Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекционное занятие № 2
Тема. Предмет фонетики как науки о звуковых средствах языка Цель: План лекционного занятия Фонетика как раздел науки о языке. Виды фонетики. Фонетические единицы. Суперсегментные единицы звукового строя языка. Физиолого-акустическая характеристика гласных звуков русского литературного языка, их позиционные и комбинаторные изменения. Физиолого-акустическая характеристика согласных звуков русского литературного языка, комбинаторные и позиционные изменения согласных звуков. Проблема слога, основной закон слогораздела, структура и типы слогов в современном русском языке. Предмет и задачи фонологии. Понятие фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах. Позиции фонем. Содержание лекционного занятия Фонетический уровень языка. Фонетика – наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия. Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка. Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка. Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика. Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную. Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики. Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов (говоров) конкретного языка. Сопоставительная, или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография, занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия, изучающая нормативное литературное произношение. Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический). Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. (Материал, относящийся к данному вопросу, прорабатывается студентами самостоятельно по фонетическому разделу любого учебника введения в языкознание). Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п. (Материал, относящийся к данному вопросу, как и к предыдущему, прорабатывается студентами самостоятельно). Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка. Отсутствие ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного аспектов фонетики и наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с такими дисциплинами, как морфология, лексикология, дериватология (учение о словообразовании), синтаксис и др. Речевой аппарат, его устройство. Понятие об артикуляции Наша звуковая речь представляет собой сложное явление, которое следует рассматривать в трех аспектах: 1.анатомо-физиологический 2.акустический аспект (изуч. слышимость звуков) 3.лингвистический (языкознание) Анатомо-физиологический аспект. Человеческая речь – это прежде всего биологическое явление, функция нашей центральной нервной системы. Значительно более доступны для изучения структура и движения периферийных органов речи анатомо-физиологический аспект, исследованием которого и занимаются в этом плане фонетисты. Периферийные органы речи. Произносительный аппарат. В человеческом организме нет органов специально существующих исключительно для образования звуков речи. Эту функцию выполняют дополнительно органы, основным назначением которых являются различные физиологические функции, например, дыхание, полость рта, носа и т.д. Система производительных органов разделена на 3 группы: 1.дыхательные органы, подающие воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуков речи, 2.гортань, т.е. голосообразующий орган, 3.надгортанные полости, т.е. звукообразующие органы. 1. Дыхательные органы. Воздушная струя выдыхается из легких, пронизанные мельчайщими сосудами, которые заканчиваются пузырьками, называющимися легочными альвеолами. Внутри альвеол находится воздух. Альвеолы переходят в сосуды, которые образуют бронхиальные ветви, они соединяются в одну – трахею, заканчиваясь гортанью. Свои основанием легкие прикреплены к грудобрюшной преграде – диафрагме. 2. Гортань состоит из хрящей. Основу составляют: - перстневидный хряц (основание гортани) - щитовидный хрящ - пирамидальные хрящи - самой существенной частью гортани при образовании голоса являются голосовые связки. 3. Надгортанные полости: - полость глотки - полость рта (существенная часть для образования звуков речи, самым подвижным органом которой является язык) - полость носа Активные и пассивные органы речи. Под активными понимаются органы, способные производить самостоятельные движения. К ним относятся: губы, язык, мягкое нёбо с маленьким язычком, стенки глотки и голосовые связки. К пассивным речевым органам следует отнести: твердое нёбо, альвеолы, зубы, а так же носовая полость. Акустический аспект Звуки речи представляют собой, как и всякий звук в природе, колебательные движения упругой среды, т. е. атмосферного воздуха. Каждый звук обладает определенными качественными характеристиками: 1. высота звука. 2. силу звука. 3. тембр звука. Количественная характеристика – длительность. 1. абсолютная 2. относительная Два типа длительности: 1. фонетический 2. фонологический Артикуляция – это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Артикуляция – это сложный процесс, состоящий из трех этапов: А) экскурсия (приступ) – органы речи приготовились для производства звуков, заняли исходные позиции; Б) выдержка – органы речи совершают определенные движения; В) рекурсия (отступ) – органы речи возвращаются в исходное положение. [б] – голосовые связки напрягаются, губы смыкаются, поднимается нёбная занавеска. выдержка экскурсия рекурсия (приступ) (отступ) Если несколько звуков: выдержка выдержка экскурсия рекурсия При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией. Ее основные принципы: 1. каждая буква должна обозначать звук, не должно быть букв, не обозначающих звуков; 2. каждая буква должна обозначать один звук, а не сочетание звуков; 3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук. Фонетическое членение речи. Фонетика изучает фонетические средства языка: звук, слог, ударение, интонацию. Речь представляет собой непрерывный поток звуков, который расчленяется с помощью пауз. Членение речи зависит от смысла и от физиологических особенностей. Это членение отражает физиологию дыхания, но главное – это смысл (нужно выделить смысловые группы в речевом потоке), Л.В. Щерба исходил из единства смысловой и звуковой стороны языка, и смысловую сторону он считал главной, ведущей. Date: 2016-02-19; view: 1298; Нарушение авторских прав |