Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики





Методология педагогической науки

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.

Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.

Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.

В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования.

Задача методических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.

Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.

Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:

–общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;

–общенаучная методология;

–знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;

–специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии.

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т.д.

Взаимосвязь педагогической науки и практики

Партнерский, равноправный характер взаимодействия педагогической науки и практики - важное условие обогащения практики современными теориями, а науки - новыми идеями и концепциями. Взаимодействие позволяет науке осуществлять более тесную связь со школьной практикой и теми реальными проблемами педагогов, которые они сегодня испытывают.

Значимым для сотрудничества является реализация разнообразных форм взаимодействия теории и практики. Эти формы могут быть как постоянными (экспериментальные площадки, методические сообщества, проблемные лаборатории методические объединения учителей, кафедры), так и временными (проектные, творческие группы педагогов, модульные команды). Таким образом, взаимодействие педагогической науки и практики - необходимое условие развития муниципальной системы образования.








Date: 2016-02-19; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию