Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры заданий В6





1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е), отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

 

 

Изменения таковы:

1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения – факты, суждения – оценки, суждения – теоретические утверждения.

Пример. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений;

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

 

 
А Б В Г Д
         

 

2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Скорректированы требования и усовершенствованы критерии оценивания задания С9.

Пример. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Философия: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А.Амбарцумян)

Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т.Хейне)

Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г.Ананьев)

Политология: «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше».(И.В. Гёте)

Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершаетсяего нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф.Кони)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К10 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.


 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания.
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.  
К2 Характер и уровень теоретической аргументации.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.  
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения.  
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой.  
К3 Качество фактической аргументации.
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.  
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.  
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису.  
  Максимальный балл  

 

Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания.

3. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8.

Пример С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.) 2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: − «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.  
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.  
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений. ИЛИ Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в одном-двух составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 


Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания.

Пример С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитываются: наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах  
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы).  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух изотмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.  
План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта.  
Максимальный балл  

 


Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания.

Итак, изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 годом:

1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.

3. Скорректированы требования задания С9.

4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

 

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.

Марина Офёркина, - 04.12.2012

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности).
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Задание В5i

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

· Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

· Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

· Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

 

Фактические суждения Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Оценочные суждения Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени - это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным.
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос
  Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
  Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
  Это мнение может объясняться низким уровнем образования

 

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Таким образом, правильный ответ:

 

А Б В Г Д
         

 


А теперь порешаем?!

Примеры заданий В5ii


№1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

№ 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответыiii

 

№ задания А Б В Г Д
№1          
№2          
№3          
№4          
№5          
№6          
№7          
№8          
№9          

 

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию результаты работ более половины участников оказались в диапазоне 41–60 баллов. По сравнению с 2011 г. средний балл за выполнение работы снизился, возросло число выпускников, набравших менее 40 баллов, а также число не преодолевших минимальную границу. Последних стало 5,9% против 4,5% в 2011 г. Но и существенно увеличилось количество выпускников, набравших 100 баллов (80 человек).

Марина Офёркина, - 05.11.2012

Среди заданий с выбором ответа более низкими показателями отличаются задания на оценку верности двух суждений (А4, А9, А12, А16, А20).

Давайте вспомним, что все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные.

Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, «человек является «творцом» культуры».

Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, «к особенностям социального познания относятся совпадение объекта и субъекта познания и ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В этом случае высказывание можно разделить на два суждения: «особенность социального познания – совпадение объекта и субъекта познания» и «особенность социального познания – ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В их анализе нужно быть особенно внимательным, поскольку одно простое суждение в составе сложного может быть верным, а второе ошибочным. В результате, утверждение в целом нельзя отнести к числу верных суждений.

В нашем примере оба простых суждения в рамках сложного суждения верны. Следовательно, и всё утверждение верно.

Большинство суждений, включённых в данную разновидность заданий ЕГЭ, относятся к простым. Например:

1. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. В зависимости от характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Б. Формальные группы создаются для выполнения определённого круга общественных задач.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?
А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.
Б.Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения о политической деятельности?
А. В политической деятельности могут участвовать лишь выдающиеся личности.
Б. Политическая деятельность является необходимым компонентом любого государства.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения о правах работника?
А. К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.
Б. Одно из прав работника - получение полной достоверной информации об условиях труда.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Обратите внимание на формулировку условия задания. Оно завершается указанием на общий для приведённых суждений предмет рассмотрения. В примере 1 объектом рассмотрения является понятие личность, в примере 2 – сущность налогов, в примере 3 – многообразие социальных групп, в примере 4 – гражданские правоотношения и т. д. Суждения, имеющие общий предмет рассмотрения, называются сравнимыми. Сравнимые суждения могут быть совместимыми (не противоречащими друг другу) и несовместимыми. Например, в первом примере суждения являются несовместимыми: в одном случае утверждается, что «основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения», в другом – «большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение».

Пояснение к заданию 1.
А – неверно, т. к. основные качества личности проявляются во взаимоотношении с обществом и другими людьми.
Б – верно, потому что личность формируется только в социуме.
В примере 3 – суждения не противоречат друг другу, поскольку в одном случае речь идёт о классификации социальных групп, в другом – о специфики формальной группы.
Характеристику парных суждений следует дополнить ещё одной чертой – их эквивалентностью. В эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль. И суждения будут либо истинны, либо ложны.

Пример:

Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?
А. Экономика – наука о принципах функционирования рыночных механизмов.
Б. Экономика – наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных ресурсов.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию в части 1 (А) более низкие показатели приходятся на задания, связанные с проблемами познания.
В рамках статьи невозможно рассмотреть весь теоретический материал. Поэтому я остановлюсь на перечислении вопросов, на которые необходимо обратить внимание.

