью их восприятия приемником-

реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать

проблемы устранения или минимизации технических и

семантических помех.

3. Семиотический подход превращает коммуникацию в

процесс создания и обмена знаками (значениями, смыслами).

Каждый коммуникатор создает свои значения, которые могут

отличаться от значений другого коммуникатора. Каждый

коммуникатор кодирует свои сообщения в соответствии с

особенностями аудитории.

4. В когнитивном подходе делается акцент на понимание

сообщений, а также намерений и целей коммуникатора.

5. Коммуникация как дискурс предстает в виде

согласованных по правилам речевых актов, которые имеют

разнообразные формы бесед, деловых переговоров, театральных

драм, повествований, историй и др. Здесь эффективность

коммуникаций будет определяться знанием правил и качеством их

исполнения.

6. Интерпретативный подход связывает коммуникацию с

оперированием субъективными, имеющими ценность для

личности, значениями, которые сами становятся реальностью в

языковой форме. Так как коммуникаторы являются личностями со

своими ценностями, то все коммуникации по сути своей

интерпретативны. В коммуникациях взаимодействуют (спорят,

обмениваются) оценки жизненных явлений.

7. В структуралистской концепции коммуникация

рассматривается сквозь призму столкновения противоположных

(бинарных) позиций и стоящих за ними ценностей. Одна из

позиций представляется истинной, прогрессивной, а другая

ложной, отсталой. Средняя пограничная позиция считается

аномальной. Для ее преодоления необходимы пограничные

ритуалы.

8. Критические теории связывают коммуникацию с

интересами людей и социальных групп. Коммуникации, особенно

массовые, становятся формой насилия, подавления одними

классами и группами других. Все коммуникации идеологичны, так

как преследуют экономические и политические цели, связанные с

выгодами, властью и прибылью. Различия интересов приводят к

идеологической борьбе или информационным войнам между

социальными группами, организациями, странами.

9. В спектрально-диалектическом подходе на основе

принципа "золотой середины" предлагается путь оптимизации

коммуникаций, связанный с гармоничным синтезом

противоположных позиций как на уровне отдельных личностей,

так и на уровне общества в целом.

10. С позиций феноменологического подхода и концепции

социального конструирования коммуникация - есть инструмент

создания новой знаковой социальной и культурной реальности.

Она реализуется в конструировании самого себя и своего

собственного имиджа.

 

Date: 2016-02-19; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию