Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Власть, управление и социальное регулирование в догосударственном обществе
Общество – это совокупность людей, которые исторически поколениями проживают на определенной территории, связанные определенной общностью, экономической, политической, духовной жизни, государственно-правовое пространство. Власть – это одна из форм управления соц процессами, при которой согласованная совместная деят-ть людей подчиняется определенному руководящему началу, путем определения доминирующего значения воли одних людей для воли других людей. Власть возникает при социализации человека, начинает формироваться на уровне формирования человеческого стада, когда появляется потребность в управлении соц процессами. 1. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д. 2. Социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях. 3. Совпадение субъекта и объекта (объект воздействия) власти - источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Власть была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. 4. повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и другие «должностные лица» рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было. 5. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. 6. отношения регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место занимало табу (запрет). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей, сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). 7. В догосударственном обществе, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника). 8. Власть носила личностный характер, т.е. распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера. Date: 2016-02-19; view: 610; Нарушение авторских прав |