В разделе «Познание» важно обратить внимание на следующие вопросы:

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.
Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

(Практический материал см. Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012)

По экономическому разделу курса проявляются пробелы в знаниях некоторых базовых понятий, например: «спрос», ВВП, «государственный бюджет».

Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен.
Различают:
1) спрос индивидуальный (спрос одного лица),
2) рыночный спрос на данном рынке и
3) спрос совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары).

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определённого периода.

От чего зависит объём и структура спроса? Спрос зависит как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые сопутствующие товары.

Неценовые факторы спроса:
1) цены на сопряжённые товары;
2) потребительские предпочтения;
3) число покупателей;
4) ожидания изменения цены;
5) доход.

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
В его основе лежат три причины:
1) эффект нового покупателя,
2) эффект замещения и
3) эффект дохода.

Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Она равна относительному изменению величины спроса, делённому на относительное изменение цены. Если эластичность больше единицы (Е > 1), то спрос называется эластичным; если эластичность меньше единицы (Е < 1), то спрос называется неэластичным. К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щётка), труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки).

От чего зависит эластичность спроса?
1) Наличие товаров-заменителей;
2) объём предложенного товара;
3) необходимость покупки;
4) время покупки.

ВВП сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

Различают два показателя: 1) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; 2) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах. При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Методы подсчёта ВВП:
1) по расходам: суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);
2) по доходам: суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;
3) по добавленной стоимости: по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения.

Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.

Источники доходов:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций. Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет). Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.

Задания на «спрос» уже рассматривались в статье «Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011».
Приведу примеры заданий на знание государственного бюджета.
1. Государственный бюджет – это
1) роспись доходов и расходов государства на год;
2) стоимость совокупного продукта, созданного в стране;
3) сумма проданных товаров;
4) внутренний и внешний долг государства.

2. Государственный бюджет
1) относится только к промышленным предприятиям;
2) является рекомендацией и не обязателен для исполнения;
3) принимается на срок не менее пяти лет;
4) имеет статус закона.

3. Источники средств государственного бюджета называются
1) инвестициями;
2) государственным заказом;
3) статьями дохода;
4) социальными пособиями.

4. Что является доходом государственного бюджета?
1) средства от продажи государственных облигаций;
2) заработная плата администрации главы государства;
3) акционерный капитал;
4) субсидии малому бизнесу.

5. Что является доходом государственного бюджета?
1) заработная плата государственных служащих;
2) арендная плата за использование государственных земель;
3) государственные субсидии пищевой промышленности;
4) социальное пособие по безработице.

6. Доходами государственного бюджета являются
1) доходы от приватизации предприятий;
2) дивиденды по акциям, принадлежащим гражданам;
3) проценты за кредит, предоставляемые коммерческими банками;
4) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению.

7. Средства государственного бюджета используются для
1) финансирования фундаментальных научных исследований;
2) выплаты авторских гонораров в частном издательстве;
3) составления экономического прогноза коммерческих банков;
4) снижения налогов с оборонных предприятий.

8. Причиной дефицита государственного бюджета является
1) высокий уровень налогов;
2) рост внешнего долга;
3) ограниченность природных ресурсов;
4) активная внешнеэкономическая деятельность фирм.

9. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику?
1) приводит к отмене отдельных видов налогов;
2) сдерживает экономический рост;
3) снижает мотивацию к труду;
4) усиливает неравенство в доходах населения.

10. Прямым следствием дефицита государственного бюджета является
1) рост государственного долга;
2) сокращение числа частных предприятий;
3) снижение производительности труда;
4) ограничение экономической свободы.

11. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Налоги играют второстепенную роль в доходах государственного бюджета.
Б. Решающее значение в доходах госбюджета принадлежит доходам от продажи государственного имущества.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

В области политологии по-прежнему вызывает затруднение понятие «форма государства».

 


Примеры заданий:
1. Федерация – это
1) признак государства;
2) форма территориально-государственного устройства;
3) один из политических режимов;
4) функция государства.

2. Монархия – это
1) признак государства;
2) форма правления;
3) тип политического режима;
4) функция государства.

3. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является:
1) федерация;
2) конфедерация;
3) унитарное государство;
4) республика.

4. Монархия не может быть
1) абсолютной;
2) дуалистической;
3) конституционной;
4) президентской.

5. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
1) парламентская монархия;
2) президентская республика;
3) парламентская республика;
4) абсолютная монархия.

6. Если глава какого-либо государства получает власть по наследству, а законы принимаются представительным органом и исполняются правительством, то такая форма правления называется
1) унитарным государством;
2) парламентской монархией;
3) парламентской республикой;
4) федерацией.

7. Унитарное государство – это
1) признак государства;
2) форма территориально-государственного устройства;
3) тип политического режима;
4) функция государства.

8. Какой из указанных терминов характеризует направление политики государства?
1) неэффективная;
2) рутинная;
3) последовательная;
4) демографическая.

9. Какая форма правления была установлена в Российской Федерации по Конституции 1993 года?
1) парламентская республика;
2) президентская республика;
3) смешанная республика;
4) ограниченная монархия.

10. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)
1) территориальное устройство государства;
2) методы осуществления государственной власти;
3) функции, осуществляемые государством;
4) форма государственного правления.

11. Переведите на русский язык латинское слово «totalitas», давшее название тоталитаризму:
1) целостность, полнота;
2) деспотизм;
3) авторитарная власть;
4) диктатура.

12. Какой из указанных признаков характеризует государство тоталитарного типа?
1) внесудебное преследование представителей оппозиционных движений;
2) разделение и независимость ветвей власти;
3) свободное распространение информации по каналам средств массовой информации;
4) регулярные конкурентные выборы в представительные органы всех уровней.

13. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:
1) существует монополия на власть одной политической партии;
2) граждане обязаны подчиняться законам;
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества;
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе.

14. Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту:
1) наличие в государстве армии, полиции и других вооружённых отрядов;
2) милитаризация общественной жизни;
3) гарантия прав и свобод граждан;
4) разделение властей.

15. Отход от тоталитарного режима проявляется в:
1) проявлении нового канала государственного телевидения;
2) проведении альтернативных выборов;
3) ослаблении инфляции;
4) расширении полномочий прокуратуры.

16. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти у одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является
1) революционным;
2) авторитарным;
3) либеральным;
4) демократическим.

17. Отличительным признаком авторитарного государства является
1) опора на традиционные институты – церковь, армию;
2) неограниченная власть вождя;
3) унитарное государственное устройство;
4) контроль за средствами массовой информации.

18. Понятие «диктатура» определяет
1) признак государства;
2) форму правления;
3) тип политического режима;
4) функцию государства.

19. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) всесторонним контролем над жизнью общества;
2) верховенством исполнительной власти;
3) милитаризацией общественной жизни;
4) политическим плюрализмом.

20. Характерной чертой современного демократического общества является
1) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы;
2) открытый публичный характер деятельности властей;
3) закрытость власти от общества;
4) отсутствие свободных средств массовой информации.

21. Отличительной чертой демократического режима является наличие
1) разветвленной системы законов;
2) государственной цензуры;
3) нескольких политических партий;
4) разделения властей.

24. Прямое влияние граждан на принятие
политических решений – это
1) представительная демократия;
2) избирательная система;
3) парламентаризм;
4) непосредственная демократия.

25. Представительная демократия предполагает
1) прямое выражение личностью ее интересов через референдумы;
2) прямое участие личности в осуществлении государственной власти;
3) отказ граждан участвовать в политическом процессе;
4) участие граждан в политике через своих депутатов.

25. Прямая демократия в России нашла свое воплощение в
1) работе Государственной Думы;
2) голосовании по партийным спискам;
3) принятии федеральных законов;
4) принятии Конституции РФ 1993 г.

Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной деятельности.

По теме «Гражданство РФ» обратите внимание на следующие вопросы:

1. Что такое гражданство?
2. Основания приобретения гражданства:
а) по рождению;
б) натурализация;
в) оптация;
г) усыновление (удочерение).
3. Упрощённая процедура приёма в гражданство РФ.
4. Утрата гражданства РФ.
5. Многогражданство или безгражданство.
6. Граждане иностранных государств.
7. Права и обязанности гражданина РФ.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
Б. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о гражданстве РФ?
А. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким-либо основания его утратившие, имеют право восстановиться в нем.
Б. Российские граждане, проживающие за пределами страны, находятся под защитой и покровительством России.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба верны;
4) оба неверны.

 

Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема.

Марина Офёркина, - 06.01.2012

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai – опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора (Современная энциклопедия). В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение».

Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт».

Контрольно–измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания, обозначенные как К1, К2 и К3. Среди критериев (критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило), по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим.

Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

Таблица критериев выглядит следующим образом:

 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
  Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
  Представлена и пояснена собственная позиция выпускника  
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена  
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
  Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы  
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации  
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация  
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  

 


При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…

1) мне понятен смысл высказывания;

2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;

3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;

4) владею терминами;

5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».







Date: 2015-12-12; view: 905; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.102 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию