Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
основные приоритетные направления развития американской системы со⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 63
5, вклад ИПК РАО В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СО является ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии. основан в 1929 году. (8 видов специальных школ и 15 программ специального школьного обучения). 1.Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России (руководитель: д.п.н. Н.Н.Малофеев)Особое внимание уделено изучению ведущей тенденции современного этапа – интеграции детей с отклонениями в развитии в систему массового образования. Описаны социо-культурные условия и закономерности развития образовательной интеграции в контексте интеграции социальной в разных странах мира, проанализированы особенности развития интегративных подходов к образованию в России.Результаты исследования легли в основу отечественной концепции интеграции в образовании и соответствующих ей вариативных моделей интеграции.Важнейшим результатом проведенных в данном тематическом разделе исследований "Программа скоординированных мер для планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития".2.Ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии (руководитель: д.п.н. Е.А.Стребелева).Большую роль в поиске эффективных решений проблем ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции развития детей с врожденными сенсорными нарушениями сыграли разработанные в Институте электрофизиологические и педагогические методы оценки степени и характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия.3.Научно-методическая поддержка функционирующей системы образования разных категорий аномальных детей (руководитель: д.п.н. Т.С.Зыкова).Исследования сотрудников в этом разделе носят практико-ориентированный характер. Результатом проведенных исследований является разработка учебных программ, создание методических пособий, рекомендаций, дидактических материалов для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов.4.Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии (руководитель: к.п.н. Н.Д.Шматко) Посвящен разработке одной из самых острых и дискуссионных проблем современного этапа развития отечественной системы специального образования. В рамках раздела в последние годы осуществляются работы, охватывающие вопросы интегрированного обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии: детей с нарушениями слуха, зрения, речи, ОДА, с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом.С этой целью в рамках раздела в последние годы ведутся разработки методических рекомендаций для учителей массовых школ, частных методик, обеспечивающих необходимый коррекционный компонент интегрированного обучения детей с различными отклонениями в развитии. Так, разработаны и опубликованы методические рекомендации педагогам массовых дошкольных и школьных учреждений, в которые могут быть интегрированы.5.Компьютерные технологии корекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами (руководитель: к.п.н. О.И.Кукушкина).Рассматриваются возможности и условия совершенствования системы СО за счет внедрения компьютерных технологий.6.Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта..Исследования в области коррекционного обучения детей со сложной структурой дефекта базируются на методологических, теоретических и методических подходах, разработанных в дефектологии в предшествующие десятилетия применительно к обучению слепоглухих детей, так как именно в этой области были достигнуты выдающиеся и широко признанные в мире результаты (Соколянский Мещеряков Скороходова др.). 7.Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностям8.Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей (руководители: д.психол.н. Л.П.Григорьева)Результаты фундаментальных нейро-психофизиологических исследований явились основанием для создания комплексной модели компенсации нарушений когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.9.Создание системы непрерывногообразования для преподавателей дефектологических факультетов. С целью совершенствования методов подготовки и переподготовки специалистов. 23, структура основной модели интеграции, реализуемой в европейской системе со Примером, достойным подражания, можно считать существующую в Великобритании модель интеграции, при которой специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на наше дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется. Занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации. Во всех западных странах имеется свой собственный опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями. Как правило, в каждой стране есть своя модель педагогического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В большинстве созданы внешкольные ресурсные центры или местные службы поддержки, которые направляют «специального учителя» для оказания помощи образовательному учреждению или конкретному педагогу, в классе у которого обучается ребенок с особыми образовательными потребностями. «Специальный учитель» обычно является профильным специалистом, но он может также выполнять и иные функции, например координатора усилий остальных учителей в процессе их взаимодействия с проблемным ребенком. Нужно отметить, что помощь не всегда оказывается специалистами системы образования – это могут быть сотрудники социальных служб и системы здравоохранения. В небольших европейских странах имеются национальные службы сопровождения, в них мультидисциплинарная команда специалистов разрабатывает программы помощи «нетипичному» ученику, которые могут иметь действенность подзаконных актов. Однако главная помощь осуществляется в рамках учебного заведения, причем где-то главный упор делается на работу с ребенком, интегрированным в среду нормально развивающихся одноклассников, где-то основное внимание уделяется поддержке педагогов, работающих с ребенком. Кроме того, есть школы, в штате которых имеются «ассистенты» учителей или дополнительные специалисты (или и те и другие одновременно), в других – основная нагрузка по работе с ребенком с ОВЗ ложится на плечи классного руководителя или педагога-предметника, непременно консультируемых и поддерживаемых сотрудниками ресурсных или психоло-медико-педагогических центров. Как отмечается в докладе Европейского агентства развития, в настоящее время используются как минимум четыре основные формы поддержки: 1.превентивные меры; 2.информационно-консультативная поддержка (характеристика имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными учебными материалами, техническими средствами обучения, методиками специального обучения и др.); 3.дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной программы и процесса обучения; 4.улучшение условий пребывания и обучения ребенка, интегрированного в среду общеобразовательной школы (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение их квалификации, разделение ответственности, материально-техническое оснащение учреждения и др.). При этом в докладе выделяются такие основные стратегии организации поддержки, как предоставление общей и специфической информации, вовлечение в действие и изменение системы школьного образования. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные учебные заведения – закономерный процесс. Она осуществляется как в зарубежных странах, так и в странах постсоветского пространства (в Белоруссии, Армении, на Украине, в Казахстане). Организация интегрированного обучения – это ответ на государственный заказ и социальный запрос общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития. 24, состояние программ ранней диагностики и коррекции нарушенного развития детей с овз, реализуемых за рубежом Современная модель ранней помощи в Швеции ориентирована на концептуальнуюмодель, называемую «Модель системного развития».акцент делается наребенке, особенно – на сопоставлении его с возрастными нормативами развития.Большинство диагностических и коррекционных мер сосредоточены на ребенке, маловнимания уделяется взаимодействию с родителями и сверстниками, оценке среды и семьи.В США деятельность служб основана на праве человека получить к нимдоступ, если у него выявлены какие-либо специфические проблемы, являющиеся «критериемдоступа» в эти службы. В данной стране не существует практики обучения всех вообщедетей раннего возраста или ухода за ними – организация этого процесса полностью ложитсяна семью. Дети получают право доступа к соответствующим службам только послевыявления у них определенных проблем или отнесения их к группе риска. Таким образом,большая часть служб ранней помощи в США является специализированными, ифокусируются на специфических группах детей или на отдельных детях. В Швециисуществует система раннего обучения и ухода для всех детей, включая детей совз постепенно сформировалась “семейно-центрированная модель” ранней помощи. Ее развитию и упрочению способствовало возникновение мобильных служб ранней помощи, когда не родители с ребенком должны были приезжать к специалистам, а наоборот, специалисты приезжали для оказания психолого-педагогической помощи ребенку и его семье. В большинстве западноевропейских и других стран обычной практикой за последние два десятилетия стало надомное визитирование представителей мобильной службы ранней помощи.В новой модели подверглась изменениям и позиция родителей ребенка с ограниченными возможностями. Благодаря оказываемой им психологической и педагогической поддержке, формированию у них определенной абилитационной компетентности и мотивации, близкие ребенку взрослые стали равноправными участниками процесса оказания ему комплексной помощи, ведущими Действующими лицами в повседневном процессе стимулирования его развития.Одной из важных форм построения зарубежных моделей раннего социально-педагогического вмешательства являются организация и функционирование лекотек (от шведск. leko – игрушка) – библиотек игрушек. Впервые лекотеки появились в Скандинавских странах в середине 60-х гг. прошлого столетия. К 1990 г. они функционировали уже в 21 стране мира, а в Швеции – стране, основательнице этого движения, – их число достигло 75.Деятельность лекотек предусматривала использование игр и игрушек для обретения и расширения опыта семейно-соседских отношений, для общения, налаживания социальных контактов внутри семьи и между семьями. 25, современное состояние системы со в регионе В системе специального образования области обучается 44 684 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. ОБУЧАЮТСЯ ИНТЕГРИРОВАННО 2009-2010 уч. год - 4587 детей с ограниченными возможностями здоровья 2010-2011уч. год – 4714 детей. Из них: С ЗПР – 3661 человек С У/О – 880 человек. Количество получающих коррекционные услуги в системе образования области Всего 44 684 ребёнка с ОВЗ, в т.ч.: 19 425 (43,4%) детей с ТНР, 13 150 (29,4%) - с ЗПР, 5 754 (12,8%) - с У/О, 3 145 (7%) - с НОДА, 2 592 (5,8%)–с нарушением зрения, 618 (1,3%) – с нарушением слуха. Организация обучения детей-инвалидов 9275 детей-инвалидов обучается в системе образования, в т.ч.: 4 069 человек (43,8%) – в школах; 1477 человек (15,8%) – на дому с учителем; Организация обучения детей на дому 2135 детей обучается на дому, в т.ч.: 1187 человек (55,5%)– по специальным программам; 630 человек (29,5%)– обучаются на дому родителями В дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области 1 459 специальных групп компенсирующего и комбинированного вида 19 998 детей с ограниченными возможностями здоровья Специальные (коррекционные) учреждения области Всего 50 СКОУ I-VIII видов, в них 7 317 детей с ОВЗ. В 10 СКОУ - 440 групп для дошкольников, В 10 СКОУ - классы для детей с тяжелой патологией развития. В СКОУ занято 3 579 работников, из них -1709 педагогов, -197 медицинских специалиста
18, основные приоритетные направления развития европейской системы со Система специального образования решает задачи создания наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации в дальнейшей жизни. Одним из новых значимых приоритетов специального образования является проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в системе общего образования. При обследовании состояния здоровья детей с нарушениями развития в столичных специальных школах было выявлено несколько случаев ухудшения состояния здоровья. По этой причине в настоящее время осуществляется поиск путей улучшения системы специального образования. В условиях демократизации общеобразовательной школы каждый педагогический коллектив и учитель в нем имеют право на творчество в решении любой педагогической проблемы, тем. более что сама проблема выделения специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания, остается дискуссионной, ряд ученых говорят о том, что детей с отклонениями не следует выделять в отдельную группу, что для дальнейшей полноценной адаптации в обществе ребенку лучше сразу оказаться в условиях, близких жизненным. В настоящее время в коррекционной педагогике изучаются процессы сегрегации и интеграции аномальных детей в учебно-воспитательном процессе, апробируются первые варианты развивающих программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями. Другим новым приоритетом в системе специального образования является оказание ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии. Исследования специалистов показали, что чем раньше выявляются отклонения в развитии и причины их появления, чем раньше ставится диагноз, тем быстрее и лучше можно оказать больным детям существенную качественную квалифицированную помощь. Еще одним приоритетом в специальной педагогике является корректировка личностной жизненной позиции больного ребенка. От личностной реабилитации зависит самооценка ребенком своего «я», правильное восприятие окружающего мира, формирование адекватных форм социального поведения. При вовремя скорректированной самооценке личности улучшаются возможности компенсирующего обучения и лечения имеющихся дефектов, даже в сложных сочетаниях. Социально адаптированный больной ребенок гораздо меньше страдает нравственно и психически, что благоприятно действует на всю клиническую картину. Взаимосвязь специальной педагогики с медициной и психологией также является новым приоритетом в этой области. Такое сотрудничество позволяет устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формированию целостного научного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Date: 2016-02-19; view: 499; Нарушение авторских прав |