Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личностные особенности юношеского возраста
Ранняя юность привносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с предшествующими годами. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре юноши или девушки. И все это накладывает свою печать на черты эмоциональной жизни и особенности личности в юношеском возрасте. Характеризуется период ранней юности тем, что в это время заканчивается половое созревание. Происходят серьезные изменения в психическом развитии юноши и девушки, становится более критическим их мышление. У юношей и девушек возникает серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмотрению того, в чем он хорош, в чем плох, к самовоспитанию.
У юношей и девушек появляется большая эмоциональная восприимчивость ко многим явлениям действительности; действия и поступки людей, к которым старшие школьники раньше были равнодушны, начинают вызывать у них отчетливый эмоциональный отклик. Характерной чертой психологии юношеского возраста является устремленность в будущее. Вера в собственные силы, ощущение безбрежных горизонтов, которые открывает перед юношами и девушками жизнь, создают у них оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило, у юношей и девушек не бывает резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков, скоропалительных суждений о людях, их качествах и чертах. Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно, что в этот период не бывает внутренних конфликтов, противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша и девушка испытывают большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо сознаваемых жизненных целях, приводит иногда к внутреннему недовольству, метанию от одних целей к другим. Некоторые жизненные обстоятельства (неудовлетворительные результаты учения, конфликт в семье и т. д.) могут создавать у учащихся этого возраста плохое настроение. Возможность неожиданного «бунта» против принятых норм поведения, желание стать в оппозицию к окружающим, недоверие к суждениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожиданной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и события. У юношей и девушек появляется стремление подумать о смысле жизни, о том, что может явиться предметом приложения их сил. Центральный психологический процесс юношеского возраста — развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного Я. Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Центральным моментом развития личности в юности является развитие самосознания, динамика саморегуляции образов Я. Психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску. Необходимость играть роль усиливает внутреннюю напряженность. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на то, что думают о них окружающие. Чем ниже самоуважение человека, тем больше вероятность, что он страдает от одиночества. Пониженное самоуважение делает весьма невысоким уровень социальных притязаний личности, побуждает ее уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, т. к. не верят в собственные силы. А это, в свою очередь, подкрепляет их заниженную самооценку. Важнейшим моментом развития личности в этом возрасте является выстраивание жизненной перспективы. В юности чувство непрерывности своего Я, преемственности во времени подвергается испытанию. Восприятие собственного психологического времени становится весьма напряженным. А то, как оно воспринимается, — важный фактор, определяющий внутреннюю картину становления личности. Юноши или девушки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, личностный регресс. Прошлое воспринимается как «золотой» период, где осталось все лучшее, что действительно отвечает главнейшим ценностям личности. У других, напротив, настоящее и прошлое тесно спаяны, образуют общий полюс, а другой такой же полюс составляют столь же тесно спаянные идеальное и будущее Я. Встречается и такой вариант, когда все три временных измерения Я изолированы друг от друга: настоящее не выводимо из прошлого, а будущее не есть продолжение настоящего. Как видно, здесь исповедуется такая концепция собственного развития: детство — это детство, будущее — нечто совсем противоположное, а принадлежащая мне юность — третий мир, особый, несопоставимый ни с чем (так бывает, когда старшеклассник включен в так называемую «юношескую культуру», принадлежность к которой питает чувство его самоидентичности).
Date: 2016-02-19; view: 2411; Нарушение авторских прав |