Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Методология педагогической науки В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной. В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования. Задача методических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества. Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются: –общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний; –общенаучная методология; –знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики; –специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования. Связь педагогики с другими науками Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т.д. Взаимосвязь педагогической науки и практики Партнерский, равноправный характер взаимодействия педагогической науки и практики - важное условие обогащения практики современными теориями, а науки - новыми идеями и концепциями. Взаимодействие позволяет науке осуществлять более тесную связь со школьной практикой и теми реальными проблемами педагогов, которые они сегодня испытывают. Значимым для сотрудничества является реализация разнообразных форм взаимодействия теории и практики. Эти формы могут быть как постоянными (экспериментальные площадки, методические сообщества, проблемные лаборатории методические объединения учителей, кафедры), так и временными (проектные, творческие группы педагогов, модульные команды). Таким образом, взаимодействие педагогической науки и практики - необходимое условие развития муниципальной системы образования. Date: 2016-02-19; view: 533; Нарушение авторских прав |