Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание. Если при выполнении работ по нарядам имели место аварии и электротравмы, то эти наряды следует хранить в архиве предприятия





18. Роль информационного обеспечения в управлении. Основные требования. Структура информационного обеспечения.

Информация изначально выступает как обязательный элемент управленческой деятельности. Понятие "управленческая информация" включает сведения о системе и внешней среде, необходимые для принятия решений. От своевременности ее получения, полноты и достоверности зависит не только успех, но, более того, выживаемость любого предприятия или организации, причем в рыночных условиях роль данного фактора стократно возрастает.

В публицистике широко используются эпитеты, сравнивающие информацию с воздухом, а информационные потоки — с кровеносной системой организации. Истинность подобных высказываний очевидна, причем не только в оценке значимости этого ресурса, но и в отношении к нему со стороны управляющей подсистемы. Пока объем воздуха достаточен и он насыщен кислородом, человек не думает о нем, и только в условиях его дефицита остро ощущает потребность в глотке свежего воздуха. Так и информация. Она рассеяна повсюду и окружает нас постоянно, содержится в прошлом опыте, в знаниях, приобретенных в процессе образования, в привычных подсобных материалах—справочниках, указателях, средствах массовой информации. Это тот уровень информационного обеспечения, который складывается стихийно и позволяет удовлетворить элементарные потребности в каких-то сведениях и данных. В современных условиях динамично меняющегося общества этого недостаточно. Необходима целенаправленная, продуманная, хорошо организованная работа с информацией, которая и составляет суть деятельности по организации информационного обеспечения управления.

Осознание необходимости такого подхода к информации происходит в обществе неравномерно, что зависит от его системных свойств — открытости и динамичности. В первую очередь с этой проблемой столкнулись страны, развивающиеся на основе рыночной экономики. Здесь уже сейчас доля занятых обработкой информации становится преобладающей в общей структуре занятости населения, а информационно-аналитические службы превратились в обязательный элемент любой организации.

Внимание к процессам информационного обеспечения характерно и для отечественной практики управления, хотя специфика советской системы наложила на рассматриваемую деятельность особый отпечаток. С позиций синергетического подхода советское общество можно охарактеризовать как закрытую систему. И это в полной мере применимо к управленческой деятельности и важнейшей ее составляющей — информационному обеспечению. Оно было замкнуто на внутреннее пространство организации, внешние контакты носили формальный и строго регламентированный характер. Цели, направления развития предприятий, учреждений всех уровней задавались извне в виде планов, приказов, постановлений, поэтому потребность во внешней информации в управленческих структурах отсутствовала. Проблемы с покупателями и поставщиками решались вне организации, на более высоком уровне управления — в ведомствах и министерствах. Как результат подобной централизации преобладающее значение приобретали сведения о состоянии и результатах деятельности самой организации, т.е. внутренняя информация, представленная в отчетной форме.

Таким образом, в отечественной практике информационно-аналитической работы в организациях различных уровней все усилия и внимание сосредоточивались на сборе, обработке внутренней информации, которая оформлялась в виде документов. Создание единых систем управленческой документации и внедрение общих принципов организации документооборота — наиболее значимые достижения отечественного опыта информационного обеспечения.

Формирование открытого общества, базирующегося на развитии рыночных отношений, способствовало перемещению центра тяжести в информационной деятельности с внутренних факторов на внешние, характеризующие условия и тенденции изменения той среды, в которой функционирует организация.

Для успешного развития в новых условиях возникает насущная потребность изучения и анализа таких элементов окружающей среды, как рынки сбыта, потребители, конкуренты, ресурсы и их поставщики, социально-экономические тенденции эволюции общества и др. Все это - внешняя информация, работа с ней предполагает выявление источников данных, анализ их достоверности, преобразование первичной информации в агрегированные показатели, прогнозы и т.д. Данный уровень информационной деятельности строится не только на учете и контроле информационных единиц, но на анализе, обобщении, моделировании отдельных ситуаций и процесссв, разработке различных вариантов развития, т.е. требует участия специалистов особого типа — аналитиков, умеющих целенаправ-

ленно работать с информацией, специфику деятельности которых можно сравнить разве что с работой разведчиков.

Подготовка такого специалиста включает не просто освоение какой-то совокупности технических приемов сбора и обработки информации, а общегуманитарное образование, позволяющее легко ориентироваться, анализировать и преобразовывать информационные потоки, пронизывающие общество и соединяющие тысячами нитей производственные структуры с окружающей средой.

Таким образом, информационное обеспечение, являясь важнейшей частью управленческой деятельности, в настоящее время занимает особое стратегическое положение и требует осознания его роли, содержания, внутренней структуры и тенденций развития. Исследования показывают, что до 60 — 80\% управленческого труда используется на работу с информацией, в том числе 30 — 40 \% — на ее получение, 10 — 14 \% — на передачу и первичную обработку и 20 — 25\% — на аналитическую обработку и вычисления'.

В широком смысле слова термин "информационное обеспечение" означает предоставление информационных ресурсов в распоряжение какого-либо объекта или субъекта, т.е. это специфическая деятельность, которая нацелена на решение следующих задач:

определение потребностей в информации, установление ее источников, организация сбора, хранения, преобразования, поиска сведений, необходимых для принятия управленческих решений и достижения основных целей организации. Все вьппе перечисленное можно обозначить как создание управленческой информационной системы, обеспечивающей потребности в информации всех нуждающихся в ней - от рядовых работников до руководителей высшего звена управления;

обработка и преобразование информации в аналитическую форму, отвечающую потребностям служб управления;

организация эффективных коммуникационных каналов, обеспечивающих быструю передачу данных внутри организации и обмен с внешней средой;

координация всех функциональных процессов в организации — планирование, производство, учет, контроль и т.д. Четкость и стабильность работы предприятия непосредственно зависят от своевременности поступления сигналов от УИС.

Си.Катрич СВ. Процесс принятия решений и АСУ. М., 1980. С. 171.

Таким образом, система информационного обеспечения — это совокупность данных о целях, состоянии, направлениях развития объекта и окружающей его среды, организованная во взаимосвязанных потоках сведений. Эта система включает методы получения, хранения, поиска, обработки данных и выдачи их пользователю1. Основная цель информационного обеспечения — наиболее полное удовлетворение потребности управляющей системы в информации, позволяющей разработать, принять и реализовать выполнение оптимальных решений, которые обеспечивают достижение целей организации.

Эффективность принимаемых решений зависит от того, насколько своевременной, полной и достоверной информацией об управляемом объекте владеет лицо, принимающее решение. Вот почему информационное обеспечение приобретает особую значимость и актуальность.

Системный анализ информационного обеспечения предполагает: во-первых, рассмотрение его как одного из элементов системы управления; во-вторых, оно само состоит из нескольких составных частей, каждая из которых относительно самостоятельная и имеет свои закономерности развития; в-третьих, информационное обеспечение рассматривается как динамичная система, находящаяся в постоянном развитии, причем скорость изменения отдельных составляющих может быть различна.

Таким образом, ИОУ реализуется на практике через создание управленческой информационной системы, т.е. системы, помогающей управленцам решать стоящие перед ними задачи. УИС часто соотносят с понятиями "общая" и "интегрированная" система.

Развитие производства и управления на протяжении человеческой истории связано с постоянным усложнением и увеличением числа функций и задач управления, а также с ростом количества информации, необходимой для осуществления этих функций. Если первоначально информационное обеспечение было персонифицировано, т.е. управленческая информационная система функционировала на основе данных, хранящихся в памяти одного человека (или небольшой группы людей), который управлял всей системой, то в дальнейшем произошел переход от первичной интегральной системы к децентрализованной, когда процесс управления осуществляется дифференцированно множеством специалистов, выполняющих отдельные функции. Информационное обеспечение в этих условиях

См.Юрганизация управления промышленным производством. М., 1980. С. 194.

приобретает сложную структуру, разбивается на составные блоки, организация которых осуществляется во многом автономно, различными специалистами и в рамках самостоятельных подразделений организации.

Управленческая информационная система в реальной практике разбита на ряд составляющих подсистем, связанных между собой. Взаимодействие подсистем осуществляется путем организации информационных потоков, для которых свойственны дублирование информации, ее параллельная обработка. И тот и другой моменты существенно замедляют оборот информации и должны быть сведены к минимуму.

В зависимости от применяемых информационных технологий и используемых в управленческой системе носителей информации информационное обеспечение можно подразделить на традиционное и автоматизированное. Традиционное ИОУ базируется на ручных методах работы с информацией, основным носителем и каналом передачи ее выступает документ, а сама управленческая информационная система представляет мозаичную совокупность узкофункциональных локальных подсистем, выполняющих самостоятельные задачи, которые в свою очередь, в зависимости от содержания информационных массивов и организации поиска, могут быть подразделены на документальные и фактографические.

В управлении сложилась система информационного обеспечения, которую можно назвать традиционной, она реализована в виде ручных управленческих информационных систем с определенными общими параметрами. Ей свойственны следующие характеристики:

структура информационных потоков соответствует сложившейся структуре управления и ориентирована прежде всего на удовлетворение информационных потребностей отдельных подразделений, а не на систему в целом. В каждом подразделении организации формируются свои информационные системы, включающие системы документации, конкретный информационно-справочный и нормативный материал и т.д.;

ограниченные возможности информационного моделирования сложных ситуаций в управлении. Информационные массивы функциональных подразделений фактически автономны, мало связаны, это ограничивает возможность системного использования информации, предопределяет возникновение проблем согласованности и сопоставимости данных, скоординированности действий отдельных подразделений;

См. подробнее: Мазур Л.Н. Информационные системы: Теоретические проблемы. Екатеринбург, 1997. С.35. Документальные системы решают задачи поиска документов, их описаний и адресов. Фактографические системы предназначены для хранения и поиска конкретных сведений об объектах реального мира.

высокий уровень избыточности потоков данных и массивов ин формации. Для обеспечения потребностей подразделения в сведениях воз никает необходимость их многократного дублирования,и это приводит, как ни парадоксально, к значительным потерям информации;

— жесткая ориентация информационных систем на определенную систему показателей, традиционно сложившиеся варианты и алгоритмы обработки информации, которая основана главным образом на ручных приемах, что также ограничивает гибкость информационной системы, быстроту ее реакции на запросы.

Таким образом, одной из важнейших проблем традиционной системы информационного обеспечения, которая по-прежнему занимает господствующее положение в управленческой деятельности, является интеграция разнообразных локальных управленческих информационных систем, согласованность и оперативность их взаимодействия, что невозможно без модернизации технологической основы информационной деятельности, одним из направлений которой является применение компьютерных технологий.

В традиционном информационном обеспечении можно выделить три основных подсистемы:

а) документационное обеспечение управления, представленное в виде различных унифицированных систем управленческой документации;

б) информационно-справочные фонды организации;

в) устный обмен информацией.

Рассмотрим подробнее основные направления информационного обеспечения управления и тенденции его развития.

1.1. Управленческая документация

В основе построения традиционной модели информационного обеспечения лежит движение документной информации. Документопотоки в настоящее время несут основную нагрузку по хранению и передаче информации, и не удивительно, что до недавнего времени основное внимание в вопросах оптимизации ИОУ уделялось именно организации документооборота.

Действительно, совершенствование системы управленческой документации (важнейшей части информационного обеспечения) имеет большое значение. В процессе ее эволюции происходила дифференциация документов на специальные подсистемы. При этом изменение условий управления неизбежно вело к необходимости появления новых видов документов. Сложившиеся системы документации не являются застывшими.

В соответствии с критерием функционального соответствия в системе управленческой документации выделяются такие подсистемы, как организационно-распорядительные документы; документация по материально-техническому снабжению; бухгалтерская; плановая; учетная и т.д. В них достаточно четко определены границы каждой функциональной подсистемы, решаемые ею задачи.

