Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контекстуальный синонимический порядок





Каждое понятие описывается некоторым количеством синонимов. Синонимом это слово-понятие, описывающее различное состояние одной и той же ситуации. Так предложение, как общее поле имеет свои объекты, которые соответственно, описываются различными словами-понятиями.

 

При решении той или иной задачи, поставленной человеком, содержание каждого такого слова-понятия уточняется некой совокупностью однородных объектов, которая получила название контекст. Однородных объектов в том плане, что они имеют идентичные элементы. Последние и образуют то содержание, смысл, который и требуется человеку.

 

Для примера, ниже мы приводим описание некоторых объектов другими объектами или словами-понятиями., которые по сути и образуют контекст, т.е. в данных рамках приведенное слово получает свое содержание. Вне этого контекста слово-понятие не имеет никакого содержания. Кроме того контексты имеют несколько уровней по нисходящей, т.н. иерархический уровень. Но в рамках которого может развиваться параллельные контексты.

 

Первый уровень контекста. Ситуация – условие, обстоятельство, установка. В рамках этого контекста можно выделить еще несколько контекстов: условие, обстоятельство, установка и пр. Так условие можно описать следующими словами-понятиями - соглашение, договор, контракт, обстановка. Но и в этом контекста можно выделить еще несколько контекстов: соглашение – пакт, конвенция, трактат и пр.

 

Возвращаемся на первый уровень контекста. Обстоятельство – причина, момент, фактор, трактат, договоренность, сговор. Далее, второй уровень контекста: причина – резон, момент, основание. Третий уровень контекста: резон – довод, аргумент, мотив, смысл. Четвертый уровень контекста: момент – время, час, мгновение, пора и пр.

 

Снова возвращаемся на первый уровень контекста: установка – агрегат, прибор, конструкция, устройство, приспособление, аппарат, блок, узел. Параллельный уровень контекста: объект – тема, предмет, объектный. В рамках этого параллельного уровня контекста устанавливается второй уровень контекста по иерархии: тема – предмет, вопрос, проблема, задача, мотив, фраза и пр.

 

Опять возвращаемся на первый уровень контекста. Э лемент – компонент, ингредиент, составляющий, часть, деталь, звено.

Возвращаемся на первый уровень контекста: Слово – обещание, посул, словесный, обет. Второй уровень контекста: обет – клятва, присяга, зарок, посул. Слово-понятие предложение как рядовой объект описывается такими словами-понятиями как суждение, предложение. В свою очередь суждение описывается такими объектами как мнение, соображение, взгляд, воззрение, точка зрения, понятие, представление и пр.

 

Таким образом мы описали практически все объекты данного понятийного поля контекста предложения. Схема конечно не полная и демонстрирует только принцип образования любого контекста, но важно еще раз подчеркнуть, что принцип понятных образований всегда один и тот же, вариаций их может быть бесконечное множество.

 

Давайте приведем еще один очень хороший пример описания понятийного поля – контекста норм социального поведения. Оно так же состоит из отдельных понятий, блоков понятий и ряда блоков понятий. Причем соотношение их в обязательном порядке иерархическое с сохранением возможности параллельного развития в рамках того или иного иерархического уровня. (См. таб. ниже)

 

Первый ряд содержит пять блоков понятий, содержащий 38 слов-понятий, которые описывают в основном довольно жесткую систему выполнения социальных законов, предписаний и норм. Используемые понятия описывают систему, что в целом необходимо, что обязательно, можно или рекомендовано для выполнения.

 

В его рамках первый блок описывает по нисходящей систему жестких правил поведения: закон, закономерность, обычай, традиция, правило, образец.

 

Второй блок описывается понятиями уже более мягкими формами поведения: инструкция, установка, директива, распоряжение, приказ, команда, предписание, указание. Если в первом блоке используется понятие закон, то во втором случае – инструкция.

 

Но уже третий блок описывает понятийные нормы стандартного поведения: стандартно, шаблонно, трафаретно, стереотипно, нормально, типично, обыденно, норма, норматив.

 

Четвертый блок понятий еще больше смягчает нормы поведения. Они (понятия) уже свидетельствуют не о жестком предписании или обычае, а о том. как люди обычно поступают: обычно, обыкновенно, как правило, типично, заурядно, ординарно, просто, обыденно, буднично, прозаично.


 

И пятый блок описывает понятия об обычном типичном поведении. Другими словами, так люди поступают только потому, что так для них привычно. Можно сказать, что такая область поведения есть результат воспитания, социализации и пр.: манера, повадка, ухватка, привычка, стиль.

 

Но имеется область понятийного описания так сказать за рамками законного, традиционного, нормативного, привычного и пр. поведения. Чаще всего его называют незаконное, анти социальное, асоциального поведении и пр. Но скорее всего его можно назвать поведения другого социального поля, которое находится или в конфликте с общепринятым нормативным полем социального поведения или простое другое в силу традиций и пр. Этот ряд блоков понятий содержит 42 слова – понятия.

 

Опять же первый блок второго ряда начинается с понятий жесткого определения такого поведения: беззаконно, противозаконно, незаконно, противоправно, бесправно.

 

Но второй блок использует понятие, которые более умерено описывают такое поведение: не умно, глупо, по дурацки, идиотично, бессмысленно, безуспешно, безрезультатно, бесполезно, бесплодно, напрасно, тщетно, зря, понапрасну.

 

Третий блок использует понятия уже запретного содержания: нельзя, запрещается, возбраняется, заказано, не разрешается, невозможно, не санкционировано.

 

Четвертый блок – понятия санкций за анти социальное поведение: наказание, возмездие, расплата, кара, мщение, нейтрализую, санкции.

 

И пятый блок понятия совсем мягкого поведения: поправляю, исправляю, настраиваю, восстанавливаю, возбуждаю, починяю, корректирую, указывание, предписание, нейтрализую, налаживаю.

 

Третий ряд блоков, содержащий 15 слов - понятий описывает системы социального поощрения за правильное поведение. т.е. соблюдение социальных норм и законов. Но не только, описывает так же систему трансформации норм через нейтральное отношение к нормам, в том числе и в случае их нарушения и поощрение (соблюдение принятых норм или их нарушение). Нейтральное отношение и поощрение становится не только нормой стабилизации социальных норм, но и их развитие. Это путь к трансформации социальной норм и создания новых.

 

Поэтому блок третьего ряд содержит понятие – нейтральное, второй блок – можно, разрешено, позволено, дано добро, санкционировано и др. Причем, как мы уже говорили, это относится не только к случаем соблюдения принятых норм, но может относится и к случаем их нарушения. Третий блок – награда, вознаграждение, поощрение и пр. Четвертый блок - переход к системе изменения социальных норм: модификации, версии, трансформации, вариации, изменения. Пятый блок – создание новых социальных норм.

 

Таблица синонимов в рамках контекста социальные нормы

1/1 блок 1/2 блок 1/3 блок 1/4 блок 1/5 блок
закон закономерность обычай традиция правило образец   инструкция установка директива распоряжение приказ команда предписание указание   стандартно шаблонно трафаретно стереотипно нормально типично обыденно норма норматив   обычно обыкновенно как правило типично заурядно ординарно просто обыденно буднично прозаично манера повадка ухватка привычка стиль  
2/1 блок 2/2 блок 2/3 блок 2/4 блок 2/5 блок
беззаконно противозаконно незаконно противоправно бесправно   не умно глупо по дурацки идиотично бессмысленно безуспешно безрезультатно бесполезно бесплодно напрасно тщетно зря, понапрасну нельзя запрещается возбраняется заказано не разрешается невозможно не санкционировано   наказание возмездие расплата кара, мщение нейтрализация санкции   поправляю исправляю настраиваю восстанавливаю возбуждаю починяю корректирую указывание предписание нейтрализую налаживаю
3/1 блок 3/2 блок 3/3 блок 3/4 блок 3/5 блок
нейтрально можно разрешено позволено дано добро санкционировано   награда вознаграждение поощрение поощрительный модификации версии трансформации вариации изменения видоизменения новые нормы

Таким образом, контекстуальный синонимический ряд всегда описывает некое понятийное поле, выраженное словами-символами. Любое понятийное образования в рамках данного понятийного пространства имеет свое содержание и смысл. Особенность контекстуального синонимического порядка заключается в том, что в силу исторических причин, является единым, связным и объективно существующим понятийным полем.


 

Можно назвать его естественными понятийным полем, поскольку оно существует как бы не зависимо от частного, конкретного исследователя и берется им как данность. В отличии от искусственного понятийного пространства, который исследователь сам создает при анализе текста, выделяя какое-либо понятийное образование в качестве доминанты, что мы и будем делать в дальнейшем в нашей работе при анализе текста.

 

Но вся сложность заключается в том, что практически в явном виде концептуальный синонимический порядок не используется. Он находиться как бы на втором уровне смыслового пространства. Вся строгая синонимическая иерархическая система выступает лишь своеобразной кристаллической решеткой, системой координат в рамках которой и строится любой искусственный понятийный образ текста.

 

Например, возьмем второй уровень первого блока контекстуального синонимического ряда: «беззаконно, противозаконно, незаконно, противоправно, бесправно», (см. выше таблицу синонимов). При анализе текста, так или иначе связанного с нарушениями социальных норм, мы обязательно будем рассматривать их полностью или частично в данном синонимическом ряду, и обязательно в той смысловой иерархической системе, которая объективно в ней заложена.

 

Это означает, что разворачивающиеся события в анализируемом тексте, события происходят в той или иной типовой ситуации, которая в обязательном порядке имеет свое обозначение. В силу этого, ее особенности легко переносятся на иную по содержанию ситуацию, что позволяет относительно легко определить ее смысл и содержание.


 

Так, называемая, не типовая ситуация есть просто вариации взаимодействия типовых ситуаций. Именно поэтому ее возможно в принципе познать, понять и использовать при решении своих задач. В случае появления нетиповой ситуации, она просто раскладывается на какой-то синонимический ряд типовых ситуаций с учетом специфики их взаимосвязи. Но затем снова складывается, но уже как понятая и тем самым превращающая в известную и типовую ситуацию. Так происходит приращение знаний.







Date: 2015-12-12; view: 520; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию