Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания подростка





Подростковый возраст является сенситивным для развития самосознания личности. У подростков возникает интерес к себе, качеств своей личности, потребность оценить, сравнить себя с другими, разобраться в своих переживаниях. На основе развития самосознания, рост требований к себе, нового положения среди сверстников и старших у них появляется стремление к самовоспитанию. Они пытаются развить в себе положительные качества, преодолеть отрицательные черты. Но сравнительно небольшой жизненный опыт и еще не сформирован жизненный мировоззрение нередко порождают противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовывать её.

Самопознание подростка

Формирование отношения подростка к себе как личности преодолевает в два этапа, соответствующих младшем и старшем периодам подросткового возраста. На первом этапе происходит осознание своего отличия от ровесников, утверждение своей принадлежности к миру взрослых. Ему свойственны некритическое подражание внешних манер взрослых, ощутимая зависимость от группы сверстников. На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ребенок, начинает осознавать своеобразие своей личности. Снижается его зависимость от группы сверстников. Если они заставляют подростка поступать вопреки его представлениям о себе, он может не согласиться с ними, отстоять свое мнение. Старшего подростка характеризуют повышенное внимание к внутреннему миру других людей, к самоанализу, появление способности к самовоспитанию.

Индивидуальный подход в воспитании подростков должен основываться на учете потребности отношение к ребенку как к личности, различий в полу, темпераменте, интеллекте, способностях и характере. Педагог призван помогать подросткам в выборе индивидуальных (социально приемлемых) путей самовыражения, способом самоутверждения.

Особое значение в развитии самосознания подростка имеет формирование собственного образа физического Я - представление о своем телесный образ, сравнение и оценка себя с точки зрения эталона \"мужественности\" или \"ж женственности \"Этот образ является основой разнообразных увлечений детей. Ребята, например, начинают заниматься спортом, особенно силовыми его видами, обеспечивающие укрепление физической силы. Девушки увлекаются ритмической гимнастикой, чтобы быть стройными, привлекательными, раскованными.

В последнее время в некоторых девушек-подростков наблюдается нервная анорексия (греч an (обозначает отрицание) и orexis - аппетит) - стремление выглядеть худыми, страх перед толстением. Несмотря на то что их вес и так меньше нормы, они начинают ограничивать себя в еде, перегружают с себя физическими упражнениями, иногда употребляют слабительные средства. Стремление соответствовать идеалу стройной женщины превращается в болезненную манию, может вызвать полное физическое истощение, даже угрожать жизни. У отдельных девочек-подростков, как и у взрослых женщин, наблюдается нервная булимия (греч bus - бык и limis - голод) - потеря контроля за своим питанием, вплоть до приступов обжорства. После таких приступов девушки испытывают чувство отвращения к себе, угрызения совести, депрессию.

Представление о своей внешности не случайно является важнейшим в самосознании подростка Оно связано с тем, что признаки взрослости ярко проявляются в изменении его тела. Именно внешние признаки взрослости определяют его статус в обществе ровесников.

Чрезмерное внимание к образу физического Я в самосознании подростка является временным, однако естественным, нормальным, субъективно значимым явлением. Зная это, взрослые должны избегать бестактных, иронических оценок и его внешности. Ведь любая негативная публичная характеристика его взрослым может повлечь тяжелые психические травмы, последствия которых нередко проявляются спустя много лет.

Пытаясь помочь подростку пережить этот тяжелый для него этап зрелости, прежде всего следует установить с ним искренние, доверительные отношения, помочь осознать, что его понимают, разделяют его переживания, ценят и уважают его таким, какой он есть. Приверженность взрослых снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному Я, освещает часто ему неизвестны, но одобряемые другими качества его личности.

В мотивационной сфере и поведении подростка целом прослеживаются два противоположных стремления - к индивидуализации, эмансипации во всех сферах жизни (особенно в отношениях с родителями) и к подчинению и интересам группы сверстников (иногда разновозрастных групп хулиганов), подражание (внешнего вида, интересов и т.д.), общего подчинения моде. Речь идет о стремлении выделиться, страх нивелировать себя, свое Я, свою индивидуальность, которые только начинают проявляться, и не менее сильное желание найти свою референтную группу и стать \"одним из\", слиться с ней, обществом, миром, почувствовать себя их частью.


По утверждению русского психолога Игоря Кона, стратегия воспитания подростка сведена к формуле: \"человек раскрывается в коллективе\". Но гипертрофированная потребность в Группировке, которая с определенного момента начинает восприниматься как взаимный надзор, сужает естественный для человека страх одиночества.

Характерной особенностью самосознания подростка является выше, чем у младшего школьника, уровень активности в самопознании. До подросткового возраста развитие самосознания осуществлялся стихийно, без целенаправленного включения личности в этот процесс, в подростковом возрасте самосознание все больше начинает вызывать процесс управления ребенком своим поведением.

Осознание себя, становления Я-образа подростка связаны с формированием образа Другого. Чаще всего таким значимым другим является ровесник, общение с которым особенно важно. Однако эта особенность имеет специфические проявления: когнитивно простые подростки (очень схематично, поверхностно анализируют внутренний мир человека) идентифицируют себя с широким кругом сверстников, акцентируя сходства между собой и всеми ими; когнитивно сложные (в анализе внутреннего мира человека стремятся проникать в суть самых разных аспектов человеческой личности) - уподобляют себя лишь некоторым ровесникам, подчеркивая одновременно собственную отличие от них общем, идентификацию себя со сверстниками переживают все подростки, она является этапом формирования их Я-образа.

В подростковом возрасте, а именно в переломный его момент (13-14 лет), Я-образ становится очень неустойчивым, теряет свою целостность. Подросток особенно остро чувствует противоречие, неустроенность своего Я, с обусловлено неопределенностью уровня притязаний, трудностями переориентации по оценке других на самооценку. Уход от прямого копирования образцов поведения других людей требует развития способов самопознания и самоанализа, которые у подростков еще недостаточно сформированы. Это порождает противоречие между острой потребностью подростков в самопознании и неспособностью адекватно реализовать ее, следствием чего является снижение уровня адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития Я-образа.

Несмотря ограниченные возможности подростков для самопознания, они проявляют высокую восприимчивость к коррекции негативных стремлений, поведения и социально неодобряемых качеств.







Date: 2016-02-19; view: 559; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию