Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасность





Блок «безопасность» можно описать следующими понятиями как показателями: террор – 55; угрозы – 36; безопасность – 30; преступления - 18; опасения - 16; кризис - 16; неэффективность - 12; конфликт - 11; коррупция – 10; катастрофа – 6; дезинтеграция – 5; запреты – 5; взятки – 5; выжить – 3; кровь – 3; контрреволюция – 2; криминал – 2; репрессии - 1; банды – 1. Всего: 19 слов; 236 использований. Все эти слова-понятия разбросаны по всему тексту посланий.

 

В данном разделе мы взяли для анализа только три слова-понятия, как наиболее близкие по содержанию, т.е. содержащие в большей степени необходимый признак, который описывается общим именем – «безопасность»: безопасность, опасность и угрозы. С нашей точки зрения этого вполне достаточно для полного и адекватного описания понятия «безопасность», как оно представлено в посланиях. Затем выделили из текста предложения с этими словами.

 

Всего получилось 78 предложений, используемые слова которого представляют собой понятийное пространство понятия «безопасность». Всего слов в данных предложениях насчитывается 822. После того, как был убран словесный «мусор», «украшательские слова», объедены однокоренные слова и пр. для анализа собственно осталось 430. Хотя в окончательный анализ попадет еще меньше: часть слов, безусловно важных для понятийного пространства, могут остаться, и как правило, остаются вне поля выделенный понятийных блоков, поскольку находятся за рамками поставленных задач.

 

В качестве основного метода мы выбрали анализ структуры понятийного пространства «безопасность». Главная задача - определение в нем некоторых доминант, т.е. таких образований, которые являются определяющими в данном пространстве в силу того, что они занимают большее, а может быть и большое, чем другие понятийные блоки, пространство. Можно сказать, что в данном случае мы определяем физическое (частотное) «давление».

 

Границы понятийных блоков, как всегда, определяются частотным наполнением выделенного признака блока, во всем понятийном пространстве. Но здесь надо иметь ввиду сложную систему иерархического взаимодействия различных признаков в понятийном пространстве. Например, слово-понятие «власть», нас будет интересовать только в том ракурсе, в каком в данном понятии наличествует признак «безопасность» и никак не иначе.

 

Достигается это относительно просто и даже примитивно. Так, если в тексте слово «власть» употреблено в понятийном пространстве «безопасность», то это означает, что авторы приписали ему признак «безопасность» или наоборот, в данном случае не столь важно. Соответственно, если слово «власть» будет доминировать, то можно сказать, что оно определяет данное понятийное пространство.

 

Как мы уже говорили, опираемся на прямое физическое преимущество, по принципу – кто больше. Как нам кажется, такой методический подход оправдан и вполне приемлем, поскольку дает вполне приличные и устойчивые распределения, тренды. Во всяком случае, позволяющий проводить в последствии уже содержательную интерпретацию.

 

Если немного усложнить задачу, то можно попытаться определить тесноту взаимосвязи между понятийными блоками. Другими словами, определить насколько сильно распределен интересующий нас признак, в данном случае «безопасность» во выделенных нами взаимодействующих блоках в понятийном пространстве. Это можно сделать различными математическими приемами сложными или не очень сложными.

 

В данном случае мы используем метод пересечения, точнее интенсивности пересечения выделенных блоков в отдельных под пространствах, в качестве которых выступают предложения. Иначе говоря, если в предложении встречается разные, выделенные нами, признаки, то их интенсивное проявление во всех или части предложениях, косвенно может свидетельствовать об их взаимосвязи и возможно весьма тесной.

 

Далее, выделяя некоторые слова-понятия, мы уже тем самым задали некоторые понятийные рамки данного пространства. Это означает, что выделенные слова-понятия мы однозначно и субъективно определяем, как содержащие, в большей или меньшей степени, интересующий нас признак, в данном случае «безопасность». Конечно, можно сказать это сплошной понятийный волюнтаризм, но другого метода пока нет. Замена ему может быть только мнение некоторого числа, условно называемых, «экспертов».

 

Выделение блоков в понятийном пространстве «безопасность» так же есть чисто субъективный подход, но который определяется поставленными автором задачи. В данном случае мы предварительно выделили такие блоки как: «власть», «общество», «право», «физические субъекты» и некоторые другие. Мы исходили из того, что структура содержит субъекты как константы и их действия, как переменные величины.

 

Субъектов мы только устанавливаем, но вот их действия подвергаются тщательному анализу, т.е. определяем наполняемость выделенным признаком и тесноту взаимосвязи между собой, путем определения перекрещивающихся зон признаков. Для нас каждое такое действие есть факт, зафиксированный в предложении, который мы обязательно интерпретируем в соответствии с поставленными задачами, во всяком случае насколько возможно, исходя из основного понятийного пространства данного слова.

 

Кроме того, наряду с большим и основным понятийным пространством, о котором говорили выше, выделяем узкое понятийное пространство - непосредственное понятийное окружение основного слова-понятия, т.е. слова, которые стоят рядом, впереди или и, как правило, после ключевого слова. Правда, в некоторых случаях оно может располагаться и через слово и даже нескольких слов. Например, в предложении: «А действия федеральных властей являлись скорее ответами на серьезные для нас угрозы», слово «угрозы» соотносится со словом «серьезные», опустив при этом слова «для нас», как не значимые в данном случае.

 

Так называемое узкое понятийное пространство позволяет провести грубое, первичное определение понятийного пространства в данном случае слова-понятия «безопасность». Широкий контекст уже уточняет его, детализирует и т.д. Провести более тщательный содержательный анализ слова-понятия позволяет контекст всего текста посланий, но в данной работе мы этого не проводим, в силу физической сложности процедуры расчета и пересчета.

 

Первые результаты получены из анализа непосредственного окружения основного слова-понятия «безопасность». Из 83 высказываний (78 предложений) мы сформировали три однотипных группы:

 

Первая группа: серьезные угрозы, (угроза велика, представляют опасность, серьезные угрозы, крайне опасно, чтобы выжить, острые угрозы, острейшей угрозы, не выжить, обострения угрозы, масштабной угрозой, серьезные опасности, террористическая угроза и др.). Всего 46 высказываний или 55,4%.

 

Вторая группа: обеспечить безопасность, (обеспечить безопасность, укреплять безопасность, гарантировать безопасность, отвести угрозу, противодействие угрозам, избавить от опасности, нейтрализации угроз, устранения угрозы). Всего – 20 высказываний или 24,1%.

 

Третья группа: констатация угроз и необходимость развитие системы безопасности, (система безопасности, безопасность государства, безопасность границ, национальная безопасность, службы безопасности, коллективная безопасность, стандарты безопасности, надежная безопасность, безопасность граждан, экологическая безопасность, взаимная безопасность и др.). Всего 17 высказываний или 20,5%.

