Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Есть в тетради. Командный тип экономики – экономическая система, при которой ресурсы распределяются централизованноКомандный тип экономики – экономическая система, при которой ресурсы распределяются централизованно, единым орга- ном управления. В чистом виде ни командная, ни рыночная экономика не существуют. В отдельных странах могут преобладать либо команд- ные, либо рыночные начала. Если основным принципом управления ре- сурсами и благами является управление экономикой из единого центра, при помощи органов власти, в таком случае речь идет о административ- но-командной системе Административно-командная система – экономическая система, существующая на основе государственной собственности на ресурсы, централизованного планирования и управления, командных методов распределения ресурсов. Главные признаки административно-командной системы: 1. Общественная собственность на средства производства и неко- торые предметы потребления. Эта собственность характеризуется как общенародная. Объектами общенародной собственности выступают земля и ее недра, предприятия и организации, жилые комплексы и объ- екты инфраструктуры и пр. 2. Создаваемые блага являлись также общенародной собственно- стью. Продукция, создаваемая предприятиями, была, по сути, собствен- ностью не коллектива этого предприятия, а общенародной собственно- стью. 3. Управление общенародной собственностью осуществляли орга- ны государственной власти – министерства, ведомства, Совет мини- 86 стров и пр. Органы государственной власти решали вопросы об объемах и номенклатуре производства, о поставщиках и покупателях продукции предприятия, о ценах. 4. Наем на работу и распределение рабочей силы по отраслям и предприятиям, размер заработной платы определялись также органами власти. 5. Основной формой управления экономикой была система плани- рования и выполнения государственных планов. В государственные, чаще всего пятилетние планы закладывались количественные задания по выпуску продукции, уровню жизни населения, инвестициям в эко- номику, добыче полезных ископаемых, строительству новых предприя- тий и пр. Предусматривались также меры по реализации плановых за- даний. 7. Система социальной защиты была также преимущественно госу- дарственной, предусматривающей бесплатное предоставление социаль- ных благ. 6. Существовавшая административно-командная система преду- сматривала использование рыночных принципов. Системы заработной платы стимулировали производительность труда, количество и качество труда. Распределение предметов потребления строилось также на ры- ночных принципах, на покупках и продажах благ. Итак, административно-командная система строится на принципах планового начала, распределения благ органами власти в сочетании с элементами рыночной экономики. Переходу к экономической системе рыночного типа в нашей стране во многом способствовала проблема экономического роста. Сложившаяся в СССР административно-командная экономическая система имела доста- точно много положительных черт. В частности, она способствовала кон- центрации ресурсов для решения общегосударственных задач, оказалась эффективной во время довоенной индустриализации, Второй мировой войны, восстановления разрушенного войной хозяйства. В послевоенные годы за счет экономического потенциала страны, созданного трудом со- ветского народа, обеспечивался высокий уровень социальной защищенно- сти граждан. В стране не было безработицы, система образования и здра- воохранения была бесплатной и доступной. Размеры пенсий позволяли гражданам пенсионного возраста удовлетворять свои потребности. Однако следует признать, что вместе с ростом экономического по- тенциала нарастали проблемы, которые показывали, что ресурсы и воз- можности административно-командной системы исчерпаны. Объемы производства уже не позволяли эффективно управлять экономикой ре- гионов из единого центра Особенно медленно стала расти производительность труда. В сельском хозяйстве складывалась не- стабильная ситуация, были периоды спада из-за климатических условий. Производство расширялось в основном за счет экстенсивных фак- торов, что снижало отдачу капитала и тормозило рост производительно- сти труда. Проблемой страны стало внедрение достижений НТП, в чем 88 не были заинтересованы промышленные предприятия. Материальные стимулы к повышению качества, изменению ассортимента, снижению затрат отсутствовали вследствие планового распределения ресурсов, го- товой продукции по ценам, установленным государством. Обострилась проблема конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке. Не только качественные показатели, но и количественные пара- метры экономического роста (среднегодовые темпы изменения произ- водимой продукции) стали сокращаться. Несмотря на рост ВВП, в стране не были устранены дефицит товаров, очереди и нормированное распределение благ
|