Процесс управления в системах организационного типа неразрывно связан с выработкой и реализацией различного рода управленческих решений. Они находят отражение в нормативных актах, положениях, организационных и технических проектах, приказах, распоряжениях и др. Формируемая при этом организационно-распорядительная документация (ОРД) является важнейшей составной частью системы управленческой документации. В ОРД содержится не только "собственная информация", относящаяся к реализуемым ею функциям, но и информация по всем остальным подсистемам управления. Она представляет собой наиболее общую документальную систему в управлении и выполняет, таким образом, интегрирующую роль относительно других функциональных подсистем. Возникая в процессе организационной и исполнительной деятельности, ОРД сопровождает все специальные системы управленческой документации (плановую, снабженческую, финансовую и т.д.) и имеет значительный удельный вес в общем объеме управленческой документации.

Операции над документами совершаются в определенной последовательности, что и составляет содержание технологического процесса обработки документов. Документальные технологии нашли достаточно полное отражение в ГОСТах. Движение документа в аппарате управления с момента его получения или создания до исполнения или отправки называют документооборотом. Под термином "документопоток" понимают направленное движение документов и количество документов, обрабатываемых за единицу времени в данном аппарате управления. Основной параметр документопотока — интенсивность, которая определяется как отношение количества документов на единицу времени (в месяц, год и т.д.). В соответствии с этим показателем учреждения и организации подразделяются на следующие группы: 1) с документопотоком более 100 тыс. документов в год; 2) от 25 до 100 тыс.; 3) от 10 до 25 тыс.; 4) менее 10 тыс. документов в год.

Совершенствование документационного обеспечения управления (ДОУ) в настоящее время представляет одно из важнейших направлений развития информационного обеспечения управления. Документ остается весьма удобным, оперативным и, что немаловажно, надежным носителем управленческой информации. Положительным фактором является и то, что документационные системы унифицированы, стандартизированы при-

емы их создания и хранения, основные маршруты движения в организациях. Развитие и совершенствование ДОУ осуществляется на основе ГОСТов, по мере необходимости учитывающих изменяющуюся информационную и техническую среду функционирования управленческих структур. При этом одно из центральных мест в управленческой деятельности занимают проблемы автоматизации делопроизводства, создаются достаточно эффективные прикладные программные пакеты, позволяющие облегчить работу с документами.

С другой стороны, совершенствование документационного обеспечения управления связано не только с соблюдением требований ГОСТов и внедрением средств автоматизации, но и с более гибким творческим отношением к документу и документообороту на рабочих местах. Условия работы, которые уникальны для каждого предприятия или учреждения, способствуют и формированию специфических потребностей в информации, удовлетворение которых может быть связано с созданием новых разновидностей документов отчетного, учетного и инструктивного характера. Форма, содержание и периодичность составления таких документов определяются спецификой деятельности организации, зависят от ее структуры, степени автоматизации, уровня управления. Все более актуальным становится формирование систем документации, ориентированных непосредственно на информационную поддержку принятия решений.

Проблемы организации документооборота остаются наиболее значимыми в информационном обеспечении управления, хотя и не исчерпывают всех аспектов информационно-аналитической деятельности.

1.2. Информационно-справочные фонды

Не менее важным элементом организации ИОУ выступает формирование информационно-справочного фонда в учреждении или на предприятии, в котором должна быть представлена нормативная, справочная и другая необходимая в управлении информация. Основным источником подобных сведений являются публикации. Таким образом, в любой организации возникает необходимость создания информационных систем библиотечного типа. Традиционно информационно-справочная деятельность на предприятиях осуществлялась через органы научно-технической информации (отделы научно-технической информации, библиотеки, патентные бюро и т.п.), т.е. подразделения, выполняющие задачи научно-информационного обслуживания и аналитической обработки публикуемых данных. Несмотря на то, что наличие подобных структур считается свойственным крупным научным и научно-производственным организациям, потреб-

ность в такой информации существует в любой, даже самой маленькой, фирме. В последнем случае возникают трудности организационного плана, задачи информационно-справочного обслуживания возлагаются на работников, не имеющих достаточной квалификации и знаний, например, на секретарей, делопроизводителей и других служащих, непосредственно связанных с информационной деятельностью.

Состав информационно-справочных фондов должен соответствовать конкретным потребностям руководителей, специалистов и рядовых сотрудников организации, учитывать ее специфику и направления деятельности. Информационный массив библиотечной системы, как правило, включает различные виды публикаций — ГОСТы и ОСТы, справочники общего и специального характера, статистические сборники, научно-техническую литературу по профилю предприятия, общие и специализированные газеты и журналы, классификаторы, сборники законодательных актов и т.д.

В зависимости от содержания информационно-справочные фонды можно подразделить на:

— материалы правового характера, включающие документы по тру довому, административному, финансовому праву и другие законодатель ные акты, регламентирующие внешние условия работы организации, в том числе по вопросам охраны окружающей среды, налоговых отчислений, таможенных пошлин и т.п.;

—нормативы, государственные и отраслевые стандарты, регулирующие основные производственные, информационные процессы в организации;

справочная информация общего характера (адресные, телефонные, торговые справочники и т.д.);

тематические справочные материалы;

статистические данные по интересующим организацию регионам;

аналитическая информация по политическим, социально-экономическим, технологическим проблемам;

прогнозы и др.

В зависимости от периодичности публикаций выделяют периодические, продолжающиеся и непериодические издания. Данный фактор учитывается при разработке планов комплектования фондов. Кроме того, для оценки содержащейся в публикациях информации очень важно принимать во внимание тип публикации. В соответствии с используемыми первичными источниками публикации можно подразделить на официальные, полуофициальные, неофициальные издания и научно-техническую литературу.

Наибольшим доверием пользуются правительственные или официальные публикации. К ним относятся издания, выходящие под грифом органов власти и государственных структур — это правительственные газеты

и журналы, кодексы законов, статистические сборники и др. Для принятия решений используется широкий спектр официальной информации: данные переписи населения; переписи предприятий торговли и промышленности; ежегодные статистические отчеты; показатели национального дохода и расхода; обзоры деловой активности; баланс внешней торговли; обзор доходов семьи. Данная информация публикуется после соответствующей обработки в журналах, квартальных и ежегодных отчетах, обзорах. Официальная информация является наиболее достоверной, так как точность ее определенными способами контролируется.

Неофициальные или неправительственные источники информации— газеты, журналы и другие издания, публикуемые издательствами на инициативных началах. Законы рынка регулируют в настоящее время всю издательскую деятельность, и это влияет на содержание, форму и достоверность публикуемых материалов. Многообразие деловых изданий, где можно найти отчеты и аналитические обзоры о деятельности компаний, экономические прогнозы и т.д., значительно обогащают представления руководителей и специалистов об окружающей среде и условиях деятельности организаций. Информация, представленная в них, обладает несомненной ценностью, особенно если речь идет о изданиях, зарекомендовавших себя с серьезной стороны. Но вместе с тем не нужно забывать, что значение средств массовой информации как важного канала влияния давно хорошо известно и широко используется в политической и экономической практике. Неофициальные издания наиболее подвержены этому влиянию, поэтому и требуют более тщательной проверки точности и достоверности информации. Приемы оценки качества публикуемых данных должны в любом случае обязательно включаться в информационно-аналитическую деятельность, но особого контроля требуют неофициальные сведения.

Важным источником информации выступает научно-техническая литература, в том числе журналы и газеты, где публикуются сообщения о новых материалах и их применении, направлениях деятельности конкурентов, внутреннем и зарубежном рынках, тенденциях развития отраслей и др. Особую ценность научно-техническая литература приобретает для организаций, занимающихся исследовательской, конструкторской деятельностью, крупных объединений научно-производственного плана. Научно-технические издания имеют собственные цели, нередко прямо не связанные с практическими потребностями производителей, но они необходимы для определения стратегических направлений развития предприятий.

Полуофициальные источники информации — это справочные издания, где представлены данные о компаниях, направлениях их деятельности,

сравнительные обзоры деятельности фирм и другая информация справочного и нормативного характера.

Таким образом, деятельность по организации информационно-справочных фондов включает тематическую подборку изданий, соответствующих потребностям фирмы, ее специалистов и руководителей. Формирование библиотечных массивов предполагает не только тщательное изучение информационных потребностей руководителей и специалистов, но и отбор наиболее надежных и достоверных источников информации.

Помимо обязательной комплектации основных нормативных и правовых изданий, общих и специальных тематических справочников, что обычно является результатом целенаправленной и продолжительной работы, необходимо серьезно подойти к проведению подписки на периодические издания. Сложность этой задачи возрастает в силу многочисленности и разнообразия подписных изданий, поэтому приоритет необходимо отдавать официальным, научно-техническим публикациям и наиболее серьезным информационным органам.

В сферу деятельности информационных служб, связанных с организацией информационно-справочных фондов, входит не только формирование информационных массивов, но и аналитическая обработка публикуемых данных: аннотирование, реферирование, составление обзоров, подборка фактографических данных, переводы и др., а также информационное обслуживание руководителей и специалистов в соответствии с их запросами. Удовлетворение информационных потребностей работников организации должно осуществляться как в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), так и ретроспективного поиска. Система ИРИ, функционирующая на традиционной или автоматизированной основе, предполагает систематическое оповещение руководителей и специалистов о поступивших в фонды изданиях, соответствующих их информационным запросам. Информационное обслуживание в режиме ретроспективного поиска включает подбор материалов в соответствии с определенными заказами и темами и осуществляется не только на основе имеющегося в организации массива информации, но и с привлечением информационных ресурсов внешней среды.

Автоматизация становится важным преобразующим фактором в организации информационно-справочных фондов. Правовая, нормативная, справочная информация является удобной базой для создания автоматизированных поисковых систем, которые заняли свое место на информационном рынке. Ценным помощником руководителей и специалистов разных рангов становятся мощные гипертекстовые системы, позволяющие не только быстро получить необходимую правовую или нормативную ин-

формацию, но и оперативно обновить ее по мере появления новых документов и стандартов.

Среди автоматизированных технологий, существенно расширяющих информационный потенциал традиционных библиотечных фондов организаций, нужно прежде всего выделить технологию баз данных — самый распространенный и доступный инструмент создания информационных систем, гипертекстовые технологии, мультимедиа. Важное место занимают телекоммуникации, возникновение которых связано, главным образом, с новыми техническими возможностями средств вычислительной техники. Использование современных технологий позволяет работать с большими объемами информации и представлять ее в удобном для восприятия виде.

Другой важный элемент современной информационной среды—глобальные информационные сети, ставшие незаменимым источником ценной информации. Возможность доступа к обширным информационным ресурсам общества, оперативность их обновления формируют новые направления развития информационного обеспечения управления, не только делают его более эффективным, но и порождают новые проблемы. Работа с сетевыми технологиями и информационными ресурсами внешней среды требует серьезной технической базы, профессиональной подготовки специалистов и определенных организационных усилий. Освоить популярный INTERNET, исследовать его информационные возможности сложно, если эту работу сочетать с другими обязанностями, заниматься поиском необходимой информации в сети урывками. Проблема поиска — это не только техническая задача, но и сложная интеллектуальная работа, нужно не только выявить актуальные базы данных, расположенные по различным адресам, но и отслеживать их обновление, появление новых, уметь обоснованно оценить достоверность и полноту содержащейся в них информации, имеющийся потенциал для решения управленческих задач и т.д. Таким образом, это - работа, требующая постоянного внимания и усилий со стороны работников информационных отделов.

В настоящее время автоматизированные информационно-справочные системы сосуществуют с традиционными библиотечными фондами и более или менее удачно дополняют их. В будущем автоматизированные системы, особенно в малых и средних организациях, будут вытеснять библиотечные, имея несомненное преимущество как по объемам хранимых данных, так и по скорости доступа и обновления их.

1.3. Устное информирование

Важнейшим каналом передачи управленческой информации является устный канал. Он занимает особое место в информационном обеспечении управления. Являясь составной частью традиционных информационных технологий, устное информирование реализуется на практике через общение руководителей, специалистов, сотрудников фирмы между собой, играет особую роль и заменить его другими технологиями — письменными или автоматизированными, наверное, невозможно.

Наряду с необходимостью создания эффективных официальных каналов и процедур связи, в организации присутствует потребность в неформальном общении, как по горизонтали, так и по вертикали, что ускоряет поступление информации в те места, где в ней есть необходимость. Одновременно это способствует заполнению ниш в информационной системе, что представляется весьма необходимым делом, ибо даже самая совершенная управленческая информационная система не может удовлетворить все потребности управленческих структур в информации, особенно в условиях постоянных перемен.

Прямое общение является одним из обязательных элементов управления, основное его достоинство — это оперативность и эмоциональность. Устный приказ, распоряжение, отчет позволяют ускорить процесс передачи необходимой для управления информации, в этом случае имеет место экономия времени и труда, которые тратятся на создание документа, кодирование информации и ее декодирование. Наличие обратной связи при устных коммуникациях снижает "шум", т.е. позволяет свести искажения к минимуму, но только в том случае, если обмен реализуется в форме диалога.

Устные процедуры информационного обеспечения связаны с принятием решений, информированием, инструктированием, обсуждением проблем на различных уровнях — все это важные составляющие элементы информационного обеспечения управления, которым далеко не всегда уделяются достаточное время и внимание. Общим для всех устных процедур является применение их преимущественно при решении несложных задач оперативного управления, быстрого согласования и т.д.

Другое качество общения — эмоциональность — можно рассматривать и как достоинство, и как недостаток. Устные распоряжения, произнесенные с соответствующими интонациями, мимикой и использованием других невербальных приемов передачи информации, позволяют достигнуть необходимой скорости их выполнения, сформировать нужное отно-

шение персонала к своим обязанностям. В этом случае помимо содержательного аспекта сообщения включаются психологические механизмы, имеющие большое значение в управленческой деятельности. С другой стороны, те же самые факторы могут повлиять и на неадекватное восприятие переданной информации, что и происходит довольно часто, когда участники коммуникационного процесса не учитывают специфику межличностного общения. Если смысл сообщения, мимика, жесты, интонация не соответствуют основной цели коммуникации, имеют разновекторную направленность, то и результаты могут быть совершенно противоположные ожидаемым. В ряде случаев прямое общение и информирование используются для дезинформации и достижения каких-то неявных целей, но это уже особая тема, тесно связанная с познанием тайн общения, способами понимания и оценки собеседника не только исходя из его слов, но с учетом внутренних мотивировок и целей его действий.

19.Технические средства АСУ. Типы топологии сетей и их структура.

Схема физического соединения компьютеров называется топологией сети.

Существует три основных типа топологии сетей. Типы топологии сети — что это такое? Какой тип сети выбрать, чтобы и дешево было и надежно.

1. Кольцевая топология сети. При этом типе топологии сети концы кабелей соединены друг с другом, т.е. образуют кольцо. Каждая рабочая станция соединена с двумя соседними. Данные передаются по кругу в одном направлении, а каждая станция играет роль повторителя, который принимает и отвечает на адресованные ему пакеты и передает другие пакеты следующей рабочей станции.

Преимуществом такой сети является её достаточно высокая надёжность. Чем больше компьютеров находится в кольце, тем дольше сеть реагирует на запросы. Но самый большой недостаток в том, что при выходе из строя хотя бы одного устройства отказывалась функционировать вся сеть. Да и стоимость такой сети высокая за счёт расходов на кабели сетевые адаптеры и другое оборудование.

2. Линейная топология сети или общая шина. При линейной топологии все элементы сети подключаются друг за другом с помощью одного кабеля.

Концы сегментов должны быть затерминированы специальными сопротивлениями, которые называются терминаторами.

При создании такой сети не используется дополнительное оборудование – только кабель. Все подключенные устройства в такой сети «слушают» и принимают только те пакеты информации, которые предназначены только для них, а остальные игнорируются.

Преимущества такой сети – простота организации и дешевизна. Но существенным недостатком является низкая устойчивость к повреждениям. Любое повреждение кабеля влечет за собой выход из строя всей сети. Причем поиск неисправности очень сложен.

3. Звездообразная топология является доминирующей в современных локальных сетях. Она наиболее функциональная и стабильная. Каждый компьютер сети подключается к особому устройству, называемому концентратором (hub) или коммутатором (switch). При создании этой топологии каждое устройство получает доступ к сети независимо друг от друга и при обрыве одного соединяющего кабеля перестает работать только один из элементов сети, что существенно упрощает поиск неисправности.

Кроме того такая сеть позволяет подключать новые устройства без проблем и изменений в подключении старых устройств. Можно наращивать и соединять в одну сеть несколько сетей. Достаточно подключить кабель от одного коммутатора к другому коммутатору.

Такие сети довольно гибкие, легко расширяемые и относительно не дорогие. Вот мы и рассмотрели типы топологии сетей. В следующий раз я расскажу Вам об устройствах сети.

Теперь вы можете сами выбрать тип подключения своих домашних компьютеров и создать свою маленькую сеть и подключить все компьютеры к Интернету.

 

20. Функциональные подсистемы.

Функциональные подсистемы ИС (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.

ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как:

· информационная;

· техническая;

· программная;

· математическая;

· лингвистическая.

Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:

· предметному;

· функциональному;

· проблемному;

· смешанному (предметно-функциональному).

Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техни­че­ским снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы):

· прогнозирование;

· нормирование;

· планирование (технико-экономическое и оперативное);

· учет;

· анализ;

· регулирование.

В качестве примера применения функционального подхода рассмотрим многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), предназначенный для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Комплекс «Галактика» может иметь различные конфигурации. Одной из наиболее важных конфигураций можно считать «Управление производственным предприятием». Данная конфигурация является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии, что позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия. Ниже приведен перечень контуров, составляющих данную ИС:

● Управление производством;

● Управление финансами;

● Управление складом (запасами);

● Управление продажами;

● Управление закупками;

● Управление отношениями с клиентами;

● Управление персоналом, включая расчет заработной платы.

Более подробно комплекс «Галактика» будет изучен в следующих частях пособия.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС (например, система бизнес-планирования на основе Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, информационной системы руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 16).

 

Рис. 16. Структура функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу

 

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

По функциональному принципу:

· стратегическое развитие;

· технико-экономическое планирование;

· бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами):

· техническая подготовка производства;

· основное и вспомогательное производство;

· качество продукции;

· логистика;

· маркетинг;

· кадры.

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

 

21. Подсистема технико-экономического планирования АСУП – цели, функции, задачи.

Объектами управления в организационно-экономических АСУ являются предприятия, поэтому такие системы часто называются АСУП.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы или оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

По принадлежности к отраслям экономики различают предприятия: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, науки и научного обслуживания, информатики, торговли, сферы услуг и т.д.

В свою очередь промышленные предприятия можно классифицировать

- по принадлежности к той или иной отрасли промышленности;

- по степени специализации и массовости выпускаемой продукции (на предприятии массового, крупносерийного, среднесерийного, мелкосерийного и единичного производства);

- по характеру производства (с непрерывным, дискретным или смешанным технологическим циклом).

Целью управления современным предприятием является получение максимальной прибыли (дохода).

При проектировании АСУП ввиду сложности ее структуры, необходимо рассматривать её как систему, состоящую из отдельных частей. Так как в большинстве случаев АСУП разрабатывается для уже существующих предприятий с заданной структурой, то для обеспечения взаимодействия АСУ с традиционными службами предприятия, структуру АСУ принято разделять по функциям.

Часть АСУ, выделенную по признаку некоторой общности функций управления, называют функциональной подсистемой.

Существует 3 аспекта разделения АСУ на функциональные подсистемы:

1) алгоритмическая общность элементов системы, которая включает в себя: а) единство критериев управления; б) единство математических моделей; в) единство методов решения задач;

2) информационная общность, в соответствии с которой в одну подсистему объединяют элементы, имеющие одну и ту же предметную область, тем самым минимизируя внешние информационные потоки (связи) подсистем;

3) функциональная общность, подразумевающая единый характер управленческих решений и воздействий внутри данной подсистемы.

Исходя из вышеперечисленных принципов выделения подсистем, сформировался некий стандартный набор функциональных подсистем АСУП:

1) подсистема технико-экономического планирования (ТЭП);

2) подсистема технической подготовки производства (ТПП);

3) подсистема управления сбытом и реализацией продукции (УСРП);

4) подсистема оперативного управления основным производством (ОУП);

5) подсистема оперативного управления вспомогательным производством (ОУВП);

6) подсистема управления материально-техническим снабжением (УМТС);

7) подсистема управления качеством продукции (УКП);

8) подсистема управления финансами и бухгалтерского учёта (УФБУ);

9) подсистема управления персоналом (УК) и некоторые другие.

Целесообразность выделения тех или иных функциональных подсистем зависит от типа производства (единичное, серийное или массовое), от деления предприятия на цехи и участки и т.д.

22.Подсистема оперативного планирования и управления производством (ОПУ); объекты и функции

28.Модели принятия решений – классическая.

Классическая модель основывается на экономических представлениях. Эта модель сформировалась под влиянием литературы по менеджменту. Главный постулат здесь заключался в том, что менеджеры должны стремиться найти логически обоснованные решения, которые будут служить высшим экономическим интересам их организаций. В основе данной модели лежат следующие представления:

1. Решение принимается для того, чтобы достичь известных

и не вызывающих разногласий целей. Проблемы точно

сформулированы и определены.

2. Человек, принимающий решение, стремится собрать полную информацию и обеспечить достоверность. Все альтернативы и потенциальные результаты их реализации тщательно рассчитываются.

3. Критерии оценки альтернатив известны. Из альтернатив

выбираются те, которые способны принести максимальную экономическую отдачу организации.

4. Человек, принимающий решение, — рационален. Он логически определяет ценности и ранжирует преимущества и принимает такое решение, которое в максимальной степени способствует достижению организационных целей.

Классическая модель основывается на нормативе, который определяет, как принимающий решение должен его принимать. Эта модель не описывает, как в действительности менеджеры принимают решения, поскольку она лишь дает руководство к тому, как достичь идеальных для организации результатов. Ценность классической модели в том, что она помогает людям, принимающим решения, быть более рациональными. Квантитативные (количественные) методы предполагают применение таких инструментов, как разработка дерева решений, матрицы затрат, анализ безубыточности, линейное программирование, прогнозирование, модели исследования операций. Несомненно, что компьютеризированные информационные системы и базы данных повышают эффективность классического подхода.

Классическая модель наиболее применима для запрограммированных решений или решений, принимающихся в условиях достоверности либо рисков, когда доступна необходимая информация и могут быть оценены возможности.

29.Модели принятия решений – административная.

Административная модель описывает, как в действительности менеджеры принимают незапрограммированные решения в сложных ситуациях недостоверности и неопределенности. По-видимому, административную модель можно считать реальной управленческой, поскольку администрирование означает общее управление, а условия, которые пытается учесть эта модель, отражают реалии управленческой деятельности. Многие решения не поддаются количественной оценке и являются незапрограммированными.

Административная модель принятия решений основывается на трудах Герберта А. Саймона. Он предложил две концепции, которые и стали инструментарием административной модели, — ограниченную рациональность и удовлетворительность. Ограниченная рациональность означает, что люди имеют ограничения, или границы, в рамках которых они могут быть рациональными. Структура организаций становится все более сложной, поэтому менеджеры ограничены во времени и могут обрабатывать лишь определенный объем информации, необходимый для принятия решений. Поскольку у менеджеров недостает времени или когнитивных (познавательных) способностей для полной обработки информации, они должны придерживаться принципа удовлетворительности. Удовлетворительность означает, что люди, принимающие решение, выбирают первую попавшуюся альтернативу, которая удовлетворяет минимальным критериям. Вместо того чтобы рассматривать все альтернативы в поиске наилучшей, которая позволит получить максимальную экономическую выгоду, менеджеры берут первую попавшуюся, которая поможет разрешить проблему, даже если есть основания полагать, что существуют лучшие варианты. В этом случае человек, принимающий решение, не смог бы окупить время и средства, которые он потратил бы на обработку исчерпывающей информации.

Административная модель более реалистична, чем классическая, и более применима для сложных комплексных незапрограммированных решений. В ее основе лежат следующие представления.

Цели, для достижения которых принимаются решения, нередко бывают расплывчатыми, противоречивыми, и по их поводу у менеджеров нет полного согласия. Менеджеры часто не знают о проблемах организации или ее возможностях.

Рациональные процедуры используются далеко не всегда, когда же им все-таки находится применение, они упрощают проблему и не учитывают всей сложности реальных событий.

Поиск менеджерами альтернатив оказывается ограниченным по причине человеческого несовершенства, недостатка информации и иных ресурсов.

Большинство менеджеров предпочитают удовлетворительные, а не максимизирующие решения. Это объясняется отчасти нехваткой информации, отчасти неясностью критериев решения, которое позволит достичь максимального результата.

Административная модель рассматривается как дескриптивная (описательная). Это означает, что она описывает скорее то, как менеджеры в действительности принимают решения в сложных ситуациях, чем указывает, как им следует принимать решения согласно положениям идеальной теории. Административная модель признает ограниченность возможностей человека и окружающей среды, которая влияет на степень рациональности принятия решений.

Другим аспектом административного принятия решений является интуиция. Интуиция означает, что человек моментально понижает разрешаемую ситуацию, основываясь на прошлом опыте, но без осознанного размышления. Интуитивное решение нельзя считать случайным или иррациональным, поскольку оно основывается на многолетней практике и богатом опыте, которыепомогают менеджерам быстро определить проблему, не прибегая к скрупулезным вычислениям. В современной, стремительно изменяющейся среде интуиция играет все более и более важную роль в принятии решений.

Менеджеры постоянно получают и обрабатывают информацию на подсознательном уровне, и их опыт и знания помогают им принимать решения в условиях недостоверности и

неопределенности.

31.Количественный подход к ПР – анализ безубыточности.

нализ безубыточности представляет собой дополнение к планированию прибыли и позволяет графически или математически отобразить возможные последствия того или иного плана деятельности. Для определения объемов производства и продаж, необходимых для безубыточной работы или получения намеченной прибыли, применяются простые формулы. Анализ безубыточности является простым, понятным и относительно недорогим методом. Однако его существенным недостатком является исходное предположение о том, что прибыль — это лишь функция объема производства. В действительности же прибыль зависит и от вида производственного процесса, характера торговой деятельности, спроса и ряда других внешних и внутренних факторов.

Линейный анализ безубыточности. При линейном анализе безубыточности делают следующие предположения: 1)

общие затраты и общий доход являются линейными функциями; 2)

общие постоянные затраты (отражающие масштаб производства) и технология неизменны.

Другими словами, линейный анализ безубыточности предполагает наличие статических условий. Этот метод проиллюстрирован на рис. 3.8. Линия TR соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий. Линия ГС соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат, где общие переменные затраты равны средним, или удельным, переменным издержкам AVC, умноженным на количество выпущенных изделий Q. Область переменных затрат лежит между линиями ТС и TCf. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).

Область слева от точки безубыточности В соответствует убыткам. Когда объем производства становится больше, чем в ней, прибыль, соответствующая заштрихованной области, возрастает. Справа заштрихованная область не ограничена, что указывает на следующее: прибыль будет расти с увеличением объема производства.

Обычно бизнесмены не рассматривают прибыль в экономическом смысле, т.е. как разность между общим доходом и общими

Капитал, ден. ед.

Рис. 3.8. Линейный анализ безубыточности:

TR — общий доход; ТС — общие затраты; TCf — общие постоянные затраты; TCV — общие переменные затраты; В — точка безубыточности

затратами. В процессе принятия решений, когда часть капитала фирмы уже вложена и поэтому неподвижна, они используют более удобную концепцию прибыли, которая известна как предельный вклад, или вложенная прибыль (определяется как разность между доходом и переменными затратами). Так, если изделия продаются по цене 100 р. за штуку и средние переменные затраты на единицу продукции составляют 40 р., то при продаже единицы продукции возвращаются 40 р. и получается дополнительно 60 р. Эти 60 р. составляют средний, или удельный, вклад в формирование постоянных затрат и прибыли. Поэтому данная сумма называется средней вложенной прибылью (АСР) или, что более правильно, средним предельным вкладом (ACM). Сумма предельных вкладов всех проданных изделий составляет общую вложенную прибыль (TCP) или общий предельный вклад (ТСМ). Соответствующее соотношение выглядит так:

ACM = Р - AVC,

т.е. средний предельный вклад равен цене, по которой продается изделие, минус переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции. Следовательно

ТСМ= Q(ACM) = TR - TCV = TCf+ Pr,

где Pr — прибыль.

Таким образом, общий предельный вклад равен среднему, или удельному, предельному вкладу, умноженному на количество проданных изделий, что в свою очередь равно общему доходу минус общие переменные затраты и равно сумме общих постоянных затрат плюс прибыль.

На рис. 3.8 в точке безубыточности TR = ТС и В = 0. Следовательно, в точке безубыточности ТСМ = TCf.

Также видно, что

TR = ТСМ + TCV = TCf+ TCV + В.

Алгебраические методы расчета точки безубыточности. Предположение о том, что функции дохода и затрат линейны, позволяет разработать простые алгебраические процедуры для решения проблемы анализа безубыточности. Вычислить положение точки безубыточности можно тремя способами. 1.

По количеству выпускаемых изделий (шт.). 2.

В процентах от объема производства в условиях полного использования производственных мощностей. 3.

По объему продаж (ден. ед.).

Для проведения расчетов по каждому из этих способов требуется свое выражение для предельного вклада.

Объем производства, равный точке безубыточности. Чтобы получить выражение для точки безубыточности в количественном измерении, заметим, что по определению точка безубыточности есть такая точка, в которой 77? = ТС и прибыль Рг = 0. С учетом этого получим:

TR = PQB= TCf+ TCV = TCf+ ACVQB, PQB-AVCVQB= TCf\

QB(P - ACV) = TCf,

где QB — безубыточный объем произведения.

Следовательно, количество выпускаемых изделий, которое соответствует точке безубыточности, равно:

QB= TCf/(P -A VC) = TCfIACM.

Таким образом, объем производства, соответствующий точке безубыточности, равен общим постоянным затратам, деленным на средний (удельный) предельный вклад, который в свою очередь равен разности между ценой и средними переменными затратами.

Так как для этого объема производства и продаж Рг= 0, ACM также равен средним постоянным затратам AFC.

Расчет точки безубыточности в процентах от объема производства. Требуется рассчитать положение точки безубыточности в процентах от объема производства. При этом будем исходить из предположения, что производственные мощности задействованы на 100 %. В таком случае следует разделить количество выпускаемых изделий Qs, которое соответствует точке безубыточности, на мощность предприятия Qmax, переведенную в проценты:

%В= (Qb/Qmax) 100 = (TCf/(P- Avcmoo/Q^.

Объем продаж в денежных единицах, равный точке безубыточности. Если требуется рассчитать объем продаж в денежных единицах, равный точке безубыточности, то предельный вклад выражается в долях цены или дохода, который вкладывается в возмещение постоянных затрат:

SB= TCf/(l - AVC/P),

где SB — безубыточный объем продаж.

В формуле деление средних (удельных) переменных затрат на предложенную цену дает долю цены, которая требуется на покрытие переменных затрат. Вычитая это значение из единицы, получим долю цены, которая требуется на покрытие постоянных затрат. Если разделить эту десятичную долю на общие постоянные затраты, получим сумму вырученных от реализации денег, необходимую для обеспечения безубыточности.

Существует еще один вариант:

SB= TCf/(\ - TCJTR).

Эта формула дает тот же результат, поскольку 1 - AVC/P = = 1 - TCJTR. Для расчета объема продаж, соответствующего точке безубыточности, можно воспользоваться любой из предложенных формул.

Планирование прибыли. Обозначив запланированную прибыль Рг, получим следующие выражения для основных формул:

QB= (TCf+ Pr)/{P - A VC) = (TCf+ Pr)/ACM.

Если Необходимо задать точку безубыточности в процентах от производительности предприятия, то:

%в= (TCf+ Pr)/(QmJP - AVC)) = (ТС/+ Pr)/(QmaxACM).

Если требуется определить объем продаж в денежном выражении, необходимый для обеспечения безубыточности, то:

SB= (TCf + Pr)/(1 - (AVC/P)) = (TCf+ Pr)/(1 - (TCJTR).

Усложним процесс планирования прибыли предприятия с учетом прибыли и налогов. Предположим, что максимальная мощность предприятия составляет?)тах = 848 изд. в месяц, цена изделия равна Р = 326 ден. ед., переменные затраты на одно изделие составляют A VC = 26 ден. ед., а постоянные затраты TCf= = 118 678 ден. ед. в месяц. Руководство предприятия планирует получать ежемесячную прибыль в размере Рг = 78 831 ден. ед. Государство установило для данного предприятия и его вида продукции налог на прибыль в размере Т(%) = 30 %. Учитывая исходные данные, необходимо дать ответы на ряд вопросов. 1.

Сколько изделий в месяц необходимо произвести, чтобы обеспечить безубыточность, а также получить запланированную прибыль? 2.

Каков коэффициент безубыточности загрузки (в процентах от мощности предприятия) с учетом получения запланированной прибыли? 3.

Какой объем продаж в денежном выражении соответствует точке безубыточности с учетом получения запланированной прибыли? 4.

В каком размере необходимо выплатить в бюджет налог с прибыли? 5.

Каким должен быть объем продаж для обеспечения безубыточности с учетом получения запланированной прибыли и выплаты налогов?

Точка безубыточности с учетом получения запланированной прибыли составит

QB= (TCf+ Pr)/(P - AVC) =

= (118 678 + 78 831)/(326 - 26) = 396 изд.

Коэффициент безубыточности загрузки (процент от мощности предприятия) с учетом получения запланированной прибыли составит

%В= (118 678 + 78831)/((326 - 26)848) = 77,6%.

Объем продаж в денежном выражении в точке безубыточности с учетом получения запланированной прибыли составит

SB= (118 678 + 78831)/(1 - 26/326) = 214626.

Рассчитаем налог с прибыли, который необходимо выплатить в бюджет. В общем случае если Т — налоговая ставка в виде десятичной дроби, то прибыль после уплаты налогов ТРА связана с прибылью до уплаты налогов ТРВ следующим соотношением:

Трл = ТРВ- Т? ТРВ,

таким образом,

Трл = (1 _ Т)ТРВ,

следовательно,

Трв= ТрА/(1 - Т).

Таким образом, если принять ставку налога с прибыли, равную 30%, то, чтобы после уплаты налогов получить прибыль в размере Рг= 78 831 ден. ед., необходимо с учетом уплаты налогов получить

ТРВ = 78 831/(1 - 0,30) = 112 616 ден. ед.

Налог в размере 30 % от прибыли в 112 616 ден. ед. составит Т= 33 785 ден. ед. После уплаты налогов останется прибыль в размере 78 831 ден. ед.

Введем этот расчет непосредственно в формулу для определения объема продаж, необходимого для обеспечения безубыточности:

SBT= (ТС/+ ТРА/(\ - Т))/(1 - AVC/P) =

= (118 678 + 78 831/0,7)/(1 - 26/326) = 251 339 ден. ед.

32.Метод принятия решений – платежная матрица.

Платежная матрица. Суть каждого принимаемого руководством решения – выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. Платежная матрица – это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу. Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего, будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным. В целом платежная матрица полезна, когда:

1) имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними;

2) то, что может случиться, с полной определенностью не известно;

3) результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

Кроме того, руководитель должен располагать возможностью объективной оценки вероятности релевантных событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности. Руководитель редко имеет полную определенность, но также редко он действует в условиях полной неопределенности. Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Вероятность можно определить объективно, как поступает игрок в рулетку, ставя на нечетные номера. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководителя, который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях.

Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.

 

Используя дерево реш ений, руководитель может рассчитать результат каждой альтернативы и выбрать наилучшую последовательность действий. Результат альтернативы рассчитывается путем умножения ожидаемого результата на вероятность и последующим суммированием таких же произведений, находящихся правее на дереве решений.

Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений (рис.1).

Рисунок - Дерево принятия решений

Дерево решений можно строить под сложные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений – это полезный инструмент для принятия последовательных решений.

Принятие решений как результат управленческой деятельности. Уровни принятия решений в организации

Принятие решений является результатом управленческой деятельности менеджмента предприятия. Принятие решения отличается в зависимости от уровня в организации. Имеет место иерархия управления. Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2016-02-19; view: 654; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию