Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль
Сатира как таковая в ХХ в. не существовала. Пролетариату она не была нужна. Был дан заказ на вдохновение. Литературу стали приводить к единому идеологическому и эстетическому знаменателю. Сатира считается разновидностью комического. В основе комического всегда несоответствие (любого рода). Сатира всегда должна являть отрицание какого-то явления, осуждать социальное противоречие. Отрицание социального явления. Писатели-сатирики составляли очень важную часть литературы 1920-30-х гг. После войны – новый удар по сатире. В период оттепели – надежда на возрождение сатиры; Твардовский публикует «Теркина на том свете». 1920-е гг. – расцвет сатиры: Аверченко, Тэффи, Булгаков, Довлатов, Войнович и т.д. Вернулись жанры анекдота, антиутопии и др. Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры 20 в. – лирика и пьесы В.Маяковского, проза М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, Замятина драматические сказки Е.Шварца. Сатира советского периода осознается почти исключительно сферой идеологии, по характеру отрицания она распадается на «внешнюю», обличающую капиталистическую действительность (Блек энд уайт, 1926, В.Маяковского), и «внутреннюю», в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют смеховые фольклорные жанры (анекдот, частушка) и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы (Собачье сердце и Роковые яйца М.Булгакова, оба – 1925, продолжающие гоголевскую и щедринскую традиции, антиутопия Е.Замятина Мы, 1920). Маяковский- высмеивает бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство."Мразь" - так называется стихотворение, призывающее "взяточников брать за шиворот", "О дряни" - стихотворение, направленное против замаскированного мещанства, "Прозаседавшиеся" - разоблачение бюрократизма, волокиты в государственных учреждениях. Сатирические пьесы "Клоп", "Баня" передают нездоровую общественную атмосферу 20-х годов, нуждающуюся в хорошей встряске. Он продолжает традиции Салтыкова-Щедрина, широко пользуется гиперболой; гротеском,живыми интонациями разговорной речи,намеренным искажением грамматических форм; архаизмами. "...Глазами жадными цапайте все то, что в нашей земле хорошо и что хорошо на западе" - это слова из стихотворения "Нашему юношеству". Бывая за границей, Маяковский видел то положительное, чему можно и нужно поучиться. Он видел резкие социальные противоречия в странах Запада. Это нашло отражение в стихотворениях: "Парижанка", "Искажая", "Блэк анд уайт". Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление. Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.Разоблачение мещанства, пошлости, скудоумия, духовной нищеты стало главной целью его творчества. Его считали классиком юмористической литературы. Первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» -сборник юмористических новелл, где все персонажи – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Комическая несообразность их претензий, духовная нищета выступают в смешных, уродливых и курьезных ситуациях. Важнейшей фигурой является рассказчик, сама речь которого, косноязычная, переполненная уличным жаргоном, канцеляризмами и грамматическими нелепостями, разоблачает и его самого и тех, о ком он рассказывает. Юмор Зощенко заключал, однако, в своей глубине сострадание к так называемому маленькому человеку», растерявшемуся в годы великой ломки социальных и человеческих отношений. Зло высмеивал цинично-расчетливых добытчиков индивидуального счастья, интеллигентных подлецов и хамов, («Матренища», «Гримаса нэпа», «Дама с цветами», «Няня», «Брак по расчету»).Новаторство:открытие комического героя, который «почти что не фигурировал раньше в русской литературе», а также с приемов маски, посредством которой он раскрывал такие стороны жизни, которые не попадали в поле зрения сатириков. Писатель возвышал эти отдельные случаи до уровня значительного обобщения. Писатель называл свои рассказы: «Счастье», «Любовь», «Легкая жизнь», «Приятные встречи», «Честный гражданин», «Богатая жизнь», «Счастливое детство» и т.п. А речь в них шла о прямо противоположном. Сатира у Ильфа и Петрова выступает в тесном содружестве с юмором, ее можно назвать юмористической сатирой. "12 стульев»1928г – авантюрно-приключенческий роман с фигурой удачливого плута в центре. Остап Бендер наделен специфической художественной функцией – быть «лакмусовой бумажкой», которая проявляет сокровенную сущность всего, с чем соприкасается. В нем проступают черты, сближающие его с героями классического европейского романа XIXв. («Красное и черное» Стендаля, «Утраченные иллюзии» Бальзака). Эти персонажи из чувства социальной обделенности готовы идти на любые житейские и нравственные компромиссы, прокладывая себе «путь наверх». Их жизненное фиаско обнажало трагическую несовместимость человечности с индивидуалистическим идеалом. Остап Бендер отличается от них тем, что живет в другое время и в другой исторической обстановке. Уже одно это отличие превращает его в комического двойника своих «высоких» литературных предтеч, возвращая самому типу облик «плута». В обоих романах Ильф и Петров пародировали советскую действительность – например, ее идеологические клише («Пиво отпускается только членам профсоюза» и т.п.). В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. М.Булгаков,черты сатиры: 1. это юмор солидного философского ранга, прямой наследник романтич мир иронии. 2 концептуальность, системность, его сатира вскрывает корни отрицат явл-ий, дает их осмысление. 3. Б в сатире выступ суровым и правдивым диагностом. Сатира часто носит пророческий хар-р. 4. Б, имея обширные познания в мир л-ре, часто обращ-ся к разн образам и сюжетам мир л-ры. Он пародирует или карнавально переворачивает лит образцы, образы, сюжеты. 5. смех в худ мире Б явл-ся ср-вом раскрытия несовпад интересов личности, об-ва и власти. Б доказывает, что в нормальн здоровое об-во должно синтезировать общечел ценности, в таком об-ве закономерно присутствие здорового открытого смеха. 6. в св пр-ях Б всегда исходит из нр-ых человеч идеалов, противоп-т их идеологич лжи и несвободе личности. 7. Б в своей сатире внимателен к быт поведению чел-а, это обусловл тем, что быт в культуре того времени стал явл-ем знаковым. 8. сатиру отличает разнообразие приемов, виртуозность сатир обработки. «Дьяволиада»: Гл.герой Коробков – жертва бюрокр произвола. Б поставил в центр повести маленьк чел-а. Гл задача Б в этой повести – изобличение с помощью образа мал чел-а чуждой нормальным сост жизни. Сюжет – странствие героя – приобретает мистико-фантастич хар-р. Писатель показывает Коробкова и бюрокр мир, используя самые разнообразн приемы: фантастика, гипербола, контраст. Мир бюрократический – это мир, враждебный чел-ку, мир людей, котор перестали быть личностью. Эпоха, котор отражена в «Д» - это эпоха хаоса. Тема – тщетности револ иллюзий и губительности для чел любых насильств преобразований. Коробков – идея утраты героя, утрата инд-ти своей личности, самостоятельности. В бюрокр мире чел становится частью. Бюрократ миру личность не нужна, психол чел-а упрощается, она элементарна. В «Д» писатель исп-т ряд сатир приемов: 1. остранения. 2. события даются в более быстром темпе, нарушается темп. 3. открытие в сам реальн д-ти фантастического. Приемы реальн фантастики это фантастика, вростающая корнями в быт. 4. повествование ведется на грани м/у реальностью и абсурдом. 5. высотная композиция. Внутр движение идет снизу вверх, сверху вниз. 6. автор исп-т традиционные мифологемы смеха. 7. прием двойника. 13. Место и роль социальной и научной фантастики в литературном процессе 1920-1930 х годов (Замятин, Булгаков,Беляев,Толстой –по выбору) Одной из особенностей развития русской литературы в 1920-1930-е гг. является возрастающая роль авантюрной, фантастической и исторической прозы. Принципы осмысления и отражения действительности, используемые в этих видах прозы, оказываются востребованы в эпоху, когда писатели полностью «вовлечены» в современность, когда, казалось бы, сам масштаб исторических событий не позволяет думать ни о чем другом. Но именно в это время многие стараются взглянуть на происходящее с определенной дистанции.
Как и в литературе русского зарубежья, в советской России в первой половине 1920-х гг. развивается преимущественно социальная фантастика.
повести «Конец здравого смысла» А.В.Шишко показывается Европа будущего. Он отказывается от классового конфликта и делает это вполне осознанно: сатирическое изображение буржуазного общества может быть спроецировано на общество вообще. Шишко осмеивает многое из того, что казалось воплощением мечты писателям-утопистам, - к примеру, омоложение или таблетки, заменяющие сон и еду. Полемика с утопистами не бросается в глаза, ее заслоняют прозрачные намеки на современное капиталистическое общество, политическая конкретика. И все же буржуазность того здравого смысла, с которым сражается герой, во многом декларативна. Это не классовое противостояние, а бунт человека против механической цивилизации. Date: 2016-02-19; view: 4292; Нарушение авторских прав |