 

Как видно, больше всего высказываний посвящено возможным угрозам, причем выражены возможные угрозы весьма категорично. Это свидетельствует о понимании сложной внутренней и международной ситуации, когда угрозы становятся весьма и весьма актуальными. В этом свете рассматривается и процесс обеспечения безопасности. 20 высказываний посвящено именно борьбе с ними. Правда и высказывания по констатации опасности так же можно рассматривать в рамках возможных угроз и борьбы с ними.

 

Интересно отметить, что вопросам безопасности государства, национальной безопасности и пр. отводится всего 5 высказываний из блока «констатация безопасности». Социальной или коллективной, в том числе экологической, безопасности и пр. отводиться 6 высказываний и безопасность как необходимая норма жизни – 7 высказываний.

 

Это лишний раз подчеркивает важность такой социальной категории как безопасность. Надо сказать, что к безопасности в посланиях подошли весьма серьезно и даже фундаментально. Более того, в осуществлении процесса безопасности все основные субъекты фактически рассматриваются как равные, что практически не наблюдалось ни в одной иной области деятельности власти и общества.

 

Интересно посмотреть какие же субъекты представлены в понятийном пространстве «безопасность». Соответственно, установить соотношение количества упоминаний о каждом из них и структура их распределения между собой по частоте упоминания. Ниже приводится таблица распределения субъектов по блокам.

 

Военные 5 За рубежные 49 Бандиты 6
1. армия 2 2. военные 3 14. Штаты Америки 3 15. Афганистан 1 16. НАТО 1 17. ООН 1 18. ОДКБ 1 19. державы 2 20. союзники 2 21. содружества 2 22. государства 3 23. международные 12 24. странами 5 25. рубежом 1 26. организации 2 14. мировые 6 15.политики 3 16. соотечественники 1 17. партнеры 1 18. сообщество 2 3. 1. бандиты 1 4. 2. преступники 3 3. террористы 2
Общество 70 Властные субъекты 21
11. СМИ 1 12. граждане 5 13. народ 1 14. нас, мы 22 15. люди 1 16. личность 5 17. общество 4 18. жители 1 19. человек 1 20. предпринимательство 1 12. инвесторы 1 13.страны 11 14. Россия 17 1. власти 3 2. федеральных 1 3. политики 2 4. службами 1 5. правительство 1 6. налоговой 1 7. республики 1 8. государство 11    

 

Всего субъектов отмечается 125. Больше всего субъектов зарубежных - 18, но упоминают их 49 раз. Несколько меньше, относящихся к блоку «Общество» - 14, но используют эти слова больше всего – 70 раз. Еще меньше субъектов блока «властные субъекты» - 8, упоминаний- 21 раз. Меньше всего тех субъектов, которые совершают преступления, от кого и исходит опасность – бандиты, преступники, террористы. Их всего 3 и говориться о них 6 раз. Так же меньше всего упоминается и армия.

 

Наряду с тем, что в тексте больше всего упоминается именно международные субъекты, так же чаще всего говориться о международной опасности и связанные с этим угрозы. Как показывает таблица в 18,5% высказываний, (а их было всего 54 в 36 предложениях), говориться об устранения различных угроз, носящих глобальный характер. Основная угроза при этом исходит от международного терроризма.

 

Несмотря на то, что международным субъектам уделяется много места, тем не менее, согласно текста посланий, от них явно не исходит большой угрозы. Больше говориться о сотрудничестве, коллективной безопасности и пр. против единого врага, (чаще всего терроризм), и вообще потенциальных и реальных угроз. Надо полагать, что здесь больше дипломатии, чем реальное описание положение с угрозами, исходящие от агрессии других стран.

 

Для любой власти существует только два мощных и реальных источников угроз: агрессия другой страны, (экономическая, политическая, военная и др.) и агрессия внутренних субъектов, которая часто выливается в революции или перевороты. Терроризм как таковой или же представляют собой разновидность экстремистских течений или же прелюдия революции и переворотов. Сам по себе терроризм не представляет большой угрозы безопасности страны.

 

Между тем терроризму и особенно международному уделяется особое внимание и больше всего высказываний в блоке «виды угроз». Каждое государство ищет внешнего врага, но представлять в таком качестве именно терроризм, вряд ли возможно: слишком мелкая угроза, даже по сравнению с наркоугрозой, распространением оружия массового уничтожения и множество других весьма и весьма опасных угроз.

 

Но международный терроризм может быть тесно связанным с опасностью, исходящей от других государств. Терроризму такие масштабные задачи, например, как территориальная целость, без помощи каких-либо государств, вряд ли по плечу. Возможно именно по этому такое высоко частотное распределения двух основных признаков: терроризм, (41 упоминаний по всему тексту посланий и 9 упоминаний в блоке «виды угроз), и возможные угрозы со стороны других государств.

 

Говоря о необходимости международного сотрудничества, тем не менее в посланиях в некоторых местах прямо, в других случаях глухо делается намек на угрозы России со стороны других государств: «безопасность границ», «нерушимость ее границ», «с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности», «геополитической перестройке мира». Набирается 22,2% от общего числа высказываний.

 

И в самом деле, безопасность границ и угроза суверенитету и тем более геополитическая перестройке мира под силу только мощным государствам. И когда в посланиях говориться: «Наши цели на международной арене предельно понятны - безопасность границ…», то очевидно, что речь идет об опасности прежде всего со стороны других государств.

 

А другое предложение позволяет провести более сложную интерпретацию: «Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира».

 

По всей видимости международный терроризм уже рассматривается как передовой отряд опасностей со стороны других стран и в таких важных областях как суверенитет и территориальная ценность, государств, которые стремиться к ни много не мало «геополитической перестройке мира». Такие опасности, если они и в самом деле актуальны, не могут быть оставлены без внимания и не остаются без внимания в посланиях.

 

Сотрудничество с другими странами 10 18,5%
Внешние угрозы мировой системе 4 7,4%
Внешние угрозы нашей стране 3 4,7%
Виды угроз: Терроризм - 9 распространение оружия масс. уничтожения - 4 региональные конфликты - 2 транснациональная преступность - 1 наркоугроза - 2 обеспечение безопасности личности - 1 экологическая безопасность - 1 обеспечение глобальной стабильности - 1 21 38,9%
Опасность со стороны других государств 12 22,2%
Кто обеспечивает безопасность в мире: ведущие мировые державы - 1 державы, обладающие ядерным оружием - 1 обладающие мощными рычагами военно-политического влияния, армия - 2 4 7,4%     (Всего 54)  

 

Таким образом, как вытекает их анализа данного блока посланий, властные субъекты страны, совместно с международными организациями, борются против своих главных и общих врагов – террористов, преступников и бандитов, на благо всего общества и всех его субъектов.

 

Но почему-то в этой борьбе никак не участвуют правоохранительные органы. В общем тезаурусе соответствующих слов нет, кроме слова «право» (2 упоминания). Основными субъектами в борьбе с угрозами выступают державы, обладающие ядерным оружием и мощными рычагами военно-политического влияния и армия. Каким же образом они борются с различными угрозами и различными опасностями?

 

Проведем отбор смысловых единиц в расширенном понятийном пространстве «безопасность». Другими словами, представим смысловую структуру предложений по ряду, присутствующих в каждом предложении, соответствующих показателей. Понятно, что в каждом отдельном предложении они будут представлены не равномерно, но в целом дают довольно хорошее представление о смысловой структуре данного понятийного пространства.

 

Смысловые единицы Всего упоминаний От 259
Констатация угроз 49 (60,6%) 18,9 %
Серьезные угрозы 16 (19,8%) 6,2 %
Борьба за безопасность. 16 (19,8%) 6,2 %
Всего: 81 (100%)  
Гражданские угрозы 13 (27,1%) 5,0 %
Военные угрозы 1 (2,1%) 0,4 %
Экономические угрозы 15 (31,3%) 5,8 %
Преступность, террор 19 (39,6%) 7,3 %
Всего: 48 (100%)  
Сотрудничество 13 (43,3%) 5,0 %
Право 9 (30,0%) 3,5 %
Армия 8 (26,7%) 3,1 %
Всего: 30 (100%)  
Общество 44 33,9%) 17,0 %
Международные субъекты 34 (26,2%) 13,1 %
Власть 22 (16,8%) 8,5 %
Всего: 130 (100%)  
Всего:   100 %

Теперь рассмотрим соотношение смысловых единиц. В блоке «угрозы» больше всего место занимает простая констатация угроз, 49 (60,6%) например, «…бремя государственного долга представляет угрозу для развития страны». Имеется указания, 16 (19,8%), что угрозы могут быть довольно серьезные: «Мы стоим перед лицом серьезных угроз». И столько же указаний, 16 (19,8%), о борьбе с угрозами и опасностями: «…мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности». По всей видимости угрозы нашей стране не столь высоки, если борьбе с ними уделено немного внимания, по сравнению с простой их констатацией.

 

Теперь, какие же угрозы самые важные. В данном смысловом пространстве это: гражданские, военные, экономические и терроризм. Причем, меньше всего военных угроз, 1 (2,1%), только одно упоминание. Больше терроризм, 19 (39,6%), и немногим меньше экономические угрозы, 15 (31,3%), например, «опасности прогрессирующего экономического отставания». Так же большое место занимает, так называемые, гражданские угрозы: «…мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований», - 13 (27,1%).

 

И третий блок – как же и кто борются с потенциальными или реальными угрозами? Прежде всего это сотрудничество - 13 (43,3%), право - 9 (30,0%) и только, по всей видимости, когда все мирные средства исчерпаны, тогда уже за безопасность вступает армия - 8 (26,7%). Вполне возможно, такой подход и расклад вполне может быть приемлемым.

 

И в последнем блоке мы выдели только три субъекта – активных участников смыслового поля «безопасность»: общество, международные субъекты и власть. Как и полагается общество занимает первое место по упоминанию - 44 (33,9%). Но общество выступает как пассивный субъект, они не участвуют в борьбе за безопасность: «Добиваясь роста благосостояния граждан, мы будем и дальше сохранять и отстаивать демократические завоевания народа России, будем укреплять безопасность государства».

 

На втором месте международные субъекты - 34 (26,2%). Международные субъекты рассматривают и в плане сотрудничества, соответственно, трудности международного диалога и как область интересов России, и как источник опасности для страны, в том числе военной и как область экономической конкуренции и пр.

 

И на третьем месте власть - 22 (16,8%). Субъект власть в данном случае выступает как активная сила, которая организует безопасность, причем по всем основным направлениям: «Консолидированная и эффективная государственная власть нужна нам для решения и неотложных социально-экономических проблем и задач в сфере безопасности государства».

 

Краткое заключение

Перспективы использования в представленной монографии методики контент-анализа весьма большие. Приведу только один пример.

 

Представьте себе, что вы решили написать книгу о современной политической жизни страны. Понятно, в традиционном варианте вам пришлось бы прочитать много разных статей и книг, т.е. собирать информацию и создавать собственную базу политических данных. На это ушло бы пять-десять лет, после чего возможно вы будете готовы изложить более или менее объективный взгляд на политические события страны.

 

Но все можно сделать относительно быстрее, глубже, а самое главное полнее и объективнее, используя предложенный в настоящей работе методику контент-анализа. Для этого вам надо провести относительно несложную предварительную работу.

 

  1. Определить список ведущих, авторитетных, знающих политологов, например, в количестве 100 человек. Для их определения можно использовать метод экспертной оценки, который дает более или менее надежный результат. Для нашей задачи метод экспертной оценки является вполне приемлемым.
  2. Сделать список значимых статей данных политологов и выбрать случайным методом например, 10 статей каждого автора объемом примерно по 10 стр. Всего получается 100 стр. по каждому автору, а по всем авторам 10000 стр. Из этого объема выберем каждую десятую страницу и получим общих объем примерно 1000 стр. Этого вполне достаточно для статистического анализа.
  3. Запускаем программу и выбираем доминанты, т.е. слова-понятия, которые набрали наибольшее количество голосов. Эти слова, все или часть, выступают словами-обозначениями блоков текста. Например, власть, демократия, законность, армия, государство и пр. и пр. Таким образом создается словарь основных терминов-понятий, которые выступают в виде узловых моментов в некой общей структуре текста.
  4. Затем проводится, с использованием специальных электронных программ, (в ручную сделать это очень трудно) создание искусственных понятийных пространств с заданным словом-понятием. В свою очередь из данного искусственного понятийного текста выбираются слова-доминанты, т.е. понятия которые набрали большее число «голосов».
  5. Устанавливая тесноту связи между ними, можно получить полное содержание исследуемого в тексте понятия. При этом мы исходим из того основного методологического положения, что слова в предложении подбираются согласно концептуальным установкам автора. И что исследовать можно только то, что зафиксировано, ибо никакого другого пути нет.

 

Таким образом обработав материал и получив все исходные данные можно уже с большой долей объективности провести интерпретацию и подготовить книгу о политической жизни страны: ее основных направлениях и идеологии, ее структуре, приоритетах и пр. и пр. Может получиться весьма внушительная, интересная и полезная работа.

 

Предлагаем заинтересовавшихся читателей попробовать сделать это самим. Более подробно мы все расписали в данной работе и даже показали как это надо практически делать на примере анализа посланий.

 

С уважением,

автор, доктор социологических наук, профессор Аверьянов Леонид Яковлевич.

 

Все свои пожелания вы можете направлять по Эл. почте: [email protected]; [email protected]/ Впрочем мою фамилию и координаты, если они изменяться, вы всегда можете найти в Интернете на более, чем 700 сайтах.

 

 

 


[1] Текст (лат. tekstum - ткань, сплетение) - последовательность символов, образующих сообщение. Текст ключевое понятие лингвистики, герменевтики, семиотики, культурологии и др. Текст есть дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой, порождающей новые смыслы. Текст эволюционировал на базе письменности от мироповествовательного к сложноорганизованному. Служит целям хранения и передачи информации, как коллективная память, способная к непрерывному пополнению. (Из культурологического словаря.)

[2] Информация это не востребованное знание.

[3] Не живая природа так же фиксирует свои изменения на физических носителях, чем активно пользуются археологи, палеонтологи и многие другие. Но эта фиксация, так скажем, не осмысленная, стихийная, тогда как в сознании всегда осуществляется фиксация концептуального знания.

[4] Так, аналитический обзор, например, политических событий, как правило, опирается на анализ смыслов, получивших отражение в отдельных высказываниях (предложениях), анализируемого материала.

 

[5] Священный – как одно из определений - чрезвычайно почетный и исключительный по важности. Можно и так: священный, святой, свят и может быт свет.

[6] В этом плане весьма интересна книга И.Р.Григулевича «Папство. Век ХХ»..М..1981г.

[7] В данном случае и в целом в настоящей работе мы не рассматриваем феномен интерпретации интерпретации текста, очень распространенный способ образования новых текстов. Многоступенчатая интерпретация практически не дает приращения знания, правда способствует распространению знания, заложенного в исходном тексте. Подробно об этом я написал в небольшой работе: «Факт и его интерпретация». // В авторском сб. «В поисках своей идеи». Часть II. М., 2003г.

[8] В частности, к таким узловым текстам относились в свое время материалы съезда КПСС, а в настоящее время Послания президента РФ Федеральному собранию. Ибо они определяли и определяют идеологию, стратегию и общие законы социально-политической жизни общества.

[9] Наверно каждый сталкивался с тем, что не всегда получается охватить весь смысл даже относительно небольшого текста, чаще всего приходится ограничиваться смыслом фрагментов текста, заложенный в предложениях и несложных абзацах. Этому имеется много причин, одна из которых - ограниченные возможности не тренированной памяти удержать большие куски текста и связать их между собой по смыслу. Это и называется поверхностным чтением.

[10] Кстати говоря это относится не только к текстам. В практической жизни человек постоянно сталкивается с данным феноменом, т.е. тем, что видно и понятно, так скажем не вооруженном взглядом и тем, что скрыто под «грудой явлений». То, что видно это, как правило, типовое знание для решения типовых задач. То, что скрыто, это область не познанного, но осознанного, как возможное знание для решения возможных задач, естественно, в разных областях бытия, в том числе и в тексте. Но соотношение типового и неизвестного, (но предполагаемого), «поверхностного» и глубинного имеют разную природу.

[11] Во все времена, и чаще всего среди церковных деятелей, обязательно был, так называемый, толкователь текстов, которому единственному вроде бы «открывалось» истинный смысл, тех или иных текстов и чаще всего священных. И в самом деле открывался, ибо при длительной практики, можно было найти в тексте то, что помогало решению задачи.

[12] Контент-анализ нередко воспринимается как метод анализа содержания текста. На самом деле исследует только частотное распределение признака, уже обладающего смыслом, что может придавать ему определенную значимость. Появляется и иной смысл, но не самого признака, а частотное распределение его смысла, выступающий уже новым объектом.

[13] Скорее всего так называемого, праязыка не было. Так же как и человечество, по всей видимости, не имело своего прачеловека, оно стало развиваться «сразу» же как многообразное явление, соответственно и язык «сразу» же начал развиваться в разнообразии форм.

[14] Предназначение заложено в человеке качестве основной программы действий, т.е. то для чего он рожден. Был такой случай. Всю жизнь с момента осознания себя я хотел заниматься философией и только философией и поступал учиться только на философский факультет МГУ и благополучно отучился. Но довольно долгое время у меня не было возможности заниматься философией. И тогда стали сниться сны, причем постоянно, что я сочиняю философские тексты. Это продолжалось довольно долго, до тех пор пока не сел за стол и не стал писать именно философские тексты. После этого сны о философском творчестве разом прекратились. По всей видимости программа философствовать, которая была заложена, толкала меня на ее выполнение и через сны обозначила необходимость ее реализации, что потом почти всегда и делал. Оценка, насколько удачно оказалось ее осуществление, уже не моя задача.

[15] В связи с этим есть хороший анекдот: Собрались три обезьяны. Одна произносит: Бу. Вторая –Ба, Третья- Бы. Подумали, подумали и опять. Первая – Ба, вторая – бы, третья – бу. Опять помолчали, что-то не получается. Снова стали пробовать: Первая говорит Ба, вторая – Бу, третья –Бы. Вот так образовалось первое слово. Секс или любовь несомненно мощный двигатель прогресса, они безусловно способствовали образования речи.

[16] Однажды я и проф. Патрушев В. И. были приглашены на банкет по поводу защиты диссертации. В ожидании начала мы остановились у аквариума с красивыми рыбками и черепахами. Показывая на них, я спросил у Владимиром Ивановича, чем же они отличаются от человека. И он сразу же, не задумываясь, ответил: ничем, кроме одного - специализацией, т.е. каждый выполняет свою задачу в рамках общей цели, поставленной природой.

По всей видимости все живое имеет один принцип своей внутренней организации при невообразимом множестве вариаций как специализаций, так сказать, на все случае жизни, которые были и которые могут возникнуть. А человек всегда полагал и по настоящее время полагает, что он уникален. Но этого не может быть, поскольку уникальность, (если только ее не понимать как не принципиальная отличность), в принципе исключена.

То, что мы называем сознанием, приобрело различные формы физического, в данном случае, биологического выражения: от вирусов и микробов до слона и кита, животного и растительного мира, а может быть и части того мира, который мы называем не живым. Но вряд ли можно говорить о едином мировом сознании. Имеется только единый принцип создания и функционирования нечто того, что получило обозначение в нашем сознании как сознание.

 

[17] Более подробно о феномене: «Единство места. времени и действия» можно прочитать в моей одноименной статье в сборнике: В поиске своей идеи. М., 2003г. Часть 2.

[18] Слово - с р. исключительная способность человека вы­ражать гласно мысли и чувства свои; даръ говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.( К.Аксаков). Сочетанье звуковъ, составляющее одно целое, которое по себе означаетъ предметъ или понятiе; реченье. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том IV, стр.221. М., «Русский язык»,1980г. Слово – одна из основных единиц языка (речевой деятельности). Философская энциклопедия. М., Из-во «Советская энциклопедия», 1970г.стр.30. Слово - одна из основных единиц языка, служащая для наименовании предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения. Большой энциклопедический словарь. М., Научное из-во «Большая Российская энциклопедия». Санкт-Петербург, «Норинт»,1998г.

[19] Буквы в русском языке образуются путем несложного сочетания короткой и длинной черточек. Вероятно это прообраз насечек сделанных на камне каменным зубилом: одна насечка коротка черта, две насечки – длинная черта. Еще одна составляющая процесс написания и образование буквы – горизонтальная и вертикальная черта. Получается две степени свободы: расположение в пространстве и размера черточки, каждая из которых так же имеет две степени свободы: расположение по горизонтали или по вертикали; короткая и длинная черта. Получается шестнадцать вариантов, что в принципе позволяет начертить множество знаков, отражающие различные и характерные звуки. Но для русского языка хватило и 36 знаков.

[20] В связи с тем, что содержание любого объекта, в том числе и слова, определяется контекстом взаимодействия, возникает весьма интересное направление в логике – контекстуальная логика. Суть ее не соотношении общей и частной посылок (простой силлогизм), а в специальном соотношении элементов взаимодействующих объектов в рамках общей доминанты относительно исследуемого объекта. Если элементы а123 в объектах ABC являются идентичными в рамках доминанты D, то эти элементы могут образовывать самостоятельный объект.

[21] Как тут не вспомнить В. Маяковского: «Как бедна у мира слова мастерская! Подходящее от куда взять?». Из поэмы «Владимир Ильич Ленин». Правда, относил он эти сетования к невозможности полного и глубокого описания образа вождя. Но талант поэта превзошел его самого и слова предназначенные для описания узкого сегмента действительности, на самом деле приобрели широкое и глобальное звучание, настолько они точные и емкие. Так часто бывает с большими художниками. Кто-то, так же из великих, сказал: словами Гения говорит Бог. Гениальность превосходит человека, поскольку исходит от высших сил, а личность принадлежит только обществу.

[22] Предложение - соединение слов, имеющее самостоятельный смысл, т.е. выражающее законченную мысль. (См. Словарь логики).

[23] Необходимо понимать, что в данном случае мы только следуем традиции, располагая события в линейном порядке. Так удобнее оперировать историческим материалом и так нагляднее, убедительнее строится доказательство. На самом деле процессы эти происходят одновременно, при наличии в каждом временном отрезке своей доминанты. Развивается все и сразу. Так, строится любой организм и любая система. Посмотрите на развитие ребенка. В нем все находится в свернутом виде. И в процессе развития происходит разворачивание, но не сразу в одно мгновение, оно растянуто, в силу биологической и социальной необходимости, на какое-то время. И на всем этом протяжении каждый раз возникают те особенности его развития, которые становятся доминантами. Последовательность событий обязательно присутствует, так же как и параллельность совершениядействий, но временной лаг их не большой и они постоянно меняют свои лидерские позиции. Принцип единства места, времени и действия не нарушается, что следуют из другого постулата: в разное время в разных местах могут происходить разные действия. В истории философии почему-то абсолютизировали только принцип линейности.

[24] Морфология - в языкознании часть грамматического строя языка - грамматические классы слов, а также принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов; основные единицы морфологии - слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками и морфема (минимальная значимая часть слова).

[25] Необходимо отметить такое особое направление в лингвистике как генеративная лингвистика,, возникшее в 1950-е гг., благодаря американскому лингвисту Ноам Хомский. В основе лежит представление о модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, или породить, все правильные, и только правильные, предложения языка. Отличается от традиционного языкознания тем, что перевернула представления о том, как, с какой стороны языковой иерархии порождается речь: порождение речи происходит от синтаксиса к фонологии, то есть начиная с самых абстрактных синтаксических структур, а не из звуков, из которых складываются части слов, из них - слова, из них - словосочетания, а из словосочетаний предложения. (См. Большой энц. сл.)

[26] Не помню кто-то из больших мастеров слова заметил: как хорошо звучит: «Кровь с молоком», но как плохо звучит: «Молоко с кровью». Всего-то поменяли местами два слова, а смысл изменился кардинально: в первом случае смысл данного словосочетания свидетельствует о молодость и здоровье, в другом – о чем-то неприятном.

[27] Текст (от латинского textus – ткань, соединение). 1. Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение. Большой энц. сл. М., Научное из-во «Большая Российская энциклопедия». Санкт-Петербург, «Норинт»,1998г.

[28] Мне понравилась мысль Бахтина М.М. «Текст (письменный и устный) как первичная данность всех этих дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического мышления (в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках). Текст является той непосредственной действительностью (действительностью мысли и переживаний), из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления». См. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках Опыт философского анализа. (Электронная библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета. http://www.i-u.ru/biblio/archive/bahtin%5Fproblema).

[29] В этом плане простой силлогизм есть классическая логическая форма выражение структуры текста, состоящий из трех логических предложений: большой аксиоматической посылки, малой аксиоматической посылки и вывода, который принимает форму аксиоматической посылки для автора и концептуально-гипотетического знания для любого другого субъекта. По такой схеме строится, точнее должен строиться любой текст.

[30] Моделирование математическое, мысленное, натуральное и пр. есть только бесконечное приближение к истине, но всегда оно остается по эту сторону барьера, т.е. возможно истинного знания.

[31] И так до тех пор, пока автору не надоест заниматься «вязкой» текста или когда он не исчерпает тему или свои запасы знания. При этом тексты нередко становятся такими большими и неподъемными, (и нередко довольно сумбурными), что для чтения и понимания бывают просто не пригодными. Да и редко кто читает такие пространные тексты. В основном этим грешат ученые мужи, посвятившие свою жизнь исследованиям, так называемого, гуманитарного знания.

[32] Подробнее об этом можно прочитать в моей работе: «Почему люди задают вопросы», «Социология: искусство задавать вопросы» и др. Их можно найти в Эл. биб-ке Русского гуманитарного Интернет-университете: www.vusnet.ru/biblio

[33] Нередко авторы предлагают читателям свои тексты как уже содержащие истину. Чаще всего это происходит не осознанно, в силу понимания логической структуры как уже обеспечивающую истину и по содержанию. Но бывает, что авторы и лукавят, когда не хватает практических доказательств. А при исследовании неопределенных ситуаций, чем чаще всего и занимаются ученые, таких доказательств, как правило, катастрофически не хватает. Поэтом и приходится ограничиваться только логическими доказательствами. Но в иных ситуациях и это уже много.

 

[34] По некоторым подсчетам общий словарный запас среднего грамотного и образованного человека составляет 3000-5000 слов. Но из этих слов он может строить бесконечное количество предложений и соответственно текстов.

[35] И если речь идет только о страстной любви между юношей и девочкой, и о том, как печально она закончилась, то вряд ли эта история потянет на большущий роман. Страстная любовь не так богата событиями и переживаниями, приобретающие специфическую социальную форму, как кажется. Но вот задача как построить отношения между молодыми людьми, не обязательно страстно влюбленными, что бы пожениться и создать крепкую семью и народить много детей, требует уже многоакспектного и подробного описания. Соответственно требуется уже и большой по объему текст.

[36] Есть, конечно, выдающиеся и не только выдающиеся люди, которые способны держать в оперативной памяти огромные объемы информации, которые безусловно помогали им быстро оперировать ее как базой знания и в короткое время находить верные решения. Но как нам кажется память для этого не предназначена, ее основная задача оперировать обобщенной информацией, выступающей формой основных законов и правил действия в типовых ситуациях.

[37] Правда здесь остается возражение, как можно выбрать путь не осмыслив его. Но дело в том, что выбор пути есть процесс перебора возможных вариантов как типовых решений по ограниченному количеству признаков. Например, слово ресторан, предполагает готовую типовую ситуацию. Таковой ее и воспринимает сознание при отыскании решения. Но после выбора пути, необходимо его тщательное осмысление, насколько оно пригодно для решения задачи в данное время, в данном месте. Поэтому мы и говорим о разных вариантах и разной очереди решения задачи.

[38] Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т.п.); в логике, в ряде случаев в языкознании - то же, что значение. (Энц. словарь.) Смысловое содержание - содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи. Смысловое содержание предполагает наличие «акта, сообщающего смысл», благодаря которому человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосмосом. Акт, сообщающий вещи смысл, придает вещи и некую ценность; поэтому качество смыслового содержания зависит от индивидуальных особенностей в данной иерархии ценностей (см. Этика). Кроме того, смысл, который может сообщаться вещи, зависит и от ее сущности; и наоборот, он не зависит от качественной ценности вещи (не представляющее. (Философ. сл.).

[39] Можно провести такую аналогию. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания сначала описывается в понятиях, т.е. выстраивается некая понятийная конструкция. Затем ее переводят в чертежи и в «метал», претворяя в жизнь во множестве разнообразных форм. Тем самым переводят понятия в предметную область. Понятно, что понятийные конструкции и их предметная область, в данном случае двигатели в его разнообразных формах, далеко не одно и тоже. Они существуют по различным законам и правилам. Но в каждом виде претворения основного принципа заложен в полном объеме этот самый принцип. Это означает применительно к человечеству, что если сохраниться хотя одна божья коровка, то принцип живого сохранится в полоном объеме, способного для своего воспроизводства.

[40] Правда у Канта априорное знание совсем и не знание, а как бы предзнание, а точнее только врожденная программа, находящаяся где-то в глубине сознания как бы в свернутом виде. И только в результате, в процессе приобретения эмпирического знания программа разворачивается в полноценное знание. (И.Кант. Критика чистого разума. Достаточно прочитать только введение, что бы понять сущность и природу априорного знания).

[41] И сознание и то что находится вне ее есть формы бытия, в обязательном порядке являющиеся объективной действительностью относительно друг друга.

[42] Явление не выговоренное как бы и не существует. См. Илья Абель. Новый палимпсест. //Знание сила,7\2005г. Стр.14.

[43] Более подробно о факте и его природе можно прочитать, правда только в авторской интерпретации, в моей работе: «Факт и его интерпретация». В поисках своей идеи. Часть 1. М.,2000г. и Часть 2. М.,2003г. Из-во: «Русский гуманитарный Интернет-университет».

[44] Понятие ложь совсем не антитеза истинности. То, что называется ложью, есть понятийная конструкция, которая сознательно применяется к той предметной области, которая не может отразить ее сущности, а значит и решить поставленной задачи. Неосознанное применение к иной предметной области есть рядовая задача взаимодействия объектов.

[45] В логике различают общие понятия и конкретные понятия. Но это не совсем точно. То что называется конкретным понятием на самом деле чаще всего есть только символ, который в свернутом виде отражает обобщенное знание.

[46] Именно отсюда родилась мысль, что настоящего нет. Но тут же попали в логический тупик: если нет настоящего, значит нет прошлого, а значит и будущего, а значит и самой жизни. Но это только парадоксы мысли, нарушение законов построения понятийных конструкций и аксиоматических посылок. Здесь речь идет о разных формах бытия, и когда нельзя абсолютизировать ни ту ни другую из них.

[47] На этом основаны, в частности, парадоксы Б.Рассела, например, «Куча». Если из кучи песка взять одну песчинку, измениться что-либо с кучей? - спрашивает он. И сам же отвечает, следуя своей логике: Нет, не измениться. А если взять две песчинки, три и т.д. вопрошает он. Опять же ничего не измениться. А если взять n песчинок? И опять вроде бы ничего не меняется, ведь мы же все время берем по одной песчинке. И получается парадокс: песчинки берем, но куча вроде бы не меняется, а самой кучи на самом деле и нет. Парадоксы Б.Рассела это образец понятийной путаницы. Куча в физическом выражении и понятие «куча» весьма разные образования. Понятия «куча» не меняется, реальная куча меняется постоянно. Парадоксы и появляются в сознании, когда человек неверно отражает объекты, находящиеся вне его сознания, когда происходит рассогласование понятийных конструкций с объектами.

[48] Примером может служить речь Сократа в Афинском суде: сначала он описал возникшую ситуацию, так сказать, в ретроспективе, затем обратился к суду по сущности обвинения, показав, что предмета для суда по существу нет. Потом он представил задачу, которую должен решать суд (или те, кто стоит за ним), затем предложил свое решение задачи, исходя из некоторых общеизвестных и принятых посылок, делая из этого прямо противоположные обвинителям выводы и т.д. (См.: Платон. Апологетика.)

 

[49] Исследователи пишут, что у эскимосов слово снег имеет много названий, (вроде бы больше 70), описывающие различное его состояние. У горожан намного меньше, возможно всего несколько: белый, синий, черный и др.

[50] В данной работе синоним рассматривается как однотипные понятия, имеющие схожее понятийное содержания, вытекающие из некоего общего понятия, и описывающие различные ситуации. Соответственно, при каждом таком описании, имеющие различное наименование, что бы не спутать друг с другом. При этом в качестве синонима может выступать понятие из другого класса понятий, но являющиеся пограничными по содержанию понятиями.

[51] В данном случае мы пользовались хорошим словарем синонимов, подготовленным фирмой MetroMir, и любезно предоставленной на бесплатной основе для свободного доступа и скачивания в Интернете: http://www.metromir.ru/voc_syn.php

[52] Возьмите хотя бы сказку Коррел «Алиса в стране чудес». Уж чего там не накручено и все сходит, все оказывается имеет свой смысл и свое значение и никто еще не упрекнул автора в нагромождении понятий, бессмысленной их связи и чудовищных понятийных конструкций. Что не придумал, все пошло в дело.

[53] Доминанта - (от латинского dominans, родительный падеж dominantis - господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь. Доминанта есть общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанты могут реализоваться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и переживают люди.(См. культурологический словарь).

[54] Как писал В.Маяковский: «Его не объехать, не обойти, // Единственный выход - взорвать!». Тоже не всегда получается. Правда речь шла о капитализме, который и в прошлом и сейчас выступает неким доминантном в организации экономической жизни общества.

 

[55] Понятие доминанта очень близко к понятию детерминизм, но вряд ли их надо отождествлять. В понятии доминанта идеи феноменализма и детерминизма очень хорошо уживаются и разрешаться дилемма: свободы воли или жесткой предопределенности. Разрешается это противоречие, имеющее длительную философскую историю, относительно просто: полная свобода, но только в рамках детерминанты: наличие детерминанта только при наличии полной свободы.

[56] На этом принципе строится силлогизм в традиционной логике: если меньшая посылка входит в большую, то в этом случае все признаки последней автоматически переходят на меньшую посылку. Или по другому, меньшая посылка может быть включена в большую посылку, только в том случае, если они обладают идентичными признаками.

[57] Контекст (от лат. contextus - сцепление, соединение, связь) - законченный по смыслу отрывок текста или устной речи, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и методологии научного познания К. понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории. В дополнение к основному семантическому значению, которым обладает слово или предложение, взятые сами по себе, К. придает им добавочное значение, более того, он может существенно изменить это основное значение слов и предложений. Поэтому в разных К. слова и предложения могут приобретать различные значения. Иногда К. целиком придает значение некоторому термину. В таких случаях говорят о контекстуальном определении термина. Вопрос о контекстуальном значении терминов привлекает широкое внимание в методологии научного познания в связи с анализом развития научного знания, переходом терминов из старой теории в новую и изменением их значений при таких переходах. (См. Словарь логики).

[58] Так, при доминанте в обществе, какой-то идеологии, чаще всего создается специальное частотное распределение определенных слов, что образует искусственный контекст. Нередко он весьма сильно отличается от естественного контекста. Например, власть постоянно следит за частотным распределением слов специального тезауруса, (например. забота о народе, о человеке и пр.). Но анализ естественного контекста действий власти, может свидетельствовать как раз об обратном – насилие и эксплуатация своего же народа, что весьма хорошо прослеживается во всей истории России.

[59] К стати, можно логически доказать, что это не так. Если человек прожил 120 лет, то с большой долей вероятности, можно утверждать, что он может прожить еще 1 день, 2 дня N дней. Таким образом получаем феномен бессмертия, правда только логического. Эти рассуждения из серии логических парадоксов и понятийной путаницы, о чем мы говорили в сноске чуть выше. Данное логическое построение не предусматривает неизбежное качественное изменение субъекта, который в принципе исключает N-образование.

[60] Если человек строит предложение, он тем самым и занимается смыслопостроением. Но не всегда определяется смысл при построении предложении. Но всегда, если предложение построено, оно имеет смысл. Только для человека он может быть не доступен, не понятен.

[61] Например, в таком объекте как камень признак смертность отсутствует, но присутствует признак разрешения. Поэтому нельзя сказать, что все камни смертны, но можно сказать, что все камни когда-нибудь разрушаются.

[62] Подробнее об этом можно прочитать в моей книге: Почему люди задают вопросы. М., 1993г. и в др. работах.

[63] В традиционной логике если меньшая посылка входит в большую, то она сразу же приобретает характер истинной. На самом деле было бы правильно написать возможно истинной, поскольку полностью истинной она не может быть по определению. При длинной цепочке умозаключений происходит накопление небольших отклонений от истинный, что приводит к полной неистинности. В последствии в истории философии это привело к почти полному разочаровании в действенности традиционной логике в отыскании истины, от полной эйфории, что формальный метод отыскания истины найден. Правда затем все-таки поняли и установили рамки возможной действенности традиционной логики.

[64] Понятие «признак», является основным в статистическом анализе объекта, в частности, в контент-анализе. Вот почему мы здесь уделяем ему такое большое внимание, как объекту логики, и о котором более подробно будем говорить далее.

[65] Об этом более подробно можно прочитать в моей работе: Аверьянов Л.Я. «Единство места, времени и действия». В поисках своей идеи, часть 2. М.,2003г.

[66] Когда-то я занимался подготовкой законопроекта по медицинскому страхованию и тогда впервые ввел понятие трехсубъектное взаимодействие. Пациент (или застрахованный) взаимодействует с лечебным учреждением посредством страховой компании, которая выступает доминантой. Лечебное учреждение взаимодействует со страховой компанией посредством пациента, он становится доминантой. Но и пациент взаимодействует со страховой компанией посредством лечебного учреждения как доминантой. Таким образом, они должны были контролировать друг друга. Но из этого ничего не получилось. Чиновники в принятом законе закрепили одну доминанту - самих себя, т.е. Министерство здравоохранения и. тем самым, подчинили себе всех остальных субъектов, в результате, задача страховой медицины не была решена.

[67] Нередко бывает так, что предложение так сложно построено, что определить ключевое слово или субъект и предикат бывает практически не возможно, по крайней мере, очень трудно.

[68] То, что называется в логике и в философии простым следствием, на самом деле, есть ложное следование объектов: объекты принадлежат или разным действиям, или протекают в разных местах, или в разное время. Например: «Мы пойдет в кино, а затем в театр». Обычно это называет простым, т.е. не причинным следованием. И в самом деле, поход в кино не является причиной похода в театр, эти два разных действия протекают в разное время, в разных местах. То есть, при вертикальной проекции они вроде бы совпадают и оказываются на одной вертикальной линии, соответственно взаимозависимы. Но при горизонтальной проекции они оказываются совсем не связанными, разведенными по разным плоскостям: временным, пространственным или по действию.

[69] Если. Употр. 1.При присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения, в которой содержится предположительное допущение или в которой лицо или предмет являются причиной действия главной части. 2. При выражении сильного, но неосуществимого желания или предположительного действия. 3. При выражении эмоционального возражения или недоверия словам собеседника. 4. При выяснении возможности какого-либо действия, факта; 5. При выражении опасения, а также при обращении с нерешительной просьбой. 6.При присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения со значением условия, которое может быть реализовано в будущем. (Сл.).

[70] См. Аверьянов Л.Я., Почему люди задают вопросы. М., 1993г.

[71] Поскольку любой текст обязательно находится в контексте, то нередко опускаются промежуточные звенья следования, текст становится короче, но смыл его для собеседника остается понятным. Если контекст непосредственный, как например, у профессионалов, тем больше опускается промежуточных звеньев, нередко ограничивающихся только символами, формулами. «Пошел дождь […..] и мы ограничились сухарями». Но чем дальше контекст, тем больше требований к построению полного, развернутого логического текста, без пропусков каких-либо опосредованных звеньев. В этом случае, логика смысла текста должна быть представлена в полном объеме. Все связано со всем, и всегда можно найти цепочку взаимосвязи даже сильно отдаленных друг от друга объектов.

[72] В этом аспекте интересен ряд однокоренных слов слова «след»: следовать, исследовать, следствие, последовать, наследовать, преследовать, последствие, и пр.

[73] Кстати, относительно легко и, опять же, чисто логически можно доказать, что не все люди смертны, точнее есть люди, которые могут быть бессмертны. Например, мы знаем, что есть человек, проживший 120 лет. Но если он прожил 120 лет, то может ли он прожить еще один день? Да, в принципе, это возможно. А если так, то он может прожить и два, и три дня после своего 120-летия, и N-дней, т.е. бесконечно.

[74] Аксиоматика всегда была «камнем преткновением» для логиков. И до сих пор эта проблема ими не решена, т.е. не знают и не могут доказать, почему данное положение является истинным. С нашей точки зрения, аксиомой становится: 1) «поле», в котором живет человек и которое определяет его действия: 2) конвенциональное соглашение субъектов; 3) результат вопросно-ответных отношений. Аксиомой может называться и логический вывод.

[75] Платон. Федон. Сочинения. Изд-во «Мысль», М., 1970. стр. 23.

[76] Платон не дает определения понятий, что такое «душа» и что такое «мысль». По всей видимости, в его времена они были понятны всем собеседникам и не нуждались в объяснении. Того интуитивного понимания, которое в то время существовало, было вполне достаточно, чтобы решать свои задачи, например, верить или философствовать. В данном случае мы имеем дело с не расчлененным и не дифференцированным понятием. Такими понятиями пользовались и пользуются во все времена.

[77] Пускай же классики, к коим мы и себя причисляем, на нас не обижаются. Можно было бы взять пример из высказываний нашего недавнего премьера, как впрочем, и сегодняшнего, или, еще ранее, из высказываний последнего генсека или первого президента. Но тогда нам пришлось бы говорить о совсем другой логике, не похожей на классическую и никак с ней не связанную. Правда, от этого не менее интересной.

 

 

[78] Дыба - перекладина или блок, с перекинутой через него веревкой, орудие пытки в ср. века, в России в 14-18 вв.; «вздернуть на дыбу» - подвесить за руки, связанные за спиной. (БЭС). НА ДЫБЫ, НАРЕЧ. -1. Встав, поднявшись на задние ноги (обычно о лошадях). 2. перен. Не соглашаясь с чём-л., противодействуя чему-л. (Сл. Ефремова).

 

[79] Авторы нередко нарушают логику представления смысла предложения. Поэтому обращаются к редактору. Его задача выстроить предложение логически правильно, вне зависимости от содержания. Редакторы шутят: «Что такое столб? Отредактированная ель».

[80] Попутно заметим, что концептуально-гипотетическое предложение это не форма познания, а форма выражения знания, которое всегда концептуальное. В советской философии был недолгий период, когда некоторые маститые ученые заинтересовались новым направлением в философии и логике – вопросом, который они представляли как одну из форм познания. Например, Копнин П.В. Природа суждения и формы выражения его в языке. М.,1957г.; Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.,1969г.; Ильенков Э.Д. Диалектическая логика. М.,1984.; Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. - Минск, 1972.; Заботин В.В. Проблемы вопроса и ответа в логике //Философские науки. 1961. № 1.; Зуев Ю.И. Логическая интерпретация вопроса. //Логико-грамматические очерки: Сб. - М., 1961.: Лимантов Ф.С. Лекции по логике вопроса. Л., 1975.; Петров Ю.А. Опыт формализации вопросительных предложений (вопросов) //Вопросы алгоритмизации и программированного обучения: Сб. - М., 1969. В последствии, проблему вопроса стали разрабатывать уже в чисто логическом ключе, например: Сергеева К.А., Соколова А.Н. Логический анализ форм научного поиска. - Л., 1986 и др.

[81] В частности, см.: А. Зиновьев. Очерки комплексной логики. М., 2000г. «Вопрос есть языковое выражение, состоящее из двух частей: 1) часть предполагаемого или возможного высказывания; 2) языковое выражение, означающее предложение (просьбу, приказание) дополнить первую часть до некоторого истинного высказывания. Последнее есть правильный ответ на вопрос. Так что можно принять правило: из во­проса А следует вопрос В, если и только из правильного ответа на А следует правильный ответ на В».

 

[82] О частотном распределении слов в текстах и его особенностях более подробно будет рассказано далее в следующей главе: «Статистический анализ текста».

[83] Отрицание имеет богатую гамму сочетаний с другими словами: огульное отрицание, априорное отрицание, активное отрицание, всепроникающее отрицание, полное отрицание, частичное отрицание, аскетическое отрицание, прямое отрицание, косвенное отрицание, впадение в отрицание, двойное отрицание, тотальное отрицание, легкомысленное отрицание и др. Какого только отрицания не бывает, как говорится, на все случаи жизни.

 

[84] Ничто - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний, процессов в определенном нечто, или абсолютный смысл, если речь идет об отсутствии бытия как такового. Иудейско-христ. космология пытается доказывать, что Бог создал мир из ничего; Платон и Плотин рассматривают материю как неистинно сущее, как me on («ничто»), В инд. философии (см. Нирвана) говорится о переходе бытия в ничто. В философии Гегеля бытие и ничто, как чистые абстракции, тождественны по содержанию. Согласно диалектическому принципу, бытие превращается в ничто; их синтезом является становление. Сторонники экзистенциализма утверждают, что «ничто» обнаруживается лишь благодаря страху. В этом страхе заключен ужас перед всем тем, чем в действительности является «ничто». Сущность «ничто» — превращение в ничто, отсылание к сущему, погружающемуся в целое, т.е. к недействительности всего сущего. «Страх перед светлой ночью ничто порождает первоначальное откровение бытия как такового: обнаруживается, что оно есть нечто сущее, а отнюдь не ничто... И только потому, что ничто открывается в самой основе существования, сущее может вызвать у нас удивление, и основной вопрос метафизики встает в формулировке: почему вообще существует сущее, а не ничто?» (Heidegger, Was ist Metaphysik?, 1949). (Философ. энцкл.).

[85] Иногда хочется поразмышлять (написать, обосновать), что же будет после смерти и существует ли некое ничто, с тайной надеждой, что оно и в самом деле имеется. Подоплека здесь одна, как для философов, так и для простых смертных: если жизнь после смерти существует, значит, есть возможность продлить свою жизнь в другой какой-то жизни и наверняка лучшей.

[86] Отрицание - логическая операция, с помощью которой из одного высказывания получается новое высказывание; при этом, если исходное высказывание истинно, его О. не является истинным, а если оно ложно, его О. не является ложным. О. – логич. эквивалент оборота "неверно, что..." или просто частицы "не"; операция, формализующая логические свойства этих слов. О. - есть отклонение, непризнание какого-нибудь положения вещей, связи. В теорет. отношении О. является утверждением не существования. Отрицание – как философ. категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; О. - условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве. Ложь - намеренное искажение истины. Ничто – философ, категория, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. Является одним из фундаментальных понятий и рассматривается как нечто противоположное бытию.

[

Date: 2015-12-12; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию