Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История дисциплины и ее место в системе богословских наук





Сравнительное богословие. Конспект лекций для студентов 3-го курса ПМДС

 

Введение в Сравнительное богословие

 

Предмет, содержание и цели изучения СБ

 

Богословская Энциклопедия, С. 6825: «ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ (или сравнительное, полемическое, то же, что theologia antitetica) — богословская наука, занимающаяся полемикой с противными по отношению к данному христианскими исповеданиями. Православное обличительное богословие, следовательно, имеет целью опровергнуть католичество, протестантство, англиканство, кальвинизм и проч.; критика и анализ иудейства, магометанства и языческ. религий составляет предмет апологетики. Обл. бог. пользуется двояким методом: 1) назовем его метод последовательный, т. е. предмет науки трактуется в порядке исповеданий, сначала католического, затем лютеранского и т. д.; 2) в порядке христианских догматов, а критика исповеданий противных делается сразу. Последний называется символическим, а богословие отсюда иногда именуется символическим богословием. Литература обл. богосл. весьма богата. Лучший курс Обл. бог. написан архим. Иннокентием».

Глубоковский в «Русской богословской науке»: «Православие, выясняя себя догматически, по необходимости бывает вынужденно разграничиваться от главнейших христианских исповеданий и раскрывать их условность».

Огицкий, с.8: «Сравнительное или обличительное богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные, т. е. отпавшие от единства Вселенской Церкви, конфессии».

Что изучает и зачем?

1. Римский католицизм, отпавший в 1054 г. — Церковь.

2. Протестантские исповедания — «ортодоксальные», корректнее, традиционные или классические. Три главные ветви, отколовшиеся от РКЦ в XVI в.: лютеранство (основатель — Мартин Лютер), кальвинизм или реформатство (основатель — Жан Кальвин) и англиканство, появившееся в ходе борьбы английских королей за абсолютную власть над Католической Церковью в Англии. «Не Церкви».

3. Экуменическое движение.

4. Нехалкидониты «за бортом».

Таким образом, СБ изучает церковные разделения, возникшие после эпохи Вселенских Соборов, те же — «история», ведь шел еще поиск.

Основная задача СБ: критическое обозрение отступлений от православной Церкви в вероучении и нравоучении современных нам инославных христианских сообществ (Арсеньев. Православие, католичество и протестантизм). Зачем? Не из праздного любопытства. В первую очередь, чтобы помочь вернуться. Свт. Григорий Богослов: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Мы верим, что полнота Истины явлена в Православии. Здесь Путь, Истина и Жизнь — Христос. Вне Церкви нет спасения. Есть реальность разделенности христианского мира, есть христианские сообщества, отпавшие от единства Вселенского Православия. Христианская любовь не может примириться с гибельным разделением. Наши инославные братья не совсем чужды нам. Но нас разделяют их заблуждения. Их нужно знать, как, почему и когда появились эти разделяющие причины и препятствия, которые возможно преодолеть, в том числе, и в открытом богословском диалоге. Эти знания необходимы и для отстаивания и свидетельства об Истине Православия. Особую актуальность изучение СБ приобретает в свете современного экуменического диалога, да и ввиду нашей поликонфессиональной реальности. Искажения в основах духовной жизни и нынешняя нравственная атмосфера инославных сообществ показывает особенно ярко, как нарушения и отступления от веры Древней Церкви отражаются на духовной жизни христианина. Выявление связи богословия и жизни — Lex crescendi est lex orandi — еще одна задача нашей дисциплины.

Еще: защита от скрытого посягательства и влияния инославного образа мысли и духовной жизни.

Наша специфика: католицизм

 

История дисциплины и ее место в системе богословских наук

 

По Огицкому, родоначальником СБ является ап. Иоанн Богослов: его Евангелие направлено на опровержение зарождающихся гностических ересей, отрицавших Боговоплощение и Божество Господа Иисуса Христа. В эпоху Вселенских Соборов отцы, формулируя вероучительные истины, в полемике с еретиками выработали методы, которыми пользуется СБ. Элементы будущего СБ зародились в недрах богословской мысли отцов Вселенских Соборов. Послесоборный (византийский) период: полемика с католичеством, позже с протестантизмом (соборы и окружные послания XVII–XVIII вв.). У Васечко СБ как самостоятельная дисциплина — с конца XVIII в. «Православная богословская энциклопедия» в начале XX в. определяет СБ как часть догматики. У Глубоковского: по Академическому уставу 1869 г. — СБ, в 1884 г. — «История и разбор западных исповеданий», 1910 г. — «История и обличение западных исповеданий и русского сектантства», 1911–1912 гг. — «История и обличение западных исповеданий в связи с историей Западной Церкви от 1054 г. до настоящего времени». Было, по Глубоковскому, и простое название «Обличительное богословие».


Место науки. В составе основных богословских наук: догматики, литургического и проч. Взаимодействие: Догматика, нравственное, Патрология, История Церкви, Литургика, каноническое право, аскетика.

Источники: Священное Писание, определения Вселенских соборов, творения святых Отцов, литургические тексты, исторические документы. Вероучительные и богослужебные тексты, символические книги, соборные и исторические документы, сочинения католических и протестантских богословов.

Труды: первый систематический — 4-томн. «Богословие обличительное» архим. Иннокентия (Новгородцева, 1859-64), Трусковский «Рук-во к обличительному богословию» (1889), Перов, с тем же названием (1910), Епифанович «Записки по обличительному богословию» (1913).

О современных

 

 







Date: 2016-02-19; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию