Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и поводы конфликтов





Классификация конфликтов Конфликты разнообразны и различаются по характеру, уровню напряженности, имеют место вертикальные конфликты, горизонтальные и т.п.; нередко встречаются конфликты смешанного типа. Рассмотрим четыре основных типа конфликтов.

1. Bнyтриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений,потребностей, порождающих стрессы. В данном случае участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. "Две души живут в моей груди...", - писал Гёте. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся буриданову ослу.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм - это ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы, или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показали, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также в связи со стрессом.

2. Межличностный конфликт - эго самый распространенный тип конфликта. На предприятиях (организациях) он проявляется по-разному. Чаше всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из руководителей считает, что, поскольку ресурсы ограниченны, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.



Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности:

(1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;

(2) проявляется весь спектр известных причин - общих и частных, объективных и субъективных;

(3) для субъектов конфликтного взаимодействия они являются своеобразным способом проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

(4) характеризуются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

(5) межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

3. Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании работников предприятия пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены, а кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли. Несмотря на то что этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, заботится об интересах компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

4. Межгрупповой конфликт может иметь место даже в самых лучших организациях, так как все они состоят из множества формальных и неформальных групп. Между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним путем снижения производительности. Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.

Причины конфликта

Задача создания здорового социально-психологического климата в коллективах организации диктует необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами.

У всех конфликтов есть несколько причин их возникновения, основными из которых являются: ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

1. Ограниченность ресурсов, пожалуй, самая распространенная причина, приводящая к конфликтам на предприятии, так как даже в самых крупных организациях ресурсы ограниченны, а люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.



2. Взаимозависимость задач увеличивает возможность возникновения конфликта. Такая возможность существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Например, директор книготоргового предприятия объясняет низкий уровень продажи книжной и полиграфической продукции пассивностью в работе маркетинговой службы предприятия. Руководитель маркетинговой службы, в свою очередь, винит отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение.

Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, последние же считают, что от них требуют невозможного.

3. Различия в целях увеличивают вероятность возникновения конфликта по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. В таких организациях подразделения могут сами формулировать свои цели и уделять больше внимания их достижению. Так, например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из потребностей рынка; при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции.

4. Различия в представлениях и ценностях также являются причиной возникновения конфликта. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только тс варианты, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

5. Неудовлетворительные коммуникации могут быть как причиной, так и следствием конфликта. Плохая передача информации мешает отдельным работникам или группе понять ситуацию или точку зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новый порядок оплаты труда, увязанный с производительностью, призван не "выжимать соки" из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что темп работы замедлится.

Предъявление взаимоисключающих требований к работе может действовать как катализатор конфликта.

Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.








Date: 2016-02-19; view: 112; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию