Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры заданий В6
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е), отражающих интересы различных социальных групп». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) единство; В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Изменения таковы: 1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения – факты, суждения – оценки, суждения – теоретические утверждения. Пример. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину. Определите, какие положения текста имеют: 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических утверждений; Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Ответ:
2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Скорректированы требования и усовершенствованы критерии оценивания задания С9. Пример. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Философия: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А.Амбарцумян) Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т.Хейне) Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г.Ананьев) Политология: «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше».(И.В. Гёте) Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершаетсяего нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф.Кони) Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К10 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания. 3. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8. Пример С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания. Пример С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания. Итак, изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 годом: 1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание. 2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе. 3. Скорректированы требования задания С9. 4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.
По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%. Марина Офёркина, - 04.12.2012 Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям. Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности). В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание. Задание В5i Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста имеют: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер. Наука различает три вида социальных фактов: · Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. · Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные). · Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар". Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт. Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д). С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б). Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны. Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории. Таким образом, правильный ответ:
А теперь порешаем?! Примеры заданий В5ii
(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей. Определите, какие положения текста носят Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
№ 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявляется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке. Определите, какие положения текста носят: Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответыiii
По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию результаты работ более половины участников оказались в диапазоне 41–60 баллов. По сравнению с 2011 г. средний балл за выполнение работы снизился, возросло число выпускников, набравших менее 40 баллов, а также число не преодолевших минимальную границу. Последних стало 5,9% против 4,5% в 2011 г. Но и существенно увеличилось количество выпускников, набравших 100 баллов (80 человек). Марина Офёркина, - 05.11.2012 Среди заданий с выбором ответа более низкими показателями отличаются задания на оценку верности двух суждений (А4, А9, А12, А16, А20). Давайте вспомним, что все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, «человек является «творцом» культуры». Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, «к особенностям социального познания относятся совпадение объекта и субъекта познания и ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В этом случае высказывание можно разделить на два суждения: «особенность социального познания – совпадение объекта и субъекта познания» и «особенность социального познания – ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В их анализе нужно быть особенно внимательным, поскольку одно простое суждение в составе сложного может быть верным, а второе ошибочным. В результате, утверждение в целом нельзя отнести к числу верных суждений. В нашем примере оба простых суждения в рамках сложного суждения верны. Следовательно, и всё утверждение верно. Большинство суждений, включённых в данную разновидность заданий ЕГЭ, относятся к простым. Например: 1. Верны ли следующие суждения о личности? 2. Верны ли следующие суждения о налогах? 3. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп? 4. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений? 5. Верны ли следующие суждения о политической деятельности? 6. Верны ли следующие суждения о правах работника? Обратите внимание на формулировку условия задания. Оно завершается указанием на общий для приведённых суждений предмет рассмотрения. В примере 1 объектом рассмотрения является понятие личность, в примере 2 – сущность налогов, в примере 3 – многообразие социальных групп, в примере 4 – гражданские правоотношения и т. д. Суждения, имеющие общий предмет рассмотрения, называются сравнимыми. Сравнимые суждения могут быть совместимыми (не противоречащими друг другу) и несовместимыми. Например, в первом примере суждения являются несовместимыми: в одном случае утверждается, что «основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения», в другом – «большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение». Пояснение к заданию 1. Пример: Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки? По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию в части 1 (А) более низкие показатели приходятся на задания, связанные с проблемами познания. В разделе «Познание» важно обратить внимание на следующие вопросы: Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. (Практический материал см. Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012) По экономическому разделу курса проявляются пробелы в знаниях некоторых базовых понятий, например: «спрос», ВВП, «государственный бюджет». Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определённого периода. От чего зависит объём и структура спроса? Спрос зависит как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые сопутствующие товары. Неценовые факторы спроса: Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Она равна относительному изменению величины спроса, делённому на относительное изменение цены. Если эластичность больше единицы (Е > 1), то спрос называется эластичным; если эластичность меньше единицы (Е < 1), то спрос называется неэластичным. К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щётка), труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки). От чего зависит эластичность спроса? ВВП – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями. Различают два показателя: 1) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; 2) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах. При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Методы подсчёта ВВП: Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства. Источники доходов: Задания на «спрос» уже рассматривались в статье «Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011». 2. Государственный бюджет 3. Источники средств государственного бюджета называются 4. Что является доходом государственного бюджета? 5. Что является доходом государственного бюджета? 6. Доходами государственного бюджета являются 7. Средства государственного бюджета используются для 8. Причиной дефицита государственного бюджета является 9. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику? 10. Прямым следствием дефицита государственного бюджета является 11. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете? В области политологии по-прежнему вызывает затруднение понятие «форма государства».
Примеры заданий: 2. Монархия – это 3. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является: 4. Монархия не может быть 5. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 6. Если глава какого-либо государства получает власть по наследству, а законы принимаются представительным органом и исполняются правительством, то такая форма правления называется 7. Унитарное государство – это 8. Какой из указанных терминов характеризует направление политики государства? 9. Какая форма правления была установлена в Российской Федерации по Конституции 1993 года? 10. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся) 11. Переведите на русский язык латинское слово «totalitas», давшее название тоталитаризму: 12. Какой из указанных признаков характеризует государство тоталитарного типа? 13. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее: 14. Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту: 15. Отход от тоталитарного режима проявляется в: 16. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти у одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является 17. Отличительным признаком авторитарного государства является 18. Понятие «диктатура» определяет 19. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется 20. Характерной чертой современного демократического общества является 21. Отличительной чертой демократического режима является наличие 24. Прямое влияние граждан на принятие 25. Представительная демократия предполагает 25. Прямая демократия в России нашла свое воплощение в Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной деятельности. По теме «Гражданство РФ» обратите внимание на следующие вопросы: 1. Что такое гражданство? Примеры заданий 2. Верны ли суждения о гражданстве РФ?
Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема. Марина Офёркина, - 06.01.2012 За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai – опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора (Современная энциклопедия). В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение». Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт». Контрольно–измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания, обозначенные как К1, К2 и К3. Среди критериев (критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило), по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. Таблица критериев выглядит следующим образом:
При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что… 1) мне понятен смысл высказывания; 2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема; 3) смогу выразить свое отношение к высказыванию; 4) владею терминами; 5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта». Date: 2015-12-12; view: 905; Нарушение авторских прав |