Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика Петра 1 в области государственного управления





Реформы первой четверти XVIII века неотделимы от личности Петра I, который принадлежит к числу выдающихся исторических деятелей.

В жизни государств внешние войны и внутренние реформы обыкновенно не совмещаются, как условия, взаимно противодействующие. При Петре I война являлась обстановкой реформы, даже более - имела орга-ническую связь с его преобразовательной деятельностью, вызвала и направ-ляла ее. Но и при нем сказывалось это неестественное соединение взаимно противодействующих сил: война оставалась тормозом реформы, а реформа затягивала войну, вызывая глухое народное противодействие и открытые мятежи, мешавшие собрать народные силы для окончательного удара врагу.

Ученые много спорили о том, была ли реформа достаточно подготовлена и шла навстречу сознанным нуждам народа, или Петр навязал ее народу как нежданный и насильственный акт своей самовластной воли. Подготовлялось преобразование вообще, а не реформа Петра. Это преобразование при мирном ходе дел могло растянуться на много поколений. Впоследствии крестьянская реформа подготавливалась же целое столетие.

Петр Великий придавал огромное значение реформе государственного аппарата. В основе этой реформы лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Кратко суть их такова: поскольку государство есть творение не бога, а человеческое, сам человек может его усовершенствовать, превратить в идеальный инструмент преобразования общества.

Реформа госаппарата началась в конце 1717 г. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Это был отход от средневековой системы управления, когда были смешаны территориальное и функциональное управление, разнобой в обязанностях чиновников. Теперь вводилась специализация коллегий и четкое разделение функций. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государ-ственных приходов и расходов) и т. д.

В 1721 г. была образована Духовная коллегия-Синод. Постоянно сталкиваясь со знаменитой "московской волокитой" в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников, описывающую подробно всю работу, режим, делопроизводство. Регламенты, как замысливал их Петр, отнюдь не были просто инструкциями. Он стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, госуправления. За нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава.

Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Высшим правительственным учреждением являлся Сенат, учрежденный в 1711 г. Сенат занимал ключевое положение в Петровской государственной системе. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сенат а. Итак, вместо Боярской Думы, стал Сенат. Боярская дума имела аристократический состав, состояла преимущественно из людей знатного, боярского рода, занимавших высшие правительственные должности, притом она привыкла действовать под непосредственным руководством государя.
Петр отошел от этих традиций. Он создал такой орган, который мог действовать и в его отсутствие, куда назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие ледовыми качествами и искренне преданные государю.

Затем при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства - прокуратура.

Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны - фискалы доносили о делах прокурорам. Создание нового полноценного государственного аппарата было бы можно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления - местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции - на уезды.
Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборными бурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сбором податей и других налогов.

Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилило роль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участие профессиональных военных в госуправлении.


Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах, введенной в 1722 г. Значение Табели о рангах состоит в том, что были приведены в систему и унифицированы все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, которые определяли ступени роста и продвижения чиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской и гражданской. Важное значение имело право доступа в дворянство и лицам «подлого происхождения» своим деловым качествам. Дослужившие до 8-го ранга также получали наследственное дворянство и все вытекающие из этого привилегии.

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Уже люди екатерининского времени понимали, что обновление России нельзя было предоставлять постепенной, тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

 

 

29. Социально-экономическая политика Петра 1.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавною государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция “меркантилизма”. (Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь - в достижении активного баланса во внешней торговле).

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополии на заготовку и сбыт определенных товаров.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось “по дворам”, то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета (копейки, денежки и полушки) чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы.

По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски - соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы – казенные субсидии и льготы.

Примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленною предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (прежде всего убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику. Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.

Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория “вольных и гуляющих”.


18 января 1721 г. Петр 1 подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.

Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в "Табеле о рангах" 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или “рангов”. По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы рядового солдата или канцеляриста.

Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили “первостатейные”. В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.

 







Date: 2016-02-19; view: 1714; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию